Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Тундра»




НазваниеУрок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Тундра»
Дата публикации15.04.2013
Размер82.2 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > География > Урок

Урок окружающего мира

в 4 классе

Тема урока: «Тундра»
Учитель: Илькина Елена Александровна


ГБОУ ООШ № 15

г. Новокуйбышевск 2012-2013 уч. г.



Тундра. Природа тундры. Тундра и человек.
Цели урока: Познакомить учащихся с новой природной зоной нашей страны: с её географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

Воспитывать бережное, разумное отношение к природе.

Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.

Оборудование: карта природных зон, карточки, тестовые задания, картинки животных и растений, видеофильм «Тундра. Занятия населения тундры».

^ Тип урока. Комбинированный.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы урока. Постановка целей урока.

- Сегодня мы с вами вновь отправляемся в экспедицию по нашей огромной стране.

- Нас приглашает к себе в гости новая природная зона. Мы познакомимся с её географическим расположением, климатическими условиями, растениями и животными, а также занятием населения.

^ III. Проверка знаний учащихся.

Проверяется домашнее задание по теме «Зона арктических пустынь»

Класс по группам выполняет задание (Приложение 1)

1 группа учащихся выполняет задание по карточкам.

^ 2 группа учащихся составляет цепи питания, которые сложились в Арктике.

3 группа учащихся исправляет ошибки в тексте (Приложение 2)

4 группа (дети с ОВЗ) рассказывают, какой они себе представляют Арктику, (заслушиваются сообщения, приготовленные дома).

После выполнения дифференцированного задания, все учащиеся работают с тестом (Приложение 3)

^ ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Представьте, что над вами ночное небо, усыпанное звёздами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать.

Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды! Снимите её с неба и бережно положите перед собой.

^ Упражнение на фокусировку глаз.

Несколько раз переводите взгляд с близко расположенных предметов на предметы, находящиеся на значительном расстоянии от вас.

^ Воздействие на точку у корня носа

Воздействие на эту точку улучшает кровообращение в глазных яблоках и лобных отделах мозга.

Нажимать на эту точку нужно так, чтобы кончики большого и указательного пальцев находились у внутренних углов глаз. При воздействии на эту точку улучшается кровообращение в глазных яблоках и лобных отделах мозга.

^ Точечный массаж бровей

(Массаж рекомендуется при переутомлении глаз, головной боли).

Для расслабления глазных мышц большими пальцами рук надавливаем несколько раз на симметричные точки у наружных углов глаз, начала и середины бровей.

^ IV. Изучение нового материала.

а) Беседа учителя.

- Итак, цель нашей экспедиции – тундра. Найдите природную зону на карте.

- Что вы можете о ней сказать, глядя на карту?

(Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее зоны арктических пустынь, за линией северного полярного круга, в холодном поясе. В тундре холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима суровая, снега выпадает много. Тундра – равнина, т.к. часть зоны расположена на Восточно-Европейской, а часть на Западно-Сибирской равнинах).

Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная».

б) Просмотр презентации по теме: «Тундра»

Просмотр сопровождается рассказом учителя:

Суров климат тундры: зима продолжается больше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и уплотняет так снежный покров, что по нему можно ходить не проваливаясь. А под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 – 50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Ещё говорят, что тундра делится на две части: снежную и мокрую.

- Что такое снежная часть года – это, я думаю, всем понятно. А вот почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения?

(Снег и лёд, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остаётся).

- Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озёр. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия. Составим небольшую схему:

ТУНДРА

равнина

вечная мерзлота

суровая зима (t до -50ºС)

прохладное короткое лето
ФИЗМИНУТКА

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места.

Шаг на месте – левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину вы держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
в) Работа в группах.

Учащиеся делятся на зоологов, ботаников, экологов.

Вам предстоит выяснить:

1. Кто живёт?

2. Что растёт?

3. Как живут?

Всем группам раздаются карточки – «помогайки».
Карточка – «помогайка» для ботаников

1. Какие растения растут.

2. Как растения приспособились к жизни.

(учебник, стр. 88-91)
Карточка – «помогайка» для зоологов

1. Какие животные и птицы обитают.

2. Как они приспособились к жизни.

(учебник, стр. 88-92)
Карточка – «помогайка» для экологов

1. Основные занятия населения тундры.

2. Экологические проблемы тундры.

(учебник, стр. 93-95)
Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах, учитель консультирует каждую группу.

г) Коллективное обсуждение изученного материала. Заслушиваются рассказы ботаников, зоологов, экологов.

Вывод: Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья. У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей – густой мех. Экологические проблемы: запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжёлую технику, бережно относиться к природным богатствам.

После ответа экологов заполняется пирамида:

волк

песец

сова
олень

куропатка

лемминг
растения
25-40 см вечной мерзлоты
д) Просмотр презентации по теме: «Занятия населения тундры»
^ V. Закрепление изученного материала.

1. Работа в тетрадях: самостоятельно запишите названия растений и животных, которых вы запомнили.

2. Составьте 2-3 цепи питания.

Взаимопроверка.

^ VI. Итог урока.

Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями.

Учащиеся делают вывод. Сравнивают условия зоны арктических пустынь с тундрой по плану:

1. Географическое положение зон.

2. Климатические условия.

3. Растительный мир.

4. Животный мир.

5. Население.

VII. Домашнее задание.

1. Учебник, стр. 87-97.

2.Подготовить сообщение с помощью использования дополнительной литературы об одном из растений или животных тундры.

Приложение 1
Карточка ученика ______________________
1. Перечисли растения зоны арктических пустынь

______________________________________________
______________________________________________
2. Почему люди с давних пор осваивают Арктику?

______________________________________________
______________________________________________

Карточка ученика ____________________________
1. Перечисли животных зоны арктических пустынь

____________________________________________
____________________________________________
2. Назови экологические проблемы Арктики
____________________________________________
____________________________________________

^ Карточка ученика ____________________________

Составь цепи питания, которые сложились в Арктике

______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________


Приложение 2

Карточка ученика _______________________________



Исправь географические ошибки в тексте:
Арктика - это огромное пространство Северного Ледовитого ________. Солнце направляет на это пространство _________лучи. Оно ________, но не греет. Зимой в Арктике __________ночь. Темноту освещают: луна, звёзды и ___________________. Дуют _______, бушует __________. Температура опускается до _____ Летом в Арктике _____________ день, но тепла тоже ______.

Животных арктической зоны кормит _______. Основная пища птиц и животных – это _________. На скалистых берегах собираются ________, __________и __________. Здесь они выводят _______________. Птиц с необычными клювами называют ___________. Все звери прекрасные _____________. От холода защищает их слой_________. Это _________, __________, ______________.У них длинная густая шерсть __________цвета и _________лапы, чтобы удобнее было ________________________________________.

Приложение 3


Фамилия, имя _______________________
^ Тест по теме «Арктика»


  1. Зона арктических пустынь расположена …

а) на островах Тихого океана;

б) на островах Индийского океана;

в) на островах Северного Ледовитого океана.


  1. В Арктике для растений и животных сложились…

а) суровые условия;

б) благоприятные условия.


  1. В ледяной зоне растут…

а) кедры, берёзы, черёмуха;

б) лишайники, мхи, полярные маки;

в) бузина, орешник, айва.


  1. Арктический заповедник расположен …

а) на земле Франца Иосифа;

б) на Северной земле;

в) на острове Врангеля.
5. Большое скопление птиц на скалах называют…

а) «птичьи рынки»

б) «птичьи базары»

Похожие:

Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Тундра» iconУрок окружающего мира Тема. Тундра
Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры, познакомить с географическим положением, климатическими условиями,...
Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Тундра» iconУрок окружающего мира в 3 классе Тема урока: «Берегите воду!» Умк
Технология: икт, разноуровневое обучение, интегрированный подход, проблемный метод
Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Тундра» iconКонспект урока изобразительного искусства в 6 классе Тема урока:...
Обобщить знания учащихся о предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника, его личных, душевных...
Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Тундра» iconМетодическая разработка самоанализа урока по окружающему миру в 1...
Мною был проведен урок окружающего мира в 1 классе, по учебно-методическому комплекту «Школа России»
Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Тундра» iconУрока: «Кто такие насекомые?» Цели
Открытый урок окружающего мира в 1 классе с использованием икт и здоровьесберегающих технологий
Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Тундра» iconТема : Петр Великий
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир. 4 класс»
Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Тундра» iconМбоу «Родомановская средняя школа» Урок окружающего мира в 3-м классе по теме
Ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока, вы узнаете, выполнив задание. Нужно из букв сложить слова. ( дети собирают слова «экономика»...
Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Тундра» iconКонспект первого урока-утренника в 1 классе. Тема: «Давайте познакомимся»
Цель урока: помочь ребёнку в новой ситуации познакомиться с учителем и предметами окружающего их школьного мира, удовлетворить естественную...
Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Тундра» iconУрок окружающего мира во 2 классе Тема: Город и село
Формировать умение сравнивать, находить основные особенности данных населенных пунктов
Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Тундра» iconУрок окружающего мира в 1 классе тема: «Дикие животные»
Класс делится на две команды, выбирается эксперт. Ребятам раздаются листочки с кроссвордом
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница