Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков




Скачать 192.15 Kb.
НазваниеРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Дата публикации07.04.2013
Размер192.15 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > География > Документы

ПРОФИЛАКТИКА «ВЫГОРАНИЯ» У СОТРУДНИКОВ ПРОГРАММЫ СВ


Проект по контролю СПИД в Центральной Азии

Региональный обучающий курс по Снижению вреда,

связанного с потреблением наркотиков

Профилактика выгорания в программах

Снижения Вреда

Образовательный модуль

по обучению тренеров



Бишкек-2007

Авторский коллектив:
Редактор

Т.Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков, психиатр, канд.мед.наук
Члены Региональной рабочей группы по разработке образовательных модулей:



Л. Новиченок




независимый эксперт, психолог



М. Хидиров




директор ОО «РАН», психиатр-нарколог, канд.мед.наук



М. Бурханов




директор ОФ «Родители против наркотиков», психиатр-нарколог



Т. Бейшеналиев




зам.начальника управления реформирования МЮ КР, юрист



Выражение признательности

РРГ по разработке образовательных модулей выражает признательность за предоставленные материалы:


  1. AFEW

  2. CEEHRN

  3. UNAIDS

  4. UNODC

  5. WHO

  6. USAID-AOSI



Аббревиатура


АР




Аутрич-работа

ИПН




Инъекционные потребители наркотиков

МПОШ




Мобильный пункт обмена шприцев

МЮ КР




Министерство юстиции Кыргызской Республики

ННО




Неправительственная некоммерческая организация

СПОШ




Стационарный пункт обмена шприцев

ОО




Общественное объединение

ОФ




Общественный Фонд

ППОШ




Полевой пункт обмена шприцев

AFEW







CEEHRN







UNAIDS







UNODC







WHO








Оглавление


Введение в модуль







Программа тренинга







Учебный план







Список литературы










^ Введение в модуль
Настоящий модуль разработан в рамках Проекта по Контролю СПИД в Центральной Азии (Central Asian AIDS Project или CAAP), финансируемого Всемирным Банком и Департаментом международного развития Великобритании.

Модуль является результатом деятельности Региональной Группы экспертов в области Снижения Вреда и предназначен для использования тренерами Регионального Образовательного Курса по Снижению Вреда, созданного в г.Бишкек.

При разработке модуля были использованы материалы партнерских организаций, источники, доступные из Интернета, а также других источников.
^ Актуальность разработки модуля
Первые программы Снижения вреда (СВ) в странах Центральной Азии были внедрены в конце 90-х годов прошлого столетия и в настоящее время являются важной частью работы среди инъекционных потребителей наркотиков в отношении профилактики ВИЧ/СПИДа.

Однако, к сожалению, в регионе отсутствует налаженная система подготовки квалифицированных специалистов для работы в профилактических программах по ВИЧ/СПИДу среди потребителей наркотиков. Существующая практика подготовки и повышения квалификации кадров для программ СВ ограничивается «внутренним» обучением в рамках реализуемых проектов по СВ или обучением в рамках международных проектов по СВ. В обоих случаях образовательные программы по СВ не интегрированы в существующие национальные системы постдипломной и непрерывной подготовки специалистов и не прошли согласования или утверждения в Министерствах образования и здравоохранения Центральноазиатских стран, что ограничивает их возможности и доступность для широкого круга работников, занятых в этой сфере.
^ Цель модуля
Целью настоящего модуля является содействие повышению квалификации тренеров, работающих в сфере подготовки специалистов для программ Снижения вреда, связанного с потреблением наркотиков.
^ Задачи модуля
В задачи модуля входят:

  1. предоставление всесторонней информации тренерам и слушателям РОКСВ по теории и практике снижения вреда;

  2. информирование тренеров и слушателей РОКСВ о современных подходах к решению проблем распространения ВИЧ/СПИДа среди ИПН;

  3. систематизация знаний и навыков тренеров и слушателей РОКСВ по теории и практике Снижения вреда;

  4. выработка у тренеров и слушателей РОКСВ необходимых навыков для обучения специалистов программ Снижения вреда в своих странах.


^ Структура модуля
Модуль содержит базовую информацию по теории и практике Снижения Вреда, которая в дальнейшем может быть расширена и дополнена в соответствии с потребностями РОКСВ.

Модуль содержит в виде приложений следующие, необходимые для проведения тренингов по СВ, материалы:

  1. программу тренинга по настоящему модулю;

  2. учебный план тренинга с использованием модуля;

  3. лекционный материал по тематике модуля;

  4. задания к сессиям по тематике модуля;

  5. ppt-слайды по тематике модуля и тренинга;

  6. список использованной и рекомендованной для использования литературы;

  7. вопросники по до- и посттренинговому тестированию.


Все материалы модуля содержатся в CD диске, который предназначен для раздачи участникам РОКСВ в качестве раздаточного материала.
^ Рекомендации по использованию модуля

Каждый модуль рассчитан на один или половину учебного дня в качестве материала для самостоятельной тренинговой сессии или тренингов ой сессии в составе многодневного тренинга с использованием всего комплекта модулей или их части.
Формы занятий и материалы модуля

  • Лекции

  • Презентации

  • Мозговой штурм

  • Дискуссии

  • Работа в малых группах

  • Общая групповая работа

  • Работа в парах

  • Работа в тройках

  • Общая работа в круге обсуждения

  • Ролевые игры

  • Упражнения

  • Игры-разминки


Оборудование и материалы

  • Компьютер с Power Point слайдами

  • Оверхед, мультимедийный проектор

  • Флип-чарт, плакатные листы и маркеры

  • Экран для демонстрации слайдов

  • Видеомагнитофон и телевизор

  • Переносные электрические кабели

  • CD диски

  • Принтер

  • Столы и стулья (в случае необходимости сдвигающиеся)

  • Набор канцелярских товаров (белая бумага, ручки, маркеры, ножницы, клей, скотч)

  • Фотоаппарат

  • Раздаточный материал для участников тренинга:

      • материалы сессий

      • учебные задания

      • оценочные формы

      • CD диски с материалами тренинга

      • упражнения

      • учебные примеры


Специальное материально-техническое обеспечение для данного тренинга:

  • материалы к практическим занятиям

  • шкала психологического стресса PSM – 25

  • опросник профессионального выгорания

  • экспресс-оценка


Программа модуля: Профилактика выгорания в программах Снижения вреда


Время

Содержание сессий

Форма

занятия

Продолжительность

Утренняя сессия

Модуль 13. Профилактика выгорания в программах Снижения вреда

9.00-9.10

Разминка «Пожелание на сегодня»

Игра-разминка

10 мин.

9.10-9.20

Занятие 1. Тема: Проявления синдрома выгорания

Мозговой штурм

10 мин.

9.20-9.45

Занятие 2. Тема: Синдром выгорания и его последствия

Лекция

25 мин.

9.45-9.55

Разминка «Снежки»

Игра-разминка

10 мин.

9.55-10.20

Занятие 3. Тема: Симптомы выгорания и психодиагностика типов реагирования на стресс

Лекция

25 мин.

10.20-10.45

Занятие 4. Тема: Психодиагностика по шкале психологического стресса PSM – 25 и ПВ-опросника профессионального выгорания и экспресс-оценка выгорания

Индивидуальная работа

25 мин.

10.45-11.00

Кофе – брейк

15 мин.

11.00-11.10

Разминка «Карлики и великаны»

Игра-разминка

10 мин.

11.10-11.30

Занятие 5. Тема: Ресурсы и их классификация. Личностные и социальные ресурсы преодоления стресса и выгорания

Лекция

20 мин.

11.30-11.40

Занятие 6. Тема: Профилактика выгорания

Мозговой штурм

10 мин.

11.40-12.00

Занятие 7. Тема: Снижение стресса путем изменения отношения к ситуации (ассертивные формы поведения)

Лекция

20 мин.

12.00-12.30

Занятие 8. Тема: «Декларация прав»

Ролевая игра

30 мин.

12.30-13.30

Обед

60 мин.

Дневная сессия

Модуль 13. Профилактика выгорания в программах Снижения вреда (продолжение)

13.30-13.40

Занятие 9. Тема: Естественные способы регуляции организма

Мозговой штурм

10 мин.

13.40-14.00

Занятие 10. Тема: Навыки психической саморегуляции - внутренний ресурс

Лекция

20 мин.

14.00-14.30

Занятие 11. Тема: Практика преодоления стресса и выгорания

Работа в парах

30 мин.

14.30-15.00

Занятие 12. Тема: Освобождение от иррациональных убеждений с использованием позитивного мышления

Лекция

30 мин.

15.00-15.15

Кофе – брейк

15 мин.

15.15-15.25

Разминка «Ураган»

Игра-разминка

10 мин.

15.25-16.00

Занятие 13. Тема: Иррациональные мысли в формуле позитивного мышления

Работа в малых группах

35 мин.

16.00-16.20

Занятие 14. Тема: Организация и менеджмент профилактики выгорания

Лекция

20 мин.

16.20-16.40

Занятие 15. Тема: Мониторинг и оценка эффективности профилактики выгорания

Групповая дискуссия

20 мин.

16.40-17.00

Подведение итогов дня

20 мин.



Учебный план
Разминка «Пожелание на сегодня»
Метод- игра-разминка

Время- 10 мин.
Цель- создание положительного эмоционального настроя перед учебной сессией
Материалы

  1. упражнение 13-01

  2. мяч


Занятие 1. Тема: Проявления синдрома выгорания
Метод- мозговой штурм

Время- 10 мин.
Цель занятия- получение представления об уровне осведомленности участников о феномене выгорания и его проявлениях
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 13-1


Занятие 2. Тема: Синдром выгорания и его последствия
Метод- лекция

Время- 25 мин.
Цель занятия- информирование участников о феномене выгорания
Основные положения темы

  1. Определение синдрома выгорания

  2. Выгорание в трех группах переживаний

  3. Последствия выгорания


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 13-2

  2. текстовой материал для лекции 13-2

  3. рекомендуемая литература


Разминка «Снежки»
Метод- игра-разминка

Время- 10 мин.
Цель - повышение эмоционального и интеллектуального тонуса участников тренинга
Материалы

  1. упражнение 13-02


^ Занятие 3. Тема: Симптомы выгорания и психодиагностика типов реагирования на стресс
Метод- лекция

Время- 25 мин.
Цель занятия- подведение участников к осознанию, что большую часть ситуаций, вызывающих стресс и выгорание, человек способен решить самостоятельно
Основные положения темы

  1. Симптомы выгорания

  2. Ситуации, которые провоцируют «включение» «защитных механизмов»

  3. Психодиагностика типов реагирования на стресс


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 13-3

  2. текстовой материал для лекции 13-3

  3. опросники PSM – 25 и ПВ на каждого участника

  4. рекомендуемая литература


Занятие 4. Тема: Психодиагностика по шкале психологического стресса PSM – 25 и ПВ-опросника профессионального выгорания и экспресс-оценка выгорания
Метод- индивидуальная работа

Время- 25 мин.
Цель занятия- отработка навыков измерения уровня стрессовых ситуаций по соматическим, поведенческим и эмоциональным признакам
Материалы

  1. задание 13-4

  2. опросник PSM – 25 (на каждого участника)

  3. инструкция по экспресс-оценке выгорания (на каждого участника)


Разминка «Карлики и великаны»
Метод- игра-разминка

Время- 10 мин.
Цель занятия- повышение рабочего тонуса
Материалы

  1. упражнение 13-03


^ Занятие 5. Тема: Ресурсы и их классификация. Личностные и социальные ресурсы преодоления стресса и выгорания
Метод- лекция

Время- 20 мин.
Цель занятия- информирование о ресурсах преодоления
Основные положения темы

  1. Классификация ресурсов

  2. Социальные и личностные ресурсы преодоления


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 13-5

  2. текстовой материал для лекции 13-5

  3. рекомендуемая литература


Занятие 6. Тема: Профилактика выгорания
Метод- мозговой штурм

Время- 10 мин.
Цель занятия- отработка практических навыков выявления и предупреждения выгорания
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 13-6


Занятие 7. Тема: Снижение стресса путем изменения отношения к ситуации (ассертивные формы поведения)
Метод- лекция

Время- 20 мин.
Цель занятия- информирование участников о понятии ассертивного поведения
Основные положения темы

  1. Рекомендации по профилактике стресса и выгорания

  2. Ассертивность

  3. Приемы преодолевающего поведения

  4. Формула У.Х.Керриэра


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 13-7

  2. текстовой материал для лекции 13-7

  3. рекомендуемая литература


Занятие 8. Тема: «Декларация прав»
Метод- ролевая игра

Время- 30 мин.
Цель занятия- репетиция и закрепление ассертивных форм закрепления. Предоставление возможностей поиска и освоения индивидуальных путей решения личного ролевого репертуара.
Материалы

  1. задание 13-8

  2. белая бумага формата А-4

  3. ручки, маркеры


Занятие 9. Тема: Естественные способы регуляции организма
Метод- мозговой штурм

Время- 10 мин.
Цель занятия- подведение участников к осознанию того, что существуют естественные способы регуляции реакций организма на стресс
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 13-9


Занятие 10. Тема: Навыки психической саморегуляции - внутренний ресурс
Метод- лекция

Время- 20 мин.
Цель занятия- информирование о навыках саморегуляции
Основные положения темы

  1. Естественные способы регуляции организма

  2. Определение саморегуляции

  3. Группы психотехник


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 13-10

  2. текстовой материал для лекции 13-10

  3. рекомендуемая литература


Занятие 11. Тема: Практика преодоления стресса и выгорания
Метод- работа в парах

Время- 30 мин.
Цель занятия- практическая отработка приемов преодоления стресса

Способы саморегуляции:

  • способ, связанный с управлением дыханием

  • способ, связанный с управлением тонусом мышц

  • способ, связанный с воздействием слова

  • способ, связанный с использованием образов


Материалы

  1. задание 13-11


Занятие 12. Тема: Освобождение от иррациональных убеждений с использованием позитивного мышления
Метод- лекция

Время- 30 мин.
Цель занятия- информирование об иррациональном мышлении и его влиянии на поведение
Основные положения темы

  1. Общие признаки иррациональных убеждений

  2. Примеры переконструирования

  3. Развитие позитивного мышления

  4. Готовность преодолевать жизненные стрессы

  5. Определение позитивного мышления (китайская притча)

  6. Позитивные высказывания про запас


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 13-12

  2. текстовой материал для лекции 13-12

  3. рекомендуемая литература


Разминка «Ураган»
Метод- игра-разминка

Время- 10 мин.
Цель занятия- повышение психоэмоционального тонуса участников
Материалы

  1. упражнение 13-04


^ Занятие 13. Тема: Иррациональные мысли в формуле позитивного мышления
Метод- работа в малых группах

Время- 35 мин.
Цель занятия- отработка навыков проведения самоанализа и умения устранять деструктивные речевые обороты
Материалы

  1. задание 13-13


^ Занятие 14. Тема: Организация и менеджмент профилактики выгорания
Метод- лекция

Время- 20 мин.
Цель занятия- ознакомление участников тренинга с подходами к организации профилактики выгорания в программах СВ
Основные положения темы

  1. Правильная организация работы- как первый шаг по профилактике выгорания у сотрудников программ СВ

  2. Организация занятий по профилактике выгорания

  3. Управление процессом профилактики выгорания


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 13-14

  2. текстовой материал для лекции 13-14

  3. рекомендуемая литература


Занятие 15. Тема: Мониторинг и оценка эффективности профилактики выгорания
Метод- групповая дискуссия

Время- 20 мин.
Цель занятия- совместная выработка критериев оценки эффективности работы по профилактике выгорания у сотрудников программ СВ
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 13-15


Подведение итогов дня (20 мин.)


Использованная и рекомендуемая литература


  1. Алиев Х. Защита от стресса. М., 1986.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

  3. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. СПб., 1997.

  4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

  5. Водопьянова Н., Старгенкова Е. Синдром выгорания. П., 2006

  6. Виткин Дж. Женщина и стресс. Мужчина и стресс. СПб., 1995

  7. Готвальд Ф.Т. Ховальд В. Помоги себе сам. Медитация. М., 1993.

  8. Грегор О. Как противостоять стрессу. Стресс жизни. Понять и управлять им. СПб., 1994

  9. Зайверт Л. Ваше время – в ваших руках. М., 1995.

  10. Каппаш В., Новак Т. Сам себе авторитет. СПб., 1995.

  11. Ковалева Т., Сковроньский Д. «Атлантис». Бишкек, 2006.

  12. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983.

  13. Куликов Л.В. Психология настроения. СПб., 1997.

  14. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М., 1993.

  15. Линдеман Х. Система психофизического саморегулирования. М., 1992.

  16. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. Л., 1986.

  17. Лэйк Д. Как преодолеть стресс. СПб., 2000.

  18. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2001

  19. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПБ., 2002.

  20. Ньюстром Дж.У., Дэвис К. Организационное поведение. СПБ., 2001.

  21. Пауэлл Т., Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. СПб., 1977.

  22. Психология здоровья/ Под ред. Г.С.Никифорова. СПб., 2003.

  23. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1993.

  24. Самоукина Н.В. Психология оптимизма. М., 2002.

  25. Селье Г. Стресс без дисстресса. М., 1992

  26. Стресс жизни. Понять и управлять им. СПб. ,1984.

  27. Трансформация личности. НЛП. Одесса, 1985.

  28. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех // Психология бизнеса. СПб., 1993

  29. Хохель С. Секреты победителя. Книга развития личностных качеств. СПб., 2000

  30. Элиот Р.С. Мы побеждаем стресс. М., 1996.




Похожие:

Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница