Скачать 59.53 Kb.
|
Конспект урока. Урок литературы – внеклассное чтение. Интегрированный урок географии и литературы в 8 классе. География: Уникумы Дальнего Востока. Литература: Природа в произведениях русских писателей и поэтов. Цель: формирование чувства любви к родине, бережного Отношения к природе; развитие творческих способностей учащихся; воспитание чувства прекрасного. Оборудование: картины о природе Дальнего Востока, пейзажи русских художников, аудиокассеты с записями классической музыки для музыкального сопровождения.. Все тексты – на столах у учащихся. Эпиграфы к уроку: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.» К.Паустовский. «Лик природы – красота и богатство беспредельное,безграничное,радость и богатство всем дарованное и одному тебе принадлежащее» Б.Шергин. Словарная работа:уникум - редкий, единственный, своеобразный; ассоциация – связь, возникающая при определённых условиях, ощущение, восприятие, идеи; интеграция - сочетание ; лирическая проза – преобладающее авторское «я», эмоциональный строй речи; романтический – необычный, изображение сильных чувств и одухотворённой и целительной природы.(На доске прикрепляются по мере необходимости и по ходу урока). На доске (справа или слева) словосочетания, слова, которые помогут учащимся при написании творческой работы в конце урока.: « В центре внимания, художник охвачен вдохновением, богатство переживаний, личные тончайшие переживания, рисует мир, любит природу, зрительные и слуховые впечатления. Человек сам растворён в природе. Человек – дитя природы» План урока.
Цели и задачи урока. Слайды 4,5 Учитель литературы. Вы встретитесь с писателями и поэтами, имена которых, может быть, услышите впервые. Мы только познакомимся с ними. В старших классах вы глубже будете изучать их творческий путь.
Как описывают природу поэты и писатели? Приведите примеры из известных вам жудожественных произведений. Всегда ли мы внимательны к этим описаниям?
Краткие сведения о творчестве и поэте Аполлон Николаевич Майков (1821-1897).Лирика, посвящённая темам искусства и стихи о природе. Музыка Моцарта. «Пейзаж» Люблю дорожкою лесною Не зная сам куда,брести, Двойной глубокой колеёю Идёшь – и нет конца пути… Кругом пестреет лес зелёный, Уже румянит осень клёны, А ельник зелен и тенист, Осинник жёлтый бьёт тревогу, Осыпался с берёзы лист И,как ковёр,устлал дорогу. Идёшь как будто по водам- Нога шумит …а ухо внемлет Малейший шорох в чаще,там, Где пышный папоротник дремлет, А красных мухоморов ряд, Что карлы сказочные спят. ^ Николай Михайлович Рубцов. (1936 – 1971) Проникновенная поэзия природы и сельской жизни» Сборник «Тихая моя родина». Стихотворение «Берёзы»
Слайд 9, 10. Как описание природы связано с настроением пэта?
Весело жить – И весело думать о небе, О солнце, о зреющем хлебе, И счастьем простым дорожить… ^
Слайд 12,13. «…Осень уже резко обозначила границу хвойного и лиственного мира….Земля во рву, под ногами у доктора и в колеях лесной,утренниками прихваченной и протвердевшей дороги была густо засыпана и забита сухим мелким,как бы стриженным,в трубку свернувшимся листом опавшей ивы.Осень пахла эти горьким коричневым листом и ещё множеством других приправ.» ^
Слайд. 14,15. Музыка Брамса. Смотри,всё ближе с двух сторон Нас обнимает лес дремучий; Глубоким мраком полон он, Как будто набежали тучи. Иль меж деревьев вековых Нас ночь безвременно настигла, Лишь солнце сыплет через них Местами огненные иглы. Зубчатый клён, и гладкий бук, И твёрдый граб,и дуб корнистый Вторят подков железный звук Средь гама птичьего и свиста; И ходит трепетная смесь Полутеней в прохладе мглистой, И чует грудь,как воздух весь Пропитан сыростью душистой. Вон там украдкой слабый луч Скользит по липе,мхом одетой, И дятла стук,и близко где-то Журчит в траве незримый ключ… ^ ? Что представляете? Какие полевые цветы знаете? Какие любите? Стихотворение «Колокольчики мои» - чтение на слайде. Поделиться впечатлениями.
Здесь нет земли.Пласты лесного праха На целый метр.Коряжник,бурелом; Исчерчен воздух,точно злая пряха Суровой нитью вкось,насквозь,кругом Его прошила- цепкой нитью прутьев, Сучков, ветвей,скрепив их,как бичом, Черномалинниками и плющом. Как пробиваться? То плечом,то грудью Кустарник рвать;то прыгать со ствола На мёртвый ствол сквозь стебли копор-чая; Ползти ползком,чудных жуков встречая, Под сводами,где липкая смола; Сорваться вниз,в колдобы,в ямы с гнилью, В сыпучую древесную труху, И наконец, всё уступив бессильно, Упасть на пень в зеленоватом мху. ^
Музыка Прокофьева. « Бор начинался прямо,без подлеска.Неохватные,стрела к стреле,сосны возвышались там,как подпорка неба. Видная издалека вековая надломленная лесина запирала вход. И , словно ведьма на празднике, стояла поодаль зловещая,вся в синих лохмотьях,разбитая громом ель..» ^
В заключении: «Когда вы уезжаете и думаете о своих родных местах,что вы прежде всего вспоминаете?» ^ : «Нет более трудной задачи,чем рассказать о запахе речной воды или о полевой тишине. И притом рассказать так,чтобы собеседник явственно услышал этот запах и почувствовал тишину» Музыка Брамса. Правда, это трудно?
«Природа и человек». «Природа в моей жизни». «Природа моего края.» « Любимое время года». Или письменный краткий анализ – ассоциация любого стихотворения, предложенного на уроке. |
![]() | Урок истории и литературы в 11-м классе на тему: «Истоки и уроки... Название работы: Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему | ![]() | Конспект урока литературы в 6 классе. Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Оборудование: 1 на доске тема, портрет Н. В. Гоголя, высказывания современников о Н. В. Гоголе |
![]() | Урок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы... Урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления», опубликованной в сборнике «Учимся продуктивно мыслить»... | ![]() | Урок во втором классе с использованием икт на тему: «Симметрические формы. Удивительные бабочки» Тип урока: интегрированный урок по предметам: я и Украина, литературное чтение, математика, рисование |
![]() | Конспект урока литературы Тема урока Урок можно провести в 9 или 10 классе в зависимости от уровня подготовки обучающихся | ![]() | Урок литературы в шестом классе. Тема урока ... |
![]() | Урок по теме «Действия с рациональными числами» Тип урока : интегрированный урок математики с элементами истории, географии и биологии | ![]() | Урок литературы в 6 классе по теме «Былины киевского и новгородского циклов» Организация класса до урока: дать задание прочитать заранее и принести на урок тексты былин |
![]() | Урок литературы в 7 классе. «Л. Н. Толстой. «Детство» Урок литературы в 7 классе. «Л. Н. Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых» | ![]() | Общеобразовательная школа і-іііст. №1 им. А. П. Довженко Новокаховского... Белявская Т. Д. – учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории, старший учитель |