Д. А. Клепинин Социальное проектирование как способ активного изменения мира




Скачать 131.13 Kb.
НазваниеД. А. Клепинин Социальное проектирование как способ активного изменения мира
Дата публикации21.03.2013
Размер131.13 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > География > Документы
http://ilgatto.livejournal.com/121187.html

Д.А. Клепинин
Социальное проектирование как способ активного изменения мира


Сегодня, когда Молодежный парламент стремительно развивается в Москве, у многих молодых людей возникают вопросы о том, чем занимаются их сверстники, участвующие в этой системе. Ответ на это вопрос может быть достаточно коротким – ребята, участвующие в работе Молодежного парламента занимаются социальным проектированием. И даже не мы начали эту деятельность. Все предыдущие попытки организовать молодежные социальные движения занимались социальными проектами. И только, в рамках системы молодежного парламентаризма эти проекты перешли от бумажной стадии к стадии реализации. Но, тогда возникает следующий вопрос – а что же такое социальный проект и как его делают. Вот на этот вопрос мы и постараемся ответить.
Если говорить умными словами, то социальное проектирование – это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации. А теперь, попробуем все то же самое сформулировать на понятном языке.
Социальный проект – это творческая и инициативная попытка решить какую-либо конкретную проблему. Сама система молодежного парламентаризма задумывалась в Москве как возможность выстроить некое взаимодействие молодежи и власти, при котором молодежь может указать на какие-либо актуальные проблемы «на земле», и, при поддержке Московской Городской Думы и Правительства Москвы попытаться эти проблемы решить конкретными делами.
На что или кого направлен социальный проект? Проект может быть ориентирован на изменение разнообразных общественных отношений (политических, идеологических, нравственных и др.). Например, мы можем захотеть изменить отношение в обществе к людям с ограниченными возможностями, или попытаться изменить отношение к представителям других народов.
Социальный проект может быть направлен и на изменение различных элементов социальной структуры общества. К примеру, объектом такого проекта может выступать группа рудных подростков, или ветеранский совет района. В первом случае мы можем увлечь ребят каким-либо интересным делом, оторвав их от тупого распития пива во дворе, а во втором – организовать систему помощи ветеранам и пожилым людям.
Ну, и наконец, но не в последнюю очередь, социальный проект может быть направлен на человека с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений. Так, например, объектом социального проектирования может выступить система ценностных ориентаций подростков, если проект направлен на развитие у ребят отношения к жизни, на формирование гражданской зрелости и т.д.
Кто реализует социальный проект? Иными словами, кто является субъектом социального проектирования? Ты. Я. Он, они. Мы вместе. Как правило, в одиночку проекты не делаются, для его реализация требуется группа. Инициативная группа. Группа единомышленников, готовых работать с полной выкладкой для достижения цели проекта. Группа, в которой роли и функции могут быть четко распределены между всеми участниками, а может быть наоборот, все готовы помочь каждому. Но, в любом случае, в рамках работы над проектом в инициативной группе должно быть четко определено, кто за какой участок работ отвечает. Иначе, при всех дружеских отношениях и при всем мегадоверии друг к другу, работа будет провалена.
В Молодежном парламенте Москвы такие группы представлены МОП (Молодежными общественными палатами при муниципальных образованиях). В принципе, если ты хочешь реализовать какую-либо замечательную идею, может быть есть смысл для начала прийти в МОП своего района. Я думаю, что там будут рады новым активистам и смогут привлечь большую часть необходимых ресурсов. Тем более, что члены МОП регулярно обучаются социальному проектированию и совершенствуют свой опыт на практике.
Если же вдруг, в твоем районе МОП еще не создана, ты можешь обратиться в Центр Молодежного Парламентаризма г. Москвы и там получить необходимые консультации. А там, как знать, может быть, ваша инициативная группа и станет МОП в вашем районе.
Теперь о главном. Как сделать социальный проект? Или, какова технология социального проектирования. Чтобы было понятнее, представим технологию в виде нескольких последовательных шагов.

Шаг 1. Подготовка команды
Как мы уже говорили, один в поле не воин. Для того, чтобы реализовать социальный проект нужна группа единомышленников. Откуда ее взять и как сделать ее рабочей? Пройдемся по основным этапам этого шага.
1. Собрать проектную группу и увлечь предварительным замыслом. Это могут быть твои друзья, товарищи, одноклассники, однокурсники, короче те ребята, с которыми ты можешь эффективно взаимодействовать, при условии того, что они попадают под формулу «те, кому не все равно». 
2. Провести тренинг, направленный на сплочение и формирование творческого командного духа. Изучение возможностей каждого члена команды. Тренинг проводить самостоятельно мы бы не посоветовали – уж больно сложная эта штука, требующая специальной подготовки. Но вот в системе Молодежного парламента такие тренинги регулярно проводятся, и туда можно обратиться, чтобы узнать, когда и как в них можно принять участие. А вот на первом этапе надо как минимум определиться с тем, какие способности каждый из членов группы может задействовать в работе над проектом. Может быть, кто-то лучше пишет, кто-то может договориться по поводу аппаратуры, а кто-то лучше всех с ней умеет обращаться. И уж точно на первом этапе надо определиться с целью вашей деятельности. Для чего вы хотите заниматься социальным проектированием. Когда вы договоритесь о цели и средствах, получится творческая команда, нацеленная на позитивные социальные преобразования. Команда, в которой каждым участником понимаются свои возможности и свой вклад в общее дело.
3. Сформировать нормы и правила общения и взаимодействия в команде (далее в любой командной деятельности тренировать их соблюдение). Навыки взаимодействия обязательны, поскольку при столкновении с трудностями ваши дружеские отношения подвергнутся серьезным испытаниям. И лучше сразу, на берегу, определиться с тем, по каким правилам вы будете взаимодействовать и общаться в ходе работы.
4. Обучить членов команды основам проектной деятельности. Необходимо добиться того, чтобы у каждого члена команды было четкое понимание специфики социального проектирования, а также наличие необходимых знаний и сформированных навыков. По социальному проектированию существует кипа полезной литературы, частично мы представили этот список в конце. Вряд ли надо объяснять, что чтобы сделать что-нибудь хорошо, вначале нужно этому учиться. Ведь даже чтобы просто прочесть этот текст тебе пришлось в свое время долго потеть над букварем, разбирая буквы.
Итак, мы можем резюмировать первый шаг следующим образом. Для работы над проектом требуется активная группа инициативных единомышленников. В группу подбираются социально-активные, неравнодушные люди, личностно заинтересованные в деятельности, направленной на развитие социальной ситуации в своем регионе. Кроме того, критериями подбора являются: а) достаточный интеллектуальный уровень, б) достаточный творческий потенциал, в) умение и желание работать в команде.


Шаг 2. Изучение социальной ситуации
Для того, чтобы понять чем надо заниматься в социальном проекте, необходимо определить что конкретно хочется изменить. Вначале необходимо собрать информацию о социальной, политической и культурной жизни твоего района. Часто, ребята, интересующиеся проектной деятельностью мыслят глобально, в размерах страны, а то и мира, но в Молодежном парламенте Москвы учат другому. О каких глобальных изменениях мирового масштаба может говорить сегодняшний школьник и студент? Возможностей изменить что-либо на уровне страны у тебя пока нет. Она может появиться в дальнейшем, но сегодня, не лучше ли обратить внимание на те актуальные проблемы, которые находятся у тебя под носом? Во-первых, работая локально, ты постепенно приобретешь опыт и построишь карьеру, которая позволит тебе подступиться к глобальным проблемам. А, во-вторых, как говорили древние, «путь в тысячу ли начинается с одного шага». О каких глобальных проблемах можно рассуждать, когда в твоем собственном районе еще не все хорошо? Если же мы вместе на местах будем работать над совершенствованием ситуации, то и в целом, в городе, и в стране все получится хорошо.
Так вот, изучив, что творится в твоем районе, ты получишь объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе, о реальных проблемах, о ресурсах для развития своего района, школы, вуза.
Всю полученную информацию необходимо проанализировать с точки зрения проблематики. Так ты сможешь получить «проблемное поле» (перечень проблем и нереализованных потребностей, присущих разным социальным группам). Поверь, при надлежащем анализе список получится весьма обширный. Но ведь из этого огромного списка ваша команда на первом этапе сможет реализовать что-то одно? Понять, что именно позволит выделение актуальности. По сути, актуальность – это ответ на два простых вопроса: «почему все так плохо?» и «что будет, если сделать хорошо?». Попробуйте всей командой сесть, и расписать ответ на эти вопросы на бумаге в нескольких абзацах. Когда это будет сделано, можно показать фокус. Ткнув пальцем ровно в середину написанного, ты попадешь в проблему, требующую решения в рамках вашего социального проекта.
Далее, необходимо сделать прогнозы различных вариантов развития ситуации: а) при сохранении существующих тенденций; б) в случае воздействий на них в ходе проекта. Прогнозы развития ситуации позволяют: а) оценить значимость тех или иных проблем, б) оценить возможность негативных последствий вмешательств в естественное течение социальных процессов, в) сформировать «образ желаемого будущего».
Вот этот «образ желаемого будущего» вы также выписываете на бумагу и обозначаете его как Ожидаемый результат. Ожидаемый результат должен быть измерим. То есть, необходимо будет провести исследование до и после, и убедительно показать разницу. Чем и как вы будете измерять ваш результат также необходимо прописать четко, в том числе и в плане (шаг 5). 


Шаг 3. Определение целевой аудитории
Целевая аудитория – это та социальная группа, на которую рассчитан проект. Те люди, которых выделенная проблема затрагивает в большей степени. Это те люди и организации, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта.
«Целевая аудитория» должна быть вовлечена в процессы разработки и реализации проекта. Это позволит: а) исключить ошибки в процессе проектирования, выбрать наиболее эффективные методы решения тех или иных задач; б) максимально задействовать ресурсы «аудитории»; в) превратить процесс реализации проекта в своего рода общественное движение.
Шаг 4. Определение цели и задач социального проекта
Это один из самых главных шагов, поскольку от того, как будет сформулирована цель, зависит то, куда и как будет направлен проект. Более того, это шаг, к которому необходимо периодически возвращаться в ходе реализации проекта, чтобы не свернуть ненароком с намеченного пути.
Когда цель определена, необходимо провести поиск методов и средств решения социальной проблемы. В результате, получится Проектное решение. Отталкиваясь от которого, можно сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы. По сути задачи – это пошаговый алгоритм достижения цели. То есть, список тех действий, которые помогут в конечном итоге изменить ситуацию. Естественно, для собственного удобства, необходимо эти действия перечислить на бумаге последовательно.


Шаг 5. Составление плана работы
План – это основа реализации проекта. Поэтому к составлению его необходимо отнестись серьезно. Для составления плана необходимо:

1. Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта;
2. Установить время проведения как подготовительных, так и основных, и заключительных мероприятий проекта
3. Определить ответственных за каждый пункт плана
4. Указать необходимые ресурсы и источники их получения
В результате получится документ, в котором будут содержаться точный график, список ответственных за реализацию каждого пункта плана, перечень необходимых ресурсов и источников их получения.


Шаг 6. Составление бюджета
Бюджет – это смета проекта. Здесь необходимо определить сумму затрат на проект, прописать конкретный перечень источников финансирования с указанием сумм по каждому из них, и рассчитать величину дефицита (недостатка денежных средств) или профицита (превышение инвестиций над расходами).

Обрати внимание на то, что в подавляющем большинстве проектов отсутствует графа «заработная плата сотрудников». Видимо, традиционно предполагается, что общественно-полезной деятельностью люди занимаются исключительно из общественных интересов. Более того, если ты включишь такой пункт в проект, его просто не утвердят. Единственная статья, которая может быть заложена в бюджет по отношению к реализаторам проекта – это «представительские расходы». Оплата телефонной связи, транспорта и т.п. Естественно, что эта статья не может быть большой. И если ваша команда не готова работать за «большое спасибо», а у руководителей проекта есть четкое понимание того, что каждый труд должен быть оплачен, необходимо «раскидать» зарплатную часть по другим статьям сметы.
Кроме того, при контакте с инвесторами могут обозначится дополнительные статьи расходов, а стало быть вашей команде понадобятся как минимум две сметы – рабочая, в которой будут отражены все реальные затраты, и официальная – которую можно утверждать.


Шаг 7. Формирование общественного мнения
Это тоже довольно важный шаг, поскольку в нашем информационном обществе, даже если вашей команде удастся без привлечения общественного мнения сделать ваш проект, но о нем никто не узнает, можно считать, что ничего и не сделано. Поэтому, PR и GR (формирование общественного мнения и формирование положительного мнения во властных структурах) важные направления деятельности, и лучше в самом начале определиться, кто из вашей команды будет за это отвечать.
Поддержка снизу (от общества) и сверху (от власти) позволит вашему проекту найти инвесторов, найти помощь в реализации, успешно реализовать данный проект и зарекомендовать себя как грамотную команду для реализации следующих социальных проектов.
В 2009 году в Молодежном парламенте г. Москвы проводился специальный учебный выезд, направленный на отработку таких умений. Видимо, подобные учебные мероприятия, будут проводиться и дальше. Подробнее об этом можно узнать в Центре Молодежного Парламентаризма г. Москвы.
В принципе, можно порекомендовать следующую схему для реализации этого шага:
1. Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта;
2. Сбор информации о предполагаемых деловых партнерах;
3. Установление адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоров;
4. Проведение переговоров с определением долевого участия каждого партнера в реализации проекта;
А мы переходим к следующему шагу.


Шаг 8. Составление предложений по проекту
Этот шаг тесно связан с предыдущим. По сути, здесь мы составляем некий инвестиционный пакет, который попытаемся грамотно пристроить заинтересованным лицам. На предыдущем шаге мы уже начали делать их заинтересованными, а теперь выходим на уровень конкретных предложений. Для этого нам понадобится:
1. Окончательная редакция плана реализации проекта;
2. Резюме проекта;
3. Составление предложений по совместной реализации проекта различным организациям;
4. Составление текста договора о совместной деятельности.
Так оно чаще всего и выглядит в теории. Однако на практике, судьба проекта чаще всего решается на предыдущем этапе. Заручившись поддержкой конкретной властной структуры, вы реализуете восьмой шаг по предложенным данной структурой шаблонам. И заручившись одобрением и напутственным «я в вас верю, ребята!», можно приступать к тому, ради чего все и затевалось.


Шаг 9. Реализация проекта на практике
Первое с чего необходимо начать реализацию – это своевременно получить необходимые для реализации проекта ресурсы. Но тут нас ждет некоторый подводный камень. Чаще всего деньги от инвесторов, особенно, если инвестором выступает правительство, поступают на счет организаторов через некоторое время после реализации проекта. И значит, для того, чтобы проект не провалился, необходимо запастись дополнительными источниками финансирования, привлечь необходимые средства для того, чтобы ваш проект не провалился. Ответ на вопрос «откуда?» в каждой команде организаторов находится по-своему. Единственное, что можно порекомендовать – это не связываться с преступными источниками финансирования и не торговать собственными органами на черном рынке.
Возможно, вы привлечете собственные сбережения, возможно, найдете добрых кредиторов или инвесторов, но тогда и этот момент нужно учесть при составлении сметы (шаг 6).
Далее вашей команде необходимо провести указанные в рабочем плане мероприятия по реализации проекта. Если ваш план (шаг 5) составлен грамотно, то трудности возникнут только по независящим от вашей команды обстоятельствам. В любом случае должно быть четкое понимание графика работ, ответственных, и момента о котором чаще всего забывают – кто будет отвечать за уборку территории по окончании мероприятия. Чистота после вашей работы – неотъемлемая составляющая визитной карточки вашей команды.
А потом, когда проведенное вами исследование подтвердит достижение ожидаемого результата, можно радостно потирать ручки, говорить себе «ну, мы сделали это, ребята!» и задумываться над вопросом, а куда бы еще приложить свои неуемные силы, искрометные таланты и неисчерпаемую инициативу.
Так что удачи! И да пребудет с вами перспектива!

Советуем почитать
1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование. Минск, 1978. 
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: Пер. с англ. М.: Медиум, 1995. 
3. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993. 
4. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.
5. Генисаретский О.И. Регионализм, средовое проектирование и проектная культура. Экология культуры. — М.,НИИ культуры, 1991.
6. Дридзе Г.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.
7. Дудченко В.С. Инновационная игра как метод исследования и развития
организаций // Нововведения в организациях. – М., 1983;
8. Дудченко В.С., Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии // Социс., 1990 — №5.
9. Дудченко В.С., Масалков И.К. Решение региональных проблем игровыми методами // Социс., 1991. — №7.
10.. Жежко И.В. Проектные игры в культуре//Социальное проектирование в сфере культуры:
методологические проблемы.– М., 1986; 
11. Зинченко А.П. Организационно-деятельностная игра как средство программирования развития города // Целевое управление и имитационное моделирование. Новосибирск, 1983; 
12. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. М.: Голос, 2001. 
13. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. М., 1992.
14. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001
15. Луков Вал. А. Социальное проектирование. М.: Флинта : Социум, 2003.
16. Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Издательство "Самарский университет", 2003
17. Марков А.Т., Бирженюк П.И. Основы социокультурного проектирования. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997
18. Методические материалы сайта «Лидер 21 век. Всероссийский лагерь студенческого актива». (lider21vek.narod.ru)
19. Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология. Теоретические основания культурной политики. — М., Российский институт культурологии, 1993.
20. Парсонс Т. О структуре социального действия / Пер. с англ. / Под общ. ред. ВА.Чесноковой, С.А.Белановского. М.: Академический проект
21. Пригожин А.И. Практическая деловая игра как метод выработки решений в социальном проектировании //Теоретико-методологические проблемы социального проектирования в
условиях ускорения научно-технического прогресса.– М., 1986; 
22. Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-мето-дологические и методические проблемы . Ин-т социологии РАН; Отв. ред. Т. М. Дридзе. 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1994.
23. Тюков А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности // Игровое моделирование. – Новосибирск, 1987.
24. Шаг за шагом на пути к эффективному местному самоуправлению. «Сибирский центр поддержки общественных инициатив». Новосибирск, 2008

Похожие:

Д. А. Клепинин Социальное проектирование как способ активного изменения мира iconВ современном мире туризм приобретает особое значение: как популярная...
...
Д. А. Клепинин Социальное проектирование как способ активного изменения мира iconРабочая программа по внеурочной деятельности направление: социальное
Л. В. Занкова, главной задачей которой является представить учащимся целостную широкую картину мира средствами изучения окружающего...
Д. А. Клепинин Социальное проектирование как способ активного изменения мира iconСоциальное проектирование как форма работы с одаренными детьми
Большое значение в решении этой задачи отводится учреждениям дополнительного образования
Д. А. Клепинин Социальное проектирование как способ активного изменения мира iconП. А. Сорокин как классик мировой и отечественной социологии Определение...
Примерный перечень вопросов к вступительному экзамену по специальной дисциплине 22. 00. 08 «Социология управления»
Д. А. Клепинин Социальное проектирование как способ активного изменения мира iconПисьмо
В частности, указанным законом изменяется способ закупок электрической энергии для государственных и муниципальных нужд у гарантирующих...
Д. А. Клепинин Социальное проектирование как способ активного изменения мира icon«Творческое проектирование на основе межпредметных связей способ...
«Творческое проектирование на основе межпредметных связей – способ активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках...
Д. А. Клепинин Социальное проектирование как способ активного изменения мира iconКто нас контролирует на самом деле
Социальное исследование, результаты которого были опубликованы в конце 2009 года в книге "Connected ", "Нью-Йорк таймс" назвала "работой,...
Д. А. Клепинин Социальное проектирование как способ активного изменения мира iconСоциальное проектирование в воспитательной работе школы
Оон, веком экономической глобализации и т д. Но неизменным остаётся то, что старшее поколение будет по-прежнему заниматься воспитанием...
Д. А. Клепинин Социальное проектирование как способ активного изменения мира iconЭклектика в химии как способ ситематизации знаний
Урок основан на смешении различных методов обучения и коррекции знаний, поэтому тема урока: Эклектика в химии как способ систематизации...
Д. А. Клепинин Социальное проектирование как способ активного изменения мира iconПесо́чная терапи́я один из методов психотерапии, возникший в рамках...
Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница