Языковой портфель как средство оценки и самооценки знаний на уроках английского языка в начальной школе




Скачать 106.64 Kb.
НазваниеЯзыковой портфель как средство оценки и самооценки знаний на уроках английского языка в начальной школе
Дата публикации21.03.2013
Размер106.64 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > География > Урок


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сланцевская средняя общеобразовательная школа №1»


Проект

«Моя педагогическая инициатива»

Языковой портфель

как средство оценки и самооценки знаний

на уроках английского языка в начальной школе


Конкурсные материалы

Хворостяной Ольги Геннадьевны,

учителя английского языка

МОУ «Сланцевская СОШ №1»,

участницы муниципального конкурса

«Молодой педагог – 2012»



Г. Сланцы

2012 год

^ Актуальность проекта

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в ходе реализации основной образовательной программы начального общего образовании муниципального общеобразовательного учреждения «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №1» 2011 – 2015г.г. разработано «Положение об оценке учебных достижений текущей, промежуточной и переводной аттестации обучающихся 1 - 4х классов МОУ «Сланцевская СОШ №1», ориентированное на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся на ступени начального общего образования. Одной из особенностей системы оценки является использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений. Незаменимую помощь в этом может оказать портфолио, или портфель (адаптация термина в русском языке).

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности обучающихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. Эти факторы определяют актуальность проблемы, ее значимость для современной системы образования.

Создание «языкового портфеля» поможет разрешить ряд проблем:

- снижение уровня мотивации к учению обучающихся начальной школы;

- недостаточный уровень сформированности способности учеников начальной школы к объективной самооценке и рефлексии;

- отсутствие необходимой языковой компетенции для ведения диалога с представителями иной культуры.

^ Цель и задачи проекта

Идея: создать «языковой портфель» как средство повышения эффективности оценки и самооценки знаний обучающихся на уроках английского языка на этапе реализации ФГОС НОО.

Цель: повысить уровень коммуникативного владения языком, оценки и самооценки индивидуальных учебных достижений обучающихся.

Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:

  • Познакомиться с теорией и практикой создания подобных протфолио учителями английского языка;

  • Разработать свою структуру «языкового портфеля»;

  • Определить ресурсы, необходимые для внедрения «языкового портфеля» в учебный процесс;

  • Организовать совместную деятельность учителя, обучающихся и их родителей по заполнению «языкового портфеля»;

  • Разработать критерии эффективности использования «языкового портфеля» на уроках английского языка.

Продукт:

  1. Учащийся, владеющий навыками самооценки предметных, метапредметных и личностных учебных достижений.

  2. Методическая разработка «языкового портфеля».

  3. Мотивация изучения предмета «английский язык» в начальной школе.

Участники проекта: учитель английского языка, обучающиеся, их родители, классный руководитель.

Описание проекта

  1. Теоретическое обоснование.

Существуют различные подходы к определению понятия портфолио.

Портфолио – это:

  • Способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения.

  • Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.

  • Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

При изучении иностранного языка самооценка может иметь три разных цели. 

Первое – это сам процесс изучения. Учащиеся должны уметь оценить свои общие успехи, достижения на определённом этапе, насколько успешно они выполняют свои индивидуальные учебные задачи и специальные учебные цели. Второе – это коммуникативное владение языком. Третья цель самооценки – это лингвистическая компетентность – слова, которые он знает, которые он использует, звуки, которые он может произнести.. Учащимся это может показаться более трудным, чем оценка коммуникативных умений. Но если они не разовьют в себе способность самооценки этого вида, то как они смогут контролировать, исправлять и улучшать свою речь? В этом случае хороша работа на исправление ошибок друг у друга в разных видах заданий и в своих собственных работах. Но понятие самооценки шире, чем понятие самоконтроля и самопроверки. Чтобы помочь ученику адекватно оценивать свои знания, возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он мог бы сверить собственные достижения в различных сферах деятельности. Использование данной технологии является весьма значимым, так как в рамках работы по данной технологии ученик выступает в роли субъекта своей деятельности. Развивается такие его качества, как самостоятельность, ответственность и инициативность.

Из всех проблем, с которыми сталкиваются не только учителя начальной школы, но и учителя английского языка, - это отсутствие у учащихся мотивации. Некоторые учителя решают эту проблему, делая свои уроки живыми и интересными, выбирая стимулирующие виды учебной деятельности и интересные материалы. Этого бывает недостаточно, должна быть создана определённая система совместной деятельности ученика и учителя, которая разделяет ответственность за процесс обучения между ними. Вот как раз в этом и помогает портфолио – « языковой портфель».

Что это такое?

«Языковой портфель» - это личный документ, который позволяет учащемуся оценить свою собственную языковую компетенцию в различных языках и его контакты с другими культурами. Речь идет о смещении акцента в процессе обучения иностранными языкам с преподавательской деятельности на деятельность учащегося. Для этого у школьников должна быть сформирована способность к объективной самооценке, рефлексии.

  1. ^ Структура «языкового портфеля»

Структура «языкового портфеля» может быть различной.

Это зависит: от учителя, используемого УМК, индивидуальных особенностей учащихся.

На мой взгляд, языковой портфель должен быть прост в работе, конкретен, функционален, быть хорошим помощником и консультантом.

Основная причина такого видения с точки изучения зрения языка – это разные уровни владения языком, разные стили учения и восприятия языка, возрастные особенности целевой группы обучаемых.

В своей работе я использую УМК М. З. Биболетовой. В соответствии со структурой и содержанием данного УМК предлагаю следующую структуру «языкового портфеля»:

Основные блоки:

  • портрет учащегося

  • языковой паспорт

  • дополнительный материал

  • досье

Блок «Портрет учащегося» включает сведения об ученике и его семье.

Блок «Языковой паспорт» включает такие разделы, как:

  • Почему я изучаю английский язык

  • Что я умею делать:

- чтение

- говорение

- аудирование

-письмо

В блоке “Почему я изучаю английский язык” указаны цели и причины изучения языка. Обучающийся на свое усмотрение может выбрать то, что приемлемо ему или написать свои варианты.

В блоке  «^ Что я умею делать» предлагаю предоставить учащимся право выбора, самостоятельно оценить свои языковые умения и навыки, стимулировать осознанный выбор уровня и специфических языковых умений.

В блоке «Дополнительные материалы» могут быть представлены стихи, песни, сказки, иллюстрации, рекомендуемые учителем для формирования навыков коммуникативного владения языком.

Самый интересный блок – «Досье», который может включать в себя следующее:

    • свидетельства развития личности, лидерских качеств, достижения в учёбе;

    • «лучшие» письменные работы (не обязательно с отличными оценками);

    • автобиографические записи;

    • список прочитанной литературы;

    • работы по чтению, словарные работы;

    • стихи и рассказы, написанные учащимся;

    • индивидуальные и групповые проекты (картинки);

    • письма личного характера;

    • рекомендательные письма, награды и другие формы признания достижений учащегося.

Учащиеся могут работать в рамках данной технологии как на уроках английского языка, так и дома при выполнении домашнего задания и самостоятельного изучения. Родители в данном случае являются также участниками образовательного процесса. Они могут принимать участие в заполнении разделов и непосредственно контролировать деятельность своего ребенка.

Таким образом, «языковой портфель» повышает мотивацию учащихся, их ответственность за результаты учебного процесса, способствует развитию сознательного отношения школьников к процессу обучения и его результатам. Он позволяет конкретизировать цели обучения иностранным языкам и, следовательно, лучше организовывать учебный процесс, учит анализировать учебный процесс совместно с учениками, исходя из самооценки учащегося, его потребностей и мотиваций, корректировать содержание обучения, находить индивидуальный подход к учащимся. Перспектива этой технологии совершенно очевидна и требует дальнейшей разработки.

  1. ^ Ресурсы, необходимые для внедрения «языкового портфеля» в учебный процесс

Кадровые: учитель английского языка, владеющий технологией «портфолио»;

^ Педагогические технологии: использование технологии сотрудничества, методов работы в группе, в парах, дифференцированный подход в обучении, информационно-коммуникативные технологии, игровые и диалоговые методы обучения;

^ Социальные партнёры и помощники: родители обучающихся, классный руководитель;

Материально-технические:

- автоматизированное место учителя (компьютер, мультимедиа-проектор, множительная техника);

- бумага для принтера;

- папка-скоросшиватель с файлами для каждого ребёнка;

- цветные карандаши для каждого ребёнка;

Финансовые: расходы на приобретение материальных средств (бумаги, папок, карандашей и др.) – 500 руб. в год на группу обучающихся 14 человек.


  1. ^ Критерии эффективности использования «языкового портфеля» на уроках английского языка.




  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС (по результатам текущей и итоговой аттестации);

  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД;

  • динамика результативности участия в предметных конкурсах, олимпиадах;

  • активность обучающихся в проектах и программах внеурочной деятельности по предмету;

  • повышение мотивации к изучению иностранного языка

^ План-график выполнения проекта

Сроки

Что будет сделано

2011-2012 учебный год

1 класс –

переход на ФГОС НОО

Изучение теории и практики создания портфолио, разработка структуры «языкового портфеля», определение необходимых ресурсов.

2013 – 2015 г.г.

2-4 классы

Совместная деятельность учителя, обучающихся и их родителей по заполнению «языкового портфеля».

2015 г.

4 класс

Подведение итогов реализации проекта, анализ и корректировка результатов.


^ Ожидаемые результаты:

- успешное усвоение обучающимися общеобразовательной программы начального общего образования по английскому языку;

- увеличение доли обучающихся, повысивших свой образовательный результат по предмету «английский язык»;

- повышение уровня мотивации к изучению иностранного языка;

- постепенное формирование способности учеников начальной школы к объективной самооценке и рефлексии;

- овладение необходимой языковой компетенцией для ведения диалога с представителями иной культуры.
Заключение

Современная школа должна помочь обучающимся сформировать целый ряд умений и навыков. Но самое главное – школа не должна «убить» в ребенке желание учиться. А это возможно лишь при условии сохранения позитивного эмоционального состояния младшего школьника. Умение объективно оценивать себя, свою деятельность, реально видеть свои достижения – позволит школьнику быть успешным. Незаменимую помощь в этом может оказать систематическая работа с «языковым портфелем».

^ Перспективы использования продукта

Идея использования «языкового портфелья», как системной оценки, может стать существенным элементом модернизации школы при условии соответствующего психолого – педагогического и дидактико – методического обеспечения учебного процесса.

^ Список литературы

  1. Биболетова М. З. и др. Английский язык: Английский с удовольствием/ Enjoy English-2(Часть 1): Учебник для 3 кл. общеобраз. учрежд./ М. З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н. В. Добрынина, Н. Н. Трубанева.- Обнинск: Титул, 2008.-112с.

  2. Дзюина Е. В. Поурочные разработки по английскому языку к УМК М. З. Биболетовой и др. “Enjoy English-2” 3-4 классы.- М.: ВАКО, 2009.-320с.

  3. Тыртышная М. Л. 50 идей для классного руководителя. Практическая копилка для педагога/ М. А. Тыртышная, -Ростов н/д: Феникс, 2007.-204с.


Сайты

1.http://festival.1september.ru

2.www. angla.su

3 http://nsportal.ru



Похожие:

Языковой портфель как средство оценки и самооценки знаний на уроках английского языка в начальной школе iconУроках английского языка Гладкова Е. С. Развитие устной речи на уроках английского языка
Вохтанцева Н. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
Языковой портфель как средство оценки и самооценки знаний на уроках английского языка в начальной школе iconЛесновой Марины Валентиновны учителя русского языка и литературы...
Тема проекта: эор как средство формирования языковой и коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка
Языковой портфель как средство оценки и самооценки знаний на уроках английского языка в начальной школе iconПовышение научно-теоретического и методического уровня подготовкиучителей
...
Языковой портфель как средство оценки и самооценки знаний на уроках английского языка в начальной школе iconПедагогическая технология «Проектная задача», как средство развития...
Процесс обучения в начальной школе ориентирован на развитие личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных особенностей,...
Языковой портфель как средство оценки и самооценки знаний на уроках английского языка в начальной школе iconУрок английского языка и труд
Тема: Обобщение знаний, полученных учащимися на уроках английского языка в третьем классе по теме «Коренные жители Америки»
Языковой портфель как средство оценки и самооценки знаний на уроках английского языка в начальной школе iconТ. Н. Опанасюк Учитель высшей категории мбс(К)оу «скош для детей с овз №154»
Формирование универсальных учебных действий (ууд) на уроках английского языка в начальной школе
Языковой портфель как средство оценки и самооценки знаний на уроках английского языка в начальной школе iconИз опыта преподавания английского языка в начальной школе
Очень важно предупредить плохую успеваемость детей особенно на начальном этапе обучения, как можно раньше. Ученики могут иметь разный...
Языковой портфель как средство оценки и самооценки знаний на уроках английского языка в начальной школе iconРахматуллина Л. В. Релаксация на уроках английского языка
Известно, что внимание обучающихся, особенно начальной школы и 5-6 классов неустойчиво. Быстрая утомляемость школьников на уроках...
Языковой портфель как средство оценки и самооценки знаний на уроках английского языка в начальной школе iconИсследованиия
Изменился и статус английского языка в школе. Английский язык приобщает к национальной культуре и является средством развития интеллектуального...
Языковой портфель как средство оценки и самооценки знаний на уроках английского языка в начальной школе iconМастер-класс «Приемы уровневой дифференциации на уроках английского...
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Филипенко Ирина Михайловна, я учитель английского языка средней школы №2. Свой мастер-класс...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница