Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков




Скачать 157.59 Kb.
НазваниеРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Дата публикации18.03.2013
Размер157.59 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > География > Документы


Проект по контролю СПИД в Центральной Азии

Региональный обучающий курс по Снижению вреда,

связанного с потреблением наркотиков


Обмен шприцев

Образовательный модуль

по обучению тренеров



Бишкек-2007
Авторский коллектив:
Редактор

Т.Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков, психиатр, канд.мед.наук
Члены Региональной рабочей группы по разработке образовательных модулей:



Л. Новиченок




независимый эксперт, психолог



М. Хидиров




директор ОО «РАН», психиатр-нарколог, канд.мед.наук



М. Бурханов




директор ОФ «Родители против наркотиков», психиатр-нарколог



Т. Бейшеналиев




зам.начальника управления реформирования МЮ КР, юрист



Выражение признательности

РРГ по разработке образовательных модулей выражает признательность за предоставленные материалы:


  1. CEEHRN

  2. AFEW

  3. UNAIDS

  4. UNODC

  5. WHO

  6. USAID-AOSI

Аббревиатура


АР




Аутрич-работа

ИПН




Инъекционные потребители наркотиков

МПОШ




Мобильный пункт обмена шприцев

МЮ КР




Министерство юстиции Кыргызской Республики

ННО




Неправительственная некоммерческая организация

НПО




Неправительственная организация

СПОШ




Стационарный пункт обмена шприцев

ОО




Общественное объединение

ОФ




Общественный Фонд

ППОШ




Полевой пункт обмена шприцев

РОКСВ




Региональный Образовательный Курс по Снижению Вреда

AFEW







CAAP




Central Asian AIDS Project или Проект по контролю СПИД в Центральной Азии

CEEHRN







UNAIDS







UNODC







WHO








Оглавление


Введение в модуль







Программа тренинга







Учебный план







Использованная и рекомендуемая литература








^ Введение в модуль
Настоящий модуль разработан в рамках Проекта по Контролю СПИД в Центральной Азии (Central Asian AIDS Project или CAAP), финансируемого Всемирным Банком и Департаментом международного развития Великобритании.

Модуль является результатом деятельности Региональной Группы экспертов в области Снижения Вреда и предназначен для использования тренерами Регионального Образовательного Курса по Снижению Вреда, созданного в г.Бишкек.

При разработке модуля были использованы материалы партнерских организаций, источники, доступные из Интернета, а также других источников.
^ Актуальность разработки модуля
Первые программы Снижения вреда (СВ) в странах Центральной Азии были внедрены в конце 90-х годов прошлого столетия и в настоящее время являются важной частью работы среди инъекционных потребителей наркотиков в отношении профилактики ВИЧ/СПИДа.

Однако, к сожалению, в регионе отсутствует налаженная система подготовки квалифицированных специалистов для работы в профилактических программах по ВИЧ/СПИДу среди потребителей наркотиков. Существующая практика подготовки и повышения квалификации кадров для программ СВ ограничивается «внутренним» обучением в рамках реализуемых проектов по СВ или обучением в рамках международных проектов по СВ. В обоих случаях образовательные программы по СВ не интегрированы в существующие национальные системы постдипломной и непрерывной подготовки специалистов и не прошли согласования или утверждения в Министерствах образования и здравоохранения Центральноазиатских стран, что ограничивает их возможности и доступность для широкого круга работников, занятых в этой сфере.
^ Цель модуля
Целью настоящего модуля является содействие повышению квалификации тренеров, работающих в сфере подготовки специалистов для программ Снижения вреда, связанного с потреблением наркотиков.
^ Задачи модуля
В задачи модуля входят:

  1. предоставление всесторонней информации тренерам и слушателям РОКСВ по теории и практике снижения вреда;

  2. информирование тренеров и слушателей РОКСВ о современных подходах к решению проблем распространения ВИЧ/СПИДа среди ИПН;

  3. систематизация знаний и навыков тренеров и слушателей РОКСВ по теории и практике Снижения вреда;

  4. выработка у тренеров и слушателей РОКСВ необходимых навыков для обучения специалистов программ Снижения вреда в своих странах.


^ Структура модуля
Модуль содержит базовую информацию по теории и практике Снижения Вреда, которая в дальнейшем может быть расширена и дополнена в соответствии с потребностями РОКСВ.

Модуль содержит в виде приложений следующие, необходимые для проведения тренингов по СВ, материалы:

  1. программу тренинга по настоящему модулю;

  2. учебный план тренинга с использованием модуля;

  3. лекционный материал по тематике модуля;

  4. задания к сессиям по тематике модуля;

  5. ppt-слайды по тематике модуля и тренинга;

  6. список использованной и рекомендованной для использования литературы;

  7. вопросники по до- и посттренинговому тестированию.


Все материалы модуля содержатся в CD диске, который предназначен для раздачи участникам РОКСВ в качестве раздаточного материала.
^ Рекомендации по использованию модуля

Каждый модуль рассчитан на один или половину учебного дня в качестве материала для самостоятельной тренинговой сессии или тренингов ой сессии в составе многодневного тренинга с использованием всего комплекта модулей или их части.
Формы занятий и материалы модуля

  • Лекции

  • Презентации

  • Мозговой штурм

  • Дискуссии

  • Работа в малых группах

  • Общая групповая работа

  • Работа в парах

  • Работа в тройках

  • Общая работа в круге обсуждения

  • Ролевые игры

  • Упражнения

  • Игры-разминки


Оборудование и материалы

  • Компьютер с Power Point слайдами

  • Оверхед, мультимедийный проектор

  • Флип-чарт, плакатные листы и маркеры

  • Экран для демонстрации слайдов

  • Видеомагнитофон и телевизор

  • Переносные электрические кабели

  • CD диски

  • Принтер

  • Столы и стулья (в случае необходимости сдвигающиеся)

  • Набор канцелярских товаров (белая бумага, ручки, маркеры, ножницы, клей, скотч)

  • Фотоаппарат

  • Раздаточный материал для участников тренинга:

      • материалы сессий

      • учебные задания

      • оценочные формы

      • CD диски с материалами тренинга

      • упражнения

      • учебные примеры


Специальное материально-техническое обеспечение для данного тренинга:

              • набор стерильных шприцев разных ёмкостей: 2 мл, 5 мл, 10 мл, 20 мл;

              • медикаменты, распространяемые в среде ИПН (мази, дезинфектанты, спиртовые салфетки, вата и т.п.);

              • муляж предплечья руки (для обучения технике менее опасных инъекций);

              • резиновые трубки (жгут);

              • светонепроницаемые повязки на глаза (по количеству участников);

              • ваза или любая другая емкость, для смешивания карточек с заданиями;

              • набор информационно-образовательных материалов для ИПН и др.

^ Программа тренинга по модулю: Обмен шприцев


Время

Тема

Форма занятия

Продолжительность

Дневная сессия

Модуль 7. Обмен шприцев

14.00-14.15

Занятие 1. Тема: Услуги по предоставлению/обмену шприцев/игл. История. Определения. Цели, задачи, целевые группы услуг по предоставлению/обмену шприцев/игл

Лекция

15 мин.

14.15-14.30

Занятие 2. Тема: Открытая и закрытая наркосцены

Групповая дискуссия

15 мин.

14.30-14.45

Занятие 3. Тема: Формы работы по предоставлению/обмену шприцев/игл. Требования к процедурам предоставления/обмена шприцев/игл

Лекция

15 мин.

14.45-14.55

Занятие 4. Тема: Преимущества и недостатки различных форм работы по обмену шприцев

Мозговой штурм

10 мин.

14.55-15.10

Занятие 5. Тема: Управление услугами по предоставлению/обмену шприцев/игл

Лекция

15 мин.

15.10-15.20

Занятие 6. Тема: Привлечение ИПН и эффективность различных форм привлечения ИПН на пункты обмена шприцев

Мозговой штурм

10 мин.

15.20-15.35

Кофе-брейк




15 мин.

15.35-15.50

Занятие 7. Тема: Управление персоналом, оказывающим услуги по предоставлению/обмену шприцев/игл

Лекция

15 мин.

15.50-16.00

Занятие 8. Тема: Преимущества и недостатки работников из числа потребителей наркотиков и лиц, не потребляющих наркотики

Мозговой штурм

10 мин.

16.00-16.10

Занятие 9. Тема: Факторы риска для работников по обмену шприцев

Мозговой штурм

10 мин.

16.10-16.30

Занятие 10. Тема: Обеспечение безопасности сотрудников.

Лекция

20 мин.

16.30-16.40

Занятие 11. Тема: Индикаторы эффективности услуг по предоставлению/обмену шприцев/игл

Мозговой штурм

10 мин.

16.40-17.00

Занятие 12. Тема: Мониторинг услуг по предоставлению/ обмену шприцев/игл. Оценка эффективности услуг по предоставлению/обмену шприцев/игл

Лекция

20 мин.

17.00-17.10

Подведение итогов дня

10 мин.


Учебный план
Занятие 1. Тема: Услуги по предоставлению/обмену шприцев/игл. История. Определения. Цели, задачи, целевые группы услуг по предоставлению/обмену шприцев/игл
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- ознакомление слушателей с современными представлениями об услугах по предоставлению/обмену шприцев/игл в рамках программ Снижения Вреда, их целями, задачами и принципами.
Основные положения темы

  1. История внедрения и развития услуг по предоставлению/обмену шприцев/игл

  2. Варианты определений услуг по предоставлению/обмену шприцев/игл

  3. Цели услуг по предоставлению/обмену шприцев/игл

  4. Задачи услуг по предоставлению/обмену шприцев/игл

  5. Принципы оказания услуг по предоставлению/обмену шприцев/игл

  6. Целевые группы услуг по предоставлению/обмену шприцев/игл

  7. Возможности и ограничения услуг по предоставлению/обмену шприцев/игл

  8. Открытая и закрытая «наркосцена»


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 7-1

  2. текстовой материал для лекции 7-1

  3. рекомендуемая литература


Занятие 2. Тема: Открытая и закрытая «наркосцены»
Метод- групповая дискуссия

Время- 15 мин.
Цель занятия- дать участникам понимание, что условия «наркосцены» определяют формы проведения работ по обмену шприцев и влияют на формирование сферы услуг для ИПН.
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 7-2


Занятие 3. Тема: Формы работы по предоставлению/обмену шприцев/игл. Требования к процедурам предоставления/обмена шприцев/игл
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия: ознакомление участников тренинга с основными формами и видами работы по предоставлению/обмену шприцев/игл и требованиями к организации работы.
Основные положения темы

  1. Формы предоставления/обмена шприцев/игл

    1. первичный обмен шприцев/игл

    2. вторичный обмен шприцев/игл

    3. аутрич-обмен шприцев/игл

  2. Виды пунктов обмена шприцев

    1. стационарный пункт предоставления/обмена шприцев/ игл (СПОШ)

      1. определение

      2. график работы СПОШ

      3. требования к месторасположению пункта

      4. требования к помещениям СПОШ

      5. требования к оснащению СПОШ

    2. мобильный пункт предоставления/обмена шприцев/игл (МПОШ)

      1. определение понятия и задачи «мобильного пункта» обмена шприцев

      2. основные принципы и правила работы

      3. график работы МПОШ

      4. маршруты мобильного пункта

      5. санитарный режим на МПОШ

      6. требования к оснащению

    3. полевой пункт предоставления/обмена шприцев/игл (ППОШ)

      1. определение понятия и задачи «полевого пункта» обмена шприцев

      2. основные принципы и правила работы

      3. график работы

      4. требования к оснащению


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 7-3

  2. текстовой материал для лекции 7-3

  3. рекомендуемая литература


Занятие 4. Тема: Преимущества и недостатки различных форм работы по обмену шприцев
Метод- мозговой штурм

Время- 10 мин.
Цель занятия- дать участникам понимание, что формы работы по обмену шприцев не являются взаимоисключающими, использование их различных комбинаций позволит обеспечить наиболее полный охват ИПН.
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 7-4


Занятие 5. Тема: Управление услугами по предоставлению/обмену шприцев/игл
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- предоставление участникам тренинга информации о правовых и организационных основах организации и управления процессом предоставления/обмена шприцев/игл
Основные положения темы

  1. Правовые основы оказания услуг по предоставлению/обмену шприцев/игл. Лицензирование услуг по предоставлению/обмену шприцев/игл. Сертификация.

  2. Уточнение санитарных норм в отношении процесса сбора, транспортировки, хранения, утилизации шприцев/игл, согласование деятельности с местной санэпидслужбой.

  3. Извещение ответственных агентств о начале реализации услуг по предоставлению/обмену шприцев/игл.

  4. Организация и проведение процесса обмена шприцев.

  5. Регламентация предоставления/обмена шприцев/игл:

    1. требования к процедурам предоставления/обмена шприцев/игл

    2. требования к количеству предоставляемых/обмениваемых шприцев/игл

    3. требования к качеству шприцев/игл

  6. Рекомендации по сбору, транспортировке, хранению, утилизации шприцев/игл.

  7. Внутренняя политика, основные принципы и правила работы.

    1. планирование и организация работы

    2. структура рабочего дня

    3. ведение отчетной документации в соответствии с национальными стандартами для данного вида услуг

    4. требования к отчетам и оценка работы

  1. Материально-техническое обеспечение услуг по обмену шприцев/игл

    1. документация

    2. служебный инвентарь

    3. расходные материалы


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 7-5

  2. текстовой материал для лекции 7-5

  3. рекомендуемая литература


Занятие 6. Тема: Привлечение ИПН и эффективность различных форм привлечения ИПН на пункты обмена шприцев
Метод- мозговой штурм

Время- 10 мин.
Цель занятия- показать участникам, что методы привлечения ИПН работают только тогда, когда они выбраны с учетом условий местной наркосцены.
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 7-6


Занятие 7. Тема: Управление персоналом, оказывающим услуги по предоставлению/обмену шприцев/игл
Метод- лекция

Время- 15 мин.
Цель занятия- предоставление информации о принципах, правилах, особенностях работы в программах обмена шприцев.
Основные положения темы

  1. Управление работой сотрудников программы обмена шприцев

  2. Особенности работы в команде

  3. Супервизия

  4. Обучение сотрудников проекта


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 7-7

  2. текстовой материал для лекции 7-7

  3. рекомендуемая литература


Занятие 8. Тема: Преимущества и недостатки работников из числа потребителей наркотиков и лиц, не потребляющих наркотики
Метод- мозговой штурм

Время- 10 мин.
Цель занятия- подведение участников к пониманию, что в качестве работников ПОШ и добровольцев для работы по обмену шприцев можно привлекать людей из числа действующих ИПН, ИПН находящихся в длительной ремиссии, со-зависимых (близкие, родственники, друзья из окружения ИПН), и людей, не употребляющие наркотики.
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 7-8


Занятие 9. Тема: Факторы риска для работников по обмену шприцев
Метод- мозговой штурм

Время- 10 мин.
Цель занятия- освещение определенных рисков, связанных с криминализацией потребителей наркотиков, при реализации программ обмена шприцев.
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 7-9


Занятие 10. Тема: Обеспечение безопасности сотрудников.
Метод- лекция

Время- 20 мин.
Цель занятия- предоставление информации о важности организации труда, формировании и соблюдении правил техники безопасности.
Основные положения темы

  1. Факторы риска и безопасность сотрудников программ обмена шприцев

  2. Правила, сопутствующие документы. Удостоверение сотрудника проекта.

  3. Рекомендации по технике безопасности.

  4. Обеспечение безопасности сотрудников программы.

  5. Построение взаимоотношений с правоохранительными органами, органами наркоконтроля. 

  6. Соблюдение правил личной безопасности при работе с инъекционным инструментарием.

  7. Аварийные ситуации.


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 7-10

  2. текстовой материал для лекции 7-10

  3. рекомендуемая литература


Занятие 11. Тема: Индикаторы эффективности услуг по предоставлению/обмену шприцев/игл
Метод- мозговой штурм

Время- 10 мин.
Цель занятия- дать участникам понимание, что оценка эффективности программ обмена шприцев является сложной и важной проблемой, над которой следует задуматься с самого начала реализации программ обмена шприцев.
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 7-11


Занятие 12. Тема: Мониторинг услуг по предоставлению/ обмену шприцев/игл. Оценка эффективности услуг по предоставлению/обмену шприцев/игл
Метод- лекция

Время- 20 мин.
Цель занятия- предоставление участникам тренинга информации о системе мониторинга и оценке эффективности программ обмена шприцев.
Основные положения темы:

  1. Критерии оценки эффективности услуг по обмену шприцев

  2. Исследования по оценке эффективности

  3. Регистрация клиентов с учетом конфиденциальности информации о клиентах

  4. Документация (перечень необходимой учетно-отчетной документации)

  5. Анализ и составление отчета


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. мультимедийный проектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 7-12

  2. текстовой материал для лекции 7-12

  3. рекомендуемая литература


Подведение итогов дня (10 мин.)
Использованная и рекомендуемая литература

  1. Дейв Берроуз. Организация и менеджмент программ обмена игл и шприцев. Руководство для стран Центральной и Восточной Европы и Новых Независимых Государств бывшего Советского Союза//«Международная программа снижения вреда», IHRD 2000, 2002

  2. Обмен шприцев. Тренинговое руководство//CEEHRN, 2006



Похожие:

Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница