Урок окружающего мира Тема. Тундра




Скачать 53.64 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира Тема. Тундра
Дата публикации24.10.2014
Размер53.64 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > География > Урок
Урок окружающего мира

Тема. Тундра.

Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры, познакомить с географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

Задачи:

Развивать познавательный интерес у учащихся, умение сравнивать, выявлять связи в природе, вести исследовательскую работу, умение работать в группе.

Установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий, познакомить с особенностями новой природной зоны – тундры.

Воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к окружающей среде, экологическую компетентность учащихся начальных классов.
^ Ход урока

  1. Организация класса, настрой на урок.

Где – то на белом свете

Там где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось…

Мимо плывут столетья

Спят подо льдом моря

Трутся об ось медведи

Вертится земля!

Мы отправляемся с вами туда

Где царство холода, снега и льда!
^ 2.Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания : тест «Арктика»

Тест: «Арктика»

1.Природная зона арктических пустынь расположена…

А) на островах Тихого океана

Б) на островах Индийского океана

В) на островах Северного Ледовитого океана

2.Территория зоны…

А) густо заселена людьми

Б) не имеет коренного населения

3.В Арктике для растений и животных сложились…

А) комфортные условия

Б) суровые условия

4.Вледяной зоне растут…

А) кедры, берёзы, черёмуха

Б) лишайники, мхи, полярные маки

В) бузина , орешник, айва

5.В Арктике обитают животные: …

А) бобры, нутрии, хомяки

Б) волки, белые медведи, рыси

В) моржи, тюлени, белые медведи

6.Арктический заповедник расположен…

А) на земле Франца Иосифа

Б) на Северной земле

В) на острове Врангеля

7.Большое скопление птиц на скалах называют…

А) « птичьи рынки»

Б) «птичьи базары»

8. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

А) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути

Б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники

В) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары»

^ 3. Определение темы и задач урока.

Мы сегодня снова будем наблюдать

Выводы делать и рассуждать

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу дружок!

Наша экспедиция продолжает путешествие по природным зонам России. Огромны просторы нашей Родины. Много расположено природных зон на её территории.

- Какие природные зоны вы уже знаете?

Мы будем знакомиться с климатом, растительным и животным миром каждой природной зоны, узнаем, чем занимается коренное население. Но сначала выясним, что такое природная зона.

Ответы детей

На больших территориях Земли с близкими климатическими условиями и одинаковыми почвами вырастают соответствующие растения и поселяются соответствующие животные. Такие территории и стали называть природными зонами.

^ 4. Поиск новых знаний. Исследовательская деятельность.

Работа с моделью.

На доске модель «Природные связи Земли.

Здесь возникают цепочки связей, где почвы являются связующим звеном между неживой природой и живой. Если в местности меняется климат, меняются почвы, значит, меняется и растительность.

Климат стал теплее, суше – пересыхают болота и превращаются в луга. Но клюква, которая растет на болотах, расти на лугу ,уже не может. Болотные растения исчезают, появляются луговые. Изменяется растительность – изменяется и животный мир.

Каждую природную зону будем изучать по плану:

  1. Географическое положение

  2. Положение солнца над горизонтом, длительность освещения

  3. Описание климата

  4. Рельеф, водоёмы, особенности почвы

  5. Растения и животные. Их приспособленность к природным условиям, пищевые цепи

  6. Жилища, занятия коренного населения

  7. Экологические проблемы каждой природной зоны

Разгадывание кроссворда

Куда мы отправимся сегодня, вы узнаете, разгадав кроссворд:

Получилось слово «тундра»

Итак, наш путь лежит к просторам Северного Ледовитого океана

^ Работа с картой

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи км в длину и сотни км в ширину, чуть южнее зоны арктических пустынь простирается тундра, что в переводе с финского означает «бесплодная».

Подумайте, глядя на карту, опираясь на те знания, что у вас уже есть,на ваш жизненный опыт

- Холодно или тепло в тундре?

-Косые или прямые лучи солнца попадают на её просторы?

- По рельефу это равнина или горная местность?

- В тундре много воды. Кто знает, почему? ( почва оттаивает до 50 см, а дальше вечная мерзлота, вода не просачивается и слабое испарение)

Давайте построим модель экологической пирамиды.

В основании пирамиды будет почва. – Почва есть?

- Чему она даёт жизнь? ( растительности)

- А какая она, растительность? ( Мы говорим о природе России. Что является символом России? Берёза)

И вот эту красавицу, высокую, стройную, красивую попробуем поселить в тундру. На какую глубину уйдут корни? Устоит наша красавица? Нет, не устоит .
Физминутка.

Представьте, что вы берёзки… подняли руки… Солнце… Воздух нагревается и поднимается вверх, а на смену ему с Арктики мчится холодный ветер.Его скорость 50,60,80,100,150км/ч . Устоит наша берёза? Нет.

^ Работа с гербарием.

А я знаю точно, что берёзы в тундре есть. Так какие они? (Маленькие и стелющиеся, прячутся от лютых морозов и ветра во мхах и лишайниках)

Гербарий Сравните

Карликовая берёза и обычная

Полярная ива и наша ива

Животный мир

Если в тундре холодно, почти так как и в Арктике, то как животные приспосабливаются к суровым условиям?

Сравни: Люди и звери

- Как мы готовимся к зиме?

Одежда у нас , а у зверей шуба(меняют мех),стельки на лапах и ноздри обрастают, ,пушистое оперение птиц

Мы делаем запасы на зиму, и звери тоже, а ещё накапливают толстый подкожный слой жира.
^ 5. Углубление знаний на основе презентации. Работа в группах.

Итак, это всё наши предположения. А как выглядит тундра на самом деле, мы сейчас увидим. С помощью современной техники мы отправляемся исследовать тундру.

^ СЛАЙДЫ «ТУНДРА»

А теперь в работу включаются исследователи тундры:

Ботаники собирают растения, которые растут в тундре.

Зоологи ищут животных

Экологи исследуют цепи питания

^ 6. Закрепление знаний. Игровая ситуация.

Под музыку дети ищут в классе данные и систематизируют их на доске
7. Обобщение полученных знаний.

8. Отчёт каждой группы.

Выводы.

Рассказ ботаников:

В тундре растут… имеют мелкие листья, короткие корни, стелющиеся стебли
Рассказ зоологов:

В тундре живут… к жизни приспособились…имеют хорошее оперение, защитную окраску, густой мех, подкожный слой жира…

Рассказ экологов:

Мы составили цепи питания…

Что будет, если в результате бездумного вмешательства исчезнет какое – либо звено? Нарушение экологических связей.

^ 9. Итог урока.

-Что нужно сделать, чтобы не допустить этого?

Запретить браконьерство, взять под охрану животных и пастбища, не использовать тяжёлую технику, бережно относиться к природным богатствам.

Молодцы! Было очень приятно работать с умными и наблюдательными исследователями.

Наш урок к концу подходит

И итоги мы подводим.

10. Рефлексия.

- В какой природной зоне мы побывали?

- Что узнали нового?

Что понравилось?

Прикрепление смайликов на выбранную ступень усвоения знаний.
11. Домашнее задание:

1. Подготовить сообщения о представителях тундры.

2. Об экологических проблемах тундры

Похожие:

Урок окружающего мира Тема. Тундра iconУрок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Тундра»
Цели урока: Познакомить учащихся с новой природной зоной нашей страны: с её географическим положением, климатическими условиями,...
Урок окружающего мира Тема. Тундра iconУрок окружающего мира Тема: Что такое деньги?
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас на уроке окружающего мира присутствуют гости. Прежде чем перейти к изучению нового материала давайте...
Урок окружающего мира Тема. Тундра iconУрок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос»
Образовательная программа: программа окружающего мира в рамках образовательной системы «Школа России»
Урок окружающего мира Тема. Тундра iconУрок окружающего мира 1 класс Тема: «Мы пешеходы»
Муниципальное образовательное учреждение «Борисовская средняя общеобразовательная школа№2»
Урок окружающего мира Тема. Тундра iconУрок окружающего мира во 2 классе Тема: Город и село
Формировать умение сравнивать, находить основные особенности данных населенных пунктов
Урок окружающего мира Тема. Тундра iconУрок окружающего мира в 3 классе Тема урока: «Берегите воду!» Умк
Технология: икт, разноуровневое обучение, интегрированный подход, проблемный метод
Урок окружающего мира Тема. Тундра iconУрок окружающего мира в 1 классе тема: «Дикие животные»
Класс делится на две команды, выбирается эксперт. Ребятам раздаются листочки с кроссвордом
Урок окружающего мира Тема. Тундра iconУрок окружающего мира 3 класс «Школа 2100» Тема: «Многообразие растений»
Развивать познавательную активность детей, интерес к предмету, умение делать выводы
Урок окружающего мира Тема. Тундра iconУрок окружающего мира умк «Гармония» 3 класс. Тема: «Осенняя пора...

Урок окружающего мира Тема. Тундра iconУрок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Разнообразие животных»
Развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница