План проведения педсовета   Роль урока в аспекте развития личностных ресурсов обучающихся. Требования к современному уроку




Скачать 386.36 Kb.
НазваниеПлан проведения педсовета   Роль урока в аспекте развития личностных ресурсов обучающихся. Требования к современному уроку
страница1/4
Дата публикации24.10.2014
Размер386.36 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > География > Урок
  1   2   3   4







  Педсовет

О проблемах и опыте развития личностных ресурсов обучающихся в школьной практике »

 

 

План проведения педсовета

 

    1. Роль урока в аспекте развития личностных ресурсов обучающихся.

    2. Требования к современному уроку.

    3. Деловая игра «Ассоциация»

    4. Воспитательная роль индивидуальных и исследовательских проектов, при вовлечении обучающихся в классные мероприятия

    5. Анкета « Стиль преподавания»

    6. Подведение итогов педсовета

    7. Решение педсовета  

Цель : - Актуализировать теоретическое осмысление учителем развития личностных ресурсов обучающихся средствами урока.

       ·        Повышение интереса педагогов к современным технологиям

       ·        Осознание необходимости повышения уровня самообразования

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы до века

Творим по мере наших сил

 

  1. ^ Роль урока в аспекте развития личностных ресурсов обучающихся.

Урок является основной формой организации обучения в школе. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
 Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. О гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о создании в школе психологического комфорта , о роли и значении воспитания в общеобразовательном процессе в настоящее время говорят и пишут ученые в области педагогики, психологии. Это ожидаемые результаты образования, так называемые базовые компетенции учащихся – какой вырастет человек, с чем будет шагать по жизни. Главными, на мой взгляд, ключевыми являются слова развитие, воспитание, формирование. Это декларируется в основных документах, касающихся образования.

Так ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: Любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

Осознающий и понимающий ценности жизни, семьи, гражданского общества, человечества;

Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

знания на практике;

Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

Ориентирующийся в мире профессий понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Урок это основная форма реализации требований ФГОС. С целью выполнения задач этого года, поставленных на последнем педагогическом совете в период введения ФГОС каждому учителю необходимо строить уроки с современных позиций , применять на уроках системно-деятельностный подход, для развития личности в комплексе воспитательных задач акцентировать усилия на создание условий для воспитания ответственности и культуры поведения и быта.

^ Возникает вопрос, что каждый из нас, как учитель, должен сделать, где и когда, чтобы решить поставленные задачи.

Наивно рассуждать, что воспитательная работа – это нечто внеклассное, внеурочное, что это забота классных руководителей, завуча по воспитательной работе, но не учителя, ведущего урок, другим ошибочным тезисом является утверждение, что проведение воспитательной работы непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным содержанием урока, наносит ему ущерб (хотя бы в том смысле, что время на воспитательную работу надо отрывать от объяснения нового материала или от других видов деятельности на уроке).

По-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Доказано, что классные часы и иные внеклассные мероприятия составляют не более 3% времени общения ребенка с педагогом. Воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке, а не после него.

Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга. Нельзя согласиться с мнением тех теоретиков и практиков, которые считают, что воспитательная работа на уроке не нуждается в специальном планировании, так как проводится неосознанно. Воспитательная работа должна планироваться заранее самым тщательным образом.

^ Поэтому сегодня я буду говорить о воспитательном аспекте урока, о том, как правильно учителю при подготовке к уроку поставить воспитательную цель. Без участия в воспитании все знания педагога остаются мертвым багажом.

Я пролистала методические пособия по разработке уроков, проанализировала свой собственный опыт и убедилась, что если образовательные и развивающие цели продумываются, чему обучить и что развить, то воспитательные задачи урока либо прописаны в обобщенном виде, либо поставлены формально. Я возьму на себя смелость сказать, что многие из нас, учителей.не задумываются над постановкой воспитательных целей.

Что мы пишем чаще всего: воспитать чувство патриотизма, прививать интерес к изучению литературы, воспитывать милосердие, доброту и сочувствие, развивать логическое мышление. Как можно за один урок воспитать патриота, привить любовь к прекрасному, на протяжении нескольких лет из урока в урок развивать логическое мышление и т.д.
Одинаково опасен безнравственный профессионал и добродушный незнайка, поэтому воспитание невозможно без знаний. Они неразрывно связаны как две стороны единого целого. Содержание воспитательной работы на уроке должно вытекать из содержания самого урока. « Учить и воспитывать как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке» Именно урок обладает уникальными возможностями влиять на становление многих качеств личности учащихся.

Воспитание требует, прежде всего, сдержанности, терпения, доброты. Это должно проявляться во всём, даже в общении с учениками. Учитель, любящий детей, будет называть их только по именам, не побоится признать свою ошибку, извиниться, если окажется в чём-то неправым. Он никогда не будет угрожать своим воспитанникам: они не должны его бояться. Ничего нет страшнее в школе, чем педагог, приходящий в класс с холодным сердцем.
Многое из школьных наук потом забывается, не забывается одно – общение с умным, готовым тебя понять собеседником.
^ Мы учим на уроках не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, мужеству, доброте. Каждая секунда урока воспитывает. Конечно, учителя – обыкновенные люди: с нервами, сердцем, самолюбием, усталостью. Но учителя не выбирают – он детям достаётся. И он должен уметь оставлять за порогом класса всё, что может помешать созданию творческой атмосферы на уроке. Это нелегко.

Но надо найти мужество, чтобы, несмотря на любые жизненные неурядицы, войти в класс с улыбкой, сказать ребятам: «Добрый день!», не перебить отвечающего, не ответить резкостью на грубость. Ребёнок должен живо реагировать на всё, что происходит на уроке (на реплики, на шутки, на интересную информацию). Идеальная тишина – не главное условие обучения. Ненормально, когда при ответе ученик испытывает страх, тревожность. Без доброго отношения к ребёнку, ободрения, нет общения, а без общения нет воспитания.
Вся жизнь учителя, его духовный мир, увлечения, вкусы, симпатии, сильные и слабые стороны – всё проходит на глазах детей, всё подвергается их строгой, но объективной оценке. Ребята изучают педагога, выставляют ему свои отметки. Воспитывая ребёнка, мы только и думаем, как воздействуем на него, и совсем не предполагаем, что дети тоже на нас действуют, и действуют куда сильнее, чем нам кажется. Именно они делают нас красивее, умнее, собраннее, счастливее. Мы у них многому можем поучиться. И здесь не помогут ни диплом, ни знания. Только отношение к ученикам показывает доброту и ум, щедрость и отзывчивость, чёрствость и равнодушие.

Воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам педагог. Учитель не только даёт знания по своему предмету, он не просто учитель-предметник, а учитель-воспитатель, готовящий к выпуску из школы гражданина. Ребёнок не рождается личностью, а становятся ею. И большая роль в этом становлении отводится нам.
Один древний философ как-то сказал: «Меня мой учитель так долго и много хвалил, что я в конце концов стал хорошим». Похвала – лучший способ закрепить положительные поступки. И умение хвалить – своего рода талант. То, как ребёнок воспринимает себя, зависит от того, какую оценку мы ему даём.
Начиная уже с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.

На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Но урок – это не просто «форма организации», а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение. И задача учителя – сделать так, чтобы каждые 40 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Урок – продолжение жизни ученика и продолжение процесса формирования его личности. Переступив порог класса, учитель организует не только учебную деятельность учеников, но и их отношения на уроке. Если учитель сузил границы своего внимания дидактическими рамками, то урок лишается воспитательного влияния. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника, формированию единого образовательного пространства.
^ Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока? Что должен сделать учитель, чтобы диалог на уроке состоялся?

Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока.

Один из них отражен в суждении: «Каждый урок воспитывает». Это суждение порой произносят как педагогическую аксиому, видя в ней отражение некой закономерности: если урок дидактически правильно организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности. На формирование – да, но не на воспитание, т.к. воспитание – непременно целенаправленный процесс, непрерывный , т.е. организованный и построенный с осознанной и специально поставленной целью. Следовательно, урок, лишенный такой цели, не воспитывает, хотя, конечно же, оказывает формирующее влияние на личность.

Нередко учитель стремится формировать новые воспитательные аспекты триединой дидактической цели к каждому уроку, забывая, что воспитание происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и что воспитание осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения. Отсюда следует, что один и тот же воспитательный аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы. Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель будет охватывать целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны.

Из урока в урок, имея одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи и указывает, через что они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности. Должна быть система воспитательных задач. Если это обобщающий урок, то учитель должен выйти на конкретный результат. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание учителя к воспитательным целям и ее задачам должно быть постоянным. Нужно помнить одно: цель должна быть конкретной и достижимой. В отличие от целей обучения воспитательные цели вовсе необязательно (даже некорректно) объявлять ученикам. Это стратегические цели образования и общества в целом, которые призван из урока в урок реализовывать в повседневной практике учитель.
Я подошла к ключевому вопросу : формулированию воспитательных целей и задач. Воспитание любого качества, любой черты должно проходить (по Рубинштейну) следующие стадии:

возбуждение – побуждение(подкрепление) – генерализация.
Поэтому и формулировки воспитательных целей для учителя на конкретных примерах могут приобретать соответствующее выражение:
- вызвать заинтересованность в…
- пробудить любознательность;
- возбудить готовность решать задачи самостоятельно;
- побудить учащихся к активности;
- закрепить уверенность в...
Исходя из представления о трех стадиях воспитательного воздействия, учитель может выстроить определенную иерархию воспитательных задач урока. Говоря о последовательности, воспитательные цели можно разбить на следующие:
- по возбуждению обучаемых к восприятию, готовности включиться в единое информационное поле;
-побуждения (подкрепления) к адекватным действиям;
-генерализации, т.е. способности эмоционально и адекватно реагировать, формулировать оценочные суждения.
  1   2   3   4

Похожие:

План проведения педсовета   Роль урока в аспекте развития личностных ресурсов обучающихся. Требования к современному уроку iconДидактические требования к современному уроку
Дидактические требования к современному уроку четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь...
План проведения педсовета   Роль урока в аспекте развития личностных ресурсов обучающихся. Требования к современному уроку iconЛекция: «Требования к современному уроку»
Лекция: «Требования к современному уроку». Шестернинов Евгений Евгеньевич к п н., Заслуженный учитель России
План проведения педсовета   Роль урока в аспекте развития личностных ресурсов обучающихся. Требования к современному уроку iconПлан тематического педсовета: Вступительное слово руководителя доу юдиной М. В
Тема педсовета: Взаимодействие с семьями воспитанников как условие художественно-эстетического развития детей
План проведения педсовета   Роль урока в аспекте развития личностных ресурсов обучающихся. Требования к современному уроку iconAлгоритм подготовки и проведения педсовета
Алгоритм подготовки и проведения педсовета в форме организационно-деятельностной игры включает в себя выполнение следующих технологических...
План проведения педсовета   Роль урока в аспекте развития личностных ресурсов обучающихся. Требования к современному уроку iconТребования к современному уроку
Находясь в контексте современной ему культуры, урок вбирает в себя достижения общественной жизни, науки, искусства, строится на основе...
План проведения педсовета   Роль урока в аспекте развития личностных ресурсов обучающихся. Требования к современному уроку iconПлан-конспект урока по материальной технологии в 5 классе. Тема «Физиология...
Посещаемость. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие дневников, тетрадей по предмету), внешний вид
План проведения педсовета   Роль урока в аспекте развития личностных ресурсов обучающихся. Требования к современному уроку iconМетодические требования к современному уроку стремление учителя самостоятельно...
Системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении...
План проведения педсовета   Роль урока в аспекте развития личностных ресурсов обучающихся. Требования к современному уроку iconПрограмма развития «Наша новая школа» на 2011-2015 годы Рассмотрена на заседании педсовета школы
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПи 4 2821-10)
План проведения педсовета   Роль урока в аспекте развития личностных ресурсов обучающихся. Требования к современному уроку iconУрока тема урока коли чество часов дата проведения тип урока элементы...
Сложение, вычитание, умножение, деление отрицательных чисел и чисел с разными знаками
План проведения педсовета   Роль урока в аспекте развития личностных ресурсов обучающихся. Требования к современному уроку iconТехнология тьюторского сопровождения формирования профессиональных...
Новые социально-экономические условия, предполагающие развитие рынка труда, внедрение в производство передовой техники и инновационных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница