Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества




Скачать 62.71 Kb.
НазваниеВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
Дата публикации22.10.2014
Размер62.71 Kb.
ТипКонкурс
shkolnie.ru > География > Конкурс
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества

(2013-2014 учебный год)

Номинация конкурса: педагогические идеи и технологии среднее образование

Название работы: Изучение учащимися ПК своей местности в рамках работы школьного геолого-географического кружка (из опыта работы)

Автор: Мельник Н.С., учитель географии МОУ СОШ № 88 г. Ярославля
Геолого-географический кружок решает задачи организации различных направлений исследовательской деятельности учащихся. В этом смысле география обладает огромным потенциалом, который и используется с учетом возрастных возможностей учащихся.

В работе кружка выделяется три основных направления, по которым учащимися осуществляется исследовательская работа:

  1. мониторинг состояния луговых сообществ пришкольного участка;

  2. изучение элементов природных ландшафтов Ярославской области методом комплексного физико-географического описания фаций;

  3. выборочное площадное геохимическое обследование местных природных комплексов, на которые оказывают негативное воздействие различные локальные источники загрязнения.

Из трех указанных направлений ведущим и системообразующим является второе позволяющее осуществить картографирование природных территориальных комплексов разных рангов, что является базой для работы по двум другим направлениям.

Методологической основой работы является геоэкосистемная концепция и комплексный подход.

В данной статье мы представим некоторые результаты работы по второму и третьему направлениям работы геолого-географического кружка.

^ При изучении природных ландшафтов Ярославского района Ярославской области ставились следующие цели и задачи: собрать полевой материал, позволяющий составить представление о строении компонентов природных комплексов различных ландшафтов; изучить особенности пространственного размещения природных территориальных комплексов (ПТК) и качественно оценить состояние их антропогенной изменённости.

Полевые работы проводились около поселка Дятьково Ярославского района. В процессе полевых исследований были выявлены пять природных комплексов ранга урочище, относящиеся к трем ландшафтам: Курбской возвышенности; водноледниковой равнины; долины малой реки Новая Курбица (Рис.1.)




Рис.1.

^ Степень антропогенной изменённости ландшафтов Ярославского района (пос. Дятьково)

Масштаб 1:25 000




^ Ландшафт Курбской возвышенности представлен двумя доминантными урочищами:

  1. водораздельными поверхностями с волнисто-холмистым рельефом со среднеподзолистыми пылевато-песчаными почвами преимущественно распахиваемыми, местами под березово-еловыми лесами;

  2. приводораздельными склоновыми поверхностями с дерново-среднеподзолистыми и среднеподзолистыми слабосмытыми пылевато-легкосуглинистыми почвами на покровных тяжелых суглинках, подстилаемых моренными тяжелосуглинистыми и супесчаными отложениями, распахиваемыми и под разнотравно-злаковыми лугами.

^ Ландшафт озерно-водноледниковой равнины также представлен двумя доминантными урочищами, расположенными на двух высотных ступенях:

  1. относительно повышенные, ровные и слабоволнистые, слабонаклонные (2º – 3º) в местах распашки – бороздчатые со среднеподзолистыми пылевато-легкосуглинистыми и легкосуглинистыми почвами на покровных суглинках и озерных песчаных отложениях под распашкой (посевы клевера), в местах выемки грунта – под пионерными разнотравно-злаковыми ассоциациями;

  2. относительно пониженные озерно-водноледниковые равнины с фрагментами высоких озерных террас слабонаклонные, слегка волнистые со среднеподзолистыми пылевато-легкосуглинистыми почвами на покровных суглинках и супесях; на озерных террасах – с дерново-карбонатными супесчаными почвами на озерных слоистых песчаных и глинистых отложениях, главным образом, распахиваемых.

^ Ландшафт долины малой реки Новая Курбица довольно однороден на участке исследования и может быть охарактеризован следующим образом:

  1. высокая пойма на левом и правом берегах, бороздчатая мелкокочковатая с дерново-карбонатными среднесуглинистыми почвами на покровных суглинках, подстилаемых с глубины 50 см аллювиальными отложениями под разнотравно-злаковыми лугами; местами пойма осложнена западинами диаметром 8 – 10 метров с болотными перегнойно-глеевыми почвами на покровных тяжелых суглинках под разнотравно-злаково-осоковыми лугами.

В ландшафты равнинной поверхности плавно вписывается эрозионная сеть, представленная в основном лощинами и балками, обычно облесенными. Комплексные описания в них не проводились.

Таким образом, на территории исследования об с более близким залеганием грунтовых вод)щей площадью 8 кв.км выявлена сложная морфологическая структура ландшафтов.

Антропогенный прессинг на данную территорию в целом можно оценить как сильной степени интенсивности.

Наиболее измененными, по нашей оценке, можно считать доминантные урочища основных водораздельных поверхностей Курбской возвышенности и озерно-водноледниковых равнин различного гипсометрического уровня, которые интенсивно используются в сельскохозяйственном производстве, главным образом, под пашню с посевами зерновых (на более повышенных участках) и с пропашными культурами (на поверхностях с более блзким залеганием грунтовых вод).

Средняя степень изменённости характерна для приводоразделных основных поверхностей преимущественно залуженных или под лесными массивами.

Слабая степень изменённости присуща урочищам высокой поймы, где антропогенное воздействие незначительно из-за слабого их использования.

В рамках работы второго направления кружка была проведена работа по выявлению закономерностей пространственного распределения железа в верхнем слое снежного покрова в районе «Липовой горы» и определение источников загрязнения.

Работы проводились в три этапа:

1. Отбирались дублирующие пробы в шести точках района;

2. В школьной химической лаборатории были проведены анализы на определение содержания ионов железа в отобранных пробах;

3. Проанализированы полученные данные и составлена карта-схема (Рис.2.).

В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:

В лесопарковой зоне (район стройки), в парке и на территории детского сада выявлено четырехкратное превышение содержания железа по отношению к допустимому фоновому значению;

На территории котельной, школы № 88, а также в непосредственной близости от железнодорожного полотна зафиксировано двадцатикратное превышение содержания железа по сравнению с допустимым фоновым значением. Полученные результаты позволяют сделать следующее заключение.

Во-первых, в пределах исследованного участка сформировались локальные техногенные геохимические аномалии, связанные с рассеянием газопылевых выбросов от стационарных локальных источников загрязнения, а именно – котельной, железной и автомобильной дорог. В пределах аномальных участков содержание железа в два раза выше даже по сравнению со средним фоновым показателем по городу Ярославлю, значение которого соответствует 10-кратному превышению по сравнению с фоновым.

Во-вторых, в силу того, что железо является потенциально токсичным веществом с высокой миграционной способностью в природно-антропогенных системах, велика опасность от подобных стационарных геохимических аномалий, которая заключается в том, что длительное воздействие на организмы повышенных концентраций может иметь кумулятивный эффект и способствовать возникновению техногенных биогеохимических эндемий, проявляющихся в нарушении жизненно важных функций поколений организмов (цирроз печени, заболевание кровеносной системы).

В-третьих, на распределение ореолов рассеяния железа несомненно оказывают влияние планировка жилых массивов, степень удаленности от локального источника загрязнения, а также направление преобладающих ветров и неровности рельефа. Необходимо отметить, что неровности рельефа способствуют вторичному перераспределению концентрации данного загрязнителя, но эта закономерность не выявлена в виду малочисленности отобранных проб.



Рис. 2.

^ Техногенный ореол рассеяния железа с локальными источниками загрязнения («Липовая гора»)





Из представленных результатов видно, что степень сложности и тематическое разнообразие выполняемых работ различны. Это объясняется тем, что в кружке занимаются учащиеся разных возрастов и с разными интересами.

В заключении можно сказать, что заявленные направления в работе геолого-географического кружка способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, приучают их к самостоятельности, инициативности в работе, развивают пространственное воображение, нацеливают на творческий поиск.





Похожие:

Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества iconКонкурс педагогического творчества
К презентации в pptx “Мама, где мой папа?” на Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/14...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/14...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013 2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013 – 2014 учебный год)
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013 2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013 – 2014 учебный год)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница