№ п/п
| Тема урока
| Деятельность учащихся
|
1
| Раздел VIII Хозяйство России
Как устроено хозяйство России
| Анализировать схему отраслевой структуры хозяйства России. Формулировать черты сходства и различия отраслевой структуры хозяйства России от хозяйства экономически развитых и развивающихся стран мира
|
2
| Территориальное развитие и факторы размещения хозяйства
| Выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт. Определять особенности территориального развития хозяйства России
|
3
| В направлении индустриальной зрелости
| Устанавливать причинно-следственные связи изменения отечественной индустрии
|
4
| На пороге глубоких преобразований
| Выделять и анализировать характерные черты хозяйства России в XX в. Определять пути изменения национального хозяйства на современном этапе развития
|
5
| Топливно-энергетический комплекс – становой хребет экономики
| Анализировать состав топливно-энергетического комплекса с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Анализ современных проблем ТЭК и путей их решения
|
6
| Топливная промышленность
| Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке и севере страны. Наносить основные районы добычи нефти, газа, угля на контурную карту. Сопоставлять карту размещения предприятий нефтяной, газовой и угольной промышленности с картой плотности населения, формулировать выводы. Составлять характеристику одного из нефтяных, газовых или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам
|
7
| Электроэнергетика
| Выявлять причинно-следственные связи в размещении топливно-энергетических ресурсов. Выявлять проблемы и аргументировать стратегию развития электроэнергетики
|
8
| Металлургическая промышленность
| Анализировать по картам географию месторождений железных руд и руд цветных металлов с размещением крупных центров металлургии. Формулировать главные факторы размещения предприятий чёрной и цветной металлургии. Выявлять закономерность в размещении металлургических предприятий. Наносить на контурную карту главные металлургические районы. Выявлять проблемы и аргументировать стратегию развития металлургической промышленности
|
9
| Машиностроение
| Определять состав машиностроительной промышленности. Формулировать главные факторы размещения предприятий машиностроения. Выявлять закономерность в размещении предприятий машиностроительной отрасли. Выявлять проблемы и аргументировать стратегию развития машиностроения
|
10
| Химическая промышленность
| Определять состав химической промышленности. Формулировать главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Выявлять закономерность в размещении предприятий химической отрасли. Выявлять проблемы и аргументировать стратегию развития химической промышленности
|
11
| Лесная промышленность
| Определять состав лесопромышленного комплекса. Формулировать главные факторы размещения предприятий лесной промышленности. Выявлять закономерность в размещении предприятий. Выявлять проблемы и аргументировать стратегию развития лесопромышленного комплекса
|
12
| Лёгкая и пищевая промышленность
| Определять состав лёгкой и пищевой промышленности. Формулировать главные факторы размещения предприятий лёгкой и пищевой промышленности. Выявлять закономерность в размещении предприятий лёгкой и пищевой промышленности. Выявлять проблемы и аргументировать стратегию развития лёгкой и пищевой промышленности
|
13
| Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс
| Определять состав агропромышленного комплекса. Формулировать главные факторы размещения предприятий агропромышленного комплекса. Анализировать схему «Механизм формирования адаптивно-ландшафтного земледелия». Выявлять проблемы и аргументировать стратегию развития агропромышленного комплекса
|
14
| Растениеводство и животноводство
| Формулировать главные факторы размещения растениеводства и животноводства. Выявлять закономерность в размещении отраслей растениеводства и животноводства. Выявлять проблемы и аргументировать стратегию развития растениеводства и животноводства
|
15
| Транспорт: дороги большой страны
| Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей на основе анализа статистических данных. Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта. Выявлять проблемы и аргументировать стратегию развития транспорта России
|
16
| Сфера услуг: из режима выживания к режиму развития
| Определять состав сферы услуг. Формулировать главные факторы размещения предприятий сферы услуг. Выявлять закономерность в размещении предприятий сферы услуг. Сравнивать по статистическим данным уровень развития отдельных видов связи в России и других странах. Анализировать по картам географию городов науки. Определять по статистическим данным долю России на мировом рынке наукоёмкой продукции, а также долю затрат на научные исследования. анализировать карты для определения географических различий в уровне жизни населения. Выявлять проблемы и аргументировать стратегию развития сферы услуг
|
17
| Рекреационная деятельность
| Определять виды рекреационной деятельности. Формулировать главные факторы размещения предприятий. Анализировать схему рекреационного районирования. Выявлять проблемы и аргументировать стратегию развития рекреационной деятельности
|
18
| Обобщение
| Объяснять значение понятий. Показывать на карте географические объекты. Анализировать географическую информацию для выполнения географического проекта
|
19
| Раздел IX Географические районы России.
Природно-хозяйственное районирование России
| Определять виды районирования по проявлению признаков, характеру деления территории и направлению районирования. Анализировать по картам примеры разных видов районирования
|
20
| Европейский Север. По обе стороны от Полярного круга
| Определять специфику географического положения Европейского Севера. Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения
|
21
| Природное своеобразие: «На севере диком …»
| Устанавливать характер воздействия географического положения на природу Европейского Севера. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и делать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы отдельных территорий
|
22
| История освоения района. Население
| Выявлять специфику территориальной структуры расселения, этнического и религиозного состава населения. Анализировать статистические материалы и формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях населения отдельных территорий
|
23
| Хозяйство района
| Выявлять специфику хозяйства Европейского Севера. Устанавливать характер воздействия географического положения на жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов. Анализировать статистические материалы, схемы и формулировать выводы. Составлять характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи.
|
24
| Европейский Северо-Запад. «Окно в Европу» на Балтике
| Определять специфику географического положения Европейского Северо-Запада. Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения
|
25
| Особенности природы: озёрный край
| Устанавливать характер воздействия географического положения на природу Европейского Северо-Запада. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и делать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы отдельных территорий
|
26
| Из истории освоения земель. Население
| Выявлять специфику территориальной структуры расселения, этнического и религиозного состава населения. Анализировать статистические материалы и формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях населения отдельных территорий
|
27
| Хозяйство района
| Выявлять специфику хозяйства Европейского Северо-Запада. Устанавливать характер воздействия географического положения на жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов. Анализировать статистические материалы, схемы и формулировать выводы. Составлять характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи
|
28
| «Люблю тебя, Петра творенье …»
| Выделять и объяснять функции г. Санкт-Петербурга. Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Выявлять проблемы и аргументировать стратегию развития города
|
29
| Центральная Россия. В центре русской равнины
| Определять специфику географического положения Центральной России. Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения
|
30
| Неброская красота среднерусской природы
| Устанавливать характер воздействия географического положения на природу Центральной России. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и делать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы отдельных территорий
|
31
| Из истории заселения земель. Население
| Выявлять специфику территориальной структуры расселения, этнического и религиозного состава населения. Анализировать статистические материалы и формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях населения отдельных территорий
|
32
| Историческая смена хозяйственного профиля района
| Выявлять специфику хозяйства Центральной России. Устанавливать характер воздействия географического положения на жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов. Анализировать статистические материалы, схемы и формулировать выводы. Составлять характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи
|
33
| «Лучший город Земли»
| Выделять и объяснять функции г. Москва. Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Выявлять проблемы и аргументировать стратегию развития города
|
34
| Европейский Юг. На полпути от экватора к Северному полюсу
| Определять специфику географического положения Европейского Юга. Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения
|
35
| Природное своеобразие: самый тёплый регион России
| Устанавливать характер воздействия географического положения на природу Европейского Юга. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и делать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы отдельных территорий
|
36
| Сколько и каких народов проживает в регионе?
| Выявлять специфику территориальной структуры расселения, этнического и религиозного состава населения. Анализировать статистические материалы и формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях населения отдельных территорий
|
37
| Хозяйство района
| Выявлять специфику хозяйства Европейского Юга. Устанавливать характер воздействия географического положения на жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов. Анализировать статистические материалы, схемы и формулировать выводы. Составлять характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи
|
38
| Поволжье. Вдоль «главной улицы России»
| Определять специфику географического положения Поволжья. Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения
|
39
| Природное своеобразие Средней и Нижней Волги
| Устанавливать характер воздействия географического положения на природу Поволжья. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и делать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы отдельных территорий
|
40
| История освоения Поволжья. Население
| Выявлять специфику территориальной структуры расселения, этнического и религиозного состава населения. Анализировать статистические материалы и формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях населения отдельных территорий
|
41
| Хозяйственный облик Поволжья
| Выявлять специфику хозяйства Поволжья. Устанавливать характер воздействия географического положения на жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов. Анализировать статистические материалы, схемы и формулировать выводы. Составлять характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи
|
42
| Урал. На границе Европы и Азии
| Определять специфику географического положения Урала. Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения
|
43
| Природное своеобразие
| Устанавливать характер воздействия географического положения на природу Урала. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и делать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы отдельных территорий
|
44
| История освоения территории. Население
| Выявлять специфику территориальной структуры расселения, этнического и религиозного состава населения. Анализировать статистические материалы и формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях населения отдельных территорий
|
45
| Хозяйство района
| Выявлять специфику хозяйства Урала. Устанавливать характер воздействия географического положения на жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов. Анализировать статистические материалы, схемы и формулировать выводы. Составлять характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи
|
46
| Обобщение
| Объяснять значение понятий. Показывать на карте географические объекты. Анализировать географическую информацию для выполнения географического проекта
|
47
| Западная Сибирь. Неевропейский стандарт
| Определять специфику географического положения Западной Сибири. Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения
|
48
| Великая равнина и «золотые» горы, минерально-сырьевое богатство
| Устанавливать характер воздействия географического положения на природу Западной Сибири. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и делать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы отдельных территорий
|
49
| Освоение западносибирских пространств. Население
| Выявлять специфику территориальной структуры расселения, этнического и религиозного состава населения. Анализировать статистические материалы и формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях населения отдельных территорий
|
50
| Хозяйственный комплекс района
| Выявлять специфику хозяйства Западной Сибири. Устанавливать характер воздействия географического положения на жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов. Анализировать статистические материалы, схемы и формулировать выводы. Составлять характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи
|
51
| Восточная Сибирь. В средних и высоких широтах Северного полушария
| Определять специфику географического положения Восточной Сибири. Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения
|
52
| Суровое величие природы
| Устанавливать характер воздействия географического положения на природу Восточной Сибири. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и делать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы отдельных территорий
|
53
| Как осваивалась Восточная Сибирь? Население
| Выявлять специфику территориальной структуры расселения, этнического и религиозного состава населения. Анализировать статистические материалы и формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях населения отдельных территорий
|
54
| Хозяйство района
| Выявлять специфику хозяйства Восточной Сибири. Устанавливать характер воздействия географического положения на жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов. Анализировать статистические материалы, схемы и формулировать выводы. Составлять характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи
|
55
| Дальний Восток. На стыке материка Евразии и Тихого океана
| Определять специфику географического положения Дальнего Востока. Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения
|
56
| Регион природных контрастов и уникальных явлений
| Устанавливать характер воздействия географического положения на природу Дальнего Востока. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и делать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы отдельных территорий
|
57
| История освоения Дальнего Востока. Население
| Выявлять специфику территориальной структуры расселения, этнического и религиозного состава населения. Анализировать статистические материалы и формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях населения отдельных территорий
|
58
| Особенности хозяйства
| Выявлять специфику хозяйства Дальнего Востока. Устанавливать характер воздействия географического положения на жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов. Анализировать статистические материалы, схемы и формулировать выводы. Составлять характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи
|
59
| Обобщение
| Объяснять значение понятий. Показывать на карте географические объекты. Анализировать географическую информацию для выполнения географического проекта
|
60
| Раздел X Россия на пороге всеобщей глобализации. Направления и формы международного сотрудничества
| Объяснять необходимость разнообразных форм внешнеэкономической, социально-культурной и экологически ориентированной деятельности в международных отношениях
|
61
| География международной торговли
| Анализировать и оценивать географические особенности внешней торговли России с другими странами
|
62
| Обобщение
| Объяснять значение понятий. Показывать на карте географические объекты. Анализировать географическую информацию для выполнения географического проекта
|
63
| Резерв времени (7ч)
|
|