Скачать 202.12 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Усть-Куломский районный Дом детского творчества»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ЛИДЕРА» Возраст учащихся - 9-10 лет Второй год обучения Направленность: социально-педагогическая, Нормативный срок освоения программы – 2 года Срок реализации программы – 2012 год Составитель: Яранова Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования Усть-Кулом 2013 ^ Программа разработана для занятий с учащимися 3-х классов в первой половине дня и во второй половине дня (в зависимости от смены учебы) в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. К сожалению, детьми младшего школьного возраста сегодня меньше всего интересуются наши государственные и общественные лидеры в силу слишком большой «возрастной удаленности» от решения ближайших социальных задач. Но именно они, сегодняшние младшие школьники – будущие инициативные, самостоятельные лидеры, предприниматели, мастера 21 века. В рамках одной программы очень сложно учесть специфику и запросы всех детских объединений, но вполне возможно обозначить ключевые ориентиры, которые послужат основой создания собственных программ жизнеобеспечения организаций: подготовки младших ребят к деятельности в той или иной организации. Программы с такой задачей недостаточно распространены в современном детском движении. Известны познавательные программы – путешествия, программы – игры («строительства», личные книжки), в которых детской организацией задавался круг знаний, умений, навыков, необходимых ее будущим членам, регламентировалась позиция: «участник игры» (или путешествия). Не всегда учитывалась природа детских интересов, принимались во внимание потребности и интересы, запросы и желания самого ребенка, привлечь которого в какое-либо объединение совсем не сложно. Не так уж много нужно маленьким, чтобы захотелось стать пионером или скаутом: только разок увидеть форму да побывать на празднике. Выявление интересов младших школьников показало, что они хотят заботиться о природе и животных; играть, соревноваться с товарищами; заботиться о младших, и не только в своей семье, но и о малышах детского сада, шестилетках в школе. Хотят общаться, действовать, участвовать в общих делах со старшими и взрослыми; им небезразличны события, происходящие вокруг них; они склонны к проявлению своего «я»; и, наконец, они с интересом относятся к новым для них объединениям, группам. Ребят привлекает в детском объединении возможность новой роли, новой позиции, отличной от позиции ученика, более широкий круг общений не только со сверстниками, но и старшими ребятами, интересными взрослыми, в которых они видят себя в будущем, свой идеал. Их привлекает возможность совместной с ними деятельности, интересной и полезной самоорганизации, реализации своих умений, замыслов, идей; привлекает и внешнее оформление, атрибуты, традиции. Не меньшее значение имеют и индивидуальные способности ребенка, которые, в свою очередь, активизируют или затрудняют проявление его самостоятельности. Так, неуверенность в себе и своих возможностях сдерживает развитие самостоятельности; напротив, смелость, решительность, уверенность в своих силах помогают безбоязненно высказывать свое мнение, браться за новое дело. В ходе работы детского объединения будут вноситься изменения, дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже. Программой определены четыре основных направления работы:
Цель: Выявление и развитие творческой индивидуальности учащихся; объединение детей на основе общих дел, интересов и увлечений для их развития и самоутверждения. Задачи:
^ Вид: модифицированная, основанием для составления программы послужила программа «Союза пионерских организаций - Федераций детских организаций» (СПО ФДО) Направленность: социально-педагогическая Тип: дополнительная Классификация: общеразвивающая по возрасту: одновозрастная Масштаб: учрежденческая Срок реализации - 2 года Организационно-педагогические основы обучения Основой для составления программы являются «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования – «СанПин 2.4.4.1251-03», утверждённые 01.04.2003г.
2 группа - 7 человек.
^
^
Содержание изучаемого курса Тема 1. Вводное занятие (2ч) - программа «4+3» Теория: Ознакомление с техникой безопасности во время занятий. Практика: Введение в курс «4+3». Рассказ педагога о программе образования. - техника безопасности на занятии, - правила поведения на занятии. Тема 2. Тропинка 1 «Вот мой дом родной» (14ч) 2.1. «Люби и знай свой край родной» (беседа). Теория: Беседа о родном крае, о селе, о пионерии в коми крае. Практика: «Мой дом» - рисунки. 2.2 Экскурсии по селу. Теория: Рассказ педагога об экскурсии. Правила поведения на улице. Практика: Экскурсия и беседа по селу.
Теория: Рассказ педагога о происхождении, роли и значении книг. Практика: Игровая программа «Я знаю». 2.4 Умелые руки не знают скуки” (поделки из природных материалов). ^ Рассказ педагога о выполнении аппликации из сухих листьев. Практика: Выполнение аппликации «Мой родной край». 2.5.Беседа в детском саду о природе. Теория: Рассказ педагога о детском саду. Практика: Беседа с детьми в детском саду. Тема 3. Тропинка 2 «Хочу стать взрослым» (22ч)
Теория: Рассказ педагога о фотографиях, как они создаются. История. Практика: Создание собственной фотографии.
Теория: Рассказ педагога о бисере. О технике бисероплетения. Практика: Создания картины их бисера.
Теория: Рассказ педагога о создании мягкой игрушки. Практика: Создание мягкой игрушки.
Теория: Рассказ педагога о лидерстве. Лидерские качества. Практика: Игры для выявления и развития лидерских качеств.
Теория: Рассказ педагога о играх различного вида. Веревочный курс. Практика: Игры на командообразование, сплочение. Тема 4. Тропинка 3 «Не опоздай!» (20ч)
Теория: Рассказ педагога о жизни птиц. Практика: Экскурсия, наблюдение за птицами.
Теория: Рассказ педагога о видах кормушек. Практика: Создание кормушек для птиц. 4.3 Акция «Подари улыбку миру». Практика: Создание праздничных открыток.
Теория: Рассказ педагога о зимних видах игр. Практика: Веселые старты.
Теория: Рассказ педагога о создание и структуре сказок. Практика: Создание лесной сказки. Итоговое занятие: Викторина «Это я знаю». Тема 5. Тропинка 4 «Приходите к нам» (15ч)
Теория: Рассказ педагога о Союзе детских общественный объединений «Созвездие». Практика: Знакомство с лидерами Союза детских общественный объединений «Созвездие». ^ Теория: Рассказ педагога о совместных праздниках. Практика: Игры с лидерами Союза детских общественный объединений «Созвездие». 5.3 Викторина «Кто такой пионер». Теория: Беседа о пионерии. Практика: Викторина всезнаек.
Теория: Рассказать о нормах поведения. Практика: Разыгрывание ситуаций.
Теория: Рассказ педагога о волонтерском движении. Практика: Разработка волонтерских акций. Тема 6. Тропинка 5 «Девочек не берем» (19ч)
Теория: Рассказ педагога о создании проектов. Практика: Защита проекта.
Теория: Рассказ педагога о предприятиях с. Усть-Кулом. Практика: Экскурсия по предприятиям.
Теория: Рассказ педагога сочинениях. Практика: Сочинение «Самый самый лучший»
Теория: Беседа о празднике « 23 февраля!». Практика: Изготовление подарков в честь праздника « 23 февраля!».
Практика: Изготовление открыток. Тема 7. Тропинка 6 «Марья - искусница» (22ч)
Теория: Рассказ педагога о празднике 8 марта. Практика: Изготовление рисунков.
Теория: Рассказ педагога об изготовлении разных видов подарка. Практика: Изготовление подарка.
Теория: Беседа о празднике мам. Практика: Изготовление открыток для акции.
Теория: Рассказ педагога о конкурсе проектов. Практика: Подготовка к конкурсу.
Теория: Рассказ педагога об играх. Практика: Игры и упражнения на взаимодействие, на сплочение детского коллектива: «Геометрическая фигура», «Чувство мы», «Спасение медведя». Тест «Готов ли я работать в команде». ^
Теория: Рассказ педагога о возникновении сказок, их видах. Практика: Сказочная викторина.
Теория: Рассказ педагога о субботниках. Практика: Субботник.
Теория: Рассказ педагога о важности сохранения книг. Практика: Книжная больница в библиотеке.
Практика: Игротека.
Теория: Рассказ педагога о Великой Отечественной войне, о ветеранах, тружениках тыла. Практика: Изготовление подарков для ветеранов. ^ Создание проекта «Мой мир». Тема 9. Воспитательная работа (8ч) Практика: Мероприятие «Мир природы» (экскурсия в парк). Изготовление поделок из природного материала. Мероприятие «Новогодняя сказка» совместно с родителями (игровая программа). Изготовление подарков ко Дню защитников Отчества и на 8 марта. Мероприятие «Береги природу» (экскурсия на природу «Весенний лес»). ^ Практика: Идеи детей: предложения и защита. Методическое обеспечение программы Обязательное проветривание помещения перед занятием. Подготовка рабочего места. Во время занятий проводятся физминутки. Для результативности усвоения тем, обязательное наличие: оборудования и инструментов для работы с бумагой, природным материалом, для выполнения проектов, готовые образцы и изделия, литература для поиска информации. Для достижения поставленных в программе целей и задач используются такие приемы, как изложение различных точек зрения на вопрос, побуждение детей делать сравнения, обобщения, выводы, постановка проблемной ситуации. Для активного включения ребят в творческую и познавательную деятельность, улучшения их позиции в коллективе, создания доверительных отношений, закрепления полученных знаний используется игра (ролевая), как метод организации учебно-воспитательного процесса. На каждом занятии используются рисунки, для того, чтобы ребенок визуально видел изучаемый материал, а так же готовые изделия, поделки, картины – чтобы ребенок смог потрогать предмет, узнать из чего он сделан. Проводятся комплексные занятия, занятия-выставки, практические работы, интеллектуальная игра. В рамках реализации программы осуществляется взаимодействие с родителями в режиме занятий-бесед, совместных занятий детей и родителей, организация конкурсных программ и семейных праздников; планируется проведение экскурсий на природу, в село. ^ : фотоаппарат, использование ИКТ, учебные пособия, листы А4, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, клей, цветной картон, цветная бумага, мяч, бросовый материал, природный материал. Здоровьесбережение Главное условие программы – обучение без нанесения вреда здоровью детей. Для сохранения здоровья учащихся в объединении учебно-воспитательный процесс организован с соблюдением расписания занятий. На занятиях виды деятельности, требующие большого напряжения, чередуются с более лёгкими. Согласно санитарным нормам во время занятий помещение должно иметь естественное освещение и условия воздушной среды в помещении должны соответствовать нормам. Большое внимание уделяется правилам безопасности.
2) Соблюдение нормативов «Санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.44.1251 – 03». 3) Использование физминуток, выполнение упражнений для глаз, профилактика нарушений осанки. ^ 8-10 – знает материал по пройденным темам, умеет проводить игры, умеет наблюдать за природой, разрабатывать проекты, объяснять и защищать свои идеи. 5-7 - знает материал по пройденным темам, умеет проводить игры, умеет наблюдать за природой, разрабатывает проекты совместно с педагогом. 3-4 – умеет проводить игры, умеет наблюдать за природой. ^
Список литературы Литература для педагога
Литература для учащихся
|
![]() | Пояснительная записка программа разработана в соответствии с требованиями... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая программа нацелена на духовно-нравственное... | ![]() | Пояснительная записка программа разработана в соответствии с требованиями... Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.... |
![]() | Пояснительная записка программа разработана в соответствии с требованиями... Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Предлагаемая программа... | ![]() | Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального... Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (фгос) и примерной программы начального общего образования... |
![]() | Пояснительная записка программа составлена в соответствии с требованиями... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос начального общего образования и обеспечена умк для 1–4 классов (авторы: М.... | ![]() | Рабочая учебная программа по музыке для 2 -го класса разработана... Рабочая программа «Искусство (музыка)» составлена в соответствии с требованиями фгос ноо, на основе следующих документов |
![]() | Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному... Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения... | ![]() | Программа (название, автор, год издания) Рабочая программа учителя разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной... |
![]() | Пояснительная записка Программа «Подвижные игры с элементами баскетбола» Программа «Подвижные игры с элементами баскетбола» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного... | ![]() | Основная образовательная программа начального общего образования... Ого учреждения моу «Новороссийской сош» поселок Новороссийский, Рубцовский район, Алтайский край, составлена в соответствии со стандартом... |