Конспект непосредственной образовательной деятельности «Трели птиц на островах Заполярья» (подготовительная группа)




Скачать 78.94 Kb.
НазваниеКонспект непосредственной образовательной деятельности «Трели птиц на островах Заполярья» (подготовительная группа)
Дата публикации10.10.2014
Размер78.94 Kb.
ТипКонспект
shkolnie.ru > География > Конспект
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №65

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Трели птиц на островах Заполярья»

(подготовительная группа)


Воспитатель

высшей квалификационной категории

Леонова Светлана Александровна.

2014 г.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-личностное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая,

коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.
^ Цель:

Формирование у детей осознанно-правильного отношения к сохранению природных ресурсов Мурманской области.

Задачи:

  1. Расширять знания детей об особенностях природы Кольского Заполярья, о деятельности человека к проблеме охраны Кандалакшского заповедника.

  2. Развивать речевые навыки детей путем введения в активный словарь мало употребительных эпитетов и научных терминов.

  3. Воспитывать бережное, природоохранное отношение к природе и уметь предвидеть последствия деятельности человека к ней.


^ Планируемые результаты:

- ребенок должен понимать, что жизнь редких и исчезающих видов животных на Земле во многом зависит от образа жизни и поведения людей в окружающей среде (чистый воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни животных и человека) и научиться устанавливать причинно-следственные связи между представителями различных сообществ.
^ Словарная работа:

обогащение словаря:

1. Продолжать работу по обогащению природоведческого и обществоведческого словаря:

- заповедник; Кандалакшский заповедник, Айновы острова, архипелаг Семи Островов;

- научные сотрудники, ученые;

- исследователи;

- биологи, зоологи;

- охотоведы;

- орнитологи, орнитология;

- баклыши, луды, абразия;

- акватория, литораль;

- «птичьи базары»;

- погадки.

активизация:

1.Использовать в речи сравнительные обороты и выразительные средства при описании моря.

2.Упражнять в подборе прилагательных к заданному слову.

^ Материал и оборудование:

- кроссворд;

- слайды с видами моря и проблемными ситуациями;

- фланелеграф с набором птиц Кандалакшского заповедника;

- индивидуальные карточки с изображением физической карты Кольского полуострова;

- индивидуальные карточки для составления сравнительной таблицы характерных признаков сходства и различия птиц;

- фломастеры;

- микрофон;

- магнитофон;

- проектор, экран.
^ Предварительная работа:

  1. экскурсии в Краеведческий музей и Полярно-альпийский ботанический сад;

  2. создание в группе центра «Природа и наука» оснащенного оборудованием и материалами (дидактические и настольно – печатные игры, фланелеграф, диаграммы с модулями для творческих игр);

  3. подборки познавательной и художественной литературы; иллюстраций и буклетов о море и заповедниках;

  4. просмотр научно – познавательных фильмов;

  5. сюжетно – ролевые и подвижные игры природоведческого характера;

  6. совместная деятельность детей и родителей по изготовлению поделок – макетов и т.д.;

  7. оформление выставок, стендов, альбомов;

  8. наблюдения в природе в разное время года с акцентом на помощь и охрану окружающей среды (лес, парк, участок детсада);

  9. работа с календарями природы.

Содержание НОД

Воспитатель: Сегодня мы будем продолжать исследовательскую работу в нашей лаборатории. Для того, чтобы попасть в лабораторию, необходимо пройти через контрольно–пропускной пункт. Пропуском будет правило, сказанное в защиту природы.

Дети: 1. Не ломать ветки деревьев и кустов, не повреждать их кору.

2. Не разжигать костры.

3. Не уничтожать грибы, даже ядовитые, они нужны природе.

4. Не разорять муравейники. Муравьи – санитары леса.

5. Не ловить диких птиц и животных и не уносить их домой.

6. Не шуметь, не включать громкую музыку.

7. Не подходить близко к гнездам птиц и не разорять их.

8. Не оставлять после себя мусор, не сбрасывать его в водоемы.

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: Уважаемые научные сотрудники! Сегодня мы продолжим знакомство с нашим Северным краем. Куда предстоит нам отправиться, вы узнаете, отгадав этот кроссворд.

1. Кто в году четыре раза переодевается (земля)

2. Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кошка (сова)

3. В серой шубке перьевой

И в морозы он герой.

Скачет на снегу, резвится

Не орел, а все же птица. (воробей)

4.Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит – и легче. (дятел)





З

Е

М

Л

Я




С

О

В

А




В

О

Р

О

Б

Е

Й

Д

Я

Т

Е

Л


Воспитатель: Какое же слово получилось в красных клетках?

Дети:

Воспитатель: Значит, сегодняшние наши исследования будут связаны с морем.

Воспитатель: Тогда первый вопрос. Каким бывает море?

Дети: Спокойное, тихое, ласковое, теплое, соленое, холодное, штормовое, студеное, шумящее, пенящееся, свинцовое, могучее, бушующее, бездонное, бескрайнее, безграничное, глубоководное.

Воспитатель: Название, каких морей связано с цветом?

Дети: Черное, Красное, Желтое, Белое.

Воспитатель: Мы живем на Кольском полуострове. Какие моря его омывают?

^ Дети: Баренцево, Белое.

Воспитатель: (работа детей с индивидуальными карточками). Давайте рассмотрим карту Кольского полуострова с его прибрежными водами. Найдите Баренцево море (оно омывает северную часть полуострова). Найдите Белое море (оно омывает южную часть полуострова). (слайд 2).

Воспитатель: Обратите внимание на карте на красные замкнутые линии (как заборчик), что ими обозначают?

^ Дети: Заповедники.

Воспитатель: Что такое заповедник?

Дети:

Воспитатель: Зачем нужны заповедники?

Дети: (ответы).

Воспитатель: (обобщить) Заповедник – это особо охраняемая природная территория. На территории заповедника полностью исключается любое вмешательство человека кроме научных исследований. Кто работает в заповедниках?

^ Дети: Научные сотрудники, ученые, исследователи, биологи, зоологи, охотоведы.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с участками Кандалакшского заповедника. Он является заповедником морских островов. На севере участок Айновых островов (слайды 3,4). На Востоке архипелаг Семи Островов (слайды 5,6). А остальные участки расположены в Кандалакшском заливе (слайд 7). В основном это острова, начиная от крупных лесистых, как остров Великий (слайды 8,9) до небольших скалистых без растительности, которые называются баклыши (слайды10,11), а самые мелкие называются – луды (слайд 12).

Воспитатель: Большую роль в скульптурном образовании побережья и островов играет форма берегов (слайды 13,14). Как формируется береговой рельеф? (слайд 15).

Дети: (ответы детей)

1. Волны вымывают валуны и гальку и образуют береговые валы. (слайды 16,17).

2. Берега разрушаются волнами, образуя причудливые формы. Этот процесс называется абразией. (слайды 18,19,20,21).

(физминутка «Море волнуется» имитация повадок птиц).

Воспитатель: Главное богатство Кандалакшского заповедника – морские птицы (слайд 22).

У поэта Конет Вельхина есть такие строки:

«Ты был в заповеднике летом,

Где в голубые воды,

Льется пьянящего света

Солнечный луч золотой.

И неуловимые ветру,

Вычеркивают узоры

Птицы в ладонях ветра

Над трепетною водой (слайды 23,24).




Воспитатель: Для чего был создан Кандалакшский заповедник?

(^ Ответы детей)

Воспитатель: Кто такая гага?

Дети: Гага – крупная, северная, морская утка, славящаяся ценным качеством гнездового пуха. Гагачий пух лучший в мире утеплитель. (слайд 25,).

Воспитатель: Какой пух называется гнездовым?

Дети: Пух, который вырастает на груди передней части брюшка самки. Делая гнездо, утка выщипывает пух и утепляет им яйца.(слайд 26).

Воспитатель: Есть такой промысел – сбор гнездового пуха. Его собирают после того, когда гага с выводком птенцов уйдет в море. В течение нескольких веков Россия в большом количестве вывозила гагачий пух за границу. Сбор его проводился не в конце гнездового периода, а во время кладки яиц, также забирали яйца гаги и иногда убивали самих птиц. Это привело к резкому сокращению численности гаги. Так возникла необходимость защиты гаги и гагачьих гнезд.

Воспитатель: Инициатором создания Кандалакшского заповедника стал ученый Александр Николаевич Формозов, помогал ему охотовед – биолог Дубровский. Благодаря их исследованиям были утверждены новые правила охоты, запрещалась добыча гаги и разорения гнезд. (слайд 27).

В охраняемую зону ввели не только острова, но и морские – акваторию и литораль. Что такое акватория?

^ Дети: Водное пространство около берегов (слайд 28).

Воспитатель: Что такое литораль?

Дети: Обнаженное морское дно во время отлива (слайд 29).

Воспитатель: Заповедная акватория имеет огромное значение для водоплавающих птиц. (слайд 30).Здесь птицы добывают себе корм, (слайды 31,32), растят и воспитывают птенцов (слайд 33). Что вы можете рассказать об образе жизни птиц в заповеднике?

Дети: Птицы гнездятся большими группами на обрывистых скалах. Эти места называются «Птичьи базары». Они встречаются по всему побережью, где есть неприступные скалы. Это памятники живой природы Севера (слайды 34,35,36,37,38).

Воспитатель: Что вы можете сказать о перьевом покрове морских птиц?

Дети: Их оперение мягкое, густое, пухлое. Птица одета в несколько перьевых рубашек. Верхняя – из крупных жестких перьев, которые плотно облегают крылья и хвост. Эти перья крепкие и гибкие, они помогают птицам в полете. Вторая рубашка из более тонких нитевидных перьев. У самого тела самая теплая рубашка из пуховых перьев, которые предохраняют тело от охлаждения даже в сильный мороз.

^ Дети: Перья водоплавающих птиц не намокают, потому что они смазывают свое оперенье жировой жидкостью из железы над хвостом.

Воспитатель: Чем питаются морские птицы?

Дети: Питаются птицы различными видами водяных насекомых, личинками, мелкими рыбками, моллюсками, а также водорослями (слайд 39,40).

Воспитатель: Есть ли у птиц зубы?

Дети: Нет. Птицы заглатывают пищу целиком (слайд 41). Она перетирается ее в передней части желудка, а через некоторое время птица отрыгивает (выплевывает) несъедобные остатки, которые называются погадки.

Воспитатель: Чем интересны погадки? (слайд 42).

^ Дети: По этим погадкам ученые узнают, чем питается та или иная птица, достаточно ли ей корма, нужна ли ей помощь.

Воспитатель: Какая особенность строения глаза у птиц – ныряльщиков?

^ Дети: Глаза имеют защитную пленку, которая не дает попадать воде в глаза и раздражать их при добывании корма под водой (слайд 43,44).

Воспитатель: Мы сегодня очень много узнали о жизни птиц в заповедниках. Как называются люди, которые занимаются изучением жизни птиц? (слайд 45, 46,47,48).

^ Дети: Орнитологи.

Воспитатель: А наука, изучающая жизнь птиц?

Дети: Орнитология (слайд 49,50).

Воспитатель: (работа с карточками) Сейчас я предлагаю вам составить таблицу. В строке, где стоит знак плюс, вы должны нарисовать характерные признаки птицы, присущие только им. В строке, где стоит знак минус – чем отличаются птицы друг от друга.

(работа детей с индивидуальными карточками)

Воспитатель: А теперь я предлагаю сверить свою работу с работой товарища.

(обмен мнениями)

Воспитатель (итог): В заповеднике работы ведутся круглосуточно. Главная задача его – сохранение наиболее ценных и интересных животных. Здесь составляется «Летопись природы», по которой можно восстановить картину жизни того или иного вида животных или растений. Спасибо всем за сотрудничество.

Похожие:

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Трели птиц на островах Заполярья» (подготовительная группа) iconКонспект непосредственной образовательной деятельности по развитию...
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 Невского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Трели птиц на островах Заполярья» (подготовительная группа) iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной...
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»,...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Трели птиц на островах Заполярья» (подготовительная группа) iconКонспект непосредственно образовательной деятельности с детьми (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №22 «Журавлик» г. Сафоново
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Трели птиц на островах Заполярья» (подготовительная группа) iconПлан-конспект занятия (окружающий мир, младшая группа) на тему: ...
Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных экологических представлений
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Трели птиц на островах Заполярья» (подготовительная группа) iconКонспект непосредственной образовательной деятельности (художественный...
Вызвать интерес у детей мастерить птичку из цветной ткани способом перемычной набивки
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Трели птиц на островах Заполярья» (подготовительная группа) iconКонспект непосредственной образовательной деятельности (вторая младшая...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 комбинированного вида
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Трели птиц на островах Заполярья» (подготовительная группа) iconКонспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №38 «Росинка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Трели птиц на островах Заполярья» (подготовительная группа) iconМбдоу црр «Детский сад им. Ю. А. Гагарина» конспект непосредственной...
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой....
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Трели птиц на островах Заполярья» (подготовительная группа) iconКонспект непосредственной образовательной деятельности на тему : «Как на Руси весну встречали »
Уметь классифицировать птиц на основе связи между характером корма и способом его добывания. Воспитание уважения к русской национальной...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Трели птиц на островах Заполярья» (подготовительная группа) iconКонспект непосредственной образовательной деятельности по освоению...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница