Программа дополнительного образования по эколого биологическому направлению «подружись с природой!»




НазваниеПрограмма дополнительного образования по эколого биологическому направлению «подружись с природой!»
страница1/5
Дата публикации27.09.2014
Размер0.53 Mb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > География > Программа
  1   2   3   4   5
d:\documents\green-bio-vector-icon-set.jpg

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЭКОЛОГО – БИОЛОГИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«ПОДРУЖИСЬ С ПРИРОДОЙ!»

ЗЕНИНА Т.Н.

Срок реализации 1 год

Возраст: 7 – 8 лет

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОДРУЖИСЬ С ПРИРОДОЙ!»

(эколого-биологическая направленность)

Программа рассчитана на учащихся 1 класса

Срок реализации 1 год

Человек – дело рук природы,

Он существует в природе, Он подчиняется ее законам.

П.Гольбах

Птицам даны крылья, рыбам – плавники,

А людям, которые живут в природе,-

изучение и познание природы: вот их крылья!

Х.Марти
^

Пояснительная записка


Актуальность программы

Состояние жизни на Планете во всех ее сферах на сегодняшний день вызывает тревогу. Нарастающее техническое могущество людей плохо сочетается с малоизученными планетарными процессами, происходящими в биосфере, с укоренившимися представлениями о безграничности и неисчерпаемости природных богатств. Неблагополучие экологического состояния планеты является результатом бездумной деятельности людей, которых не беспокоит ее будущее. Следствием этого являются глобальные экологические проблемы на Земле. Решить эту проблему может новая стратегия развития общества, которая будет касаться всех сфер жизни людей – технического развития, культуры, образования, формирования нравственности и т.д. И как сказал Н.Н. Моисеев, только грамотное и по-настоящему интеллигентное общество способно выйти на режим коэволюции.

Ответственность человека за судьбу планеты это – новый ценностный ориентир человечества, новая мировоззренческая парадигма, которая нуждается в экологическом образовании и воспитании, в формировании экологической культуры личности. Экологическое образование является непременным условием стабильности экосистем, биосферы в целом, эволюции ее в ноосферу.

В настоящее время в общественном сознании наблюдается рост приоритета экологических ценностей. И недаром ХХ1 век наречен мировым сообществом «столетием окружающей среды», в отличие от века ХХ – «столетия экономики» А это значит, что экология будет определять экономику, образование и культуру, при этом ведущая роль принадлежит воспитанию, так как уровень культуры любого человека – общий или экологический – есть результат воспитания.

Поэтому воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования.

Начальная школа – важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование культуры поведения в природе и социуме.

Базовым, в развитии экологической культуры выступает уровень, приобретенный детьми в дошкольном детстве.

^ Принципы программы:

  1. Непрерывности и преемственности содержания, в котором материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности.

  2. Принцип наглядности

  3. Интеграции программных областей знаний, которая позволит охватить не только конкретное содержание, но и целостную картину мира.

  4. Развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способах действия.

  5. Формирования способностей: рефлексии, коммуникативность, самооценки и т. д.

  6. Предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.

  7. Рационального сочетания разных видов деятельности (интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки).

  8. Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей.

  9. Отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу.

  10. Сотрудничества между детьми, педагогами и родителями

^ Приоритетной задачей программы является формирование у детей единого, целостного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной, экологически ориентированной картины мира и соответствующего отношения к природному и социальному окружению.

Программа нацелена на формирование осознанно-правильного отношения к природе, окружающему миру, к себе; на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически нравственного обоснованного поведения в природной и социальной среде.
В процессе изучения курса «ПОДРУЖИСЬ С ПРИРОДОЙ!» осуществляется систематизация и расширение представлений младших школьников о предметах и явлениях природной и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение их жизненного опыта, воспитание интереса и любви к природе родного края, к своему городу, к своей Родине.
В процессе изучения курса обеспечивается существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Содержание программы включается в себя широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете Земля. При этом человек, природа и общество рассматриваются в тесном единстве. Важной задачей программы является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней.

Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к детям при их обучении и нацелена на тесное взаимодействие с родителями школьников.
^ Цели и задачи программы:

Цель программы: воспитание экологической культуры учащихся – воспитание осознанно-правильного взаимодействия с окружающей природной средой, чувства бережного отношения к растениям, животным, к себе, как части природы и своему здоровью, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности.

Задачи:

Обучающие:

- углубление и расширение экологических знаний и представлений младших школьников о природном и окружающем мире;

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека;

- Формирование у детей знаний о взаимодействии человека и природы:

-защита и сохранение видового разнообразия живых организмов и мест их обитания как природного окружения человека

-охрана природной среды от загрязнения, разрушения и истощения

-забота о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей

-обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

Развивающие:

-развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса и причинного объяснения экологических факторов и явлений;

- развитие потребностей общения с природой;

- развитие творческих способностей учащихся.

Воспитывающие:

-воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней, в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
^ Объем программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем курса 72 часа.
Количество обучающихся

Плановое количество учащихся 15 человек.
^ Формы проведения занятий

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, экспериментальной и опытнической работы детей, экскурсий в природу. Занятия проводятся 2 раза в неделю в виде наблюдений, бесед, этических бесед по экологии, чтения детской природоведческой литературы, игровых обучающихся ситуаций, викторин и конкурсов, проведения экологических акций, участия в проектной деятельности, совместных мероприятий детей и родителей...
^ Механизм оценки знаний, умений и навыков

-Контроль базовых знаний, умений и навыков (устный опрос, выполнение тестовых заданий, экологический диктант, работа с природным и дидактическим материалом…);

-Решение фенологических и ситуативных экологических задач;

-Ориентировка на глобусе и карте;

-Итоговые беседы с детьми, родителями;

-Участие в конкурсах, экологических акциях, играх, праздниках.

^ Ожидаемые результаты:

Признаки сформированности экологической культуры:

- наличие экологических знаний, умений и навыков и потребности в их расширении;

- проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, животных, пытается оценить их состояние с позиций «хорошо» - «плохо»;

- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.д);

- выполняет простейшие экологические правила в окружающей природной среде;

- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям; проявляет доброту, жалость, милосердие к ним;

- пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вред окружающей среде

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ



Тема

Теорети-

ческие

Практи-

ческие

Экскурсии/

конкурсы

Всего часов




^ Мир вокруг нас










4

1

Я житель планеты Земля. Работа с глобусом и картой.

1










2

Земля наш дом. Планета Земля в опасности. Работа с глобусом и картой.




1







3

Мы живем в России. Работа с глобусом и картой.




1







4

Москва – город, в котором мы живем. Работа с глобусом и картой.




1




























^ Природа осени










5

5

Живые организмы и неживые предметы.

1










6

Осень, осень! В гости просим! Осенние изменения в живой и неживой природе.







1




7

Красоты нашей клумбы.







1




8

Что нам осень подарила?




1







9

Учимся определять погоду. Календарь погоды.







1

























^ Мир растений










13

10

Растения – живые существа.

1










11

В гости к деревьям.




1







12

Что выросло в поле?

1










13

Хлеб – всему голова. О труде тех, кто выращивает и печет хлеб. Проект «Хлеб – всему голова».

1










14

Семена-путешественники. Распространение семян.




1







15

^ Знатоки природы (викторина)







1




16

Кто главный в лес? Лиственные и хвойные леса. Этажи леса (растения)

1










17

Лес – многоэтажный дом. Кто где в лесу живет? Этажи леса - животные.

1










18

Цепочки в лесу.

1










19

В лес по грибы.




1







20

Лес в жизни человека. Оберегай зеленый наряд Земли. Пожар-беда леса.




1







21

Деревья – горожане. (экскурсия)

Проект «Мое любимое дерево».







1




22

«Тайны зеленого бора» (лесная эстафета)







1

























^ Неживая природа










5

23

Царица – водица. Кто живет в воде?

1










24

^ Волшебница вода. Опыты







1




25

Откуда в городе вода? Кому и сколько надо воды. Правила экономного расходования воды.

1










26

Этот волшебник – воздух! Воздух – невидимка. (опыты)







1




27

Откуда в городе тепло и свет. Акция «Берегиня»




1




























^ ПРИРОДА ЗИМОЙ










4

28

Зима в городе! (экскурсия)







1




29

Птицы нашего города.




1







30

Подкормите птиц зимой!







1




31

Деревья зимой. Лиственные и хвойные деревья. Акция «Елочка – зеленая иголочка».







1

























^ Мир животных










4

32

Домашние животные – друзья человека.




1







33

Как животные проводят зиму в лесу.

1










34

Снежная книга природы. Следы на снегу. (практическое занятие)







1




35

«В мире животных» (Викторина)







1

























^ Солнце и солнечная система.










2

36

Где ночует солнышко?

1










37

Наша «солнечная семья», «Солнце, Земля и другие планеты»




1




























Экосистемы










5

38

Поверхность Земли и Земные просторы. Работа с картой и глобусом.

1










39

Водоем – сообщество растений и животных.

1










40

На суше и в воде. (лягушки, жабы, тритоны, саламандры) Лягушка, ее чудесные превращения.




1







41

Море бывает в беде.

1










42

Где у саксаула листья?

1































^ Человек и его здоровье










5

43

Я – человек!

1










44

Наши умные помощники – органы чувств. Что нам рассказали наши помощники?




1







45

Растения в нашем доме. Растения, используемые для профилактических и лечебных целей. Ядовитые комнатные растения.




1







46

Хочу быть здоровым!

1










47

Путешествие в страну здоровья. (Досуг)







1

























^ Природные ископаемые










4

48

Простые и ценные камни в природе.




1







49

Что делают из глины?




1







50

Каменный уголь и мел.

1










51

Камень, рожденный деревом.

1































^ Мир глазами эколога.










6

52

Через добрые дела можно стать юным экологом.

1










53

День Земли.







1




54

Подружись с природой! ПРОЕКТ ДРУЖБЫ.







1




55

Куда девается мусор. Вторая жизнь предметов?

(практическое занятие)




1







56

Человек и природа.


1










57

Природа – наш общий дом. (Досуг)







1

























^ ВЕСНА В ПРИРОДЕ.










7

58

Где прячется весна? Экскурсия в природу.







1




59

Защитим первоцветы! АКЦИЯ




1







60

Луг как экосистема.

1










61

Такие разные насекомые




1







62

Зеленая аптека. Лекарственные цветы и растения

1










63

Осторожно, ядовито!

1










64

«Любимые стихи о природе» (Концерт-капустник)







1

























^ Охрана природы










8

65

МОРСКИЕ КОРОВЫ и Красная книга природы

1










66

В лес за чудесами. Охрана природы, правила поведения в лесу.

1










67

Все на свете нужны. Все на свете важны!




1







68

Мой край родной: заповедные места и памятники природы

1










69

Строим экологический город. Работа с Лего.




1







70

Детям о народных промыслах.




1







71

Здравствуй, лето красное!(экскурсия)







1




72

Любите Землю-матушку! (досуг)







1





















  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа дополнительного образования по эколого биологическому направлению «подружись с природой!» iconОхват учащихся в объединениях дополнительного образования по направлениям
Основополагающей деятельностью по эколого-трудовому направлению является организация конкретной практической деятельности через учебно-производственную...
Программа дополнительного образования по эколого биологическому направлению «подружись с природой!» iconМуниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного...
Данная программа дополнительного образования художественно эстетической направленности, является важным направлением в развитии и...
Программа дополнительного образования по эколого биологическому направлению «подружись с природой!» iconПознавательная программа кружка «Зверье мое» эколого оздоровительного...
...
Программа дополнительного образования по эколого биологическому направлению «подружись с природой!» iconРуководство гао «Кристалл»
Бишкеке прошел экспертный семинар, посвященный независимому мониторингу реализации обязательств стран по расширенной программе действий...
Программа дополнительного образования по эколого биологическому направлению «подружись с природой!» iconПубличный отчёт Муниципального казённого образовательного учреждения...
Полное наименование оу в соответствие с Уставом: Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей...
Программа дополнительного образования по эколого биологическому направлению «подружись с природой!» iconКалинковское сельское поселение
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей эколого-биологический центр «Следово» г. Костромы
Программа дополнительного образования по эколого биологическому направлению «подружись с природой!» iconАвторская образовательная программа дополнительного образования детей
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; в соответствии с положением о структуре, порядке разработки...
Программа дополнительного образования по эколого биологическому направлению «подружись с природой!» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Кожаная пластика»
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Положением о структуре, порядке разработки и утверждения...
Программа дополнительного образования по эколого биологическому направлению «подружись с природой!» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Муниципальное образовательное учреждение «Станция юных натуралистов» существует с 1976 года. Осуществляет деятельность по дополнительному...
Программа дополнительного образования по эколого биологическому направлению «подружись с природой!» iconПрограмма кружка дополнительного образования «Занимательная математика»
Педагог дополнительного образования средней общеобразовательной школы №21 Юдина Н. В
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница