Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков




Скачать 128.49 Kb.
НазваниеРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Дата публикации10.03.2013
Размер128.49 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > География > Документы



Проект по контролю СПИД в Центральной Азии

Региональный обучающий курс по Снижению вреда,

связанного с потреблением наркотиков


Заместительная терапия

Образовательный модуль

по обучению тренеров



Бишкек-2007
Авторский коллектив:
Редактор

Т.Асанов, консультант СААР по поддержке Регионального обучающего курса по профилактике ВИЧ/СПИД в рамках программ «Снижение вреда», связанного с инъекционным потреблением наркотиков, психиатр, канд.мед.наук
Члены Региональной рабочей группы по разработке образовательных модулей:



Л. Новиченок




независимый эксперт, психолог



М. Хидиров




директор ОО «РАН», психиатр-нарколог, канд.мед.наук



М. Бурханов




директор ОФ «Родители против наркотиков», психиатр-нарколог



Т. Бейшеналиев




зам.начальника управления реформирования МЮ КР, юрист



Выражение признательности

РРГ по разработке образовательных модулей выражает признательность за предоставленные материалы:


  1. AFEW

  2. CEEHRN

  3. UNAIDS

  4. UNODC

  5. WHO


Аббревиатура


АР




Аутрич-работа

ИПН




Инъекционные потребители наркотиков

МПОШ




Мобильный пункт обмена шприцев

МЮ КР




Министерство юстиции Кыргызской Республики

ННО




Неправительственная некоммерческая организация

СПОШ




Стационарный пункт обмена шприцев

ОО




Общественное объединение

ОФ




Общественный Фонд

ППОШ




Полевой пункт обмена шприцев

AFEW







CEEHRN







UNAIDS







UNODC







WHO







Оглавление


Введение в модуль







Программа тренинга







Учебный план







Список литературы









^ Введение в модуль
Настоящий модуль разработан в рамках Проекта по Контролю СПИД в Центральной Азии (Central Asian AIDS Project или CAAP), финансируемого Всемирным Банком и Департаментом международного развития Великобритании.

Модуль является результатом деятельности Региональной Группы экспертов в области Снижения Вреда и предназначен для использования тренерами Регионального Образовательного Курса по Снижению Вреда, созданного в г.Бишкек.

При разработке модуля были использованы материалы партнерских организаций, источники, доступные из Интернета, а также других источников.
^ Актуальность разработки модуля
Первые программы Снижения вреда (СВ) в странах Центральной Азии были внедрены в конце 90-х годов прошлого столетия и в настоящее время являются важной частью работы среди инъекционных потребителей наркотиков в отношении профилактики ВИЧ/СПИДа.

Однако, к сожалению, в регионе отсутствует налаженная система подготовки квалифицированных специалистов для работы в профилактических программах по ВИЧ/СПИДу среди потребителей наркотиков. Существующая практика подготовки и повышения квалификации кадров для программ СВ ограничивается «внутренним» обучением в рамках реализуемых проектов по СВ или обучением в рамках международных проектов по СВ. В обоих случаях образовательные программы по СВ не интегрированы в существующие национальные системы постдипломной и непрерывной подготовки специалистов и не прошли согласования или утверждения в Министерствах образования и здравоохранения Центральноазиатских стран, что ограничивает их возможности и доступность для широкого круга работников, занятых в этой сфере.
^ Цель модуля
Целью настоящего модуля является содействие повышению квалификации тренеров, работающих в сфере подготовки специалистов для программ Снижения вреда, связанного с потреблением наркотиков.
^ Задачи модуля
В задачи модуля входят:

  1. предоставление всесторонней информации тренерам и слушателям РОКСВ по теории и практике снижения вреда;

  2. информирование тренеров и слушателей РОКСВ о современных подходах к решению проблем распространения ВИЧ/СПИДа среди ИПН;

  3. систематизация знаний и навыков тренеров и слушателей РОКСВ по теории и практике Снижения вреда;

  4. выработка у тренеров и слушателей РОКСВ необходимых навыков для обучения специалистов программ Снижения вреда в своих странах.


^ Структура модуля
Модуль содержит базовую информацию по теории и практике Снижения Вреда, которая в дальнейшем может быть расширена и дополнена в соответствии с потребностями РОКСВ.

Модуль содержит в виде приложений следующие, необходимые для проведения тренингов по СВ, материалы:

  1. программу тренинга по настоящему модулю;

  2. учебный план тренинга с использованием модуля;

  3. лекционный материал по тематике модуля;

  4. задания к сессиям по тематике модуля;

  5. ppt-слайды по тематике модуля и тренинга;

  6. список использованной и рекомендованной для использования литературы;

  7. вопросники по до- и посттренинговому тестированию.


Все материалы модуля содержатся в CD диске, который предназначен для раздачи участникам РОКСВ в качестве раздаточного материала.
^ Рекомендации по использованию модуля

Каждый модуль рассчитан на один или половину учебного дня в качестве материала для самостоятельной тренинговой сессии или тренингов ой сессии в составе многодневного тренинга с использованием всего комплекта модулей или их части.
Формы занятий и материалы модуля

  • Лекции

  • Презентации

  • Мозговой штурм

  • Дискуссии

  • Работа в малых группах

  • Ролевые игры


Оборудование и материалы

  • Компьютер с Power Point слайдами

  • Оверхед, мультимедийный проектор

  • Флип-чарт, плакатные листы и маркеры

  • Экран для демонстрации слайдов

  • Видеомагнитофон и телевизор

  • CD диски

  • Принтер

  • Раздаточный материал для участников тренинга:

      • материалы сессий

      • учебные задания

      • оценочные формы

      • CD диски с материалами тренинга

      • упражнения

      • учебные примеры


Специальное материально-техническое обеспечение для данного тренинга
Программа модуля: Заместительная терапия


Время

Содержание сессий

Форма

занятия

Продолжительность

Утренняя сессия

Модуль 10. Заместительная терапия

9.00-9.10

Разминка

Упражнение

10 мин.

9.10-9.40

Занятие 1. Тема: Заместительная терапия. Цели, задачи, принципы. История. География.

Лекция

30 мин.

10.10-11.10

Занятие 2. Тема: Практическое ознакомление с работой программ ЗТ.

Посещение программы ЗТ

60 мин.

11.30-11.45

Кофе-брейк

15 мин.

11.45-12.10

Занятие 3. Тема: Правовые аспекты реализации программ ЗТ. Требования безопасности в программах ЗТ.

Лекция

25 мин.

12.10-12.30

Занятие 4. Тема: Особенности правовой ситуации в странах ЦА, относительно внедрения ЗТ

Работа в малых группах

20 мин.

12.30-13.30

Обед

60 мин.

Дневная сессия

Модуль 10. Заместительная терапия (продолжение)

13.30-14.00

Занятие 5. Тема: Процесс ЗТ, обязанности специалистов. Проблемные ситуации при проведении ЗТ. Работа с клиентами, имеющими особые потребности

Лекция

30 мин.

14.00-14.20

Занятие 6. Тема: Гендерный аспект реализации программ ЗТ

Групповая дискуссия

20 мин.

14.20-14.50

Занятие 7. Тема: Командная работа в программах ЗТ. Лечебные планы.

Работа в малых группах

30 мин.

14.50-15.05

Занятие 8. Тема: Индикаторы эффективности программ СВ

Мозговой штурм

15 мин.

15.05-15.30

Занятие 9. Тема: Мониторинг и оценка программ ЗТ

Лекция

25 мин.

15.30-15.45

Кофе-брейк

15 мин.

15.45-16.45

Занятие 10. Тема: Адвокация заместительной терапии

Ролевая игра

60 мин.

16.45-17.00

Подведение итогов дня

15 мин.

Учебный план
Разминка
Метод- упражнение

Время- 10 мин.
Цель- создание рабочей атмосферы в начале учебной сессии
Материалы

  1. упражнение 10-01


^ Занятие 1. Тема: Заместительная терапия. Цели, задачи, принципы. История. География.
Метод- лекция

Время- 30 мин.
Цель занятия- предоставить участниками информацию о современных взглядах и подходах к пониманию природы зависимости, терапии зависимости, истории возникновения заместительной терапии, целях, задачах ЗТ, географии использования ЗТ.
Основные положения темы

  1. Принципы эффективного лечения опиоидной зависимости, место заместительной терапии в системе лечения зависимости

  2. Синдром зависимости от опиоидов и абстинентный синдром, агонисты и антагонисты опиоидных рецепторов

  3. Цели и задачи ЗТ.

  4. Препараты, используемые для заместительной терапии

  5. История возникновения заместительной терапии и география проведения ЗТ в Европе и мире


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. видеопроектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 10-1

  2. текстовой материал лекции 10-1

  3. рекомендуемая литература



Занятие 2. Тема: Практическое ознакомление с работой программы ЗТ.
Метод- посещение действующей программы ЗТ

Время- 60 мин.
Цель занятия- предоставить участникам тренинга возможность практического ознакомления с работой программ ЗТ и прямого общения с клиентами программ ЗТ.
Техническое оснащение

  1. транспорт для визита в программу ЗТ


^ Занятие 3. Тема: Правовые аспекты реализации программ ЗТ. Требования безопасности в программах ЗТ.
Метод- лекция

Время- 25 мин.
Цель занятия- информирование участников тренинга о правовых основах реализации программ ЗТ и ознакомление с материально-техническими требованиями и требованиями к безопасности программ ЗТ.
Основные положения темы

  1. Правовые основы реализации программ ЗТ

  2. Организация работы программ ЗТ

  3. Технические требования к программам ЗТ

  4. Требования безопасности к программам заместительной терапии


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. видеопроектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 10-3

  2. текстовой материал лекции 10-3

  3. рекомендуемая литература


Занятие 4. Тема: Особенности правовой ситуации в странах ЦА относительно внедрения ЗТ
Метод- работа в малых группах

Время- 20 мин.
Цель занятия- стимулирование участников на изучение правовых и аспектов реализации программ ЗТ применительно к странам региона и расширение знаний о правовых рамках в различных странах
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. Задание 10-4


Занятие 5. Тема: Процесс ЗТ, обязанности специалистов. Проблемные ситуации при проведении ЗТ. Работа с клиентами, имеющими особые потребности.
Метод- лекция

Время- 30 мин.
Цель занятия- ознакомление участников с принципами командной работы и процессом проведения ЗТ с учетом особых потребностей пациентов и проблемных ситуаций, возникающих в программах ЗТ.
Основные положения темы

  1. Обязанности врача, медицинской сестры, социального работника, психолога, волонтеров, представителей НПО

  2. Информированное согласие (договор) при ЗТ и основы взаимоотношений во время лечения.

  3. Принципы подбора первых и постоянных доз метадона и бупренорфина. Эффективные дозы этих препаратов при ЗТ.

  4. Индикации и методы прекращения лечения. Окончание лечения. Различные схемы лечения абстинентного синдрома при использовании метадона и бупренорфина

  5. Роль групп (клубов) взаимопомощи пациентов, находящихся на ЗТ или НПО, оказывающих поддержку пациентам ЗТ

  6. Особенности заместительной терапии для групп больных с особыми потребностями:

    1. беременных женщин,

    2. подростков,

    3. пациентов с психическими расстройствами,

    4. больных туберкулезом,

    5. представителей этнических меньшинств

  1. ВИЧ профилактика и АРВ терапия в программе заместительной терапии

  2. Побочные явления при потреблении заместительных препаратов

  3. Взаимодействие заместительных препаратов и алкоголя: Рекомендации, пути решения проблем

  4. Дополнительное употребление опиоидов, успокоительных и снотворных, конопли


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. видеопроектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 10-5

  2. текстовый материал лекции 10-5

  3. рекомендуемая литература


Занятие 6. Тема: Гендерный аспект реализации программ ЗТ.
Методы- мозговой штурм (5 мин.), групповая дискуссия (15 мин.)

Время- 20 мин.
Цель занятия- побуждение участников к учету специфики работы с клиентами разного пола, выявлению особых потребностей клиентов.
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 10-6



Занятие 7. Тема: Командная работа в программах ЗТ. Лечебные планы.



Метод- работа в малых группах

Время- 30 мин.
Цель занятия- развитие навыков командной работы в типичных и сложных ситуациях.
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 10-7


Занятие 8. Тема: Индикаторы эффективности программ СВ
Метод- мозговой штурм

Время- 15 мин.
Цель занятия- разработка участниками собственных индикаторов оценки эффективности программ ЗТ.
Техническое оснащение

  1. доска

  2. маркеры

  3. флип-чарт


Материалы

  1. задание 10-8


Занятие 9. Тема: Мониторинг и оценка программ ЗТ
Метод- лекция

Время- 25 мин.
Цель занятия- предоставление информации о принципах и инструментах оценки эффективности программ СВ.
Основные пункты для изучения

  1. Индикаторы оценки эффективности

  2. Экономическая эффективность заместительной терапии

  3. Терапевтическая эффективность программ ЗТ


Техническое оснащение

  1. компьютер

  2. видеопроектор

  3. экран


Материалы

  1. ppt-презентация, слайды 10-9

  2. текстовой материал лекции 10-9

  3. рекомендуемая литература


Занятие 10. Тема: Адвокация заместительной терапии
Метод- ролевая игра

Время- 60 мин.
Цель занятия- в игровой форме развить навыки адвокации программ ЗТ.
Материалы

  1. задание 10-10


Подведение итогов дня (15 мин.)

 

Использованная и рекомендуемая литература

  1. А. Верстер, Э. Бунинг. Ключевые аспекты заместительного лечения опиатной зависимости// Учебное пособие

  2. Э. Субата Заместительное лечение метадоном. Информация и рекомендации для деятелей здравоохранения// IHRD, Издательство ВИТАЕ ЛИТЕРА, Литва, 1999

  3. Э. Престон. Метадон. Популярный справочник по метадону для врачей и представителей прочих сфер здравоохранения//

  4. Использование заместительной терапии метадоном в лечении и реабилитации больных с синдромом зависимости от опиоидов. Методические рекомендации// Всеукраинская наркологическая Ассоциация, Министерство охраны здоровья Украины. Киев, 2003

  5. Об утверждении порядка применения заменительной терапии к больным с опиоидной зависимостью. Приказ №702 МЗ Литовской Республики от 22.12.1997г., Вильнюс

  6. Применение заместительной терапии для потреби­телей инъекционных наркотиков (временное руководство)//МЗ РУз, Ташкент, 2005

  7. Р.Ньюман, Метадон: Основы. Руководство для провайдеров





Похожие:

Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Региональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков iconРегиональный обучающий курс по Снижению вреда, связанного с потреблением наркотиков
Т. Асанов, консультант по поддержке Регионального обучающего курса по Снижению вреда, связанного с инъекционным потреблением наркотиков,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница