Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД № 29» г. Саров Нижегородской области
КОНСПЕКТ НООД
на тему: «Путешествие в саровский лес»
Составлен: воспитателем ВОЛКОВОЙ Н.В.
2012 г. НООД на тему «Путешествие в саровский лес».
Интеграция ОО «Познание» с ОО «Коммуникация», ОО «Социализация». Цель: Формировать чувство ответственности и причастности к родной природе.
Задачи:
ОО «Познание»
Систематизировать представления детей о природе родного края (живая и неживая природа, растительный и животный мир саровских лесов, взаимосвязи природного мира);
Воспитывать любовь к саровскому лесу, как объекту живой природы, осознанное отношение к правилам поведения в природе;
Закреплять умение классифицировать, анализировать, делать умозаключения, пользоваться обобщающими понятиями.
ОО «Коммуникация»
Развивать объяснительную речь, активизировать природоведческий словарь;
Активизировать в речи эпитеты, метафоры, сравнения, пословицы о лесе.
Закреплять умение составлять небольшой рассказ о лекарственном растении.
ОО «Социализация»
Формировать стремление выполнять игровые действия в соответствии с инструкцией в играх с правилами.
Словарная работа: Ярусы леса; хвойные, лиственные, смешанные леса; лекарственные растения, гербарий; растительноядные, всеядные животные, хищники; млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, заповедники, заказники, памятники природы. Оборудование: картины саровского леса («Лес после пожара», «Обновленный лес»); карточки объектов живой и неживой природы, 2 наборных полотна; модель «Ярусы леса»; 2 больших обруча; нагрудные эмблемы к игре «Узнай дерево по цветку и плоду»; гербарии с лекарственными растениями; 3 стойки с обобщающими понятиями на классификацию животных по способу питания; шапочки – маски для игры «Пищевые цепочки», ноутбук, слайды с фотографиями природы саровского леса; знаки «Правила поведения в природе»; музыкальное оформление (звуки леса, релаксационная музыка). Предварительная работа: цикл познавательных занятий экологического содержания, о природе родного края, беседы нравственно – экологической направленности; чтение художественной литературы; дидактические игры на классификацию, систематизацию знаний о природе.
^
| Организация детей и предполагаемые ответы.
| Проблемно-игровая мотивация
Дети, мы с вами очень часто отправлялись в путешествия по-настоящему (в парк, сквер, в турпоход) и, когда играли, в воображении (в космос, в другие страны). Предлагаю сегодня при помощи воображения отправиться в наш чудесный саровский лес. Согласны? Поднимите руки, кто с родителями бывал в нашем саровском лесу: собирал грибы, ягоды, купался на Протяжке, Филипповке, просто гулял. Нравилось вам там?
Тогда закрываем глаза и произносим волшебные слова:
Глаза ладошками закрой
И сосчитай: один, два, три.
Вот и попали мы с тобой
В волшебный лес – смотри!
^
Дети, посмотрите, мы попали в тот участок леса, который пострадал от пожара. Вот, кто-то оставил непотушенный костер. Обгоревший лес словно умер, словно забыл сам себя, каким он был красивым, разнообразным, наполненным жизнью. Как вы думаете, он так и останется навсегда безжизненным?
Природа возродит жизнь в лесу. А что такое природа?
Давайте поможем лесу вспомнить, каким он был до пожара! ^
Природа какого вида встречается в лесу?
А чем отличается живая и неживая природа?
Выполни задание: определи по карточкам объекты живой и неживой природы и объясни, почему.
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, к объяснению привлекает 2 детей. ^
В момент, когда человеку грустно, или он болен, важно сказать хорошие слова для поддержки. Предлагаю найти слова и выражения, которые могут охарактеризовать лес.
^
Петя сказал, что лес, как огромный дом. Кто живет в этом доме?
Как в настоящем доме, в лесу тоже есть свои этажи. И на каждом этаже живут свои растения.
^
Какие растения живут на самом первом, самом низком этаже? Какие растения живут выше? А какие же растения в лесу самые высокие?
Деревья занимают самый высокий ярус, самый высокий этаж. ^
Давайте вспомним, чем отличаются деревья и кустарники?
А что общего у деревьев и кустарников?
На какие группы можно разделить деревья? В чем отличие? В зависимости от наличия разных видов деревьев леса могут быть хвойными и лиственными.
А наш саровский лес какой? Смешанный. Играем в игру «Кто больше назовет деревьев саровского леса». Мальчики называют хвойные породы, девочки – лиственные. Назвавший дерево правильно, выходит в круг. ^
Кратко подводятся итоги.
А сейчас вспомним названия кустарников, которые произрастают в нашей местности. Играем в игру «Кто больше?» Кратко подводятся итоги.
^
А сейчас предлагаю поиграть в игру «Узнай дерево по цветку и плоду». Каждый из вас возьмет по эмблеме и наденет ее. Пока играет музыка, вы бегаете врассыпную, по сигналу нужно остановиться и найти подходящую пару. Кто первый отыщет пару, поднимает руки вверх.
Игра проводится 2 раза.
^
Дети, какие травянистые растения нашего леса вы знаете?
Среди растений есть особенные – лекарственные растения.
Что же это за такие необычные растения? Чем они отличаются от остальных. Кто хочет рассказать нам о лекарственном растении нашего края? Пока дети берут гербарии, воспитатель дает определение слову «гербарий». ^
Мы вспомнили о растительном мире нашего леса. А каких представителей животного мира саровских лесов вы знаете?
Диких животных можно разделить на группы по способу питания.
^
Как называются эти группы? Одни животные питаются растениями, другие охотятся за более слабыми, едят мясо, а третьи питаются и растениями, и мясом. Играем в игру «Придумай животное по способу питания». Каждый из вас представит себя каким-нибудь диким животным и по сигналу встанет к нужному значку. Раз, два, три – игру начни!
Воспитатель по очереди подходит к подгруппам детей, спрашивает название подгруппы, объяснение, Проверяет соответствие названия животного и подгруппы.
^
Все растения и животные зависят друг от друга и связаны между собой пищевыми цепочками. Предлагаю сыграть в игру «Пищевые цепочки». На столе лежат шапочки – маски, рассмотрите их. Договоритесь между собой, какую пищевую цепочку вы построите, сколько человек будет в ней участвовать. Выберите нужные шапочки – маски, наденьте их и возьмитесь за руки. А мы узнаем, какие пищевые цепочки вы придумали.
^
Вот какая разнообразная и взаимосвязанная жизнь кипит в нашем лесу. Хотелось бы вам жить без такого чуда природы, как лес? Скажите, за что вы любите лес?
Показывает картину.
^
Посмотрите, наш воображаемый лес воспрял и преобразился. Пройдет время, вырастут новые растения, поднимутся кусты и деревья – появится питание для лесных жителей, и она заселят эти места. Лес возродится. Люди помогут лесу: расчистят местность, посадят саженцы деревьев, будут оберегать зверей.
Но чтобы снова не случилась беда, всем людям нужно соблюдать правила охраны природы. Сформулируйте эти правила:
Не разоряйте птичьи гнезда.
Не разоряйте муравейники.
Не забирайте из леса домой животных.
Не обижайте лесных насекомых.
Не рвите редкие цветы.
Не шумите в лесу.
Не разжигайте костер.
Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу.
Не бейте стекло в лесу.
Не портите несъедобные грибы.
Не вырывайте грибы и ягодные кустарники с корнем.
Как еще охраняют природу?
За лесом следят лесники. Создают охранные зоны: заповедники, заказники, присваивают статус памятника природы. Какие памятники природы г. Саров вы знаете?
Если вы, ваши друзья, ваши родители будут соблюдать правила поведения и охраны природы, наш лес будет таким вот прекрасным:
^
Наше путешествие подошло к концу. А дальше предлагаю устроить конкурс плакатов на тему «Береги лес!» Согласны?
|
Дети садятся полукругом Закрывают глаза
Ответы детей
Природа – это…
Живая и неживая ^ Каждый берет по карточке и ставит на нужный участок, возвращается на место.
Ответы детей
В лесу живут животные, растения. На первом этаже растут травы
Выше живут кустарники.
Самые высокие растения – это деревья. ^ На хвойные и лиственные. Наш лес – смешанный.
По одному называют виды, выходят, встают в обруч.
Дети встают у стульчиков и по очереди называют кустарники. Если ребенок затрудняется, то он садится на стул.
^
Надевают эмблемы, выполняют правила игры.
Ответы детей.
Лекарственными растениями люди лечатся (из них делают лекарства).
^ рассказывают о растении Дают обобщающие понятия (насекомые, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся)
Животных можно разделить на три группы: травоядные (растительноядные), хищники и всеядные.
^
Работают подгруппами Садятся на стулья
Ответы детей
Формулируют правила
Есть заповедники – лес, куда нельзя ходить, охотиться.
Саровские Серебряные ключи,
Заливной луг,
Дальняя и ближняя пустынка,
Монастырский Шилокшанский прудок,
Монастырский пруд Протяжка
Эрзянское священное урочище Кереметь,
Монастырское урочище Сысовский кардон,
Монастырский пруд Варламовский,
Монастырское урочище Филипповка
|
|