Конкурса: Название работы : Конспект урока по окружающему миру на тему : «Путешествие в царство грибов»




Скачать 110.9 Kb.
НазваниеКонкурса: Название работы : Конспект урока по окружающему миру на тему : «Путешествие в царство грибов»
Дата публикации07.03.2014
Размер110.9 Kb.
ТипКонкурс
shkolnie.ru > География > Конкурс
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013/14 учебный год)
Номинация конкурса:
Название работы
: Конспект урока по окружающему миру на тему : «Путешествие в царство грибов»для учеников 3 класса.

Автор: Учитель начальных классов Малиновская Елизавета Андреевна
Место выполнения работы:

СПБ. г.Колпино. ГБОУ школа №588

Цели урока: знакомство с многообразием представителей царства грибов и их особенностями

Задачи урока:

  • образовательные
    - создать условия для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся сформируется первичное представление о многообразии представителей царства грибов и их особенностях
    - на основе анализа и синтеза сформировать у детей умение выделять основные признаки грибов, их связи с растительным и животным миром, как компонентами природного сообщества
    - показать взаимосвязь царств живой природы,

  • развивающие
    - создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы,
    - развивать умение работать в группе, укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы, умение считаться с мнением товарищей,
    - развивать умение оценивать свою работу, рефлексировать,
    - развивать произвольное внимание и умение классифицировать объекты по разным признакам,

  • воспитательные
    -
    на основе понимания связей компонентов природного сообщества сформировать бережное отношение к грибам, как важному компоненту этого сообщества
    - воспитывать культуру поведения в лесу

^ Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, памятки, шляпки, картинки.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть вас. Давайте улыбнемся, друг другу и нашим гостям, чтобы создать хорошее настроение, а это, я надеюсь, поможет нам преодолеть волнение, хорошо потрудится на уроке и подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. А вы любите тайны и загадки?

- Я рада! Значит, сегодня нас ждут интересные открытия

  1. ^ Актуализация знаний. Постановка темы урока.

- А чтобы узнать, о чём мы будем говорить на уроке, разгадаем кроссворд. Отгадайте загадки:

  • Носит красные ботинки,
    Дарит мягкие перинки.
    Я сама его боюсь.
    Кто, ребята, это… (гусь)

  • С зайчиком мы вроде братья,
    Удивляем сходством всех,
    Но в отличие от брата
    Не меняю пышный мех. (кролик)

  • Лесом катится клубок,
    У него колючий бок. (ёжик)

  • По веткам скачет, да не птица,
    Рыжая, да не лисица. (белка)

  • Меньше тигра, больше кошки,
    На ушах – кисточки-рожки.
    С виду кроток, но не верь.
    Страшен в гневе этот зверь. (рысь)

- Как одним слово назвать всех живых существ, названных в кроссворде? (животные). На какие группы можно разбить этих животных? (Звери и птицы)

- Если вы внимательно посмотрите на кроссворд, то узнаете тему нашего урока. О чём мы будем говорить?

- Сегодня нам предстоит знакомство с удивительным царством грибов. Ребята, как вы думаете, для чего нам это нужно, пригодится ли нам это в жизни?

- Кроме того, на нашем уроке присутствует необычные гости, а кто они вы должны угадать.

Боровик: Глубоко был спрятан я,

Раз-два-три - и вышел вон.

И стою я на виду.

Белый, я тебя найду !
Подберёзовик: Не спорю – не белый.

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще.

Мухомор: Я в лесу стоял,

Никто меня не брал,

В красивой шапке модной

Никуда не годный.

Боровик, подберезовик и мухомор не случайно пришли к нам на урок, про них и их братьев сегодня мы будем вести беседу.

- Наши леса славятся грибами. А вы, ребята, когда-нибудь ходили в лес за грибами?

- А те, кто не ходил, не расстраивайтесь, у нас сегодня будем возможность побывать в лесу и узнать некоторые тайны и представить жителей Грибного царства

. Надеюсь, что вы будете активными и внимательными.

  1. ^ Знакомство с некоторыми видами грибов. Взаимосвязь грибов с деревьями.

- Отправляемся в лес. Представьте себе, как в тёплый денёк вы прогуливаетесь по лесу и вдыхаете свежий аромат хвои. Среди деревьев много залитых солнцем полянок, покрытых густой травой. Кажется, что грибов в этом лесу нет, но если внимательнее присмотреться, то среди травы можно увидеть самые разные грибы. Весной мы собираем грибы подснежники – сморчки. Летом, когда колосится рожь – колосовики (подберёзовики). А самая грибная пора – осень. Много любителей лесных прогулок приходит в лес рано поутру, и возвращаются домой с полными корзинами. Недаром в народе говорится: «Кто пораньше встаёт, тот грибки себе берёт. А сонливым да ленивым достаётся лишь крапива».

А знаете ли вы, что грибы в старину на Руси называли «губами». Кое-где это название и сейчас сохранилось. Затем появилось слово грибы, родственное слову горб, потому что шляпки у грибов горбиком.

- Какие грибы вам доводилось собирать в лесу? (Ответы детей.) А вот так однажды собирал грибы писатель Николай Сладков. Послушайте и постарайтесь запомнить, под какими деревьями он находил грибы. (Звучит отрывок из рассказа Н. Сладкова.)

По опушкам среди берёз прячутся в траве крепкие подберёзовики. В сухом бору среди дубов – гриб-боровик. Боровичок-мужичок толстой ногой упёрся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох листиков и хвоинок. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито бурый боровик. Идём вдоль ручья, а там осинки. Под осинками – подосиновики, бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках. Через осинник вьётся лесная тропка, петляет, виляет, а куда ведёт, не знает. И вдруг вижу среди сосен – маслята, будто маслом намазаны. А дальше опёнки-ноги тонки, на старых пнях разместились. Люблю грибы собирать!

- Попробуйте повторить, под какими деревьями, какие грибы находил писатель.

  • Берёза – подберёзовик

  • В бору – боровик (белый гриб) – мечта всех грибников, о нём говорят - царь грибов.

  • Осина – подосиновик

  • Сосны – маслята

  • Старые пни – опята

- Как вы думаете, почему так происходит? (Предположения детей)

- Оказывается, деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев получают питательные вещества, а деревья лучше растут, если рядом грибы. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев получают готовый сахар. В природе грибы перерабатывают остатки отмерших растений и животных.

Значит с кем дружат грибы?

Вот и раскрыли мы с вами одну тайну , а теперь мы с вами немножко отдохнем. Проведем грибную физ .минутку.

(шаги и наклоны)

Леша шёл, шёл, шёл-

Подберёзовик нашёл.
Женя шёл, шёл, шёл-

И лисичку нашёл.
Маша шла, шла, шла-

Сыроежку нашла
Егор шёл, шёл, шёл-

Боровик нашёл.
Серёжа шёл, шёл, шёл-

подосиновик нашёл.

  1. ^ Строение шляпочного гриба

Кто мне подскажет, из каких частей состоит надземная часть гриба? (Шляпка, ножка.)

- Как вы назовёте подземную часть?

Грибница – подземная часть гриба. Она состоит из тонких бесцветных ниточек, раскинувшихся под землёй на десятки метров. На них и образуются грибы. Грибницы растут более ста лет, и каждый год дают новый урожай. Если запомнить такое урожайное место, можно несколько раз за лето приходить сюда за грибами.

- Ребята, как вы думаете, почему грибы нужно срезать ножом. (Чтобы не повредить грибницу, грибы нужно срезать ножом , а лучше выкручивать)

^ 5. Минутка отдыха для глаз.

- Не каждый человек может увидеть, спрятавшийся в траве грибок. У настоящего грибника – зоркий взгляд. Следите глазками за движениями Боровичка, голову старайтесь не поворачивать.

- Если вы будете выполнять такие упражнения, грибы в лесу не будут играть с вами в прятки.

^ 6. Многообразие грибов.

- А их на земле тысячи видов. Грибы – удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.

Грибы имеют исключительно важное значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляются людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.

Грибы бывают от самых маленьких, которые можно увидеть только под микроскопом, до самых больших - размером с человеческую голову. Кроме шляпочных грибов, знакомых вам, есть похожие на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы – как трутовик, бокальчик, рогатик, берёзовый гриб - чага .

- А это дождевик, гриб, похожий на колобок. Если вы случайно наступите на созревший дождевик, он лопнет и из него пойдёт дымок, потому в народе его называют «дедушкиным табачком» или «баней». На самом деле, это рассыпаются его споры. Спорами размножаются все грибы, как растения семенами Они мелкие, лёгкие и переносятся ветром. Попав в почву, в тёплые и влажные условия, спора образует грибницу и появляются новые грибы.

- Есть даже такая пословица: «Растут, как грибы после дождя»? Потому что очень много грибов появляется именно после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю.

- Вот и второй секрет раскрыт. Какие грибы дымят?

^ Копилка интересных фактов.

Белка заготавливает на зиму до 600 г сухих грибов.

Быстрее всех трубчатых грибов растёт подберёзовик - по 4-5 см в сутки.

Каждый год на гектар леса падает свыше двух тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Всё это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.

Лисички и луговые опёнки - единственные грибы, которые почти никогда не бывают «червивыми».

^ 7. Классификация грибов.

- Я вам предлагаю раскрыть ещё один секрет. В народе говорят: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут». Почему? (грибы бывают съедобные и ядовитые).

- Ядовитые грибы надо знать в «лицо». И в первую очередь узнавать бледную поганку – самый ядовитый гриб в мире. Один из главных признаков бледной поганки – юбочка на нижней части ножки (мигает знак смерти). Мухомор очень красив, но тоже опасен для человека. Вот и раскрыли ещё один секрет

^ 8. Динамическая пауза «Гномик»

- А теперь я предлагаю нам отдохнуть с другом грибов Гномиком. Повторяйте движения за ним.

9. Грибы –карлики.

- Ребята, как вы думаете, что будет, если вы уедете на месяц с – родителями путешествовать, а на кухне забудете в кастрюле сваренную кашу?

- Да, она покроется плесенью. Оказывается плесень - это тоже грибы, только очень маленькие - одноклеточные. И таких грибов-карликов много. Например, с помощью дрожжевых грибков делают тесто для хлеба и ароматных булочек, благодаря кефирному грибку, молоко превращается во вкусный кефир.

Готовясь к нашему уроку мы с двумя нашими ученицами проводили два эксперимента и один из нах связан с грибами карликами, и сейчас о своем эксперименте расскажет нам Даша Ал.

1 ученик – Я выращивала на хлебе белую плесень. Для этого взяла кусочек белого хлеба, положила в тарелку на чуть влажную ткань, и закрыла другой тарелкой, поставила в тёплое место. Через несколько дней на хлебе появился белый пушок, а затем он стал чернеть, и даже появились чёрные шарики. Из энциклопедии я узнала, что это плесневый гриб. Называется – мукор, а белый пушок - это его грибница.
Спасибо Даша, очень интересно.

Ребята, а вы слышали что грибы –карлики на еще и лечат?

Слышали такое название «пенициллин»? Это важное лекарство добывают из плесневых грибков, а изобретателю лекарства поставлен памятник.

С этим названием и грибом более близко познакомилась Даша Ах. , из своего эксперимента. Пожалуйста Даша, расскажи нам про свой эксперимент.

2 ученик - Я выращивала зелёную плесень на мандарине. Для этого взяла мандарин, и положила в тёплое, влажное место. Через несколько дней на нём стала появляться зелёная плесень. Из справочной литературы я узнала, что это пеницилл. Этот плесневый гриб разводят специально, чтобы получать лекарство- пенициллин.

Мир грибов гораздо богаче того, который мы видим в лесу. Это, действительно, своеобразное царство природы, населенное очень непохожими организмами, объединенными общим названием – грибы.

- Существует даже целая наука, посвященная изучению грибов. Она называется - “микология»
Микология (“микос” – гриб, “логос” – наука)

- Как можно перевести “микология” с латыни? (Наука о грибах)

Ребята, какой вывод можно сделать про грибы-карлики? (Грибы – карлики хотя и маленькие, но так нужны человеку.)

Вот мы и раскрыли ещё один секрет.

^ 10. Помощь при отравлении грибами.

Ребята, а что нужно делать, если случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач.

Звонит мобильный телефон.

- Ой, ребята, извините, пожалуйста.

- Алло, доктор Пилюлькин?

- Как вы вовремя позвонили. А мы с ребятами на лесной поляне говорим об отравлениях грибами. Не смогли бы вы подъехать к нам, ведь лучше врача никто об этом не расскажет.

- Спасибо большое, доктор Пилюлькин! До встречи!

Входит доктор Пилюлькин.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, доктор Пилюлькин!

- Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!

- Тогда слушайте внимательно и запоминайте:

1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно

вызвать «скорую помощь» по телефону …. «03».

2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:

Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.

Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.

В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.

3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для

исследования в лаборатории.

- И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы не рекомендуется! Запомнили?!

- Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!

-Рад был вам помочь! А можно я с вами останусь?

- Спасибо, доктор Пилюлькин за помощь, конечно оставайтесь с нами!
^ 11. Правила сбора грибов.

- Настоящие грибники должны уметь правильно собирать грибы. Обсудите в своих группах правила сбора грибов в лесу. Пользуйтесь подсказкой на экране. Не забывайте, общаться нужно, не мешая другим.

  • Дети собирают грибы только (с кем?) …………(взрослыми).

  • Собирай только (какие?)……… грибы (знакомые).

  • Чтобы не повредить грибницу, ……………(срезай гриб ножом или выкручивай).

Не сбивай незнакомые и ядовитые грибы, потому что они ядовиты только для человека, а для животных служат лекарством и пищей.

Для того чтобы вы не забыли правила сбора грибов Боровичок, подберезовик и мухомор раздадут вам памятки.

Правилами сбора грибов.

  1. Собирать только те грибы, которые хорошо знаешь.

  2. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву и мох.

  3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.

  4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

  5. Нельзя собирать грибы возле дорог. В этих грибах накапливаются вредные вещества.

^ 12. Закрепление изученного материала:

Работа в группах. Экологические задачи.

 1. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе?

 (Этот грибник погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300-500 лет.)

 2) Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было.
Изредка попадались блеклые старые грибы да мухомор, которые Вова сбивал палкой.

-  Зачем ты это делаешь? - спросил Коля. -Ведь они нужны лесу, животным!

-  Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.

Кто из мальчиков прав?

  3) Костя и Мища взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в
разные стороны. Костя набрал полную корзинку крепких боровиков и пошел в условленное место, где друзья договорились встретиться. Выйдя на полянку, Костя увидел своего друга, у которого в руках

бьла корзинка, полная мухоморов.

- Ты зачем набрал мухоморов? – удивленно спросил Костя.

- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.

Правильно ли поступил Миша.

^ 13. Итог урока:

Посмотрите, как много оказывается, можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! В природе нужны любые грибы. Они питают деревья, служат домом для насекомых, а для некоторых животных являются лекарством. Так лоси лечатся мухоморами. А люди добавляют грибы в суп, жарят на сковородке или маринуют. Самое знаменитое грибное блюдо - жульен, когда грибы шампиньоны запекают в специальном белом соусе.

Какие же тайны мы сегодня открыли?

На этом мы с этой темой не прощаемся , а говорим ей до свидания. С этой темой мы еще будем встречаться много раз.

Встаньте, пожалуйста, поднимите свои ладошки. Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Молодцы! Вы замечательно поработали.

- Спасибо за урок.

- До новых увлекательных встреч!

Похожие:

Конкурса: Название работы : Конспект урока по окружающему миру на тему : «Путешествие в царство грибов» iconУрок на тему: «Путешествие в Царство грибов»
«Грибов», осознание необходимости бережного отношения к природе, развитие экологической культуры на основе понимания важности охраны...
Конкурса: Название работы : Конспект урока по окружающему миру на тему : «Путешествие в царство грибов» iconУрока по Окружающему миру и развитию речи в 4-в классе на тему: «Мои...
Конспект открытого урока по Окружающему миру и развитию речи в 4-в классе на тему
Конкурса: Название работы : Конспект урока по окружающему миру на тему : «Путешествие в царство грибов» iconКонспект урока по окружающему миру Тема «Превращения и круговорот воды в природе»
Конспект урока по окружающему миру. Составила: Драчева Наталья Александровна, учитель начальных классов
Конкурса: Название работы : Конспект урока по окружающему миру на тему : «Путешествие в царство грибов» iconВсероссийский интернет- конкурс педагогического творчества (2013-14 учебный год)
Название работы: интегрированный урок по окружающему миру и математике «Путешествие по Солнечной системе»
Конкурса: Название работы : Конспект урока по окружающему миру на тему : «Путешествие в царство грибов» iconКонспект урока по Окружающему миру на тему: «Земля кормилица»
А) Тест «Наши подземные богатства». (дети отвечают на листах, используя копировальную бумагу по вариантам) слайды 3, 4
Конкурса: Название работы : Конспект урока по окружающему миру на тему : «Путешествие в царство грибов» iconКонспект урока по окружающему миру на тему: «Где щи, там и нас ищи!»
Цели: Формирование интереса к здоровому питанию; обучение правилам здорового, рационального, сбалансированного питания; расширение...
Конкурса: Название работы : Конспект урока по окружающему миру на тему : «Путешествие в царство грибов» iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе с использованием приемов исследовательской работы
Цель: Создать условия для целостного представления о составе крови и ее функции в организме; о системе кровообращения
Конкурса: Название работы : Конспект урока по окружающему миру на тему : «Путешествие в царство грибов» iconПутешествие тучки по европе
Я работаю по программе «Школа-2100». На примере урока по окружающему миру во втором классе «Путешествие Тучки по Европе» хочу показать...
Конкурса: Название работы : Конспект урока по окружающему миру на тему : «Путешествие в царство грибов» iconКонспект открытого интегрированного урока по окружающему миру и «Азбуке...
Конспект открытого интегрированного урока по окружающему миру и «Азбуке Смоленского края», проведенного на районном семинаре. Декабрь,...
Конкурса: Название работы : Конспект урока по окружающему миру на тему : «Путешествие в царство грибов» iconКонспект урока по окружающему миру в 4-ом классе. Умк система Л....
Конспект урока по окружающему миру в 4-ом классе. Умк – система Л. В. Занкова. «Кожа и её значение»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница