Комплект практических работ дисциплины




Скачать 356.08 Kb.
НазваниеКомплект практических работ дисциплины
страница1/3
Дата публикации07.03.2013
Размер356.08 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > География > Документы
  1   2   3
ДЕПАРТАМЕНТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЛИНЦОВСКИЙ ТЕКСТИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

КОМПЛЕКТ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ДИСЦИПЛИНЫ

ГЕОГРАФИЯ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ:

080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)

100701 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

2012г.

ОДОБРЕН ПРЕДМЕТНО-ЦИКЛОВОЙ КОМИССИЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ПРОТОКОЛ№_____ОТ «___»_______2012г

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПЦК___________________

^ СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ 080114, 100701

ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ

______________________В.В.КОВАЛЕВ













^ АВТОР: А.В.БОНДАРЕНКО, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.

РЕЦЕНЗЕНТ: С.Ф.СТРЕЛЬЦОВА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.

ВВЕДЕНИЕ.

Настоящий комплект практических работ предназначен в качестве методического пособия при проведении практических работ по программе дисциплины «География», утвержденной для специальностей:

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

100701 Коммерция (по отраслям).

^ Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ.

В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по данным специальностям, студент должен знать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и ди­намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль­но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

 

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде­ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выявления и объяснения географических аспектов различных теку­щих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических со­бытий международной жизни, геополитической и геоэкономической си­туации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возмож­ного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


^ Правила выполнения практических работ.

Студент должен выполнить все практические работы в полном объеме.

Задания практической работы выполняются в специальной тетради, предназначенной для выполнения практических работ. После выполнения работы тетрадь сдается на проверку преподавателю.

Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть работы во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

Оценку по практической работе студент получает с учетом выполненной работы в указанный срок, если:

  • задания выполнены правильно и в полном объеме;

  • студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

  • работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.

Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ при удовлетворительных оценках.

^ Практическая работа №1.

Тема: Источники географической информации.

Цель работы:

научиться

  • составлять картосхемы и простейшие карты, отражающие различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

  • использовать статистическую информацию и геоинфорационные системы разной формы и содержания;

сформировать умение

  • обрабатывать, анализировать и представлять географическую информацию в графической и картографической форме.

Оборудование: атлас;

тетрадь;

картосхемы и таблицы учебника;

инструкционные карты;

контурные карты;

цветные ручки.

^ Вид занятия: практическая работа.

Ход занятия:

    1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.
2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

Задания включают в себя три аспекта:

-ориентируются на выявление теоретических знаний;

-ориентируются на владение фактическим материалом;

-предполагают проверку умений и навыков

^ Инструкционная карта практической работы №1.
Задание №1: работа в тетради (на основе полученных знаний).
Назовите источники географической информации.
Задание №2:
Используя текст учебника, материалы периодической печати, радио- и телепередач, приведите яркие примеры, иллюстрирующие:

- положительные явления в международных отношениях;

-конфликтные ситуации, которые приводят к их обострению.
Задание №3:
Используя различные источники информации, приведите примеры важных геополитических проблем. Которые стоят перед мировым сообществом в конце 20 века.
Задание № 4:
На основе «визитной карточки » стран на форзацах учебника составьте систематизирующую (конспективно-справочную) таблицу «Государственный строй стран мира», используя следующую форму:

Форма правления

Форма административно-территориального устройства

Республики

Монархии

Унитарные государства

Федеративные государства

конституционные

абсолютные































В каждую графу выпишите названия нескольких стран в качестве примеров.

Результаты работы используйте для конкретизации положений учебника.
Задание № 5:
Проанализируйте таблицу 2 в «Приложениях» . Используя свои знания по истории, объясните , почему стран с монархической формой правления больше всего в зарубежной Европе и в зарубежной Азии, а в Северной Америке их вообще нет.
Практическая работа №2.

Тема: Политическая карта мира.

Цель работы:

  • Знакомство с политической картой мира.

  • Составление картосхем, характеризующих государственное устройство стран мира; географию международных конфликтов.

  • Обозначение на контурной карте стран разной классификации.

  • Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по социально-экономическим показателям.


Оборудование: атлас;

тетрадь;

картосхемы и таблицы учебника;

инструкционные карты;

контурные карты;

цветные ручки.

Вид занятия: практическая работа.

Ход занятия:

    1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-основные черты политической карты мира;

-влияние международных отношений на политическую карту мира;

-классификацию стран мира.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

Задания включают в себя три аспекта:

-ориентируются на выявление теоретических знаний;

-ориентируются на владение фактическим материалом;

-предполагают проверку умений и навыков.


^ Инструкционная карта практической работы №2.

Вариант 1.

Задание №1:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Дать характеристику политико- географического положения страны:

Политико-географическое положение страны(ПГП)-это положение объекта по отношению к другим государствам и их группам как политическим объектам.

^ План характеристики ПГП:

1.Политическая и экономическая оценка государственных границ:

А) уровень экономического развития соседних стран;

Б) принадлежность соседних стран к политическим блокам;

В) стратегическая оценка государственной границы.

2.Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:

А) возможность использования морского и речного транспорта;

Б) торговые отношения с соседними странами;

В) обеспеченность страны сырьем.

3. Отношения к «горячим точкам планеты»:

А) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам;

Б) отношение правительства страны к международной разрядке и разоружению.

4. Общая оценка политического положения страны.

Задание №2: работа с контурной картой и атласом мира.

Нанести на контурную карту :

Наименее развитые страны (не менее 7);

Страны переселенческого капитализма;

Страны большой «семерки»;

Страны с монархической формой правления (не менее 5).

^ Инструкционная карта практической работы №2.

Вариант 2.

Задание №1:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Дать характеристику политико- географического положения страны:

Политико-географическое положение страны (ПГП)-это положение объекта по отношению к другим государствам и их группам как политическим объектам.

План характеристики ПГП:

1.Положение страны по отношению к другим странам.

2.Уровень экономического развития соседних стран.

3.Отношение к мировым транспортным путям , рынкам сбыта и сбыта продукции.

4.Положение по отношению к «горячим точкам» планеты.

5.Современное политическое положение. Роль в мире.

Задание №2. работа с контурной картой и атласом мира.

Нанести на контурную карту:

«Ключевые» страны третьего мира;

Экономически развитые страны Европы ( не менее 7);

Нефтеэкспортирующие страны;

Страны с республиканской формой правления (не менее 7).

Практическая работа №3.

Тема: География населения мира.

Цель работы:

  • Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира.

  • Определение демографической ситуации и особенностей демографи­ческой политики в разных странах и регионах мира.

  • Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

  • Оценка качества трудовых ресурсов в разных странах и регионах мира.

  • Сопоставление культурных традиций разных народов.


Оборудование: карты атласа «Политическая карта мира», «Народы мира», «Плотность населения мира»;

тетрадь;

картосхемы, графики и рисунки учебника;

инструкционные карты;

контурные карты;

цветные ручки.

Вид занятия: практическая работа.
Ход занятия:

    1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-типы воспроизводства населения;

-формы размещения населения мира, плотность населения мира;

-основные направления демографической политики;

-состав населения.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

Задания включают в себя три аспекта:

-ориентируются на выявление теоретических знаний;

-ориентируются на владение фактическим материалом;

-предполагают проверку умений и навыков.

^ Инструкционная карта практической работы №3.

Вариант 1.

Задание №1:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Показателями естественного движения населения являются: рождаемость, смертность, естественный прирост. Что обозначается этими терминами , в каких единицах они измеряются?

Задание№2. Заполните таблицу.

Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства.

Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства.













Задание №3: работа с картой атласа «Плотность населения мира»

Рассмотрите карту плотности населения мира:

выделите территории с высокой и низкой плотностью;

объясните отличия в плотности населения у различных регионов мира.

Задание №4: (работа в тетради) на основе полученных знаний.

Какие изменения произошли в характере и географии внешних миграций населения мира?

^ Инструкционная карта практической работы №3.

Вариант 2.

Задание №1:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Каковы особенности размещения населения по земному шару? Приведите примеры, доказывающие, что размещение населения зависит не только от природных условий, но и от общественно-экономических и исторических факторов.

Задание№2. Заполните таблицу.

Сравниваемые черты

1 тип воспроизводства

2 тип воспроизводства

1.Уровень рождаемости







2.Уровень смертности







3.Уровень естественного прироста







4.В каких странах распространен







5.Доля детей







6.Доля пожилых людей







7.На что направлена демографическая политика.







Задание №3. :(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Почему в развитых странах замедлился темп урбанизации?

Задание №4. :(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Как различается население по составу? Приведите примеры.

^ Практическая работа №4.

  1   2   3

Похожие:

Комплект практических работ дисциплины iconПрограмма дисциплины утверждена
Задача практических занятий: закрепление теоретических положений дисциплины и получение практических навыков использования теоретического...
Комплект практических работ дисциплины iconПрограмма дисциплины утверждена
Задача практических занятий: закрепление теоретических положений дисциплины и получение практических навыков использования теоретического...
Комплект практических работ дисциплины iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных (практических) работ дисциплины
Решение оптимизационных задач с использованием математического пакета MathCad и эп excel
Комплект практических работ дисциплины iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных (практических) работ дисциплины
Научиться форматировать текст с помощью списков и верстать страницы с использованием газетных колонок
Комплект практических работ дисциплины iconРабочая программа дисциплины (модуля) Информационные технологии
Задачами дисциплины дать обучаемым необходимый объем теоретических и практических навыков, которые позволят
Комплект практических работ дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Целями освоения дисциплины «Исследование операций» являются ознакомление с набором разнообразных математических средств для решения...
Комплект практических работ дисциплины iconО проведении лабораторных и практических работ
Направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений...
Комплект практических работ дисциплины iconО проведении лабораторных и практических работ
Направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений...
Комплект практических работ дисциплины iconАннотация к рабочей программе дисциплины
Целью освоения дисциплины «Иностранный язык» является совершенствование практических навыков устной и письменной речи на иностранном...
Комплект практических работ дисциплины iconГ(О)боу спо «липецкий машиностроительный колледж» комплект контрольно-измерительных...
Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине "Инженерная графика" разработан на основе рабочей программы учебной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница