Скачать 148.67 Kb.
|
пояснительная записка Рабочая учебная программа по предмету «Основы композиции» предназначена для подготовки квалифицированных рабочих в профессиональном лицее № 30 по профессии «Мастер столярного и мебельного производства». В структуре федерального и регионального компонентов содержание рабочей учебной программы выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием уровня их усвоения. Определены также в блоках темы, ориентированные на изучение проблем нашего региона («Имитация натуральных пород деревьев», «Орнаментальные композиции» и т.д.). Название учебного элемента указывает на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения. При изучении УЭ предусмотрены следующие уровни: 1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов в данной профессиональной деятельности и выполнение действий с опорой (с подсказкой). 2 уровень - самостоятельное выполнение по памяти типового действия. 3 уровень - продуктивное действие, т.е. создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации на основе изученных ранее типовых действий. В результате изучения предмета "Основы композиции" обучающийся должен:
В процессе изучения предмета необходимо создавать условия для:
В процессе обучения необходимо обеспечивать преемственность данного предмета с производственным обучением и предметами: "Специальная технология", "Строительное черчение", "Конструирование мебели". Для углубления и закрепления знаний обучающихся, приобретения ими практических умений типовой учебной программы предусмотрено проведение лабораторно-практических занятий. В содержании учебной программы предусматриваются выполнение контрольных работ после изучения каждого блока темы и обязательные контрольные работы при завершении курса обучения. Тематика, конкретные сроки их проведения определяются преподавателем, рассматриваются на заседании методической комиссии и утверждаются руководством учебного заведения в установленном порядке. Целью проведения лабораторно-практических занятий является закрепление, расширение и совершенствование знаний обучающихся в процессе применения их при наблюдении и анализе научно-технических явлений, процессов, постановке учебных экспериментов, выявлении закономерностей, причинно-следственных зависимостей; формирование у обучающихся определенных умений и навыков. Характер и содержание лабораторно-практических занятий предопределяют необходимую оснащенность учебного занятия, а эффективность их во многом будет зависеть от умения организации работ. На данных занятиях обучающиеся должны быть обеспечены методической и справочной литературой, а также соответствующими нормативно-техническими документами. Программа рассчитана на 26 часов. Предмет изучается на II курсе. ^ по предмету «Основы композиции»
^ по предмету «Основы композиции». Тема 1 «Введение». Введение в композицию. Рассмотрение общих вопросов, поясняющих необходимость данного курса как начальной грамотности проектирования. Краткая характеристика прикладного, монументального искусства, художественного конструирования. Роль прикладного искусства в повседневной жизни человека. (2) Тема 2 «Инструменты и материалы». Основные материалы и инструменты для выполнения работ. Подготовка планшетов для изображения; натяжение бумаги на планшет. Учебные принадлежности.(2) Подготовка планшетов для выполнения упражнений по натяжению бумаги на него.(2) Цель: Познакомить с учебными принадлежностями, приемами подготовки планшетов и натяжения бумаги. Сформировать умения в подготовке планшетов. Должны уметь: Различает по очевидным признакам основные материалы, инструменты, учебные принадлежности, применяемые в композиции и технической акварели. Подготавливает планшеты и выполняет натяжение бумаги на планшет. Тема 3 «Антропометрические особенности человека». Рзмерообразование изделий мебели: для отделений хранения одежды и головных уборов, хранения белья; хранения книг, посуды, столовых приборов; функциональные размеры стульев, рабочих кресел, кресел-кроватей, табуретов, кроватей, диванов. Размеры столов. Разделение помещения на три основные зоны: нижняя, средняя, верхняя. (2) Цель: Сформировать знания о размерах различной мебели, их возможных вариантах, о расстоянии между предметами мебели, составных частях, удобном положении и использовании человеком предметов мебели.(2). Должны уметь: Размещать функциональные объемы с учетом биомеханических возможностей человека, определять габариты предметов мебели, использовать функциональные размеры с учетом антропометрических особенностей человека. Тема 4 «Средства и приемы композиции». Единство, цельность и уравновешенность – основные законы композиции. Средства усиления выразительности: симметрия и асимметрия, тектоника, пропорция, метр, ритм и др. Приемы композиции. Разработка композиции мебели. (2). Цель: Сформировать умения в освоении средств и приемов композиции. Сформировать умения в разработке изделия мебели (3) Должны уметь: Излагать основные средства и приемы композиции при разработке изделий мебели. Разрабатывать композиции мебели с использованием законов, приемов и правил. Тема 5 «Цветоведение». Общие сведения, характеризующие цвет как физическое явление. Психологическое воздействие цвета на человека. Спектр, цветовой круг и яркостный контраст. Цветовые гармонии цвета. Свет и цвет. Основные принципы применения цвета в производственной среде. Цветовое решение интерьеров и мебельных композиций. Основные и дополнительные цвета. Цвета хроматические и ахроматические.(2) Упражнения в смешении цветов. Создание формальных цветовых композиций.(3) Цель: Сформировать знания об основах цветоведения, законах цветовой гармонии, основных принципах применения цвета в мебельном производстве, интерьере помещений. Сформировать умения использовать цвет в построении композиции Должны уметь: Объяснять природную суть цвета, цветового круга, основных и дополнительных цветов; психологическое воздействие цвета на человека. Создать формальные композиции с использованием теории и основ цветоведения. Тема 6 «Отмывка геометрических тел». Подготовка рабочего места и планшетов к выполнению подготовительного рисунка. Отмывка геометрических тел (цилиндра, шара, куба).(2) Выполнение отмывки цилиндра, шара, куба с учетом распределения светотени.(2) Цель: Научить подготавливать планшеты к выполнению рисунка. Сформировать умения выполнять отмывку геометрических тел Тема 7 «Принципы построения орнамента». Определение композиционного места орнамента на поверхности предмета. Ритм. Мотив. Раппорт. Схемы построения линейного, сетчатого орнамента в замкнутой фигуре.(2) Построение композиции линейного сетчатого орнамента в замкнутой геометрической фигуре.(2) Цель: Сформировать знания об особенностях построения и применения орнаментов в мебельном производстве. Составить композицию линейного сетчатого орнамента в замкнутой фигуре. Должны уметь: Излагать назначение и применение орнамента в мебельном производстве, в отделке помещений. Создавать самостоятельную композицию линейного сетчатого орнамента в замкнутой фигуре. Тема 8 «Имитация натуральных пород древесины и мебельных тканей» Изучение спектра натуральных пород древесины. Правила отмывки образцов основных пород фанеры и рисунка мебельной ткани.(2) Отмывка образцов ореховой, буковой фанеры, фанеры красного дерева и рисунка мебельной ткани (2). Цель: Научить различать натуральные образцы фанеры лиственных пород. Сформировать умения в отмывке образцов буковой, ореховой фанеры, фанеры красного дерева и рисунка мебельной ткани Должны уметь: Различать виды фанеры по образцам. Выполнять отмывку образцов основных пород фанеры и рисунка мебельной ткани. Тема 9 «Плоские орнаментальные композиции» Стилизация растений и животных с учетом техник: резьбы, маркетри, мозаики, инкрустации.(2) Построение композиции панно геометрического и растительного орнаментов в технике инкрустации.(2) Цель: Научить стилизации растений и животных с учетом различных техник; выполнять самостоятельно композицию панно с учетом техники инкрустации Должны знать: Выполнять стилизацию растений и животных с учетом различных техник. Изображать композиции геометрического и растительного орнаментов в технике инкрустации. Тема 10 «Отмывка изображений столярных и мебельных изделий» Техника выполнения подготовительного рисунка столярно-мебельных изделий или архитектурных деталей. Правила и способы отмывки на уровне эскизов.(2) Отмывка изображения рисунка мебели с имитацией пород древесины.(3) Цель: Научить технике отмывки эскизов столярных изделий, деталей, элементов мебели различного назначения Сформировать умения в отмывке изображения заданного рисунка мебели с имитацией пород древесины. Должны уметь: Выполнять отмывку эскизов столярных изделий с имитацией пород древесины. Выполнять (по заданию) отмывку изображения рисунка мебели, пород древесины. Тема 11 « Рельефные орнаментальные композиции (на основе резьбы)» Рельефный орнамент в углубленном поле, накладного типа на основе резного изделия.(2) Выполнение отмывки.(2) Разработка композиции орнамента с использованием техники имитации.(3) Цель: Научить разработке рельефных орнаментальных композиций в углубленном поле, накладного типа (на основе резьбы). Разработать композицию заданного орнамента с использованием техники. Должны уметь: Составлять рельефный орнамент в углубленном поле, накладного типа (на основе резного изделия), выполняет отмывку. Разрабатывать композицию заданного орнамента с использованием техники имитации и отмывки. Тема 12 «Принципы построения объемных композиций (на основе мебели)». Объемно-фронтальная композиция. Глубинно-пространственная композиция.(2) Разработка объемной композиции мебели (кухня, спальня, стенка).(3) Выполнение отмывки.(2) Цель: Научить построению объемной фронтальной композиции мебели, выполнению отмывки. Должны уметь: Выполнять построение объемных композиций мебели, отмывку. Разрабатывать объемную композицию мебели (по заданному или собственному замыслу) с выполнением отмывки. Тема 13 «Средства выразительности объемных мебельных композиций» Понятие о тектонике. Внутренние смещения элементов. Переходные граничные элементы. Размерность. Масштабность. Зарисовки композиционных объемных элементов мебели по заданию или собственной композиции. Цель: Сформировать умения в выполнении объемных мебельных композиций с учетом выразительных средств. Сформировать умения в зарисовке композиции объемных элементов мебели. Должны уметь: Выполнять объемные, мебельные композиции с учетом их выразительных средств. Зарисовывать композиции объемных элементов мебели. Тема 14 «Композиционные схемы предметов мебели». Построение схем предметов мебели: для зоны отдыха, кухни и т. д. Отмывка. Оформление эскиза. Характеристика и варианты их стилевого решения (2) Цель: Сформировать умения в построении композиций предметов мебели различного назначения и комплектов мебели в эскизных вариантах. Закрепить умения в выполнении композиционных схем изделий мебели с отмывкой. Должны уметь: Изображать композиционные схемы различных предметов мебели с отмывкой. Оформлять эскиз и варианты стилевого решения комплектов мебели. Выполняет композиционные схемы изделий мебели с отмывкой. ^ 1 Контрольные работы:
2 Лабораторно-практические работы:
*контрольные работы проводятся в конце первого полугодия по календарю, а также административные обязательные контрольные работы по графику. ^ 1 Контрольные работы:
2 Лабораторно-практические работы:
*контрольные работы проводятся в конце первого полугодия по календарю, а также административные обязательные контрольные работы по графику. ^ Список литературы: Анисимов Н. Н. Основы рисования. – М., 1984. Бобиков П. Д. Конструирование столярно-мебельных изделий. – М., 1990. Бобиков П. Д. Изготовление столярно-мебельных изделий. – М., 2001. Кулебякин Н. И. Рисунок и основы композиции. – М., 1988. Миронова Л. Н. Цветоведение. – Мн., 1988. Нефедов В. И. Общая технология мебельного производства. – М., 1982. Пучков А. С., Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом. – М., 1982. Подгорный А. Ю. Резьба. Мозаика. Гравирование. – Ростов–н/Д, 2000. Семенцов А. Ю. Резьба по дереву. – Мн., 2000. Шумега С. С. Технология столярно-мебельного производства. – М., 1988. |
![]() | Рабочая учебная программа по предмету «Основы конструирования мебели» Рабочая учебная программа по предмету «Основы конструирования мебели» предназначена для подготовки квалифицированных рабочих в профессиональном... | ![]() | Рабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» Программа предназначена для обучающихся 5, 7, 8, 10 классов мбв(с)оу «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №16 при ик №5».... |
![]() | Рабочая учебная программа по предмету «Литература» 7 класс Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе следующих документов | ![]() | Рабочая учебная программа по предмету «Русский язык» 7 класс Данная рабочая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе следующих документов |
![]() | Рабочая учебная программа по предмету «Русский язык» 9 класс Настоящая рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе следующих документов | ![]() | Рабочая учебная программа Литература 5 9 классы Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... |
![]() | Рабочая учебная программа Литература (базовый уровень) 10 11 классы Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)... | ![]() | Рабочая учебная программа по предмету «Охрана труда» По профессии... Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования |
![]() | Рабочая программа по предмету «основы регионального развития» Красноярском крае» (от 20. 12. 05 №17 – 4256) с помощью пособия для учителя И. В. Молодцова, Н. А. Петрова, С. А. Лисина, Л. П. Мамонтова.... | ![]() | Рабочая учебная программа по предмету «Литература» 9 класс ... |