Рабочая учебная программа по предмету «Основы композиции»




Скачать 148.67 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по предмету «Основы композиции»
Дата публикации14.02.2014
Размер148.67 Kb.
ТипРабочая учебная программа
shkolnie.ru > География > Рабочая учебная программа
пояснительная записка

Рабочая учебная программа по предмету «Основы композиции» предназначена для подготовки квалифицированных рабочих в профессиональном лицее № 30 по профессии «Мастер столярного и мебельного производства».

В структуре федерального и регионального компонентов содержание рабочей учебной программы выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием уровня их усвоения. Определены также в блоках темы, ориентированные на изучение проблем нашего региона («Имитация натуральных пород деревьев», «Орнаментальные композиции» и т.д.).

Название учебного элемента указывает на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения. При изучении УЭ предусмотрены следующие уровни:

1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов в данной профессиональной деятельности и выполнение действий с опорой (с подсказкой).

2 уровень - самостоятельное выполнение по памяти типового действия.

3 уровень - продуктивное действие, т.е. создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации на основе изученных ранее типовых действий.

В результате изучения предмета "Основы композиции" обучающийся должен:

  • представлять роль и место, композиции в процессе освоения квалификации "Мастер столярного и мебельного производства";

  • понимать сущность, порядок, правила и способы передачи графическими средствами и средствами композиции объемной формы предметов в пространстве;

  • применять знания композиции и технической акварели при изготовлении столярных изделий и мебели, их отделке;

  • уметь технически осуществлять индивидуальный замысел при создании новых мебельных изделий.

В процессе изучения предмета необходимо создавать условия для:

  • воспитания художественного вкуса, трудолюбия, уравновешенности, аккуратности, интереса к осваиваемой профессии;

  • развития пространственного воображения при выполнении обучающимися заданного или самостоятельного композиционного решения и его использования в современном дизайне;

  • привития обучающимся чувств ответственности и творческого поиска в принятии композиционного решения в конструировании и изготовлении столярно-мебельных изделий.

В процессе обучения необходимо обеспечивать преемственность данного предмета с производственным обучением и предметами: "Специальная технология", "Строительное черчение", "Конструирование мебели".

Для углубления и закрепления знаний обучающихся, приобретения ими практических умений типовой учебной программы предусмотрено проведение лабораторно-практических занятий.

В содержании учебной программы предусматриваются выполнение контрольных работ после изучения каждого блока темы и обязательные контрольные работы при завершении курса обучения.

Тематика, конкретные сроки их проведения определяются преподавателем, рассматриваются на заседании методической комиссии и утверждаются руководством учебного заведения в установленном порядке.

Целью проведения лабораторно-практических занятий является закрепление, расширение и совершенствование знаний обучающихся в процессе применения их при наблюдении и анализе научно-технических явлений, процессов, постановке учебных экспериментов, выявлении закономерностей, причинно-следственных зависимостей; формирование у обучающихся определенных умений и навыков.

Характер и содержание лабораторно-практических занятий пред­определяют необходимую оснащенность учебного занятия, а эффективность их во многом будет зависеть от умения организации работ.

На данных занятиях обучающиеся должны быть обеспечены методической и справочной литературой, а также соответствующими нормативно-техническими документами.

Программа рассчитана на 26 часов. Предмет изучается на II курсе.

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по предмету «Основы композиции»


№№

п/п


Наименование тем

Кол-во

часов

В т.ч.

ЛПР




ИТОГО:

26

13

1.

Введение.

1




2.

Инструменты и материалы

1




3.

Антропометрические особенности человека


2


1

3.1.

Основные размеры изделий мебели

2

1

4.

Средства и приемы композиции

2

1

5.

Цветоведение

3

2

5.1.

Закономерности цветовой композиции

2

1

5.2.

Практика цветового решения

1

1

6.

Отмывка геометрических тел

2

1

7.

Принципы построения орнамента

2

1

8.

Имитация натуральных пород древесины и мебельных тканей

1

1

9.

Плоские орнаментальные композиции

2

1

10.

Отмывка изображений столярных и мебельных изделий


1


1

11.

Рельефные орнаментальные композиции (на основе резьбы)

2

1

12.

Принципы построения объемных композиций (на основе мебели)

2

1

13.

Средства выразительности объемных мебельных композиций

2

1

14.

Композиционные схемы предметов мебели.

2

1

15.

Зачет по курсу.

1






^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

по предмету «Основы композиции».

Тема 1 «Введение».
Введение в композицию. Рассмотрение общих вопросов, поясняющих необходимость данного курса как начальной грамотности проектирования.

Краткая характеристика прикладного, монументального искусства, художественного конструирования. Роль прикладного искусства в повседневной жизни человека. (2)

Тема 2 «Инструменты и материалы».
Основные материалы и инструменты для выполнения работ. Подготовка планшетов для изображения; натяжение бумаги на планшет. Учебные принадлежности.(2)

Подготовка планшетов для выполнения упражнений по натяжению бумаги на него.(2)

Цель:

Познакомить с учебными принадлежностями, приемами подготовки планшетов и натяжения бумаги.

Сформировать умения в под­готовке планшетов.

Должны уметь:

Различает по очевидным признакам основные материа­лы, инструменты, учебные принадлежности, применяемые в ком­позиции и технической акварели.

Подготавливает планшеты и выполняет натяжение бумаги на планшет.

Тема 3 «Антропометрические особенности человека».
Рзмерообразование изделий мебели: для отделений хранения одежды и головных уборов, хранения белья; хранения книг, посуды, столовых приборов; функциональные размеры стульев, рабочих кресел, кресел-кроватей, табуретов, кроватей, диванов. Размеры столов.

Разделение помещения на три основные зоны: нижняя, средняя, верхняя. (2)

Цель:

Сформировать знания о размерах различной мебели, их возможных вариантах, о расстоянии между предметами мебели, составных частях, удобном положении и использовании человеком предметов мебели.(2).
Должны уметь:

Размещать функциональные объемы с учетом биомеханических возможностей человека, определять габариты предметов мебели, использовать функциональные размеры с учетом антропометрических особенностей человека.


Тема 4 «Средства и приемы композиции».
Единство, цельность и уравновешенность – основные законы композиции. Средства усиления выразительности: симметрия и асимметрия, тектоника, пропорция, метр, ритм и др. Приемы композиции.

Разработка композиции мебели. (2).

Цель:

Сформировать умения в освоении средств и приемов композиции.

Сформировать умения в разработке из­делия мебели (3)

Должны уметь:

Излагать основные средства и приемы композиции при раз­работке изделий мебели.

Разрабатывать композиции ме­бели с использованием законов, приемов и правил.

Тема 5 «Цветоведение».
Общие сведения, характеризующие цвет как физическое явление. Психологическое воз­­дей­ствие цвета на человека. Спектр, цветовой круг и яркостный контраст. Цветовые гармонии цве­та. Свет и цвет. Основные принципы применения цвета в производственной среде. Цветовое решение интерьеров и мебельных композиций. Основные и дополнительные цвета. Цвета хроматические и ахроматические.(2)

Упражнения в смешении цветов. Создание формальных цветовых композиций.(3)

Цель:

Сформировать знания об ос­новах цветоведения, законах цветовой гармонии, основных принципах применения цвета в мебельном производстве, интерьере помещений.

Сформировать умения использовать цвет в построении композиции

Должны уметь:

Объяснять природную суть цвета, цветового круга, основных и дополнительных цветов; психологическое воздействие цвета на человека.

Создать формальные композиции с использованием теории и основ цветоведения.

Тема 6 «Отмывка геометрических тел».
Подготовка рабочего места и планшетов к вы­полнению подготовительного рисунка. Отмыв­ка геометрических тел (цилиндра, шара, куба).(2)

Выполнение отмывки цилиндра, шара, куба с учетом распределения светотени.(2)

Цель:

Научить подготавливать план­шеты к выполнению рисунка.

Сформировать умения выполнять отмывку геометрических тел
Тема 7 «Принципы построения орнамента».
Определение композиционного места орнамента на поверхности предмета. Ритм. Мотив. Раппорт. Схемы построения линейного, сетчатого орнамента в замкнутой фигуре.(2)

Построение композиции линейного сетчатого орнамента в замкнутой геометрической фигуре.(2)

Цель:

Сформировать знания об особенностях построения и применения орнаментов в ме­бельном производстве.

Составить композицию ли­нейного сетчатого орнамента в замкнутой фигуре.

Должны уметь:

Излагать назначение и при­менение орнамента в мебельном производстве, в отделке помещений.

Создавать самостоятельную ком­позицию линейного сетчатого орна­мента в замкнутой фигуре.

Тема 8 «Имитация натуральных пород древесины и мебельных тканей»
Изучение спектра натуральных пород древесины. Правила отмывки образцов основных пород фанеры и рисунка мебельной ткани.(2)

Отмывка образцов ореховой, буковой фанеры, фанеры красного дерева и рисунка мебельной ткани (2).

Цель:

Научить различать натураль­ные образцы фанеры лиственных пород.

Сформировать умения в отмывке образцов буковой, ореховой фанеры, фанеры красного дерева и рисунка мебельной ткани

Должны уметь:

Различать виды фанеры по образцам.

Выполнять отмывку образцов основных пород фанеры и рисунка мебельной ткани.
Тема 9 «Плоские орнаментальные композиции»
Стилизация растений и животных с учетом техник: резьбы, маркетри, мозаики, инкрустации.(2)

Построение композиции панно геометрического и растительного орнаментов в технике инкрустации.(2)

Цель:

Научить стилизации растений и животных с учетом различных техник; выполнять самостоятельно композицию панно с учетом техники инкрустации

Должны знать:

Выполнять стилизацию растений и животных с учетом различных техник.

Изображать композиции гео­­метрического и раститель­ного орнаментов в технике инкрус­тации.

Тема 10 «Отмывка изображений столярных и мебельных изделий»
Техника выполнения подготовительного рисунка столярно-мебельных изделий или архитектурных деталей. Правила и способы отмывки на уровне эскизов.(2)

Отмывка изображения рисунка мебели с имитацией пород древесины.(3)

Цель:

Научить технике отмывки эскизов столярных изделий, деталей, элементов мебели различного назначения

Сформировать умения в отмывке изображения заданного рисунка мебели с имитацией пород древесины.

Должны уметь:

Выполнять отмывку эскизов столярных изделий с ими­тацией пород древе­сины.

Выполнять (по заданию) отмывку изображения рисунка мебели, пород древесины.

Тема 11 « Рельефные орнаментальные композиции (на основе резьбы)»
Рельефный орнамент в углубленном поле, накладного типа на основе резного изделия.(2)

Выполнение отмывки.(2)

Разработка композиции орнамента с исполь­зованием техники имитации.(3)

Цель:

Научить разработке рельефных орнаментальных композиций в углубленном поле, накладного типа (на основе резьбы).

Разработать композицию заданного орнамента с использованием техники.

Должны уметь:

Составлять рельефный орнамент в углубленном поле, накладного типа (на основе резного изделия), выполняет отмывку.

Разрабатывать композицию заданного орнамента с использованием техники имитации и отмывки.

Тема 12 «Принципы построения объемных композиций (на основе мебели)».
Объемно-фронтальная композиция. Глубинно-пространственная композиция.(2)

Разработка объемной композиции мебели (кухня, спальня, стенка).(3)

Выполнение отмывки.(2)

Цель:

Научить построению объемной фронтальной композиции мебели, выполнению отмывки.

Должны уметь:

Выполнять построение объемных композиций мебели, отмывку.

Разрабатывать объемную ком­позицию мебели (по задан­ному или собственному замыс­лу) с выполнением отмывки.

Тема 13 «Средства выразительности объемных мебельных композиций»
Понятие о тектонике. Внутренние смещения элементов. Переходные граничные элементы. Размерность. Масштабность.

Зарисовки композиционных объемных элементов мебели по заданию или собственной композиции.

Цель:

Сформировать умения в выполнении объемных мебельных композиций с учетом выразительных средств.

Сформировать умения в зарисовке композиции объемных элементов мебели.

Должны уметь:

Выполнять объемные, мебельные композиции с учетом их выразительных средств. Зарисовывать композиции объемных элементов мебели.

Тема 14 «Композиционные схемы предметов мебели».

Построение схем предметов мебели: для зоны отдыха, кухни и т. д. Отмывка. Оформление эскиза. Характеристика и варианты их стилевого решения (2)
Цель:

Сформировать умения в построении композиций предметов мебели различного назначения и комплектов мебели в эскизных вариантах.

Закрепить умения в выполнении композиционных схем изделий мебели с отмывкой.

Должны уметь:

Изображать композиционные схемы различных предметов мебели с отмывкой.

Оформлять эскиз и варианты стилевого решения ком­плектов мебели.

Выполняет композиционные схемы изделий мебели с отмывкой.

^ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

1 Контрольные работы:


  • «Антропометрические особенности человека»;

  • «Средства и приемы композиции».



2 Лабораторно-практические работы:


  • «Основные размеры изделий мебели»;

  • «Закономерности цветовой композиции»;

  • «Практика цветового решения»;

  • «Отмывка геометрических тел»;

  • «Принцип построения орнамента»;

  • «Имитация натуральных пород деревьев»;

  • «Плоские орнаментальные композиции»;

  • «Отмывка изображений столярных и мебельных изделий»;

  • «Рельефные орнаментальные композиции»;

  • «Построение объемных мебельных композиций»;

  • «Средства выразительности объемных мебельных композиций»;

  • «Композиционные схемы предметов мебели».



*контрольные работы проводятся в конце первого полугодия по календарю, а также административные обязательные контрольные работы по графику.

^ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

1 Контрольные работы:


  • «Свойства и строение строительных материалов»;

  • «Минеральные вяжущие вещества»;

  • «Заполнители»;

  • «Растворы»;

  • Зачетная работа за I курс;

  • «Лакокрасочные материалы»;

  • «Обои»;

  • «Керамические и полимерные материалы»;

  • «Вспомогательные материалы».

  • Зачетная работа по всему курсу обучения.



2 Лабораторно-практические работы:


  • «Определение строительных материалов по внешнему виду»;

  • «Определение плотности строительных материалов»;

  • «Определение механической прочности строительных материалов»;

  • «Определение сроков схватывания гипса»;

  • «Определение марки цемента»;

  • «Определение зернового состава песка»;

  • «Приготовление раствора и определение его подвижности»;

  • «Гашение извести»;

  • «Изучение пигментов и наполнителей по образцам»;

  • «Определение плотности и вязкости связующего вещества».



*контрольные работы проводятся в конце первого полугодия по календарю, а также административные обязательные контрольные работы по графику.


^ ПАСПОРТ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Список литературы:

Анисимов Н. Н. Основы рисования. – М., 1984.

Бобиков П. Д. Конструирование столярно-мебельных изделий. – М., 1990.

Бобиков П. Д. Изготовление столярно-мебельных изделий. – М., 2001.

Кулебякин Н. И. Рисунок и основы композиции. – М., 1988.

Миронова Л. Н. Цветоведение. – Мн., 1988.

Нефедов В. И. Общая технология мебельного производства. – М., 1982.

Пучков А. С., Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом. – М., 1982.

Подгорный А. Ю. Резьба. Мозаика. Гравирование. – Ростов–н/Д, 2000.

Семенцов А. Ю. Резьба по дереву. – Мн., 2000.

Шумега С. С. Технология столярно-мебельного производства. – М., 1988.

Похожие:

Рабочая учебная программа по предмету «Основы композиции» iconРабочая учебная программа по предмету «Основы конструирования мебели»
Рабочая учебная программа по предмету «Основы конструирования мебели» предназначена для подготовки квалифицированных рабочих в профессиональном...
Рабочая учебная программа по предмету «Основы композиции» iconРабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Программа предназначена для обучающихся 5, 7, 8, 10 классов мбв(с)оу «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №16 при ик №5»....
Рабочая учебная программа по предмету «Основы композиции» iconРабочая учебная программа по предмету «Литература» 7 класс
Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе следующих документов
Рабочая учебная программа по предмету «Основы композиции» iconРабочая учебная программа по предмету «Русский язык» 7 класс
Данная рабочая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе следующих документов
Рабочая учебная программа по предмету «Основы композиции» iconРабочая учебная программа по предмету «Русский язык» 9 класс
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе следующих документов
Рабочая учебная программа по предмету «Основы композиции» iconРабочая учебная программа Литература 5 9 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая учебная программа по предмету «Основы композиции» iconРабочая учебная программа Литература (базовый уровень) 10 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...
Рабочая учебная программа по предмету «Основы композиции» iconРабочая учебная программа по предмету «Охрана труда» По профессии...
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования
Рабочая учебная программа по предмету «Основы композиции» iconРабочая программа по предмету «основы регионального развития»
Красноярском крае» (от 20. 12. 05 №17 – 4256) с помощью пособия для учителя И. В. Молодцова, Н. А. Петрова, С. А. Лисина, Л. П. Мамонтова....
Рабочая учебная программа по предмету «Основы композиции» iconРабочая учебная программа по предмету «Литература» 9 класс
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница