Урок. Тема: «Постоянные магниты»

НазваниеУрок. Тема: «Постоянные магниты»
Дата публикации10.10.2013
ТипУрок
shkolnie.ru > Физика > Урок
«Постоянные магниты» Урок повторения и закрепления пройденного материала с презентацией физика 8 класс.
Автор работы: Юдина Марина Ивановна МКОУ-СОШ с Крутояр, Екатериновского района, Саратовской области
Открытый урок.

Тема: «Постоянные магниты»
Цели и задачи урока:

-развивать творческую личность через решение экспериментальных, расчетных и качественных задач по теме «Постоянные магниты».

-формировать навыки коллективной работы.

-учить применять знания в новой ситуации.

-учить грамотно, объяснять происходящие физические явления.
Формы работы:

1. постановка вопроса, заставляющая задуматься.

2. задания традиционного типа

3. предложение заданий в виде мини-информации об уже сделанных изобретениях или рационализациях.

4. задания «требующие идеи»

5. разбор и анализ проектов.

6. решение задач.

7. выступление учеников.

Оформление: магнитные шахматы, магнитная тетрадь, постоянные магниты, кнопки, скрепки, фотореле, железные опилки.
Учитель: Как наша прожила б планета

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей?

Что было бы? Пришла бы снова

Хаоса мрачная пора

Лучам приветственное слово,

А солнцу, громкое ура!

Каждый из нас с раннего детства слышал что-нибудь о магните. Многие держали его в руках, а у некоторых были игрушки, где использовались магниты.

Первые сведения о магнитах теряются в глубокой древности. В старинных летописях сохранилось упоминания о том. Что в 1110г.д.н.э. в Китае были устройства, показывающие направление на юг.

Первые магниты были естественного происхождения. Оказалось, что это были куски руды-магнитного железняка (магнетита).

Ещё в1269г. Перегрином была написана книга о магнитах, которая называлась «Письма о магнитах».

В этой книге были собраны почти все известные в то время сведения о свойствах магнитов.

Название «магнит» было придумано древнегреческим драматургом Евклидом в (5 веке до нашей эры) описавшем его свойства в одном из своих произведений. Поводом для такого названия послужило то, что залежи этого минерала были найдены около города Магнессии.

В древние времена свойства магнита пытались объяснить приписыванием ему «живой души». Магнит, по представлению древних людей, «устремлялся» к железу по той же причине, что и собака к куску мяса.

В настоящее время известно, что природные магниты представляют собой куски магнитного железняка. Это хрупкий черный минерал с плотностью около 5000кг/м3.

Теперь мы знаем, что все дело в особом поле, создаваемом магнитом.

Вокруг любого магнита существует магнитное поле, это особый вид материи, отличающийся от вещества и существующий вокруг намагниченных тел. Те участки магнита, где обнаруживается наиболее сильное магнитное действие, называют полюсами магнита. У всякого магнита, как и у магнитной стрелки, есть два полюса: северный (N) и южный (S)
2. Проверим свойства магнита.
а) магнит обладает на разных участках, различной притягивающей силой, на полюсах эта сила наиболее заметна. (демонстрация полосового магнита и железных опилок).

б) магнит имеет два полюса: северный и южный (демонстрация компас, магнит).

в) разноименные полюса магнитов притягиваются, одноименные отталкиваются ( демонстрация магниты)

г) при сильном нагревании магнитные свойства исчезают (спиртовка, иголка, магнит)

д) магнит оказывает свое действие через стекло, воду, бумагу (стекло, скрепки, магнит, вода, бумага.)
3.Обнаружение магнитного поля.
Вокруг магнитов существует магнитное поле, чтобы обнаружить его, достаточно поместить в это поле магнитную стрелку, способную свободно поворачиваться под действием этого поля (демонстрация стрелка на острие и магнит).

4.Обьясни явление.
Вопрос: Можно ли повернуть стрелку с помощью электрического тока?

Обратимся к опыту: Поместим над магнитной стрелкой параллельно её оси проводник, подключенный к источнику тока. Замкнем цепь, мы увидим, как стрелка отклоняется, принимая новое положение. При размыкании цепи она возвращается в прежнее положение.

Впервые действие проводника с током на магнитную стрелку было обнаружено в 1820г датским ученым Гансом Христином Эрстедом.

В 1820г французский учёный Андре Мари Ампер предположил, что магнитные свойства постоянных магнитов обусловлены множеством круговых токов, циркулирующих внутри молекул т.е молекулярными. Внутри атомов и молекул действительно движутся заряженные частицы-электроны, благодаря которым и возникает намагниченность тела.
5 Объясни рисунок:
А) рис 56(а,б) учебника и рис 57.
6.Вопрос: как можно усилить магнитное поле?
Ответы:
Провод, по которому идет ток свернуть в форме винтовой спирали, соленоид.

Используя реостат, изменим силу тока в цепи (при увеличении силы тока магнитное поле увеличивается, при уменьшении уменьшается)

Зависит от числа витков в катушке (чем больше витков, тем сильнее поле)

Если ввести внутрь катушки железный сердечник, то магнитное поле увеличится. Соленоид с железным сердечником внутри называется электромагнитом.
7.практическое применение:
(на доске схемы, рисунки, плакат)

А) Электромагниты находят широкое применение в технике. Мощные электромагниты, обладающие очень большой подъемной силой, используют на заводах при перемещении тяжелых изделий из чугуна и стали.

Б) электромагнит используется в электрическом звонке. (устройство, сборка и демонстрация )

В) электромагнитное реле (освещение улиц с наступлением сумерек автоматически включается свет, и наоборот).
8.Ребята переходим в салон экономии, и выполните рационализаторское задание.
Придумайте способ экономии электрической энергии в подъезде, не нарушая удобств пользователя.

Ответ: нужно поставить фотореле и таймер автомат, с помощью которого свет автоматически отключается под действием дневного света или автоматически отключается через 30 секунд после включения. Это устройство предназначено для коридоров, подъездов и помещений где необходимо включение света на короткий промежуток времени.
9.Задание на изобретательство.
Вопрос: ребята как создали автомат для сортировки томатов по степени их зрелости?

Основа автомата, электрическая лампа, фоторезистор и реле.

^ Вопрос: Как бы вы собрали автомат из этих деталей?

Идея автора: транспантер несет помидоры к сортировочной камере, под направленный луч от обычной электрической лампы. Спелый помидор частично пропускает световой поток и тот попадает на фоторезистор. Электрическое сопротивление в его цепи изменяется, от этого срабатывает реле, которое открывает электромагнитные шторы, и помидор скатывается на лоток. А зеленый недозрелый или испорченный не пропускает света, реле не срабатывает, шторка сброса остается закрытой; помидор движется к другому лотку.

10.Решим задачу:
Чему равна масса заряженной частицы движущейся в магнитном поле по окружности радиусом 1см, если ее скорость 1000000м/с, под действием силы равной 1, 67*10(-11)н

№№ ПерышкинА.В.(сборник задач).
11.Задание: по данным написанным на карточках, составьте условие задачи и решите ее.

12.Выступления учеников.

Земной шар является огромным магнитом. У него есть свои магнитные полюсы и магнитное поле. Именно это поле и заставляет стрелку компаса ориентироваться все время в определенном направлении.

Иногда внезапно возникают так называемые магнитные бури – кратковременные изменения магнитного поля Земли, которые сильно влияют на поведение стрелки компаса. Наблюдения показывают, что появление магнитных бурь связано с солнечной активностью. А также появление северного сияния.

Ах, как играет этот север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной.

Ему, наверно, по натуре

Холодной страсти красота,

Усилием магнитной бури

Преображенная в цвета.

(М.А.Дудик.)
13.Подведение итогов урока:
1.Как Ампер объяснял намагничивание железа?

2.Как можно теперь объяснить молекулярные токи Ампера?

3.Какие тела называют постоянными магнитами?

4.Что называют магнитными полюсами магнита?

5.В проводнике увеличили силу тока. Как при этом изменилось магнитное поле?

6.Как взаимодействуют между собой полюсы магнитов?

7. Как с помощью магнитной стрелки можно определить полюсы у намагниченного стального стержня?

8. Чем объяснить, что магнитная стрелка устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении?

9. Объясните, почему иголка притягивает скрепку? (см.рис.)

Заключение: Надеюсь, что знания, полученные по данной теме, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а природные явления станут для вас более понятны и привлекательны.
Все известно вокруг,

Тем не менее

На Земле еще много того,

Что достойно порой удивления

И твоего, и моего.

Удивляйся россе, удивляйся цветам

Удивляйся упругости стали,

Удивляйся тому,

Чему люди порой

Удивляться уже перестали.
Еще не родился, и, наверное, не родится никогда человек, который мог бы сказать: «Я знаю о магните все». Вопрос, почему магнит притягивает, всегда будет волновать людей, и рождать жажду новых знаний и новых открытий.

И все же человек знает о магните много. Во всяком случае, достаточно много для того, чтобы заставить его служить себе.
Для реализации поставленных целей и задач в процессе урока мною были

использованы:

-закрепление изученного материала;

-работа у доски;

-самостоятельная работа на местах;

Закрепление изученного материала сочеталось с беседой, основывающийся,

на знаниях, полученных на предыдущих уроках и на жизненном опыте.

Д/З: п. 56, 57, 59, 60, стр.142,вопросы.

Ф-8, автор А. В. Перышкин, Изд., Дрофа, 2009

Урок. Тема: «Постоянные магниты» iconАвтомобильное колесо стоит в Чехии 100 долл., в России — 80 долл...
Россия производит и потребля­ет постоянные магниты. Их вну­треннее предложение составляет S=50+5P, а спрос D=400-10P. Миро­вая цена...
Урок. Тема: «Постоянные магниты» iconТема урока: Постоянные магниты. Магнитное поле Земли
Цель урока: познакомить обучающихся со свойствами постоянных магнитов. Добиться понимания ими реального и объективного существования...
Урок. Тема: «Постоянные магниты» iconМотор Флинна. Патент us 5,455,474 3 октября 1995г. (Пояснительная записка)
...
Урок. Тема: «Постоянные магниты» iconКакое утверждение является верным?
На рисунках изображены постоянные магниты с указанием линий магнитной индукции полей, создаваемых ими, и магнитные стрелки. На каком...