«Мотивация студентов к обучению через проведение бинарных занятий»




Скачать 102.88 Kb.
Название«Мотивация студентов к обучению через проведение бинарных занятий»
Дата публикации13.08.2013
Размер102.88 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Физика > Документы
«Мотивация студентов к обучению через проведение бинарных занятий»

Любое среднее специальное учебное заведение ставит себе целью: подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности. Задача педагогического коллектива в учебном заведении: набрав 1курс, необходимо довести его в полном составе до конечного результата- выпуска компетентного специалиста. Анализ качества образования студентов позволяет сделать вывод о том, что: на первых курсах студенты учатся не в полную силу, на втором курсе появляется слабый интерес, к третьему курсу ситуация меняется в лучшую сторону, а после прохождения производственной практики наступает осознание своей профессии. Таким образом, можно сделать выводы, что у студентов (особенно 1 курса) не развита мотивация к учебной деятельности, поэтому возникает объективная необходимость усиления мотивации обучения студентов.

Имеются противоречия между:

  • потребностью общества в мотивации способной побудить к настойчивой учебной деятельности, и неудовлетворительным уровнем существующей мотивации учебной деятельности студентов на младших курсах.

  • стремлением учебных заведений обеспечить высокий уровень мотивации учебной деятельности студентов и не достаточной разработкой условий, позволяющих в полной мере разрешить данную проблему, с учетом специфики образовательного процесса в колледже.

Следствие - снижение успеваемости студентов.

Для этого, прежде всего, определяем направления деятельности педагогов в целях повышения мотивации учебной деятельности студентов, внедряем методы повышения мотивации, анализируем, обобщаем и систематизируем результаты повышения мотивации учебной деятельности студентов.

Объект исследования – образовательный процесс студентов колледжа.

Предмет исследования: условия воспитания мотивации учебной деятельности обучающихся колледжа

Важнейшими мотивами в обучении называют избирательное стремление к освоению знаний, стремление разобраться в вопросе или проблеме, постичь смысл чего-либо, добиться более глубокого понимания явлений и процессов и осознанную заинтересованность в освоении знаний и умений.

Часто приходится слышать от студентов колледжа фразы, выражающие нежелание учиться и даже просто идти в колледж: неинтересно, скучно. И некоторые студенты не стремятся расширить запас своих знаний: пассивны на уроках. А что, если попробовать сформировать интерес к обучению, возможно, что тогда появиться чувства уверенности в себе, и не только в учебной деятельности, но и успешной адаптации в обществе.

Одним из решений проблемы воспитания мотивации учебной деятельности студентов, является интегративно-развивающий подход. Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Развивающее обучение- это направление в теории и практике образования, ориентирующееся на творческое развитие способностей обучающихся. В рамках интегративно-развивающих образовательных технологий наиболее интересны бинарные занятия, основанные на меж предметных связях, так как предполагается показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, одного понятия, темы или явления.

Такие занятия могут объединять самые разные дисциплины: историю и автоматизацию, детали точных приборов и управление качеством, электропривод и иностранный язык. Студент, придя в колледж ждет чего- то нового, особенного. Он устал от простого монолога педагога. Ему хочется выйти за рамки предмета, увидеть последствия своих действий, решить какую-то проблемную ситуацию, понять влияние его открытий, познаний на жизнь людей и развития производства. Хочется понять смысл изучения каких-либо дисциплин, возможность применения знаний на практике.

Бинарные уроки по своей сути- это реализации меж предметных связей, интеграции предметов. Занятие, как правило, ведут два, но возможно и более педагогов. Посетив бинарное занятие, студент видит мини спектакль, сценаристами, актерами и постановщиками, которого являются преподаватели. И, как правило, это вызывает интерес со стороны студента, так как достоинства одного педагога дополняются достоинствами другого, недостатки (если они имеются) в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого, это привлекает внимание, ведет не к механическому заучиванию, а к более глубокому освоению предмета. Постоянно идет смена ведущий роли педагога в ходе занятия, что дает возможность проведения анализа. со стороны педагога, предыдущего действия, и его корректировки. Так же есть возможность выявления студентов, которые нуждаются в особом внимании. На бинарном занятии, кроме всего прочего удается показать обучающимся, где и как можно использовать знание одной дисциплины для понятия другой или знание дисциплин в будующей деятельности человека. Более доступно это можно сделать, используя технологии проблемного обучения- одну проблему обучающиеся решают возможностями ряда предметов. Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности студентов, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление.

Прежде, чем подвести студента к решению проблем, к практическим действиям необходимо его вооружить теми или иными теоретическими знаниями, ведь без умений нет навыков. Возможно, темы изучить на предыдущих занятиях соответствующих дисциплин. Во время проведения бинарного занятия необходимо провести повторение базисных знаний, а затем предложить проблемное задание.

В ходе изучения вопроса мотивации к обучению студентов 1 курса с помощью использования бинарных занятий были привлечены ряд преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин. На примере таких дисциплин, как «физика», «информатика», «автоматизация технологических процессов и производств» были проведены исследования изменения интересов обучающихся, их успеваемость и посещаемость.

«Физика»- основа естественнонаучных и технических дисциплин, развивает научное мировоззрение. и аналитическое мышление. Студенты должны получить прочное базовое образование по физике, не зависимо от выбранной специальности. Но для некоторых обучающихся освоение курса стало непосильным, а в ряде случаев наблюдается негативный психологический фон.

«Информатика»- вызывает больший интерес к обучению, но студенты, имея опыт пользователей ПК со школьной скамьи, на занятиях по информатике выступают в роли «компьютерных всезнаек». Опыт показывает, что даже самые простые тестовые вопросы зачастую студентов ставят в тупик.

«Автоматизация технологических процессов и производств»- специальный предмет, изучающий применение комплекса средств, позволяющих осуществлять производственные процессы без участия человека, но под его контролем.

В начале эксперимента успеваемость по физике составляла 12-14%; по информатике: 31-38%. Посещаемость занятий соответственно 52-53% и 64-70%

Первое занятие проходило по теме: «Применение табличного процессора для решения задач по физике на газовые законы»

Цели занятия:

  • научиться применять табличный процессор для расчетов по смежным дисциплинам;

  • получить навыки построения графиков функций на примере описания газовых законов «Молекулярно- кинетической теории».

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания по теме «Основы Молекулярно- кинетической теории»;

  • научить строить графики с помощью табличного процессора;

  • познакомить студентов с правилами создания «собственного формата» ячеек таблицы;

  • Продолжить формирование познавательного интереса учащихся.

В ходе урока были приведены теоретические выкладки по молекулярно-кинетической теории, по основным положениям молекулярно-кинетической теории. По построению графиков с помощью табличного процессора, по работе с относительными и абсолютными ссылками при построении формул в табличном процессоре.

Затем предлагалось решить задачи, такие как:

  • С помощью программы Excel определите недостающие параметры, основываясь на основном уравнении молекулярно-кинетической теории.

  • С помощью программы Excel определите недостающие параметры в таблице, пользуясь уравнением состояния идеального газа (уравнением Менделеева-Клапейрона).

  • Построить график изо процесса с помощью программы Excel. Постройте изотерму для 2г водорода при температуре 0оСв координатах p, V.

  • С помощью табличного процессора определить каково давление сжатого воздуха, находящегося в баллоне вместимостью 20 л при 285К, если масса этого воздуха 2 кг, для давления P1=6.2*105 и P1=6.2*105.

В результате должны были быть построены таблицы, графики:

т.е. наглядно виден итог работы на занятии каждого студента, во время которого ни желания, ни возможности отвлекаться, или не выполнить задание не возникало.

После проведения первых бинарных занятий (в эксперименте участвовали студенты 1 курсов-4 группы) посещаемость поднялась до 76-90%. За урок все студенты получили положительные оценки, качество полученных оценок составило 67-80%.

С нетерпением студенты ожидали повторных аналогичных уроков, обмануть их ожидание было нельзя. Следующие занятие на тему «Применение информационных технологий в решении задач по физике на определение эдс и внутреннего сопротивления источника тока» вызвало ещё больший интерес со стороны студентов, т.к. использовались виртуальные машины :



В течении семестра проведено ряд таких занятий по темам: Применение информационных технологий в решении задач по физике на законы постоянного тока; Применение информационных технологий в решении задач по физике на тему «Однофазный переменный ток»; Применение табличного процессора для решения систем уравнений ; Применение языка программирования для нахождения решения системы уравнений; и т.д.

Кроме этого к этим урокам был привлечен педагог специальных дисциплин, который по ходу занятий доступно давал пояснения, где в дальнейшем пригодятся полученные знания, каким образом могут использоваться при изучении специальности, на производстве и даже в быту.

И так бинарные занятия заставляют студента вникать в содержание предмета изучения, развивать широту мышления, добиваться достижения планируемых результатов, а это значит, у обучающихся появляется мотивация к обучению.

Во время проведения исследований было предложено усложнить бинарные занятия: использовать совместное обучение - преподаватель ставит проблему, а решение достигается совместно со студентами, но преподаватель работает с аудиторией не один и 2-е группы студентов. Чтобы заставить студента осмыслить взаимосвязь изучаемых предметов и тем самым обобщить знания и лучше освоить профессиональную образовательную программу в целом, студенты 1 курса были приглашены на занятие к студентам 2 курса, специальности «Автоматизация технологических процессов и производств». Тема урока: «Нагрев с точки зрения термодинамических процессов » Цель такого урока: с помощью интерактивных методов обучения, организовать процесс познания студентов двух групп, каждый вносит свой индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется взаимодействием участников, (преподаватели физики, информатики, типовых технологий и студенты 1 и 2 курсов) равенством их аргументов, накоплением совместных знаний, проявлением межпредметных связей.

Задачи урока:

  • Показать применение термодинамические процессы (2 курс), в понятии нагрева, основанных на Молекулярно- кинетической теории, ( 1 курс).

  • Получить практические навыки по решению задач на термодинамические процессы

  • Минимизировать затраты на решения задач с помощью использования ПК

  • Продолжить формирование познавательного интереса учащихся.

Студент, занимаясь одной стороной комплексной проблемы, вынужден думать о теме в целом, так как он понимает, что если он не будет вникать в содержание данной проблемы в общем, то может допустить ошибки в своём индивидуальном исследовании при трактовке каких либо событий, имевших место в рассматриваемом вопросе.

В данном случае преподаватель типовых технологий дает пояснения совместно с преподавателем физики и ставит задачу студентам. Уровень подготовки у обучающихся разный, но возникает дух здорового соперничества, между группами: 1 курс, стремящиеся самоутвердится, показать свои знания, умения, навыки и 2 курс, более уверенные, в своей подготовке, несколько уже адаптированные к специальности. Педагоги контролируют ситуацию, помогают студентам. В результате в работу включены абсолютно все участники процесса. Обучение становится оптимальным только тогда, когда у студентов есть возможность проявить свою активность.

Итог занятия:

  • получен эмоциональный отклик - у студентов появляется интерес, стремление к обучению;

  • проявляется способность мыслить, ориентироваться в новой ситуации

  • возникает желание добывать информацию

  • как следствие повышается качество образования, улучшается успеваемость студентов, исчезает вопрос с посещаемостью занятий.

Итоги обучения показали, что создание более благоприятных условий для развития самых разных интеллектуальных умений обучающихся, помогают формировать более широкий спектр мышления, учат применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к практическим формам и методам освоения компетенций.

Критериями сформированности мотивации учебной деятельности студента выступают внутренние и внешние показатели, характеризующие его учебную деятельность.

Внешними показателями являются:

  • высокая успеваемость по всем учебным дисциплинам,

  • интерес и высокая активность на занятиях,

  • творческий подход к выполнению учебных заданий,

  • инициативность,

  • проявление интереса к изучаемым дисциплинам.

К внутренним показателям относятся:

  • готовность обучающегося к самообразованию и саморазвитию,

  • получению каких-либо дополнительных знаний;

  • стойкое стремление к овладению специальности.

Прежде всего, это достигается при активизации, формировании чувства успеха, веры в себя. Только тогда появляется стойкий интерес к знаниям, желание овладеть профессией.. Использование бинарных занятий позволяет логичнее обосновывать последовательность изучения общеобразовательных и специальных дисциплин, структуру учебного плана, содержание Государственных стандартов при освоении профессии. Одновременно с этим бинарные занятия обеспечивают рационализацию учебного процесса, улучшают качество освоения дисциплин, усиливают индивидуальность обучения, облегчают обучение, позволяя снизить перегрузку студентов.

В заключении можно отметить, что основные направления воспитания мотивации:

  • активное мотивированное усвоение знаний и способов деятельности,

  • степень сформированности умений исследовательской работы

  • готовность к деятельности ориентированной на положительный результат своей учебной работы.

Один из методов повышения мотивации учебной деятельности студентов применение бинарных занятий и как следствие подготовка компетентных, высококвалифицированных специалистов, которые смогут решать сложные задачи современного производства.

Авторы: Назарова И.А-преподаватель спец. дисциплин;

Софьина Н.А- преподаватель спец. дисциплин

Мораданова Е.С-преподаватель физики

Грибова А.В- преподаватель спец. дисциплин

Похожие:

«Мотивация студентов к обучению через проведение бинарных занятий» icon37. Мотивация и стимулирование трудового поведения. Решающим причинным...
Управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. Трудовая мотивация – это процесс стимулирования...
«Мотивация студентов к обучению через проведение бинарных занятий» iconПрограмма коррекционно-развивающих занятий по формированию готовности...
Наступивший информационный век предъявляет довольно высокие требования к ребенку, начинающему осваивать содержание образования, отражающего...
«Мотивация студентов к обучению через проведение бинарных занятий» icon«Повышение мотивации и интереса к обучению»
Мотивация это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка можно использовать...
«Мотивация студентов к обучению через проведение бинарных занятий» iconМеханика глазами физика и математика
Я учитель математики и руковожу кафедрой естественно- математических дисциплин в гуманитарной гимназии. Наша кафедра включает в себя...
«Мотивация студентов к обучению через проведение бинарных занятий» iconИнтеграция английского языка в продуктивные виды деятельности в детском...
Проведение занятий по английскому языку в детском саду и теоретическое обоснование содержания занятий
«Мотивация студентов к обучению через проведение бинарных занятий» iconКонкурс педагогического творчества 2012-2013уч г. Номинация конкурса...
В системе подготовки дошкольников к обучению в школе очень актуальной является организация педагогом-психологом коррекционно-развивающих...
«Мотивация студентов к обучению через проведение бинарных занятий» icon1. Особенности обучения в вузе Мотивация и успешность обучения в...
Мотивация и успешность обучения в высшем учебном заведении. Трудности обучения студентов в вузе и пути их преодоления. Самоуправление...
«Мотивация студентов к обучению через проведение бинарных занятий» icon«Особенности компетентностного подхода к обучению иностранному языку».
Аннотация: Статья представляет опыт работы учителя по адаптации компетентностного подхода к обучению немецкому языку на основе современных...
«Мотивация студентов к обучению через проведение бинарных занятий» iconПлан конспект проведения занятий по медицинской подготовке с личным составом 1-го караула сгпч-1
Вирус спида передается через кровь, половым путем, через плаценту Дать под запись
«Мотивация студентов к обучению через проведение бинарных занятий» iconПрограмма спортивной секции по лёгкой атлетике для учащихся 5-9 классов...
Программа предназначена для занятий в спортивной секции по легкой атлетике для 5-9 классов. Она предусматривает проведение теоретических...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница