Соликамский технологический колледж




Скачать 341.02 Kb.
НазваниеСоликамский технологический колледж
страница1/2
Дата публикации01.08.2013
Размер341.02 Kb.
ТипПояснительная записка
shkolnie.ru > Физика > Пояснительная записка
  1   2



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОЛИКАМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Курить или здоровье сохранить?
(обобщающий урок по разделу «Физика атомного ядра»).
Методическая разработка учебного занятия
учебная дисциплина «Физика»


Соликамск

Болотова Е.Г.

Курить или здоровье сохранить? (обобщающий урок по разделу: « Физика атомного ядра»).

Методическая разработка учебного занятия.

г. Соликамск, 2013, стр. 33

Методическая разработка предназначена преподавателям физики.

Методическая разработка учебного занятия содержит пояснительную записку, технологическую карту занятия, план учебного занятия, приложения, список литературы.

В методической разработке представлена презентация.


Содержание:


  1. Пояснительная записка ……………………………………………..

4

  1. Технологическая карта………………………………………………

5

  1. План учебного занятия………………………………………………

6

  1. Ход учебного занятия……………………………………………….

9

  1. Приложения………………………………………………………….

28

  1. Библиографический список…………………………………………

33


Пояснительная записка
Вопрос о качестве образования, его фундаментальности, его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства всегда был чрезвычайно важным. Еще более важным становится всестороннее развитие личности, его умение адаптироваться в окружающем мире. Мы хотим видеть своих студентов умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свою деятельность, ставить цели и добиваться результатов. Формированию такой зрелой личности в полной мере способствует самостоятельная работа.

Мною разработан обобщающий урок по разделу: «Физика атомного ядра».

Содержание раздела позволяет выйти на жизненно важную проблему – курение. Именно эта возможность была использована для отбора учебно-познавательного материала. В материал урока включены физические, биологические и медицинские данные последнего времени, позволяющие показать разрушающую силу влияния курения на организм человека и связь радиоактивности с этой вредоносной привычкой.

В связи с этим традиционное обобщение материала по физике перешло на проблему здоровья. Урок наполнен достаточно глубоким воспитывающим потенциалом.

Большое наполнение темы познавательным материалом вызвало необходимость отойти от традиционного построения занятия по обобщению и систематизации знаний. Отработка практических умений по темам: Радиоактивность, радиоактивный распад, строение атомного ядра, ядерные реакции органически включается в ход изложения учебно - познавательной информации. Участие в подаче материала принимают и преподаватель и студенты, которые делают сообщения по материалам поиска информации, выступают на уроке консультантами.


2. Технологическая карта учебного занятия

2.1. Тема: Курить или здоровье сохранить?

(обобщающий урок по разделу: «Физика атомного ядра»).

^ 2.2.Тип учебного занятия: Обобщение и систематизация знаний.

2.3. Учебная дисциплина: «Физика»
2.4. Цели учебного занятия:

Обучающая:

♦ Обобщить основные понятия и по разделу: «Физика атомного ядра»

♦ Проверить умения и навыки решения задач поданному разделу.

Развивающая: Развитие умения анализировать материал, самостоятельности.

Воспитывающая: Сформировать у студентов негативное отношение к курению путем разъяснения вреда, наносимого здоровью веществами, содержащимися в табачном дыме.
^ 2.5. Основные понятия темы: радиоактивность, радиоактивный распад, ядерные реакции, α и β- распады, энергия ядерной реакции.
2.6. Основные знания и умения:

  • Применение закона радиоактивного распада;

  • Использование правила смещения при α и β- распаде;

  • Нахождение неизвестного элемента в ядерной реакции;

  • Вычисление энергии ядерной реакции.


^ 2.7. Дидактическое обеспечение занятия: экран, проектор, раздаточный материал: тексты задач, таблица Менделеева, таблица со справочными данными, тест.
2.8. Межпредметные связи: биология, химия, литература, география.

План учебного занятия

Функции занятия

Деятельность преподавателя

Показ презентации

Деятельность студентов

Организационный момент

Перед началом занятия настроено оборудование.

Приветствие.

-

Приветствие преподавателя

Введение в тему

Называет тему занятия, ставит проблему: в чем связь физики и курения, формулирует цели урока, зачитывает эпиграф к уроку

Слайд № 1,2,3

Слушают, записывают тему, отвечают на вопросы

Актуализация познавательной информации

Предлагает студентам выступить с сообщениями:

  1. История приобщения европейцев к курению.

  2. Вредные свойства табака.

  3. Путь табачного дыма в организме человека.

Делает сообщение: Путь табака в Россию.

Организует слушание сообщений.




Слайд № 4,5

Выступают с сообщениями, записывают интересные факты, слушают преподавателя

Обобщение информации по выслушанным сообщениям



Делает обобщение

Слайд № 6

Слушают преподавателя, записывают необходимые данные

Беседа с целью повторения и систематизации знаний теме

Задает вопросы, дополняет и комментирует ответы.

Слайд № 7

Отвечают на вопросы

Сообщение новой информации

Делает сообщение о попадании радионуклидов в организм при курении.

Слайд № 8,9

Слушают сообщение преподавателя

Отработка умения решения задачи с использованием закона радиоактивного распада

Сообщает условие задачи, проверяет решение

Слайд № 10,11

Решают задачу, работа консультантов

Просмотр фильма о Чернобыльской аварии

Перед просмотром фильма задает вопросы: 1.С каким произошедшим событием у вас ассоциируется слово радиация?

2. Когда это событие произошло?

После фильма предлагает прослушать сообщение о последствиях аварии на ЧАЭС


Фрагмент фильма

« Чернобыль»

Отвечают на вопросы, смотрят фильм, слушают сообщение

Обобщение информации по выслушанным сообщениям

Делает обобщение




Слушают преподавателя, записывают необходимые данные

Закрепление умений решать задачи, используя правила смещения

Формулирует задачи (каждому ряду своя задача)

Слайд № 12, 13

Пишут реакции α и β распадов, работа консультантов

Сообщение новой информации

Делает сообщение о влиянии курения на будущих и настоящих детей.

Слайд № 14,15,16

Слушают сообщение преподавателя

Закрепление умений решать задачи на определение атомного номера и массового числа

Формулирует условие задачи, отвечает на возникшие вопросы студентов, проверяет решение.

Слайд № 17,18

Решают задачу, работа консультантов

Сообщение новой информации

Делает сообщение о пассивном курении

Слайд № 19

Слушают сообщение

Закрепление умений решать задачи на определение недостающего элемента в химической реакции

Формулирует условие задачи

Слайд № 20,21

Решают задачу, работа консультантов

Сообщение новой информации

Делает сообщение, приводит результаты медицинской статистики влияния курения на организм

Слайд № 22

Слушают и записывают медицинские данные

Сообщение новой информации

Делает сообщение о мифах о курении

Слайд 23

Слушают сообщение

Закрепление умений решать задачи на вычисление энергии ядерной реакции

Формулирует условие задачи

Слайд 24-25

Решают задачу, работа консультантов

Закрепление

Проводит инструктаж по выполнению теста




Отвечают на вопросы теста

Рефлексия

Задает вопрос: Какой можно сделать вывод из всего выше сказанного?

Дает советы курильщикам, оценивает работу студентов на занятии

Слайд № 26

Слайд № 27,28


Подводят итоги урока

Записывают советы

Домашнее задание

Задает домашнее задание




Записывают домашнее задание

Окончание урока

Заканчивает урок, благодарит за работу на уроке

Слайд № 29





^ Ход учебного занятия
Вместе с дымом от вас уходит здоровье, которое очень трудно вернуть.

Еще не поздно подумать об этом!

Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации.

Оноре де Бальзак.

Преподаватель: Сегодня мы проводим обобщающий урок по разделу: «Физика атомного ядра».

На этом уроке мы должны обобщить и систематизировать все знания и умения, полученные на ранее изученных уроках.

Открываем тетради и записываем тему урока «Курить или здоровье сохранить?»

(слайд № 1)

Я вижу недоумение на ваших лицах. У всех наверняка возникает вопрос: причем здесь физика? Как вы думаете? (заслушивает ответы студентов)

Сегодня мы проведем не просто занятие по физике, а урок здоровья. Многое из того, что вы услышите, вам наверняка известно. Вам об этом говорили на уроках биологии, на классных часах. Сегодня мы узнаем, какова же связь курения и физики.

Цели нашего занятия: (слайд № 2)

1.Обобщить основные понятия и законы по темам «Радиоактивность. Радиоактивный распад. Строение атомного ядра. Ядерные реакции.

2. Проверить навыки и умения решения задач по данному разделу.

3. Выяснить связь курения и физики
Эпиграфом к нашему занятию будут слова Бальзака. ( слайд № 3)

А начнем мы наше занятие со сведений из истории приобщения европейцев к курению, о пути табака в Россию, о вредных свойствах табака.

Итак, первое сообщение.
Сообщение № 1. 12 октября 1942 г. Матрос Родриго Триана с корабля «Пинта» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал» «Впереди земля!» грянул пушечный салют. На кораблях убрали паруса, и они медленно двинулись к неведомой земле. Колумб полагал, что перед ним восточный берег сказочной Индии. Местные жители называли свою землю, оказавшую островом, Гуанахани. Колумб дал ей новое имя – Сан –Сальвадор. Это название носит с тех пор один из Багамских островов. В числе подарков, местные жители преподнесли Колумбу сушенные листья растения петум. Они курили эти листья, подсушенные на солнце и свернутые в трубочки.

В поисках золота Колумб направился дальше, к югу, и 27 октября 1492 г. высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с головнями в руках и травой, употребляемой для курения, которую они называли сигаро. Дым этой травы, по образному выражению Колумба, они «пили». При курении «каждый делал из нее три-четыре затяжки, выпуская дым через ноздри».

25 декабря 1492 г. корабль «Санта – Мария потерпел аварию вблизи острова Гаити. С помощью местных индейцев команда разобрала остов судна и построила форт «Новедад», что означало «Рождество». Колумб с частью экипажа отправился в Европу. Оставшиеся матросы были первыми европейцами, научившимися курить от местных жителей.

Какой притягательной оказалась сила табака… и растение, получившее название по имени провинции Табаго на острове Гаити, начало свое «победоносное» шествие по странам и континентам.
Преподаватель. После второго похода Х.Колумба (1493-1496гг.) семена табака были завезены в Испанию. Затем они попали в соседние европейские страны, а в период Великих географических открытий морскими и караванными путями были доставлены практически во все уголки земного шара. В Россию табак был завезен английскими купцами в 1595г. через Архангельск, а затем начал культивироваться на российской земле.

Однако прежде чем табакокурение стало повсеместным и обычным делом, оно прошло сложный путь гонений и запретов. Так в России времен царствования Федора Михайловича пойманного в первый раз курильщика “награждали” сорока ударами палок по пяткам, во второй раз – отрезали ноздри и уши. В Англии головы казненных курильщиков выставляли на показ на городской площади для устрашения. Известен случай, когда в Испании пойманных пятерых монахов заживо замуровали по приказу Папы в стену монастыря.

В России курение узаконено Петром Великим в 1697 году. Вначале табак употребляли, нюхая его, или для жевания, но постепенно стали применять для курения, при котором более эффективно действует основа табака – никотин.

Вредные свойства табака до 19 в. практически не были изучены, и врачи ничего не имели против курения. Привычка же эта подкреплялась мощной рекламой различного рода курительных трубок и других принадлежностей курильщика. Теперь-то мы знаем о наркотических свойствах никотина, но в те далекие времена табаку приписывали необыкновенные действия. Например, считалось, что табак целебен, что дым его отпугивает болезни, злых духов и т.д. Из каких же веществ состоит табачный дым? Какое путешествие совершает табачный дым? Об этом мы узнаем из следующих сообщений.
Сообщение №2. В состав табака входят многие вещества, среди которых есть обычные, присущие всякому растению, и специфические, присущие только табачным листьям.

Среди первой группы веществ можно назвать белки (около 10% от массы табака), углеводы (до 20 %), органические кислоты ( около 10 %). При сжигании табака образуются смолы (7-14 %) и испаряются эфирные масла (около 1 %) – они-то и придают специфический аромат. (слайд № 4)

По данным фармокологов, при выкуривании одной пачки сигарет средней крепости, общей массой табака 20 г образуется: 0,0012 г синильной кислоты; 0,0012 г сероводорода; 0, 622 г пиридиновых оснований; 0,18 г аммиака; 0,692 г оксида углерода; не менее 1 г концентрата из жидких и твердых продуктов горения и сухой перегонки табака, называемых табачным дёгтем. В последнем содержится около сотни химических веществ, в том числе бензопирен, бензатрацен, радиоактивный изотоп калия, мышьяк и др. Все эти вещества оказывают вредное воздействие на наш организм. (слайд № 5)

Сообщение №3. Курящий с жадностью затягивается ароматным дымом, не задумываясь, конечно, о том, что вызывает в организме каждая подобная затяжка. Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носоглотка. Проходя через слой табачной набивки, дым от тлеющего табака хотя и успевает охладиться, но не настолько, чтобы сравняться с температурой полости рта. Обычно температура табачного дыма около 55—60°С. Температура воздуха, поступающего при этом в рот, обычно на 40° С ниже температуры дыма. Такие значительные перепады температуры во время курения отражаются на состоянии зубной эмали. Со временем на ней появляются микроскопические трещинки, «входные ворота» для микроорганизмов. В результате этого зубы у курящих начинают разрушаться раньше, чем у некурящих людей. А полость рта начинает издавать специфический запах, ощущаемый при разговоре с курильщиками.

Тепло табачного дыма и находящиеся в нем химические вещества (аммиак, кислоты и др.) раздражают слюнные железы. Наступает усиленное выделение слюны, которую курильщики вынуждены сплевывать. Часть слюны они проглатывают. Ядовитые вещества дыма (анилин, сероводород и др.) переходя в слюну, действуют на слизистую оболочку желудка, что не остается бесследным. Потеря аппетита, боли в области желудка, чередование запора и поноса, хронические гастриты и, наконец, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки — вот расстройства, которые встречаются у курящих во много раз чаще, чем у некурящих.

Слизистые оболочки гортани, трахеи, бронхов, их мельчайших разветвлений — бронхиол и, наконец, легочных пузырьков — альвеол — также подвергаются действию табачного дыма. Постоянное курение, как правило, сопровождается бронхитом, который проявляется кашлем после пробуждения и отхаркиванием сероватой, грязно-коричневой мокроты. Хроническое раздражение слизистой оболочки голосовых связок сказывается на тембре голоса. Он теряет звучность и чистоту, что особенно хорошо заметно у девушек и женщин, злоупотребляющих курением.
Преподаватель. Да, действительно, при сжигании табака образуется дым, в котором множество вредных веществ, но самыми вредными считаются никотин, угарный газ и табачные смолы. Обратимся к словарю. (слайд № 6)

  • Никотин – яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание.

  • Смолы – канцерогенные вещества, которые образуются при сгорании табака ( бензопирен).

  • Угарный газ – один из ядов, содержащихся в табачном дыме.

  • Табачный деготь – концентрат жидких (органические кислоты, эфирные масла, аналин и др.) и твердых ( частицы углерода, канцерогены, поло-

ний -210) веществ.

Никотин заставляет наше сердце биться быстрее, из-за чего оно изнашивается, а главное – заставляет человека привязаться к сигарете, привыкнуть к ней и стараться курить все больше и больше.

Угарный газ мешает организму получать кислород, столь необходимый для всех органов.

Табачные смолы загрязняют наши легкие и приводят к их заболеванию, - многие курильщики часто кашляют.

Токсичными составляющими табачного «коктейля» помимо никотина, оксида углерода и канцерогенных смол, являются соединения азота, металлы (особенно тяжелые – ртуть, кадмий, никель, кобальт и др.) и радиоактивные вещества.
До недавнего времени самым ядовитым компонентом табака считался никотин. Но исследования последнего времени позволили отобрать у него пальму первенства и передать ее радиоактивным веществам, которые табак в большом количестве «улавливает» из почвы, воды и воздуха, особенно там, где отмечается повышенный фон радиации.

Давайте вспомним, что мы знаем о радиоактивности и радиации? (Слайд7)

  • Что такое радиоактивность?

  • Что представляют собой альфа- и бета-частицы?

  • Какова их проникающая способность?

  • Что такое α – распад ядер и каково правило смещения Содди при α – распаде?

  • Что такое β – распад ядер и каково правило смещения Содди при β – распаде?

  • Какие химические элементы называются изотопами?

  • Перечислите изотопы водорода (назовите самый радиоактивный из них)

  • Что называется периодом полураспада?

  • В чем заключается закон радиоактивного распада?

  • Какие реакции называются ядерными?

  • Определите состав атома химических элементов:

  • Кто из физиков занимался открытием радиоактивности?


Сообщение № 4. ( Биография Марии Склодовской – Кюри).

Французский физик Мария Склодовская-Кюри (урожденная Мария Склодовская) родилась в Варшаве (Польша).

Еще в юном возрасте она ощутила притягательную силу науки и работала лаборантом в химической лаборатории своего двоюродного брата.

На пути к осуществлению мечты Марии Склодовской о высшем образовании стояли два препятствия: бедность семьи и запрет на прием женщин в Варшавский университет. Мария и ее сестра Броня разработали план: Мария в течение пяти лет будет работать гувернанткой, чтобы дать возможность сестре окончить медицинский институт, после чего Броня должна взять на себя расходы на высшее образование сестры. Броня получила медицинское образование в Париже и, став врачом, пригласила к себе Марию. Покинув Польшу в 1891 г., Мария поступила на факультет естественных наук Парижского университета (Сорбонны). В 1893 г., закончив курс первой, Мария получила степень лиценциата по физике Сорбонны (эквивалентную степени магистра). Через год она стала лиценциатом и по математике. 1896 г. Анри Беккерель обнаружил, что урановые соединения испускают глубоко проникающее излучение. В отличие от рентгеновского, открытого в 1895 г. Вильгельмом Рёнтгеном, излучение Беккереля было не результатом возбуждения от внешнего источника энергии, например светом, а внутренним свойством самого урана. Очарованная этим загадочным явлением и привлекаемая перспективой положить начало новой области исследований, Кюри решила заняться изучением этого излучения, которое она впоследствии назвала радиоактивностью. Приступив к работе в начале 1898 г., она прежде всего попыталась установить, существуют ли другие вещества, кроме соединений урана, которые испускают открытые Беккерелем лучи. Поскольку Беккерель заметил, что в присутствии соединений урана воздух становится электропроводным, Кюри измеряла электропроводность вблизи образцов других веществ, используя несколько точных приборов, разработанных и построенных Пьером Кюри и его братом Жаком. Она пришла к выводу о том, что из известных элементов радиоактивны только уран, торий и их соединения. Однако вскоре Кюри совершила гораздо более важное открытие: урановая руда, известная под названием урановой смоляной обманки, испускает более сильное излучение Беккереля, чем соединения урана и тория, и по крайней мере в четыре раза более сильное, чем чистый уран. Кюри высказала предположение, что в урановой смоляной обманке содержится еще не открытый и сильно радиоактивный элемент. Весной 1898 г. она сообщила о своей гипотезе и о результатах экспериментов Французской академии наук.

В июле и декабре 1898 г. Мария и Пьер Кюри объявили об открытии двух новых элементов, которые были названы ими полонием (в честь Польши – родины Марии) и радием. В сентябре 1902 г. Кюри объявили о том, что им удалось выделить одну десятую грамма хлорида радия из нескольких тонн урановой смоляной обманки. Выделить полоний им не удалось, так как тот оказался продуктом распада радия. Анализируя соединение, Мария установила, что атомная масса радия равна 225. Соль радия испускала голубоватое свечение и тепло. Это фантастическое вещество привлекло внимание всего мира. Признание и награды за его открытие пришли к супругам Кюри почти сразу.

Супруги Кюри отметили действие радия на человеческий организм (как и Анри Беккерель, они получили ожоги, прежде чем поняли опасность обращения с радиоактивными веществами) и высказали предположение, что радий может быть использован для лечения опухолей.

Вследствие многолетней работы с радием здоровье Марии стало заметно ухудшаться. Кюри скончалась 4 июля 1934 г. от лейкемии в небольшой больнице местечка Санселлемоз во французских Альпах.
Преподаватель. Многие химические элементы вообще, и радионуклиды в частности, при попадании в организм извне распределяются в нем неравномерно, а сосредотачиваются в отдельных органах вследствие предопределенных генетикой биохимических процессов. Например, в щитовидной железе накапливается йод, в печени – кобальт и цезий, в легких – полоний, радон и плутоний, в почках – цезий, в костной ткани – стронций и радий. (слайд № 8)

Человек, выкуривающий пачку сигарет в день, получает дозу радиации, в 3.5 раза большую, чем биологически допустимая; те же 20 сигарет (пачка) в день дают такую же дозу радиации, как 200 рентгеновских снимков. Радиоактивные изотопы имеют коварное свойство накапливаться в организме, в связи с чем радиоактивный фон организма курящего в 30 раз выше, чем у некурящего.(слайд № 9)

Крайне ядовитым радиоактивным изотопом признан полоний- 210, период полураспада которого исчисляется многими десятками и сотнями лет, а это означает, что он может накапливаться в самых различных органах и тканях, не только разрушая их, но и повреждая аппарат наследственности.

Подсчитано: в бронхах и моче курящих количество полония-210 в 6-7 раз больше, чем у некурящих.

Давайте решим задачу.
^ Задача №1. Через сколько времени распадется 60 % радиоактивного полония - 210, если его период полураспада 138 суток? (слайд № 10)

Преподаватель: Давайте проверим решение задачи (слайд № 11)

Решение см. приложение 1

Преподаватель. С каким произошедшим событием у вас ассоциируется слово радиация?

Студенты: Чернобыльская авария.

Преподаватель: Когда это событие произошло?

Студенты: 26 апреля 1986 года.

Преподаватель: Давайте вернемся в тот далекий 1986 год и посмотрим как это было. (показ фрагмента фильма).

Преподаватель: О последствиях аварии мы узнаем из следующего сообщения.
Сообщение № 5 Последствия чернобыльской аварии;

Авария на Чернобыльской АЭС не имеет аналогов по площади радиоактивного загрязнения и величине радиоактивного облучения растений, животных и человека. Наибольшую опасность для всего живого представляют радиоактивные изотопы йода, стронция, цезия, плутония благодаря своей высокой подвижности или высокоэнергетическому спектру излучений. В связи с метеоусловиями загрязнение территории в течение первых 10 дней после аварии было неоднородным, «пятнистым», поэтому уровень полученных доз объектами живой природы даже на небольших участках территории отличался в десятки и сотни раз.

Наибольшему радиационному воздействию подверглись природные и аграрные экологические системы в 30-километровой зоне ЧАЭС.

Чернобыльская авария произошла в конце апреля – в период ускоренного роста растений и обитателей почвы, а этот период является для них наиболее радиочувствительным. Максимальное радиационное воздействие на объекты живой природы пришлось на первые 10-20 дней с момента аварии. Вторая фаза включала лето и раннюю осень 1986 года, в течении которых мощность дозы на поверхности почвы снизилась до 20-25% первоначальной величины.

В 30-км зоне вокруг ЧАЭС в 1986-1988 г.г. были отмечены многочисленные факты радиационного поражения растений и животных. Так установлено, что в Чернобыльской зоне отчуждения наблюдались значительные, ранее никогда не наблюдавшиеся в природе поражения экосистем, хотя и на относительно небольших территориях. Так гибель сосновых лесов фиксировалась на территории около 500 га (впоследствии названного "Рыжий лес") в непосредственной близости от ЧАЭС. На этой же площади отмечена практически полная гибель почвенных беспозвоночных, позднее в этих районах отмечены признаки изменения популяционных показателей у мышевидных грызунов. Однако, наиболее существенные изменения экологической системы этой территории связаны не с радиационными повреждениями организмов, а с уходом человека. Значительное увеличение заболеваемости раком щитовидной железы произошло у людей, которые были детьми и подростками во время аварии и проживали в наиболее зараженных районах Беларуси, Российской Федерации и Украины. Это было вызвано высокими уровнями радиоактивного йода, который вырвался из реактора Чернобыльской атомной электростанции в первые дни после аварии. Радиоактивный йод осел на пастбищах, где паслись коровы, и затем сконцентрировался в их молоке, впоследствии употребляемом детьми. К тому же, положение усугублялось общим дефицитом йода в местном рационе питания, что привело к еще большему аккумулированию радиоактивного йода в щитовидной железе. Поскольку срок жизни радиоактивного йода является коротким, если бы люди прекратили давать местное зараженное молоко детям в течение нескольких месяцев после аварии, вероятно, в большинстве случае не произошло бы увеличения рака щитовидной железы, индуцированного радиацией.

По данным НКДАР ООН (2000 г.), 134 ликвидатора получили достаточно высокие дозы радиации для постановки диагноза острой лучевой болезни (ОЛБ). Среди них 28 человек скончалось в 1986 г. в результате ОЛБ. Другие ликвидаторы скончались позднее, но причиной их смерти не обязательно было воздействие радиации.

Группа экспертов пришла к выводу, что среди трех групп людей, подвергшихся наибольшему воздействию радиации (240 000 ликвидаторов, 116 000 эвакуированных жителей и 270 000 жителей ЗУК), на протяжении их жизни может произойти до 4 000 дополнительных случаев смерти от рака. С учетом того, что более 120 000 человек из этих трех групп могут с течением времени умереть от рака, дополнительные случаи смерти от рака в результате воздействия радиации означают 3-4-процентное превышение обычной заболеваемости раком, вызванной всеми причинами.

Итак, авария в Чернобыле произошла 26 апреля 1986 года и ее последствия сказались не только для жителей Советского Союза, но и далеко за его пределами.
Преподаватель. Мы уже знаем, что если источник ионизирующей радиации находится вне организма, то речь идет о внешнем облучении. Другой способ «поймать дозу» - допустить попадание радионуклидов в усваиваемой форме внутрь организма с воздухом, пищей и водой. Тогда, накапливаясь в критических органах, радионуклиды начинают облучать организм изнутри, превращаясь в радиотоксины. Это внутренне облучение. При таком облучении наиболее опасны - излучатели. В табачном дыме содержатся радиоактивные вещества (полоний, висмут, цезий, свинец), которые, как мы сказали, избирательно накапливаются в легочной ткани, спинном мозге, лимфатических узлах и эндокринных железах. Они задерживаются там на многие месяцы и годы, и чем больше стаж курильщика, тем их больше. Полоний и свинец – главная причина злокачественных опухолей.

Запомните: даже сигареты с фильтром опасных изотопов не задерживают!
Решим следующие задачи (слайд № 12).


  • Задача № 2. Напишите реакцию β – распада изотопа свинца – 180.

  • Задача № 3. Напишите реакцию α – распада ядра висмута с массовым числом 188.

  • Задача № 4. Какой изотоп образуется из полония массовым числом 210 после двух α – распадов?

Преподаватель: Давайте проверим (слайд № 13)

Решение см. приложение 1
Преподаватель. Кто из молодых людей, вступающих в брак, не мечтает стать отцом или матерью? Родительское счастье - высшая ценность семейной жизни. Но, к сожалению не всем удается осуществить свою мечту. Причин этому много, и одна из них – вредоносные привычки, в том числе курение.

Многочисленные наблюдения специалистов свидетельствуют о том, что курение отца в ответственные для деторождения периоды не оказывает существенного влияния на рост плода, но является основной причиной развития различных аномалий, включая внутренние и внешние уродства. У детей курящих отцов они встречаются в 5 раз чаще. У детей из семей, где один или оба родителя курят дома, чаще возникают простудные заболевания, бронхит и пневмония. Эти дети чаще болеют в раннем детстве, чаще пропускают школу и вообще получают меньший запас здоровья на будущую жизнь. Если ребенок живет в квартире, где один из членов семьи выкуривает 1-2 пачки сигарет, то у ребенка обнаруживается в моче количество никотина, соответствующее 2-3 сигаретам.

Курящая женщина еще во время беременности одновременно с продуктами питания передает ребенку и продукты курения, причем в высоких концентрациях. Скорость их поступления (угарный газ, никотин, канцерогенные смолы, радиоактивные изотопы) превосходит скорость нейтрализации и выведения, а это значит, что чужеродные продукты накапливаются в организме ребенка. И у ребенка постепенно развивается и прогрессирует хроническая табачная интоксикация (кислородное голодание). Не исключается также и прямое воздействие продуктов табачного дыма на нервную и иммунные системы плода, поскольку они проникают в его кровеносную систему через плаценту. Результатом комплексного негативного воздействия продуктов табачного дыма на организм плода является задержка роста и снижение веса при рождении. Это позволяет говорить о «табачном синдроме плода» по аналогии с «алкогольным синдромом» или о пассивном курении плода.

Девушки, запомните: в результате радиоактивных превращений происходит повреждение наследственных структур! Беременным запрещается курить. Я вам хочу прочитать строчки из одного письма. (слайд № 14-16)
«Из дневника неродившегося ребенка»
Сегодня у меня праздник, мне 2 месяца. Я уже существую, я могу ощущать и чувствовать. Я человечек. Вместе со мной празднует и моя мама. Она уже выкурила 5 сигарет. От этого мне тяжело, слабый я какой-то, голова болит и тошнит.

Мне 5 месяцев, а я совсем не подрос. У меня голубые глаза, наверное, мамины, красивые кучерявые волосы, хотелось бы папины. Но моя мама наверное меня не любит. Она не бросает курить, поэтому с каждым днем я чувствую себя все хуже и хуже. У меня появились симптомы учащенного сердцебиения, головокружение не исчезает.

Хотя мне уже 7 месяцев, я еще выгляжу, как шестимесячный… Мама опять много курила. Со мной что-то не то… Сердце бьется так, что готово выскочить из груди… Я задыхаюсь… Что такое? Свет? Меня опутали какими-то проволочками и куда-то повезли. Врачи говорят: « Роды преждевременные, врожденный порок сердца…»

Я умер через 5 дней в реанимации.

^ Мама меня убила!
Преподаватель. Может быть, я на это надеюсь, девчонки, когда вы возьмете сигарету в руки, вы вспомните эти строчки и откажетесь от курения. Ведь вы же будущие мамы!
Решим еще одну задачу. (слайд № 17)
^ Задача №5. Определите атомный номер и массовое число иония, получающегося из урана -235 в результате двух α – распадов и двух β – распадов. Изотопом какого элемента является ионий?

Преподаватель: Давайте проверим решение этой задачи.(слайд № 18)

Решение см. приложение 1
Преподаватель. Наличие полония, радиоактивного свинца и висмута в табачном дыме дает право считать, что табачный дым опасен не только тем, кто курит, но и все, кто дышит этим дымом. Сам курильщик поглощает лишь 28 % вредоносных веществ, содержащихся в сигаретах, а остальные достаются тем, кто находится в атмосфере табачного дыма, - так называемым пассивным курильщикам.

Данные отечественной статистики следующим образом подтверждают вред пассивного курения для матери и ребенка:

- токсикоз беременных наблюдается в 80% случаев,

- преждевременные роды, мертворожденные дети и дети с несовместимыми для жизни пороками развития в условиях пассивного курения отмечаются в 2-3 раза чаще.

Влияние пассивного курения на организм может выражаться как в немедленном, так и в отсроченном эффекте. Немедленные эффекты включают раздражение глаз, носоглотки, бронхолегочной системы. Некурящие как, более чувствительные к раздражению табачным дымом, могут ощущать головную боль, подташнивание, головокружение. Пассивное курение на рабочем месте и в быту создает дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему и может провоцировать обострение сердечно-сосудистых заболеваний и легочной патологии (приступ бронхиальной астмы).

Отсроченный (через какой-то длительный промежуток времени) эффект пассивного курения может выразиться в возникновении раковых заболеваний дыхательной системы, сердечно-сосудистых заболеваний (ишемических заболеваний сосудов сердца, мозга, нижних конечностей) и других.

Женщина сама не курила, а умерла в 55 лет от рака легких. Причина заболевания – курение её коллег по работе. Она работала в конструкторском бюро, где большую часть времени находилась в комнате вместе с 10 сослуживцами. Шестеро из них беспрестанно курили, за все время работы ей приходилось дышать табачным дымом в течение 20 тысяч часов

Статистические данные американских исследователей говорят о том, что отсроченный результат пассивного курения дает 46000 смертей в год, причем 14000 – от раковых заболеваний различной локализации, 32000 – от заболеваний сердца и сосудов. (слайд № 19)

Поэтому, дорогие друзья, не стойте в кругу курящих людей, не дышите задымленным воздухом.
Преподаватель: При курении в организме курильщика происходят различные химические реакции. Давайте, выполним следующее задание. (слайд № 20)
Задание №6. Выясните недостающие химические элементы в реакциях.






Преподаватель: Давайте проверим ваши решения (слайд № 21).

Решение см. приложение 1
Преподаватель: Каких только марок сигарет сейчас не встретишь. Например, вот такие (показываем слайд № 22 с марками сигарет). А почему бы их не назвать своими именами:

  • высасыватель денег: просто подсчитайте, сколько денег вы тратите на сигареты в неделю, месяц, в год;

  • для кашля: аммиак и табачный деготь (смолы) при сгорании табака попадают в трахею, бронхи и легкие. Аммиак растворяется во влажных слизистых оболочках верхних дыхательных путей, превращаясь в нашатырный спирт, раздражающий слизистую и вызывающий ее повышенную секрецию. Итог постоянного раздражения – кашель, бронхит, повышенная чувствительность к воспалительным инфекциям и аллергическим заболеваниям. Табачные смолы (деготь) проходят через легкие, частично осаждаясь, в количестве до 1 килограмма в год. Они окрашивают легкие и мокроту в грязно-коричневый цвет. Суть вопроса не столько в цвете, сколько в том, что наряду с балластными в смолах содержится опаснейший канцероген – бензопирен, под воздействием которого курильщики заболевают раком верхних дыхательных путей в 10 раз чаще, чем некурящие.

  • укорачивающие жизнь: каждая новая затяжка сигаретой сокращает человеческую жизнь по меньшей мере на один вдох, а каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека на 15 минут. Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным.

  • инфарктные: окись углерода (угарный газ) отрицательно воздействует на больных с ишемическими поражениями сердца, головного мозга и других органов, нередко провоцируя обострение. Отсюда и результаты: уровень смертности от ишемической болезни сердца у курящих в пять раз выше.

  • раковые: смола образуется при сгорании листьев табака и содержит вещества, вызывающие заболевания раком; предполагается, что вред, наносимый курением, связан в основном со смолами, они обладают способностью активизировать один из ферментов, участвующих в регуляции процесса запрограммированной гибели клетки, способствуя размножению потенциально злокачественных, провоцируя формирование злокачественной опухоли.

  • снижающие потенцию: крайне ядовитым радиоактивным изотопом признан полоний- 210, период полураспада которого исчисляется многими десятками и сотнями лет, а это означает, что он может накапливаться в самых различных органах и тканях, не только разрушая их, но и повреждая аппарат наследственности.

Результат курения дает 45000 смертей в год, причем 14000 – от раковых заболеваний различной локализации, 32000 – от заболеваний сердца и сосудов. Вот почему их необходимо назвать именно так.

Преподаватель: Среди подростков очень часто можно услышать такие мнения о курении: (слайд 23)

  • Курящие люди дольше сохраняют стройную фигуру?

Ответ: Кругом полно дымящих толстяков. Притупляя сигаретой чувство голода, вы провоцируете развитие гастрита и язвенной болезни. Худеть с помощью курения – это все равно что привить себе инфекционную болезнь и “таять на глазах” от нее.

  • Курево успокаивает нервы?

Ответ: Компоненты табака (смолы, никотин, дым и т.д.) не расслабляют, а просто “тормозят” важнейшие участки центральной нервной системы. Привыкнув к сигарете, человек без нее уже расслабиться не может. Получается замкнутый круг: и возникновение, и прекращение стресса зависят от курения.

  • На морозе сигарета согревает?

Ответ: Табачный дым создает кратковременный согревающий эффект (содержащиеся в нем яды сужают сосуды, увеличивают частоту пульса и повышают кровяное давление. Стоит ли так "“греться"” чтобы получить взамен как минимум гипертонию?

  • Сигареты с пометкой “легкие” не так вредны, как обычные…

Ответ: Постоянно используя легкие сигареты, курильщики затягиваются чаще и глубже, что может привести к заболеванию раком не самих легких, а так называемой легочной периферии – альвеол и малых бронхов.

Так что, все это только мифы о курении и стоит ли идти на поводу у них?

Преподаватель: В ходе реакции выделяется огромная энергия.

Давайте решим следующую задачу.
Задача № 7. Вычислить энергию ядерной реакции (слайд 24)



Преподаватель: Давайте проверим решение. ( слайд 25)

Решение см. приложение 2

Задача № 9. Ответить на вопросы теста ( см.приложение 3)
Преподаватель. Какой можно сделать вывод из всего выше сказанного?

Студенты: Не надо начинать курить; если куришь, то постараться бросить курить.

Преподаватель: Действительно, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что, прежде всего, не надо начинать курить. Но если уже появилась тяга к сигарете, постарайтесь избавиться от этой вредной привычки. Давайте беречь свое здоровье и, здоровье близких. Курить или здоровье сохранить – выбирайте сами.

( слайд № 26)

Тот, кто связан с никотином,

Чахнет телом и душой.

В рабство попадает каждый:

И старик, и молодой.

Запомни: человек – не слаб,

Рожден свободным, он - не раб.

Сегодня вечером, ложась в кровать,

Ты должен так себе сказать:

«Я выбрал сам дорогу к свету

и, презирая сигарету,

не стану ни за что курить,

Я – человек! Я должен сильным быть!»
(Слайд № 27 ) Несколько полезных советов тем, кто уже курит:

  • Не докуривайте сигарету до конца, оставляйте последнюю треть, ведь самые вредные компоненты табачного дыма находятся именно там.

  • Не затягивайтесь.

  • Старайтесь ежедневно сокращать число выкуриваемых сигарет ( на одну – две)

  • Не курите на пустой желудок.

  • Никогда не курите за компанию.


Помните: Табак стоит гораздо дороже, чем вы думаете. (слайд № 28)
А домашнее задание вам такое : подумайте еще раз: Стоит ли курить? Вместе с дымом от вас уходит здоровье, которое очень трудно вернуть. Еще не поздно подумать об этом!

Спасибо за урок, главное, чтобы был он впрок. ( слайд № 29)

Приложение 1

Решение задачи 1


Ответы к задачам 2,3,4

Задача 2

Задача 3

Задача 4
Ответ к задаче 5





Ответы к заданию 6: .

Приложение 2
Решение задачи 7



+

__________________________


+

________________________________







Приложение 3

Тест

  1   2

Похожие:

Соликамский технологический колледж iconСоликамский технологический колледж
Место проведения занятия: учебный кабинет по дисциплине «Основы садово-паркового искусства»
Соликамский технологический колледж iconГбоу спо «Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н. Я. Анфиногенова»
Автоматизация процессов перевода и восстановления студентов по заочной форме обучения
Соликамский технологический колледж iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Департамент образования Вологодской области Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Череповецкий...
Соликамский технологический колледж iconМосковский государственный технический университет "мами"
Производственный и технологический процессы, технологическая операция, позиция, технологический переход
Соликамский технологический колледж iconКурганский технологический колледж
Специалисты, занимающиеся эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом электрического и электромеханического оборудования, должны быть...
Соликамский технологический колледж iconГбоу спо «Курганский технологический колледж»
Современное профессиональное образовательное учреждение должно быть ориентировано на постоянные изменения, как внутренние (реализуемые...
Соликамский технологический колледж iconГбоу спо «Курганский технологический колледж имени Героя Советского...
Совершенствование системы организации учебного процесса заочного отделения гбоу спо «ктк»
Соликамский технологический колледж iconТехнологический факультет
Технологический факультет обладает мощным потенциалом опытных преподавателей. Сегодня на факультете трудятся более 35 профессоров...
Соликамский технологический колледж iconТема Производственная система. Производственный и технологический процессы
Структура технологического процесса: технологический процесс, технологическая операция, понятие о «Установке», выполняемых технологических...
Соликамский технологический колледж iconТехнологический колледж
Снова звонок на урок, но он зовет уже не тех первоклашек и учеников 9-а класса, а тех, кто выбрал свой путь во взрослую жизнь – первокурсников,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница