Скачать 67.17 Kb.
|
Программа пропедевтического курса физики 5-6 классы. «Период живой любознательности обыкновенно продолжается недолго» Д.И Писемский. В нашей школе несколько лет открываются класс, в которых физика изучается на профильном уровне. И чтобы ребята смогли определится с профилем в 10 классе, им предлагается пропедевтический курс физики 5-6 класс. Исследования в области педагогической психологии подтверждают, что у детей 11-12 лет наблюдается повышенный интерес, любознательность к явлениям природы, попытки экспериментировать. Доминантой этого периода является освоение окружающего мира- мира вещей и явлений. Изучение физики даёт такую возможность. Наблюдения показывают, что интерес к той или иной области знания, желание самостоятельно что-то исследовать пробуждаются у детей именно этого возраста. После изучения программ по данному курсу я остановилась на учебной программе: « ФИЗИКА- ХИМИЯ»(5-6 класс) Автор программы: А.Е. Гуревич. Так как для изучения данного курса было выделено не два, а один час в неделю, то при составлении своей рабочей программы были исключены некоторые темы из курса физики и все темы из курса химии. Цель: изучение данного курса должно способствовать развитию мышления учащихся, повышать их интерес к предмету, готовить к углубленному восприятию материала на второй ступени обучения. Задачи: -осуществить первоначальное ознакомление учащихся с теми физическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире; привить интерес к изучению физики; -подготовить учеников к систематическому изучению этого курса. Таким образом, после изучения пропедевтического курса у учеников должны быть сформированы такие умения: -умения проводить простейшие наблюдения и описывать их; -умения задавать вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать проведении простейших опытов и исследований; -умение производить простейшие прямые измерения величин при помощи приборов, наиболее часто используемых в повседневной жизни: часов, линейки, мензурки, весов и т.п.; -выявлять закономерности наиболее распространенных явлений природы; -осознанно использовать закономерности явлений в повседневной жизни; -соблюдать разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозировать последствия неправильного поведения. В данной программе предусмотрена преемственность в изучении материала на первой и второй ступенях. Некоторая часть понятий и явлений, рассматриваемых в 5-6 классах, только повторяется. В большинстве же случаев знания углубляются и расширяются. Одна из особенностей курса заключается в том, что программа составлена таким образом, что 75 % всего учебного времени занимают лабораторные работы. То есть элементом исследования в учебном процессе по физике является выполнение учащимися лабораторных работ. Главным источником информации является эксперимент. Эксперимент- вид деятельности человека, связанный с чувствами и практическими действиями. Это преднамеренное воспроизведение ситуации или объекта познания, это опыт, с помощью которого в управляемых и контролируемых условиях ведется исследование. То есть эксперимент является исходным пунктом познания предмета. В курсе физики 5-6 класса, как правило, используются кратковременные лабораторные работы(10-15 мин). Такие работы повышают эффективность преподавания физики, так как занимают немного времени на уроке. Но также они подготавливают учащихся к проведению более сложных работ с большим количеством заданий с приборами, которые в дальнейшем будут проводится в старших классах(7-11 класс) Вашему вниманию представляю поурочное планирование пропедевтического курса физики 5-6 класс. 5 - класс. ( 34 часа, 1 час в неделю) 1. Введение (7 часов)
3-4. урок. Физические величины. Единицы измерения физических величин. Измерительные приборы. 5. урок. Лабораторная работа № 1 " Определение размеров физических тел."
^ 1. урок. Форма, объем, цвет и запах. Лабораторная работа №4 "Сравнение характеристик физических тел." 2. урок. Лабораторная работа № 5 " Наблюдение различных состояний вещества "
весах " 5. урок. Темпера. Лабораторная работа №7 " Измерение температуры воды и воздуха."
^
^ Механические явления (6 часов)
Звуковые явления (1 час). 1.урок. Звук. Распространение звука. Тепловые явления (6 часов). 1. урок. Тепловое расширение. Лабораторная работа № 9. «Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении»
Резервное время 2 часа. 6- класс. (34 часа, 1 час в неделю). ^ Электромагнитные явления( 14 часов). I. урок. Строение атомов. 2.урок. Электрические силы. Лабораторная работа №1 « Наблюдение взаимодействия намагниченных тел».
II. урок. Магнитное взаимодействие.
Световые явления(12 часов).
^ Земля- планета солнечной системы.
Механизмы - помощники человека.
Результаты работы по этой программе: 1. Курс физики 5-6 класса является первой ступенью в изучении физики, поэтому некоторая часть понятий и явлений, рассматриваемых на этой ступени изучения физики, только повторяется на второй. В большинстве же случаев знания на второй ступени углубляются и расширяются. 2. Результаты опросов учащихся показали, что они знакомы с большим количеством физических терминов (сила всемирного тяготения, масса, температура, атом и т.д.). Многие объяснить эти термины с научной точки зрения не смогли, хотя некоторые величины были изучены ранее в начальной школе на уроках «Окружающего мира». Поэтому одним из результатов пропедевтического курса физики является восполнение пробелов в знаниях учащихся, что позволить в дальнейшем более успешно изучать физику. 3. На моих уроках учащиеся учатся наблюдать, измерять, задавать вопросы планировать простейший эксперимент. Если этого дети не умеют, то в 7 классе учитель это начинает «с нуля», тем самым теряется темп обучения в ущерб физического образования. То есть в своей работе я использую не только репродуктивный метод, но предоставляю возможность учащимся самим участвовать в процессе создания собственных образовательных продуктов (гипотез, исследований, терминов и т.д.) - метод научного познания. Этот метод способствует повышению качества знаний учащихся основной школы. 4. После изучения этого курса было проведено анкетирование учащихся, которое показало, что после изучения пропедевтического курса физики у 73% учащихся наблюдается рост познавательного интереса к предмету. Этот курс им нравится, и он поможет им в дальнейшем при изучении школьного курса физики |
![]() | Программа пропедевтического курса «Целостный анализ лирического стихотворения» В сложившихся обстоятельствах актуальной становится задача создания такого курса по русской словесности, который поможет учащимся... | ![]() | Рабочая программа курса математики Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. Зубарева И. И., Мордкович А. Г.,... |
![]() | Урок №61 По программе Н. Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы» По программе Н. Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы». М.: Русское слово, 2006 г. (Учебник: Н. Г. Гольцова, И.... | ![]() | Элективный курс 8 класс Составлена: учителем физики мкоу «Крошнозерской... Курс рассчитан на учащихся 8-9 класса. Содержание курса основано на знаниях из курсов физики 7 и 8 классов и курса географии. Данный... |
![]() | Программа элективного курса по физике «Готовимся к егэ по физике» Целью элективного курса является: обеспечение дополнительной поддержки учащихся классов универсального обучения для сдачи егэ по... | ![]() | Программа элективного курса по физике «Готовимся к егэ по физике» Целью элективного курса является: обеспечение дополнительной поддержки учащихся классов универсального обучения для сдачи егэ по... |
![]() | Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Повторение курса физики 7-го класса» Цели урока: повторение, углубление, обобщение приобретенных знаний по изученному курсу физики | ![]() | Умк по химии 8 11 классы (авторы Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман и... Программа курса химии для 8- 9 классов общеобразовательных учреждений, программа курса химии для 10- 11 классов общеобразовательных... |
![]() | Пояснительная записка Программа курса биологии для коррекционной... Программа курса биологии для коррекционной школы (6—9 классов) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных... | ![]() | Рабочая программа учебного курса по технологии 5-7 классы Общая характеристика учебного предмета. Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного... |