Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения»




Скачать 90.19 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения»
Дата публикации26.07.2013
Размер90.19 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Физика > Урок



Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения».

 

Цель урока

Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Задачи урока.

Обучающие : - закрепить полученные знания о СПП;

- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

- обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие: - формировать умения, выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

  • - развивать умения, анализировать и оценивать собственную деятельность;

  • - развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные : - воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

  • - воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока – урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера)

Оборудование урока:

  • - раздаточный материал – буклеты,

План урока:

  • 1.Орг. момент

  • 2. Постановка темы и цели урока

  • 3. Повторение изученного:

    • а) теоретическое;

    • - « я утверждаю, что…»

      • - Заполнение «слепой» схемы

    • б) практическое (работа с буклетом)

      • Соединение предложений

  • 4. Творческое задание

  • 5. Исследовательская работа по группам:

  • 6. Домашнее задание (дифференцированное)

  • 7.Подведение итогов уроков.

  • 8. Рефлексия.


Ход урока

1. Орг. момент.

2. Постановка темы и цели урока:

Слово учителя: Здравствуйте дети !Посмотрите на второй слайд.

2 слайд. «На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно.»

Ребята, как вы думаете достаточно ли у нас знаний, для того чтобы мы сегодня хорошо поработали.( ответы учащихся)

Предлагаю сегодня эти знания, которые вы получили ранее применить на уроке.

- Откройте тетради, запишите дату. Обратите внимание на эти предложения.

Отметьте предложение, которое соответствует данная характеристика(знаки препинания не расставлены): повествовательное, невосклицательное, спп с придаточным определительным)

Я прошу говорить вас по существу дела. (простое)

Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки.(СПП опред.)

Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но на востоке уже стало светлеть.(ССп)

-Может быть, кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Давайте попробуем определить тему урока и поставим цели.

(ответы учащихся)

- Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.

- Ребята, оценивать вы будете себя сами, на парте у каждого лежит оценочный лист, где вы за каждое задание ставить себе баллы.

^ 3. Повторение изученного:

а) Теоретическое: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример.

-Что такое СПП?

(Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия. )

-Какие виды СПП вы знаете? Приведите пример.

^ Пример: 1.Человек должен быть наделен фантазией, 2.чтобы творить.

Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы.

б) Практическое: Работа с буклетом.
Задание 1. « Я утверждаю,что…»
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются теоретические вопросы. Отвечаете, а затем обменяетесь тетрадями и проверим. (Читаю 2 раза)

- Я утверждаю, что…

Слайд 1. Союзы что, если, где  подчинительные?
2. СПП и ССП имеют одинаковое строение?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Союз однако – подчинительный?
5. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
6. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
7. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

Слайд После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:

«101 01 11».

- Молодцы, не забывайте выставлять в оценочный лист свои баллы.

^ Задание 2. Заполните "слепую" схему.

- Следующее задание – это заполнить «Слепую схему»

определительные

?

обстоятельственные


?

Падежные вопросы

?

Задание 3.
Давайте , для того, чтобы закрепить нашу теорию, выполним небольшой тест, который включает в себя 3 вопроса и 3 варианта ответа.

4. Творческое задание

-Перед вами конверты , в которых находятся слова. Вы должны сейчас собрать «рассыпанные» предложения. Запишите, что у вас получилось , подчеркивая основы и расставляя знаки препинания. Работаем в парах. На эту работу отводится 5 минут.

1 ряд. Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы.

(придат.определ.)

2 ряд. В течении нескольких дней было так холодно, что занятия отменили. (придат.степени)

3 ряд .Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (придат.причины)

-Перед тем как мы с вами продолжим нашу работу проведем гимнастику для глаз

Физминутка.
^

- Вы немного устали, закройте глаза, подумайте о чём-нибудь приятном.


Задание 5. Тренировочные упражнения.

1.Найди пару.

-соедините половинки СП, выделите среди них главное и придаточное:

1) Николай и не заметил, 1

надо прилежно учиться. ^ 4

2) Скучен день до вечера, 2

установилась теплая, солнечная погода. 5

3) Чтобы получить хорошую профессию, 3

тихо шелестящих под ветром. 1

4) Которая бывает в начале сентября, 2

что стало светать. 4

5) Воздух пропитан ароматом трав, 5

Коли делать нечего. 3

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

6 задание «Кодированный диктант»

-обозначьте вид придаточного в СПП.

1) В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.

2) Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.

3) На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.

4) В росистых лугах течет речонка, что мне так мила.

5) Мы спросили, когда нам прийти снова.

6) Там счастье не диво, где трудятся нелениво.

7) В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами.

8) Солнце еще не успело подняться, потому в саду было сумрачно.

Слайд

1 2 3 4 5 6 7 8

из оп оп оп из об оп об

^ 7. Исследовательская работа по группам.

  • • Класс делится на 5 групп .

  • • Каждая группа анализирует текст на карточке.

  • • Нужно определить стиль речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными. (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).

^ Разговорный стиль

На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.

 - Кто это? – спросил я.

 - Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович…

 - А какой же он с виду? – спросил я.

 - Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

^ Официально-деловой стиль

Директору управления

 Информационных

технологий Иванову А. И.

программиста Петрова В.В.

докладная записка.

         Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.

          ^ Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийного компьютера.

 6 октября 1998 г.                       Петров. 

Научный стиль

Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы:  физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.

( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

Художественный стиль

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…

(Л. Н. Толстой)

Публицистический стиль

«Нужны ли современному человеку стихи?»

(1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой. 7

^ 6.Домашнее задание.

  • • Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».

7. Итог урока.

Цель:
1Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

-Достигли ли мы этой цели?

2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

Оценки учащимся за урок.

8. Рефлексия.

«Давайте пошушукаемся».

 Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете.

Запишите ваши отзывы на карточке:

Я сегодня узнал(а), научился(ась)__________________________________

______________________________________________

· Что понравилось на уроке?______________

___________________________________________

· Что не понравилось ?____________________

___________________________________________


Похожие:

Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения» iconУрок практикум по теме «Сложноподчинённые предложения»
Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Сложноподчинённые предложения»
Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения» iconРазработка урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения» iconКонспект урока русского языка по теме: «Однородные члены предложения»
Цели: познакомить с однородными членами предложения; формировать умение находить предложения с однородными членами
Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения» iconУрок по теме «Сложноподчинённое предложение»
Применение опорных понятий: грамматическая основа предложения, простые и сложные предложения, союзные и бессоюзные предложения, сложноподчинённые...
Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения» iconУрока русского языка и немецкого языка по теме: «Главные члены предложения»
Цель: провести сопоставительный анализ главных членов предложения в русском и немецком языках вследствие сходства объектов изучения...
Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения» iconКонспект урока русского языка в 8 классе Тема: Главные и второстепенные члены предложения
Цели: обобщение и систематизация знаний о главных и второстепенных членах предложения
Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения» iconКонспект урока русского языка в 5 б классе Подготовила учитель русского языка и литературы
Цель: образовательная вспомнить ранее изученное по теме, его морфологические признаки, роль в предложении
Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения» iconУрок русского языка в 8 классе Тема урока: Неполные предложения
Мотивирование учебной деятельности: слово о богатстве русского языка, в том числе о разнообразии синтаксических конструкций
Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения» iconКонспект урока русского языка в 5 классе на тему «Предложения с прямой речью»
Огбоу «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»
Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения» iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Богатство и разнообразие лексики русского языка»
Цель: обобщить и систематизировать зун обучающихся по теме «Лексика русского языка»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница