Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра физики и методики ее преподавания
УТВЕРЖДЕНА
Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГПА»
протокол № ___ от «___» ___________ 2012 года
Ученый секретарь академии __________________М.П.Евдокимова
|
| ^
на заседании кафедры физики и МП
« » ___________ 20___ _года
(протокол № ____)
Зав.кафедрой д.пед.наук, проф.
_____________Е.А.Дьякова
|
^
ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по научной специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (физика)
^
Форма обучения: очная/заочная
Составители:
д.п.н., проф. Е.А.Дьякова,
к.п.н., доц. Немых О.А. Армавир
2012 г.
СТРУКТУРА
рабочей программы учебной дисциплины
| Стр.
| Аннотация РПУД
| 3
| Цель и задачи освоения учебной дисциплины
| 5
| Место дисциплины в структуре ООП
| 5
| Требования к результатам освоения учебной дисциплины
| 5
| Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
| 6
| Структура и содержание учебной дисциплины
| 6
| Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины
| 9
| Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
| 10
|
Аннотация
рабочей программы учебной дисциплины по выбору
^
Цель учебной дисциплины: сформировать готовность к постановке лабораторного физического эксперимента в основной и старшей школе с использованием современного оборудования.
Место учебной дисциплины в структуре ООП:
дисциплина относится к курсам по выбору цикла дисциплин образовательной составляющей подготовки аспирантов. Для освоения дисциплины «Современный физический эксперимент» используются знания, умения, виды деятельности и установки, сформированные при изучении курсов физики и методики обучения физике в вузе, основ физического эксперимента.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:
Знать:
современное оборудование кабинета физики,
технологию постановки лабораторных работ по физике в школе,
особенности методики проведения лабораторных работ на двух ступенях обучения физике.
Уметь:
разрабатывать лабораторные работы по физике для учащихся с использованием современного оборудования,
осваивать новое оборудование кабинета физики, адаптировать его к лабораторным работам,
организовывать исследовательскую деятельность учащихся при выполнении лабораторных работ по физике.
Владеть:
навыками постановки физического эксперимента – подбор оборудования, сборку установки,
технологией формирования экспериментальных исследовательских умений у учащихся.
Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 3 зачётные единицы (108 часа).
Основные разделы учебной дисциплины:
Лабораторный физический эксперимент и особенности его реализации в основной и старшей школе.
Технология формирования экспериментальных исследовательских умений у учащихся.
Особенности постановки лабораторных работ по физике с использованием современного оборудования.
Лабораторные работы по физике для основной школы.
Лабораторные работы по физике для старшей школы.
^
СТРУКТУРА
рабочей программы учебной дисциплины Цель и задачи освоения учебной дисциплины:
Цель: сформировать готовность к постановке лабораторного физического эксперимента в основной и старшей школе с использованием современного оборудования.
Задачи:
расширить и углубить знания в области школьного лабораторного физического эксперимента,
сформировать умение разрабатывать и ставить лабораторные работы по физике с использованием современного оборудования,
сформировать умение развивать у учащихся экспериментальные исследовательские умения при выполнении лабораторных работ по физике.
Место дисциплины в структуре ООП:
дисциплина относится к курсам по выбору цикла дисциплин образовательной составляющей подготовки аспирантов,
дисциплина опирается на знания по ТиМОФ, основам физического эксперимента,
дисциплина предполагает владение:
способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач;
способностью формировать образовательную среду для развития исследовательских умений учащихся;
способностью руководить исследовательской работой обучающихся;
готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины аспиранты должны:
Знать:
современное оборудование кабинета физики,
технологию постановки лабораторных работ по физике в школе,
особенности методики проведения лабораторных работ на двух ступенях обучения физике.
Уметь:
разрабатывать лабораторные работы по физике для учащихся с использованием современного оборудования,
осваивать новое оборудование кабинета физики, адаптировать его к лабораторным работам,
организовывать исследовательскую деятельность учащихся при выполнении лабораторных работ по физике.
Владеть:
навыками постановки физического эксперимента – подбор оборудования, сборку установки,
технологией формирования экспериментальных исследовательских умений у учащихся.
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 3 зачётные единицы (108 часов):
^
| Курс
| Семестр
| Трудоёмкость дисциплины в часах
| Форма итогового контроля
| всего часов
| ауд.
часов
| лекции
| семинар.
(практич.)
занятия
| лаборат. занятия
| самост. работа
| Очная
| 1
| 1
| 108
| 18
| 10
|
| 8
| 90
| Зачет
| Заочная
| 2
| 3
| 108
| 18
| 4
|
|
| 104
| зачет
|
Структура и содержание учебной дисциплины (очная/заочная формы обучения):
№ п/п
| Наименование разделов дисциплины
| Всего
часов
| Аудиторные занятия
| Самост. работа
| ^
| лекции
| семинар.
(практич.)
занятия
| лаборат. занятия
| 1.
| Лабораторный физический эксперимент и особенности его реализации в основной и старшей школе.
| 24/23
| 2/1
|
| 2/0
| 20/22
| Подготовка кратких сообщений
| 2.
| Технология формирования экспериментальных исследовательских умений у учащихся.
| 18/20
| 2/0
|
|
| 16/20
| Систематизация
с помощью вопросов по основному материалу
| 3.
| Особенности постановки лабораторных работ по физике с использованием современного оборудования.
| 20/19
| 2/1
|
| 2/0
| 16/18
| Систематизация
с помощью вопросов по основному материалу, подготовка фрагментов лабораторных работ
| 4.
| Демонстрационный эксперимент по физике для основной школы.
| 22/23
| 2/1
|
| 2/0
| 18/22
| Поставленные и описанные опыты на новом оборудовании
| 5.
| Демонстрационный эксперимент по физике для старшей школы.
| 24/24
| 2/1
|
| 2/0
| 20/24
| Поставленные и описанные опыты на новом оборудовании
|
| Итого:
| 108/108
| 10/4
|
| 8/0
| 90/104
|
|
^
(Тематической планирование)
№ п/п
| Тема
| Виды учебной работы
| Форма текущего контроля
| лекции
| семинар.
(практич.)
занятия
| лаборат. занятия
| Самост. работа
| 1.
| Лабораторный физический эксперимент и особенности его реализации в основной и старшей школе:
содержание лабораторного эксперимента,
содержание практикума,
особенности проведения лабораторных работ в основной школе,
особенности проведения лабораторных работ в старшей школе.
| 2/1
|
| 2/0
| 20/22
| Подготовка кратких сообщений,
дискуссия
| 2.
| Технология формирования экспериментальных исследовательских умений у учащихся:
сущность экспериментального умения,
этапы формирования экспериментального умения.
| 2/0
|
|
| 16/20
| Систематизация
с помощью вопросов по основному материалу, подготовка фрагментов лабораторных работ
| 3.
| Особенности постановки лабораторных работ по физике с использованием современного оборудования:
современное лабораторное оборудование по физике,
технология постановки лабораторных работ по физике,
примеры обновленных лабораторных работ.
| 2/1
|
| 2/0
| 16/18
| Систематизация
с помощью вопросов по основному материалу, лабораторной работы,
дискуссия
| 4.
| Демонстрационный эксперимент по физике для основной школы:
особенности постановки,
современное оборудование,
постановка демонстраций к материалу курса физики 7-9 классов
| 2/1
|
| 2/0
| 18/22
| Разработка самостоятельно 2-3 демонстраций,
дискуссия
| 5.
| Демонстрационный эксперимент по физике для старшей школы:
особенности постановки,
современное оборудование,
постановка демонстраций к материалу курса физики 10-11 классов,
демонстрации для классов физ.-мат. профиля
| 2/1
|
| 2/0
| 20/24
| Разработка самостоятельно 2-3 демонстраций,
дискуссия
|
| Итого:
| 10/4
|
| 8/0
| 90/104
|
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
Основная литература:
Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. Заведений / Под ред С.Е.Каменецкого и С.В.Степанова. М., 2002.
Покровский А.А. и др. Практикум по физике в старших классах средней школы. М., 1973.
Смирнов А.В., Смирнов С.А. Образовательная среда и средства обучения физике. Монография. М.: Школа будущего, 2009.
Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы :Учебное пособие для студентов педвузов / Под ред.С.Е.Каменецкого, Н.С.Пурышевой. М., 2000.
Дополнительная литература:
Буров и др. Фронтальные лабораторные занятия по физике в средней школе. / Под ред. Покровского А.А. - М.,1974.
Методика преподавания физики в 8-10 классах средней школы. ч. 1. / Под ред. В.П.Орехова и А.В. Усовой. М., 1980.
Методика преподавания физики в средней школе: Молекулярная физика. Электродинамика: пособ. для учит./ С.Я. Шамаш, Э.Е.Эвенчик, В.А.Орлов и др. М.: Просвещение, 1987.
Мякишев Г.Я., Сотский Н.Н. физика. Учеб. для 10 кл. общеобразов. учреждений. М.: Просвещение, 2010.
Мякишев Г.Я., Сотский Н.Н. физика. Учеб. для 11 кл. общеобразов. учреждений. М.: Просвещение, 2008.
Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Механика. 10 класс. Учебник для угл. изуч. физики. М.: Дрофа, 2001.
Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Молекулярная физика. Термодинамика. 10 класс. Учебник для угл. изуч. физики. М.: Дрофа, 2001.
Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Электродинамика. 10 класс. Учебник для угл. изуч. физики. М.: Дрофа, 2002.
Научные основы школьного курса физики. / Под ред. С.Я.Шамаша и Э.Е.Эвенчик. М., 1985.
Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М., 2004
Перышкин А.В. Физика. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М., 2006.
Перышкин А.В., Родина Н.А., Рошовская Х.Д. Преподавание физики в 6-7 классах средней школы. М., 1985.
Теория и методика обучения физике в школе. Частные вопросы :Учебное пособие для студентов педвузов / Под ред. С.Е.Каменецкого. М., 2000.
Журналы «Физика в школе», «Школа будущего».
http://www.edu.ru – Российское образование – Федеральный портал
http://www.openclass.ru –открытый класс – сетевые образовательные сообщества
.
Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:
Лаборатория демонстрационного эксперимента АГПА.
Оборудованная лекционная аудитория с проектором. Отдельный ПК для преподавателя и подключенный к компьютеру проектор для демонстрации презентаций.
ЭОР – диски компаний «1С», «Дрофа», «Формоза», «Физикон», «Кирилл и Мефодий»
Образовательные ресурсы:
- http://dibase.ru/ - авторефераты,
- edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека;
- edu.ru - ресурсы портала для общего образования;
- http://www.openclass.ru –открытый класс – сетевые образовательные сообщества;
- school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники;
- allbest - "Союз образовательных сайтов" Подборки ресурсов: Библиотеки, Тесты, Рефераты; "Электронные библиотеки" - коллекции сайтов по различным темам;
- ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ". - Управление образованием. Обеспечение учебного процесса; -
- mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации;
- rost.ru/projects - Национальный проект "Образование";
- edunews - Основные разделы портала: Школьникам и дошкольникам; Абитуриентам и студентам; Экзамены и тесты; Дополнительное образование. Тематические ссылки на образовательные ресурсы и сами учебные материалы на сайте;
- window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов;
- newseducation.ru - "Большая перемена";
- rgsu.net - Российский Государственный Социальный Университет;
- http://studyspace.ru/studyspace.ru-tov.html;
- http://sfiz.ru/ - новости физики;
- info@schoolpress.ru. – «Физика в школе»,
- nauka-i-shkola.ru – «Наука и школа»,
- http://www.schoolfut.ru/ - «Школа будущего»,
- hetoday.org – «Высшее образование сегодня».
|