Методическая разработка классного часа на тему: «Электробезопасность»




Скачать 211.48 Kb.
НазваниеМетодическая разработка классного часа на тему: «Электробезопасность»
Дата публикации29.05.2013
Размер211.48 Kb.
ТипМетодическая разработка
shkolnie.ru > Физика > Методическая разработка
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНКУРСА

(2012-13 учебный год)
Министерство Образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования профессиональное училище№88

Московской области

Номинация конкурса: «Педагогические идеи и технологии:

профессиональное образование»

Методическая разработка

классного часа

на тему: «Электробезопасность»

Автор: преподаватель физики высшей категории ГБОУ НПО ПУ № 88 МО Капичникова Ирина Григорьевна

Место написания работы: ГБОУ НПО ПУ № 88 МО, г.Сергиев Посад, ул.40-летия Октября, д. 2.





«Кто действительно хочет понять все величие нашего времени, тот должен познакомиться с историей науки об электричестве…»

Н.Тесла

Цели: расширить знания обучающихся об электрическом поле и электрическом токе, его влиянии на человека и окружающую среду; об электробезопасности, которая обеспечивает защиту людей от опасного воздействия электромагнитного поля и статического электричества.

^ Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: распределить материал информационного блока между обучающимися (экспертами)

Оформление: портрет Н. Тесла, мультимедийный комплекс, виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

План классного часа

  1. Интерактивная беседа.

  2. Информационный блок.

  3. Фронтальная беседа по содержанию информационный блока.

  4. Незаконченные предложения по теме «Чтобы электричество не приносило вред, нужно…»

  5. Заключительная беседа по теме «Электробезопасность»

  6. Подведение итогов.



Ход классного часа

  1. Интерактивная беседа

Классный руководитель.

Тема нашего классного часа - «Электробезопасность». Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? (Обучающиеся высказывают предположения.) Сегодня мы будем говорить об электрическом поле и электрическом токе, его влиянии на человека и окружающую среду; об электробезопасности, которая обеспечивает защиту людей от опасного воздействия электромагнитного поля и статического электричества. И эпиграфом нашего классного часа будут слова Николы Тесла - «Кто действительно хочет понять все величие нашего времени, тот должен познакомиться с историей науки об электричестве…»

^ Вот только несколько фактов из биографии:

1856 г., 10 июля — В селении Смиляны, провинции Лика (нынешняя Югославия) родился Никола Тесла. 1881—1882 гг. — Никола Тесла работает в Телефонной компании в Будапеште. Изобретение телефонного усилителя. 1887 г., апрель — Основано общество «Тесла электрик компани». Тесла строит первые машины и моторы многофазного тока с высоким коэффициентом полезного действия. 12 октября — Тесла подает заявку на свои основные патенты: асинхронный электродвигатель и передачу электроэнергии. 1889—1890 гг. — Постройка первых генераторов высокой частоты до 20 тысяч периодов.1897 г. — Весной Тесла осуществляет под Нью-Йорком двухстороннюю передачу по беспроволочному телеграфу на расстояние более 20 миль. 1898 г. — Весной Тесла демонстрирует управление на большом расстоянии по радио судном, на котором не было команды. Испытания производились в открытом море, близ Нью-Йорка. 1899 г. — Тесла строит в Колорадо большую радиостанцию мощностью 200 киловатт, а осуществляет передачу по беспроволочному телеграфу на расстоянии свыше 1 ООО ки­лометров, заставляет светиться лампы и приводит в движение моторы беспроволочным методом на расстоянии свыше 25 километров, создает напряжение в 12 миллионов вольт. 1896—1922 гг. — Никола Тесла получает патенты в области радиотехники, а также на термомагнитный электродвигатель, турбины, насосы, паровые машины, электросчетчики, спидометры, частотомеры и др.1932 г. — Никола Тесла публикует статью о статических генераторах Ван де Граафа и изучении строения вещества разрядами сверхвысокого напряжения.1943 г., 7 января — Смерть Николы Теслы в Нью-Йорке. 12 января — Похороны Николы Теслы

^ 2. Информационный блок

Вопрос: Одна из итальянских фирм создала автомобильную мойку без щеток. Кузов автомобиля сначала бомбардируется отрицательно заряжен­ными мелкими капельками моющего вещества, которые ударяются о частицы грязи отрывая их от поверхности кузова. Каким способом грязь удаляется окончательно?

^ Ответ: Возникает электризация.

Классный руководитель К.Г. Паустовский в своем произведении «Черное море» писал: «Во время урагана ... я был свидетелем, как у негра ... искры сыпались из волос, как будто из трубы паровой машины».

Как можно объяснить это явление? (электризация тел, пробой)

Что же это за явление - электризация?

Ответ: Электризация тел — это возникновение в них электрического состояния, происходит при чрезвычайно разнообразных процессах, совершаемых с этими телами. Почти всякое механическое действие, производимое с твердым телом, как, например, трение об это тело или надавливание на него другого тела, скобление, раскалывание, сопровождается возникновением электрического поля.

^ Вопрос: Кто это объяснил? Слово предоставляется первому эксперту в области физики.

Эксперт 1.

Это объяснил Кулон Шарль Огюстен.

Он родился 14 июля 1736 в Ангулеме в семье чиновника. Окончил военно­-инженерную школу в Мезьере, затем в течение девяти лет работал на о.Мартиника, где руководил строительством крупного форта. По возвращении в 1772 во Францию продолжал исполнять обязанности офицера военно-­инженерного корпуса, уделяя все больше времени научным исследованиям в области технической механики (статика сооружений, теория ветряных мельниц и т.д.). Многие методы решения задач строительной механики, предложенные Кулоном, способствовали прогрессу этой отрасли знаний в 1819 вв. Большое практическое значение имели и фундаментальные работы Кулона, посвященные внешнему (сухому) трению. Кулон поставил большое число опытов по определению зависимости силы трения покоя и силы трения скольжения от нормального давления, площади тел, состояния их поверхности, относительной скорости движения и т.д. Опыты проводились В условиях, близких к реализующимся на практике, что позволяло использовать их результаты для решения технических задач. За работы по внешнему трению Кулон в 1781 получил премию Парижской академии наук, был избран ее членом и переехал в Париж. В 1780-е годы занимался исследованием кручения тонких металлических нитей, изобрел знаменитые крутильные весы - при бор для измерения малых сил, обладавший уникальной для того времени чувствительностью. Этот прибор стал основным инструментом в цикле работ Кулона по электричеству и магнетизму, выполненных в 1785-1789. В этом цикле, состоявшем из семи «мемуаров», были установлены важнейшие количественные закономерности электро- и магнитостатики (закон Кулона); было показано, что электрические заряды всегда располагаются на поверхности проводника; были введены понятия магнитного момента и поляризации зарядов. Именем ученого названа единица количества электричества. Революционные события 1789 заставили Кулона прервать исследования и покинуть Париж. После возвращения в столицу и избрания членом Института Франции, заменившего Королевскую Академию, он почти перестал заниматься наукой и посвятил себя совершенствованию системы образования во Франции. Умер Кулон в Париже 28 августа 1806 года.

Классный руководитель.

Продолжим наше исследование.

^ Вопрос:

Что такое электрический ток?

Ответ: электрический ток – это направленное движение заряженных частиц.

Слово предоставляется второму эксперту в области физики.

Эксперт 2.

Изучением электрического тока занимался немецкий физик Ом Георг Симон.

Ом Георг Симон (16.03.1787г., Эрланген, -07.07.1854г, Мюнхен). Учился в Эрлангенском университете (1805-1806г.г.), затем работал учителем в Готштадте (Швейцария; 1806-1809г.г.). Самостоятельно подготовил и защитил в Эрлангене докторскую диссертацию (1811г.). Преподавал в Бамберге (1813-­1817г.г.), Кельне (1817-1828г.г.), Берлине (1828-1833г.г.). С 1833 года директор Политехнической школы в Нюрнберге, с 1849 года профессор Мюнхенского университета. Основные труды по электричеству, оптике, кристаллооптике, акустике. Проведя серию точных экспериментов, установил (1826г.) основной закон электрической цепи (закон Ома) и дал (1827г.) его теоретическое обоснование. С 1830 года занимался акустикой. В 1843году показал, что простейшее слуховое ощущение вызывается лишь гармоническими колебаниями, на которые ухо разлагает сложные звуки (т. н. акустический закон Ома). В 1881году именем Ома названа единица электросопротивления (Ом). Член Лондонского королевского общества (1842г.).

^ Какие существуют виды поражения электрическим током?

Электрический удар вызывает поражения внутренних органов человека (паралич сердца, паралич дыхания); электрические травмы, поражения внешних частей тела.

Классный руководитель.

Продолжая наше исследование давайте вспомним, а где в живой природе мы можем наблюдать электрические явления? Слово предоставляется первому эксперту в области живой природы.

Эксперт 3.

Интересны первые сведения об изучение электрических явлений в живой природе. Объектом наблюдений были электрические рыбы. Еще древние римляне знали, как электрические скаты добывают себе пищу. И = 400 В у ската, нильский электрический сом - 500 В, а угорь электрофорус - свыше 500 В. Первые бесспорные доказательства существования электрических процессов в растительных тканях были получены в середине XIX века. Так называемые токи повреждения, ранее обнаруженные у животных, обнаружились и в различных растительных тканях. Срезы листьев, стеблей, клубней всегда заряжены отрицательно по отношению к нормальной ткани. Выяснилось, что в момент гибели некоторых растительных тканей их потенциал резко возрастает. Были открыты электрические ритмы растений. Ритмические колебания потенциала зарегистрированы у многих высших растений и у некоторых грибов. В 1953 г. американские учёные С. Миллер и Г. Юри показали, что одни из кирпичиков жизни» - аминокислоты ­могут быть получены путём пропускания элек­трического разряда через газ, близкий по составу первобытной» атмосфере Земли, состоящей из метана, аммиака, водорода и паров воды. В тече­ние последующих 50 лет другие исследователи повторили эти опыты и получили те же результа­ты. Таким образом, считается научно доказанной возможность зарождения жизни на Земле вслед­ствие разрядов молний. При пропускании корот­ких импульсов тока через бактерии в их оболоч­ке (мембране) появляются поры, через которые внутрь могут проходить фрагменты ДНК других бактерий, запуская один из механизмов эволю­ции. Таким образом, энергия, необходимая для зарождения жизни на Земле и её эволюции была электростатической энергией разряда конденса­торов - молний между облаками и землей.

^ В чем заключается поражающее действие электрического тока на организм человека?

Биологическое действие электрического тока на организм человека, оказывающегося под напряжением, проявляется в судорожном сокращении различных групп мышц, в том числе мышц, осуществляющих дыхательное движение грудной клетки и регулирующих работу сердца. Наибольшую опасность представляет нарушение сердечной деятельности вследствие возникновения фибрилляции сердца, которое характеризуется разновременным несогласованным сокращением отдельных волокон сердечной мышцы, приводящим к нарушению ритмичного сокращения сердца ИЛИ даже к его параличу. Вид поражения человека электрическим током, при котором нарушается дыхание и не пульсирует сердце, носит название электрического удара. Степень физиологического воздействия электрического тока в основном определяется его родом и величиной, длительностью протекания и зависит от пути тока через тело человека и индивидуальных свойств человека. Наиболее вероятный путь рука-рука, рука-нога, нога-нога. Кроме того, поражение может произойти и без непосредственного прохождения тока через тело человека в результате ожогов, вызванных открытой электрической дугой.

Классный руководитель.

Отгадайте загадку:

Летит огневая стрелка, никто ее не поймает: «Ни царь, ни царица, ни красна девица».

Подсказка у А.С Пушкина:

«Последняя тучка рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облетала И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем».

(с. 17 «Физика в природе» Л.В. Тарасов)

О чем дальше мы будем говорить с вами? Слово предоставляется второму эксперту в области живой природы.

Эксперт 4.

В поражении деревьев молнией играет роль как строение корня, так и сопротивление дерева току. Деревья с корнями, проникающие в глубокие водоносные слои почвы, лучше «зазем­лены», поэтому на них накапливаются притекающие из земли значительные заряды, имеющие знак, противоположный знаку за­ряда облаков. Так, например, у дуба корни глубоко уходят в почву, поэтому он чаще многих других деревьев поражается молнией. Отдельные участки ствола дерева имеют различное сопротивление. В лиственных деревьях ток проходит внутри ствола по сердцевине, а так как в древесине этих деревьев содержится много сока, то он закипает под действием тока и образовавшиеся пары разрывают дерево. У смолистого дерева, например сосны, сопротивление сердцевины значительно больше, чем коры и под­коркового слоя. Поэтому в сосне электрический ток проходит главным образом по наружным слоям ствола, не проникая внутрь. Приведем некоторые интересные данные. Сопротивление тела человека от конца одной руки до конца другой (при сухой неповрежденной коже рук) - 15 КОм. Сила тока, возникающая в теле человека и считающаяся безопасной,- до 1 мА. Сила тока, возникающая в теле человека и приводящая к серьезным повреждениям организма, - 100 мА. Безопасное электрическое напряжение в сыром помеще­нии - 12 В. Безопасное электрическое напряжение в сухом помещении - 36 В. Биопотенциалы мозга - (0,01-0,5) ·10-3 В. Биопотенциалы сердца - (0,1-5,0) ·10-3 В. Биопотенциалы мышц - (0,01-50,0) ·10-3 В. Электрическое сопротивление тела человека определяется в основном сопротивлением поверхностного слоя кожи (эпидермиса). При большей влажности сопротивление кожи уменьшается.

В каждый момент времени в разных точках Зем­ли сверкают молнии около 2000 гроз. В каждую се­кунду около 50 молний ударяют в поверхность Земли, и в среднем 1 км2 поражается молнией шесть раз в году. Ещё Б. Франклин показал, что молнии, бью­щие по земле из грозовых облаков. - это электриче­ские разряды, переносящие на землю отрицатель­ный заряд. При этом каждый из разрядов снабжает Землю несколькими десятками кулон, а амплитуда тока при ударе молнии составляет от 20 до 100 кА. Скоростная фотосъёмка показала, что разряд мол­нии длится лишь десятые доли секунды и состоит из нескольких более коротких разрядов.

С помощью измерительных приборов, установ­ленных на атмосферных зондах, в начале ХХ в. было измерено электрическое поле Земли, напря­жённость которого' у поверхности оказалась око­ло 100 В/м, что соответствует суммарному заряду планеты около 400 000 Кл. Переносчиком зарядов в атмосфере Земли служат ионы, концентрация кото­рых увеличивается с высотой и достигает максиму­ма на высоте 50 км, где под действием космического излучения образуется электропроводящий слой, ио­носфера. Поэтому электрическое поле Земли - это поле сферического конденсатора с приложенным напряжением около 400 кВ. Под действием этого напряжения из верхних слоёв в нижние всё время течёт ток 2-4 кА, плотность которого составляет (1 ... 2) '10-12 А/м2, и выделяется энергия до 1,5 ГВт. И это электрическое поле исчезло бы, если не было бы молний! Поэтому в хорошую погоду электриче­ский конденсатор Земли разряжается, а при грозе ­заряжается. Грозовое облако - это огромное количество пара, часть которого конденсировал ось в виде мельчай­ших капелек или льдинок. Верх грозового облака может находиться на высоте 6-7 км, а низ нависать над землёй на высоте 0,5-1 км. Выше 3-4 км облака состоят из льдинок разного раз­мера, так как температура там всегда ниже нуля. Эти льдинки находятся в постоянном движе­нии, вызванном восходящими потоками тёплого воздуха, под­нимающегося снизу от нагретой земли. Мелкие льдинки легче, чем крупные, увлекаются восхо­дящими потоками воздуха. Поэ­тому шустрые мелкие льдинки, двигаясь в верхнюю часть облака, всё время сталкиваются с крупными. При каждом таком столкновении происходит электризация, при которой крупные льдинки заряжаются отрицатель­но, а мелкие - положительно. Со временем положи­тельно заряженные мелкие льдинки оказываются в верхней части облака, а отрицательно заряженные крупные - внизу. другими словами, верхушка обла­ка заряжается положительно, а низ - отрицательно. Всё готово для разряда молнии, когда произойдёт пробой воздуха, и отрицательный заряд с нижней части грозовой тучи перетечёт на Землю.

Под грозовым облаком плотность наведённых на земле положительных зарядов может значительно возрастать, а напряжённость электрического поля мо­жет превышать 100 кВ/м, что в 1000 раз больше, чем в хорошую погоду. В результате во столько же раз уве­личивается положительный заряд каждого волоска на голове человека, стоящего под грозовой тучей, и они, отталкиваясь друг от друга, ... встают дыбом. При разряде молнии выделяется энергия 109 ... 1010 Дж. Большая часть этой энергии тратится на гром, нагрев воздуха, световую вспышку и дру­гие электромагнитные волны, и только маленькая часть выделяется в том месте, где молния входит в землю. Однако и этой «маленькой» части вполне достаточно, чтобы вызвать пожар, убить человека и разрушить здание. Молния может разогревать канал, по которому она движется, до 30 000 ОС, что гораздо выше температуры плавления песка (1600­2000 ОС). Поэтому молнии, попадая в песок, плавят его, а раскалённый воздух и водяные пары, расши­ряясь, формируют из расплавленного песка труб­ку, которая через некоторое время застывает. Так рождаются Фульгуриты (громовые стрелы, чёртовы пальцы) - полые цилиндры из оплавленного песка. Самые длинные из раскопанных Фульгуритов ухо­дили под землю на глубину более 5 м.

^ Какое напряжение считается опасным для жизни человека? Какая величина тока считается смертельной для человека?

В отношении величины «допустимого» или «безопасного» напряжения все еще нет установившейся точки зрения, так как электрическое сопротивление человека изменяется в широких пределах в зависимости от конкретных условий. Поэтому различные страны регламентируют свои нормы. Например, во Франции принято 24 В для переменного и 50 В для постоянного тока. Наша практика в зависимости от окружающих условий принимает за допустимое напряжение до 50 В переменного тока. Однако и эти напряжения не могут рассматриваться как обеспечивающие полную безопасность. Так, например, в литературе описаны случаи смертельного поражения человека напряжением 12 В и ниже. Опасной величиной тока, протекающего через тело человека, следует считать 10 мА, смертельной - 100 мА.

Классный руководитель.

А теперь необходима консультация специалиста по электробезопасности как электростатика защищает от молний.

Эксперт 5.

К счастью, большинство разрядов молнии про­исходят между облаками и поэтому не угрожают здоровью людей. Однако считается, что каждый год молнии убивают более тысячи людей по всему миру. По крайней мере, в США, где ведётся такая стати­стика, каждый год от удара молнии страдают около 1000 человек, и более ста из них погибают. Учёные давно пытались защитить людей от этой «кары бо­жьей», однако не всегда «научно». Так, изобретатель первого электрического конденсатора (лейденской банки) Питер ван Мушенбрук (1692-1761) считал довольно эффективными традиционные средства предотвращения молнии - колокольный звон и стрельбу из пушек, - о чём И написал в статье об электричестве, заказанной ему специально для зна­менитой французской «Энциклопедии». В 1775 г. Б. Франклин, пытаясь защитить здание Капитолия столицы штата Мериленд от удара мол­нии, прикрепил к зданию толстый железный стер­жень, возвышавшийся над куполом на несколько метров и соединённый с землей. Учёный отказался патентовать своё изобретение, желая, чтобы оно как можно скорее начало служить людям.

Механизм дей­ствия громоотвода легко объяснить, если вспомнить, что напряжённость электрического поля вблизи по­верхности заряженного проводника увеличивается с ростом кривизны этой поверхности. Поэтому под грозовым облаком вблизи острия громоотвода на­пряжённость поля будет так высока, что вызовет ио­низацию окружающего воздуха и коронный разряд. В результате вероятность попадания молнии имен­но в громоотвод значительно возрастает. Так знание электростатики не только позволило объяснить про­исхождение молний, но и защититься от них. Весть о громоотводе Франклина быстро раз­неслась по Европе, и его выбрали во все академии, включая и Российскую. Однако в некоторых стра­нах набожное население встретило это изобретение с возмущением. Сама мысль, что человек так легко и просто может укротить главное оружие божьего гнева, казалась кощунственной. Поэтому в разных местах люди из благочестивых соображений лома­ли громоотводы. Любопытный случай произошёл в 1780 г. в небольшом городке Сент-Омер на севере Франции, где горожане потребовали снести желез­ную мачту громоотвода, и дело дошло до судебного разбирательства. Молодой адвокат, защищавший громоотвод от нападок мракобесов, построил защи­ту на том, что и разум человека, и его способность покорять силы природы имеют божественное про­исхождение. Всё, что помогает спасти жизнь, - во благо, доказывал молодой адвокат. Он выиграл про­цесс и снискал большую известность. Адвоката зва­ли Максимилиан Робеспьер. Ну, а сейчас портрет изобретателя громоотвода - самая желанная репро­дукция в мире, ведь она украшает известную всем стодолларовую купюру.

Классный руководитель.

А теперь необходима консультация специалиста по электробезопасности как электростатика защищает от воздействий электрического поля.

Эксперт 6.

Люминесцентная лампа может служить удобным индикатором электрического поля. Чтобы убедиться в этом, потрём, находясь в тёмном помещении, лампу полотенцем или шарфом. В результате внешняя по­верхность лампового стекла зарядится положительно, а ткань - отрицательно, и мы увидим всполохи света в тех местах лампы, к которым мы прикасаемся заря­женной тканью. Измерения показали, что напряжён­ность электрического поля внутри работающей лю­минесцентной лампы составляет около 10 В/м. При такой напряжённости поля свободные электроны об­ладают необходимой энергией для ионизации атомов ртути внутри лампы.

Электрическое поле под высоко­вольтными линиями электропередач (ЛЭП) может быть очень большим. Поэтому, если люминесцентную лампу воткнуть в землю под ЛЭП, то она будет довольно ярко светиться в тёмное время суток. Так, с помощью энергии электростатического поля можно освещать пространство под ЛЭП.

Вопросы:

Почему фарфоровые изоляторы для наружной электропроводки делают в виде колокольчиков?

Почему опасно прикасаться к мачтам высокого напряжения, хотя провода с током отделены от матч гирляндами изоляторов?



Классный руководитель.

А теперь необходима консультация специалиста по электробезопасности как электростатика предупреждает о пожаре и делает дым чище.

Эксперт 7.

Электростатика действительно предупреждает о пожаре и делает дым чище. В большинстве случаев при выборе типа детек­тора пожарной сигнализации предпочтение отда­ётся дымовому датчику, так как пожар обычно со­провождается выделением большого количества дыма. Дымовые датчики работают на ионизацион­ном или фотоэлектрическом принципах. В иониза­ционных детекторах дыма используется источник а-излучения (как правило, америций-241), ионизирующий воздух между металлическими пластинами-электродами, а электрическое сопротивление между ними постоянно измеряется с по­. мощью специальной схемы.

Внешний вид иони­зационного детектора дыма.

Ионы, образующиеся при а-излучении, обе­спечивают проводи­мость воздуха между электродами (вверху), которая падает, когда появляются частички пыли (чёрные точки).

Оказывающиеся между пластинами микрочастицы дыма связываются с ионами, нейтрализуют их заряд и увеличивают таким образом сопротивление межэлек­тродного пространства, на что реагирует электрическая схема, подавая сигнал тревоги. Датчики, устроенные на этом принципе, демонстрируют весьма впечатляющую чувствительность, реагируя ещё до того, как самый пер­вый признак дыма обнаруживается живым существом. Следует отметить, что никакой опасности для чело­века этот источник радиации не представляет, так как альфа-лучи не могут пройти даже через лист бумаги и полностью поглощаются слоем воздуха толщиной не­сколько сантиметров. Способность частичек пыли к электризации ши­роко используется в электростатических пылеуло­вителях.

^ 3.Фронтальная беседа по содержанию информационный блока

Классный руководитель.

А теперь давайте вместе ответим на вопросы:

Что означает термин «электробезопасность»?

Электробезопасность – система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества.

^ Каковы правила освобождения пострадавшего от электрического тока?

Если пострадавший соприкасается с токоведущими частями, необходимо, прежде всего, освободить его от действия электрического тока. При этом следует иметь в виду, что прикасаться к человеку, находящемуся под током, без применения надлежащих мер предосторожности опасно для жизни оказывающего помощь. Поэтому первым действием оказывающего помощь должно быть быстрое отключение той части установки, которой касается пострадавший. При этом необходимо учитывать следующее: - в случае нахождения пострадавшего на высоте отключение установки и освобождение его от электрического тока могут привести к падению пострадавшего с высоты, поэтому должны быть приняты меры, обеспечивающие безопасность падения пострадавшего; - при отключении установки может одновременно отключиться и электрическое освещение, в связи с чем следует обеспечить освещение от другого источника, не задерживая, однако, отключения установки и оказания помощи пострадавшему. Если отключение установки не может быть произведено достаточно быстро, необходимо применять меры к отделению пострадавшего от токоведущих частей, к которым он прикасается. При этом следует воспользоваться сухой одеждой, канатом, палкой, доской или каким-либо другим сухим предметом, не проводящим электрический ток. Использование для этих целей металлических или мокрых предметов не допускается. При отделении пострадавшего от токоведущих частей рекомендуется действовать по возможности одной рукой. Для отделения пострадавшего от земли или токоведущих частей, находящихся под напряжением выше 1000В, следует надеть диэлектрические перчатки и боты и действовать штангой или клещами, рассчитанными на напряжение данной электроустановки.

^ Как оказывается первая помощь пострадавшему от электрического тока?

Меры первой помощи зависят от состояния, в котором находится пострадавший. Для определения этого состояния необходимо немедленно провести, следующие мероприятия (время не более 1 мин.): - уложить пострадавшего на спину на твердую поверхность; проверить наличие у пострадавшего дыхания (определяется по подъему грудной клетки); - проверить наличие у пострадавшего пульса; - выяснить состояние зрачка (узкий или широкий) - широкий зрачок указывает на резкое ухудшение кровоснабжения мозга. Во всех случаях поражения электрическим током вызов врача является обязательным независимо от состояния пострадавшего. В случае отсутствия возможности быстро вызвать врача необходимо срочно доставить пострадавшего в лечебное учреждение, обеспечить для этого необходимые транспортные средства или носилки. При поражении электрическим током пострадавший может находиться в сознании или в бессознательном состоянии. Если пострадавший находится в сознании, то его следует уложить в удобное положение и до прибытия врача обеспечить ему полный покой. Если же пострадавший находится в бессознательном состоянии, то следует немедленно расстегнуть одежду, создать приток свежего духа, давать нюхать нашатырный спирт, обрызгивать его водой и делать искусственное дыхание.

^ На какие категории подразделяются плакаты и знаки безопасности?

Плакаты и знаки подразделяются на:

- запрещающие (для запрещения действий с коммутационными аппаратами, при ошибочном включении которых может подано напряжение на место работы);

- предупреждающие (для предупреждения об опасности приближения к токоведущим частям, находящимся под напряжением);

- предписывающие (разрешение определенных действий только при выполнении конкретных требований безопасности труда);

- указательные (указания местонахождения различных объектов и устройств).

Наименование плакатов:

- запрещающие: «НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ»; «НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТА НА ЛИНИИ»; «НЕ ОТКРЫВАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ»; «РАБОТА ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ. ПОВТОРНО НЕ ВКЛЮЧАТЬ!»;

- предупреждающие: «ОСТОРОЖНО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ»; «СТОЙ НАПРЯЖЕНИЕ!»; «ИСПЫТАНИЯ. ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ»; «НЕ ВЛЕЗАЙ! УБЬЕТ»; «ОПАСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ»; «БЕЗ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ПРОХОД ЗАПРЕЩЕН»;

- предписывающие: «РАБОТАТЬ ЗДЕСЬ»; «ВЛЕЗАТЬ ЗДЕСЬ»;

- указательные: «ЗАЗЕМЛЕНО».

^ Что означают эти плакаты?









О пожаре звонить 01



Предупреждающие знаки безопасности

Опасное место! Электрическое напряжение (поле)

Знаки пожарной безопасности





^ 4.Незаконченные предложения по теме «Чтобы электричество не приносило вред, нужно…»

Классный руководитель

Попробуйте закончить предложение «Чтобы электричество не приносило вред, нужно…»

  1. ^ Заключительная беседа по теме «Электробезопасность»

Сегодня мы попытались разобраться, что же это такое – электричество… Добро или зло? Мы не представляем своей жизни без электричества, выключают свет - выключают цивилизацию. Электричество окружает нас везде: на улице, дома, в училище. И везде надо помнить, что электричество несет нам тепло, свет, знания, и если мы не будем знать и выполнять все меры по электробезопасности, то последствия могут быть печальными. В любом явлении можно найти как положительные качества, так и отрицательные. Так давайте же дружить с электричеством.

^ 6.Подведение итогов.

Классный руководитель.

Какое настроение осталось у вас после сегодняшнего классного часа? Чье выступление вам запомнилось? Кто показался наиболее убедительным?

Список литературы:

1. Анофрикова С.В. Азбука учительской деятель­ности, иллюстрированная примерами деятельно­сти учителя физики. ч. 1. Разработка уроков. М.:

^ 2. БОГДАНОВ К.Ю., лицей N2 1586, г. Москва

3. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 1985.

4. Ивашкина Д.А. Поэтапное обучение обработ­ке эксперимецтальных данных / / Физика- пс. 2007. N!! 18. С. 15-18; N!! 19. С. 7-10. Электрон­ная версия: URL: http://fiz.1september.ru/aгticle. php?ID=200701804. Электронное- приложение: http://fiz.1september.ru/sprojects/200718.htm

5. Касьянов В. А.«Физика-10»,Дрофа-2004г.

6. Кац Ц.Б. «Биофизика на уроках физики» Москва «Просвещение» 1988г.

7. Книга для чтения по физике. / Сост. И.Г.Кириллова. – М.: Просвещение, 1986г.

8. Манойлов В.Е. «Электричество и человек» Ленинград «Энегроиздат» 1982г.

9. Мякишев Г.Я. «Физика-10», «Физика-11»,-Москва «Просвещение»2011г.

10. Тарасов Л.В. «Физика в природе» 2006г.

11.Тихомиров С.А.«Дидактические материалы по физике 7-11 классы» Москва «Школьная пресса» 2003г.

12.Тихомиров С.А. «Физика в пословицах, загадках и сказках» Москва «Школьная пресса» 2002г.

13.А.А. Фадеев, П.И. Самойленко «Физика» Дидактические материалы Москва «Высшая школа» 1988г.



Похожие:

Методическая разработка классного часа на тему: «Электробезопасность» iconМетодическая разработка открытого классного часа на тему: «Я выбираю жизнь»
Предлагаемая разработка классного часа может оказать помощь юношам и девушкам в принятии единственно верного решения, который должен...
Методическая разработка классного часа на тему: «Электробезопасность» iconМетодическая разработка открытого классного часа «выберем жизнь»
Методическая разработка классного часа будет полезна всем тем, кто работает в сфере профилактики
Методическая разработка классного часа на тему: «Электробезопасность» iconМетодическая разработка классного часа тема: «знающие бухгалтеры это сила. Во всем мире!»
Данная методическая разработка классного часа может применяться на внеклассных мероприятиях в группах первого и второго курсов специальности...
Методическая разработка классного часа на тему: «Электробезопасность» iconМетодическая разработка классного часа на тему патриотического воспитания:...
Данная разработка выполнена для проведения классного часа «Моя профессия – моя гордость»
Методическая разработка классного часа на тему: «Электробезопасность» iconМетодическая разработка классного часа по теме «День защитника Отечества»...
Название работы: «Методическая разработка классного часа по теме «День защитника Отечества»
Методическая разработка классного часа на тему: «Электробезопасность» iconМетодическая разработка классного часа на тему: «Мы разные, но все-таки мы вместе!»
Построение доверительных отношений, готовности к принятию личностных особенностей другого человека
Методическая разработка классного часа на тему: «Электробезопасность» iconМетодическая разработка классного часа (с презентацией) на тему «Православные...
Мкоу «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка»
Методическая разработка классного часа на тему: «Электробезопасность» iconМетодическая разработка классного часа Тема: Навеки перед нами подвиг твой
Методическая разработка предназначена для обмена опытом в проведение классных часов, посвященных Великой Отечественной войне
Методическая разработка классного часа на тему: «Электробезопасность» iconМетодическая разработка воспитательного мероприятия классный час : «Профессия- хранитель земли»
Методическая разработка предназначена для преподавателей средних специальных учебных заведений с целью оказания им практической помощи...
Методическая разработка классного часа на тему: «Электробезопасность» iconМетодическая разработка классного часа на тему: «Н. В. Гоголь и калмыки»
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница