Программа по дисциплине опд. Ф 11




Скачать 267.93 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине опд. Ф 11
страница1/3
Дата публикации09.04.2013
Размер267.93 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Физика > Программа
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДЕНА

Советом факультета ИФМИП

________________/Е.Ю. Булыгина/

«___» _________________ 2010 г.
Обсуждена на заседании кафедры специальной психологии ИФМИП

Протокол № __ от «__» _________ 2010 г.

________________ /А.Ф. Повещенко/
ПРОГРАММА по дисциплине

ОПД. Ф.3.11. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»

Специальность:050716.65 Специальная психология

Специализация: Практическая психология и консультирование

Квалификация – специальный психолог
Составитель: д.м.н., профессор Повещенко А.Ф.

Новосибирск 2010
^ ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Дисциплина ОПД.Ф.11 «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» должна содержать следующие дидактические единицы:

Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой функции у детей. Патология органов слуха. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.

Периферический и центральный отделы речевого аппарата. Анатомическое строение, функции и возрастные особенности органов речи. Физиология органов речи. Особенности исследования органов речи у детей. Патология (аномалии развития и заболевания) органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей.

Основные вопросы офтальмологической помощи детям. Анатомия и физиология органов зрения с учетом возрастных особенностей детей. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Офтальмогигиенические рекомендации в области воспитания и обучения детей с той или иной патологией. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей.

Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения.
^

Цели и задачи дисциплины


Предметом изучения данного курса является анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения и результаты работы сенсорных систем – субъективное восприятия человеком окружающего мира. Курс предполагает ознакомить студентов такими понятиями как ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов в цвете, вкусе, температуре и т.д. эти ощущения поступают от отдельных анализаторов. На основе совокупности ощущений поступающих от анализаторов формируется восприятие. Целью преподавания данного курса является ознакомление студентов с основами функционирования сенсорных систем организма таких как зрение, слух, вестибулярный аппарат, болевая, тактильная чувствительность, вкус, обоняние в норме, а также ознакомление с нарушениями этих систем и способами их коррекции. Не менее важным является изучение физиологических механизмов формирования речи, а также ее нарушений и методов коррекции.

Изучение курса «Анатомия, физиология и патология органов слуха зрения и речи» является необходимым для школьных психологов и педагогов, так как данная патология нервной системы может привести к недоразвитию личностной, социальной, интеллектуальной или поведенческой сфер, что приводит к трудностям в освоении школьных программ.

В соответствии с назначением основной целью учебной дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха зрения и речи » является формирование профессионально подготовленного, адаптивного в современных условиях педагога, имеющего представление о причинах и механизмах общего психического недоразвития, владеющего знаниями об основных особенностях структуры интеллекта и личности при различных формах интеллектуальных нарушений: олигофрении, приобретенных видах слабоумия, а также пограничных с умственной отсталостью состояниях.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

  • Изучение анатомо-физиологических закономерностей формирования нервной системы в возрастном аспекте, развития анализаторов и функциональных систем обусловливающих становление высшей нервной деятельности.

  • Эволюции нервной системы и основных физиологических процессов происходящих в нервной системе

  • Изучение этиологии, пато- и морфогенеза, клиники заболеваний и травм нервной системы у детей различных возрастных групп.

  • Изучение влияния патологии нервной системы на последующее развитие ребенка.

  • Изучение «критических периодов» психомоторного и речевого развития, неврологические основы патологии речи.

  • Изучение современных методов и принципов профилактики, лечения, реабилитации детей с поражением нервной системы;

  • Изучение методов исследования в неврологии и использование элементарных практических приемов в диагностике патологии нервной системы с целью разработки методов индивидуального психолого-педагогического коррекционного воздействия.

  • Дать представление об этиологии и патогенезе неврологических нарушений, показать клинические формы и их течение, пути компенсации и профилактики;

  • создание установки на перенос полученных в курсе знаний в практическую деятельность, что станет основой адаптивности в современных социокультурных условиях.

  • Овладение данной дисциплиной позволяет специалистам участвовать в медико-психолого-педагогических мероприятиях по коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Овладение данной дисциплиной позволяет специалистам участвовать в эффективной организации учебного процесса, разработки и реализации дифференцированной системы коррекционно-воспитательных мероприятий и решения вопросов индивидуально-трудовой адаптации детей и подростков.


^ Требования к уровню освоения содержания курса

По окончанию изучения дисциплины в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности студент должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, а именно:

  • Иметь представление:

  • об основных сферах применения получаемых знаний;

  • об этиологии, патогенезе, профилактике заболеваний сенсорных систем.




  • Знать:

  • Анатомию и физиологию периферического и центрального слухового, речевого и зрительного аппаратов.

  • Основные анатомо-физиологических закономерности формирования нервной системы в возрастном аспекте, развития анализаторов и функциональных систем обусловливающих становление высшей нервной деятельности.

  • Эволюцию анализаторов и нервной системы в целом, основные анатомо-физиологические характеристики анализаторов.

  • Этиологию, пато- и морфогенез, клинические проявления заболеваний и травм анализаторов и нервной системы в целом у детей различных возрастных групп.

  • Влияния патологии сенсорных систем на последующее развитие ребенка.

  • «Критические периоды» психомоторного и речевого развития, основы патологии речи.

  • Современные методы и принципы профилактики, лечения, реабилитации детей с поражением анализаторных систем;

  • Методы исследования сенсорных систем и использование элементарных практических приемов в диагностике патологии анализаторов с целью разработки методов индивидуального психолого-педагогического коррекционного воздействия.

  • Основные проявления заболеваний и поражений анализаторных систем.

  • О причинах и механизмах возникновения комбинированных интеллектуальных нарушений у детей, связанных с повреждением сенсорных систем различать основные нозологические формы по клиническим проявлениям

  • Принципы и методы клинической диагностики, принятые в современной психиатрии, дефектологии, невропатологии, нейропсихологии, патопсихологии,

  • Общие принципы построения индивидуальных медико-педагогических коррекционных программ с учетом всех диагностических данных, индивидуальных потребностей ребенка, нарушенных функций и сохранного потенциала развития.

  • Уметь:

  • Уметь провести элементарное обследование органов слуха, зрения и речи, дать обобщенную характеристику.

  • Воспроизводить содержание полученных теоретических знаний,

  • Уметь применять теоретические знания для решения практических вопросов по дифференциальной диагностике нарушений слуха, зрения и речи для реализации задач индивидуального подхода в процессе обучения.

  • Использование элементарных практических приемов диагностики с целью разработки методов индивидуального психолого-педагогического коррекционного воздействия.

  • Научиться всестороннему и целостному пониманию детей с проблемами развития.

  • Описывать особенности нарушений развития сенсорных систем на каждом возрастном этапе.

  • Применять медико-биологические и психологические знания для организации учебно-педагогической работы с учетом тяжести и особенностей недоразвития или недостаточности ребенка.

  • Создавать психологически комфортную среду при организации учебно-педагогического сотрудничества с учетом возрастных особенностей ребенка с недостаточностью функционирования сенсорных систем.

  • Применять медико-биологические и психологические знания для организации педагогического процесса.

  • Самостоятельно работать с научной психологической литературой.
  1   2   3

Похожие:

Программа по дисциплине опд. Ф 11 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 23
Опд. Р 23. «Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»
Программа по дисциплине опд. Ф 11 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 9
Дисциплина опд. Ф 9 «Психопатология» должна содержать следующие дидактические единицы
Программа по дисциплине опд. Ф 11 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 22
Опд. Р 22. «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»
Программа по дисциплине опд. Ф 11 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 21
...
Программа по дисциплине опд. Ф 11 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф «Психология человека»
Опд. Ф. 01. государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540600 педагогика степень...
Программа по дисциплине опд. Ф 11 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 10
...
Программа по дисциплине опд. Ф 11 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 02
Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими)
Программа по дисциплине опд. Ф 11 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 4
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине опд. Ф 11 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 25
Дисциплина дпп. Ф 13 «Патопсихология» должна содержать следующие дидактические единицы
Программа по дисциплине опд. Ф 11 iconПрограмма по дисциплине опд. В 29
Составитель: Ярышева А. А., старший преподаватель кафедры специальной психологии ифмип
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница