Московский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)




Скачать 149.67 Kb.
НазваниеМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)
Дата публикации05.04.2013
Размер149.67 Kb.
ТипКурсовой проект
shkolnie.ru > Физика > Курсовой проект


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ (ИЭЭ)
____________________________________________________________________
_______________________________________


Направление подготовки: 140400 Электроэнергетика и электротехника

Программа подготовки: Электроэнергетические системы и сети, их режимы, устойчивость, надежность и качество электрической энергии

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

" Управление качеством электроэнергии"


Цикл:

профессиональный




^ Часть цикла:

по выбору




дисциплины по учебному плану:

ИЭЭ; М2.8б




^ Часов (всего) по учебному плану:

108




Трудоемкость в зачетных единицах:

3


2 семестр – 3


Лекции

36 часов

2 семестр

Практические занятия

18 часов

2 семестр

Лабораторные работы

Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены




^ Расчетные задания, рефераты

Расчетные задания, рефераты учебным планом не предусмотрены




Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

54 часа




Экзамены

Экзамены учебным планом не предусмотрены




^ Курсовые проекты (работы)

Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен






Москва - 2011

^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является получение знаний и умений в области управления качеством электроэнергии в электрических сетях общего назначения.
По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

  • способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение, в том числе с помощью информационных технологий (ОК-6);

  • способностью использовать знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-7);

  • способностью использовать представление о методологических основах научного познания и творчества, роли научной информации в развитии науки (ОК-8);

  • готовностью вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий, способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-9);

  • способностью использовать углубленные теоретические и практические знания, которые находятся на передовом рубеже науки и техники в области профессиональной деятельности (ПК-2);

  • способностью анализировать естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-5);

  • способностью и готовностью применять современные методы исследования проводить технические испытания и (или) научные эксперименты, оценивать результаты выполненной работы (ПК-6);

  • способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК-7);

  • способностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК-8);

  • готовностью использовать современные и перспективные компьютерные и информационные технологии (ПК-9);

  • готовностью применять методы анализа вариантов, разработки и поиска компромиссных решений (ПК-11);

  • способностью применять методы создания и анализа моделей, позволяющих прогнозировать свойства и поведение объектов профессиональной деятельности (ПК-13);

  • готовностью решать инженерно-технические и экономические задачи с применением средств прикладного программного обеспечения (ПК-19);

  • способностью принимать решения в области электроэнергетики и электротехники с учетом энерго- и ресурсосбережения (ПК-21);

  • способностью определять эффективные производственно-технологические режимы работы объектов электроэнергетики и электротехники (ПК-23);

  • способностью к внедрению достижений отечественной и зарубежной науки и техники (ПК-24);

  • способностью управлять действующими технологическими процессами при производстве электроэнергетических и электротехнических изделий, обеспечивающими выпуск продукции, отвечающей требованиям стандартов и рынка (ПК-26);

  • готовностью использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах (ПК-36);

  • способностью планировать и ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований (ПК-37);

  • готовностью составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-40);

  • готовностью проводить экспертизы предлагаемых проектно-конструкторских решений и новых технологических решений (ПК-44);


Задачами дисциплины являются

  • изучить характеристики качества электрической энергии и причины возникновения кондуктивных помех;

  • освоить организационные, технические и методические мероприятия обеспечения качества электрической энергии;

  • научить оценивать допустимые границы установившегося отклонения напряжения в различных точках электрической сети, рассчитывать параметры фильтро-компенчирующих и симметрирующих устройств, определять размахи напряжений вызванных резкопеременной нагрузкой, оценивать результаты контроля качества электрической энергии, проводить контроль качества электрической энергии в электрических сетях.

^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла М.2 основной образовательной программы подготовки магистров по программе "Электроэнергетические системы и сети, их режимы, устойчивость, надежность и качество электрической энергии" направления 140400 Электроэнергетика и электротехника.

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: "Теоретические основы электротехники", "Электроэнергетические системы и сети", "Электрические машины", "Электрическая часть электростанций и подстанций".

Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении магистерской выпускной квалификационной работы.

^ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины, обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

В результате освоения учебной дисциплины, обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

  • показатели качества электрической энергии (ПК-8, ОК-6, ОК-7);

  • причины возникновения кондуктивных помех (ПК-6, ОК-6, ОК-7);

  • методы обеспечения электромагнитной совместимости электроприемников и систем электроснабжения (ПК-2, ПК-5, ПК-8, ПК-11, .

Уметь:

  • оценивать допустимые границы установившегося отклонения напряжения в различных точках электрической сети (ПК-2, ПК-5, ПК-9, ПК-13, ПК-23, ;

  • рассчитывать параметры фильтро-компенчирующих и симметрирующих устройств (ПК-2, ПК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-21, ПК-23);

  • определять размахи напряжений вызванных резкопеременной нагрузкой (ПК-2, ПК-5, ПК-13, ПК-23);

  • оценивать результаты контроля качества электрической энергии (ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-36, ПК-37)

  • проводить контроль качества электрической энергии в электрических сетях (ПК-2, ПК-5, ПК-7, ПК-8,.

Владеть:

  • терминологией в области качества электрической энергии (ОК-6, ОК-7;

  • навыками поиска информации о современных методах обеспечения качества электрической энергии (ОК-6, ОК-8, ОК-9,);

  • навыками оценки качества электрической энергии на этапе проектирования и при эксплуатации электрических сетей (ОК-7, ПК-2, ПК-5, ПК-9, ПК-13, ПК-21, ПК-24, ПК-40, ПК-44).


^ 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Электромагнитная совместимость и качество электроэнергии

8

2

2




--

6

Тест

2

Показатели качества электроэнергии

12

2

4




--

8

Тест

3

Влияние качества электроэнергии на работу электроприемников

20

2

8

4

--

8

Контрольная работа

4

Требования к качеству электроэнергии

14

2

4

4

--

6

Тест

5

Средства измерения показателей качества электроэнергии

10

2

2




--

8

Тест

6

Контроль и анализа качества электроэнергии

14

2

6




--

8

Контрольная работа

7

Способы и технические средства обеспечения качества электроэнергии

28

2

10

10

--

8

Контрольная работа




Зачет

2

2

--

--

--

2

Собеседование




Итого:

108




36

18

--

54





^ 4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции:

2 семестр

  1. Электромагнитная совместимость и качество электроэнергии.

Источники и приемники электрической энергии (ЭЭ). Передача, производство, распределение и потребление электроэнергии. Баланс активной и реактивной мощности. Номинальные напряжения электрических сетей. Распределение напряжения при передаче ЭЭ. Качество электроэнергии (КЭ) и электромагнитная совместимость (ЭМС). Характеристики КЭ и ЭМС. Виды электромагнитных помех. Показатели КЭ и уровни ЭМС. Помеховоспреимчивость и помехоустойчивость.


  1. Показатели качества электроэнергии.

Отклонение, колебания, несинусоидальность, несимметрия напряжения и отклонения частоты как процессы, характеризующие режим работы электрической системы. Показатели качества электрической энергии (ПКЭ) как характеристики этих процессов.

Отклонения напряжения в трехфазной и однофазной сети, форма, размахи и частота повторений колебаний напряжения, фликер как интегральная характеристика колебаний напряжения, коэффициент искажения синусоидальности кривой напряжения и коэффициент гармонических искажений напряжения, коэффициент несимметрии напряжения по обратной и нулевой последовательности.

Провалы напряжения и временные перенапряжения. Глубина и длительность провалов. Коэффициент временного перенапряжения.

Импульсы напряжения, их амплитуда и длительность.

Нормирование КЭ (ГОСТ 13109-97). Нормальные и предельные значения ПКЭ. Основные ПКЭ и вспомогательные параметры электрической энергии. Оценка ПКЭ по допустимым значениям, вероятностные характеристики ПКЭ. Нормы КЭ и их характеристики.

  1. Влияние качества электроэнергии на работу электроприемников.

Требования к типам заземления системы. Особенности подключения различных электроустановок к одной распределительной сети. Возможные дефекты конструкции сети и их влияние на КЭ.

Преобразователи, дуговые сталеплавильные печи, индукционные печи, сварочное оборудование, освещение, бытовые электроприемники. Основные характеристики этого оборудования, определяющие вид вносимых искажений напряжения. Нормирование уровня помех, вносимых электроприемниками.

Электротехнический и технологический ущерб, вызванный ухудшением качества электроэнергии на зажимах электроприемников. Статические характеристики генераторов, электромеханические характеристики асинхронных двигателей, потери в конденсаторах и кабелях, сокращение срока службы изоляции, характеристики ламп накаливания. Восприимчивость электронного оборудования и компьютеров.


  1. Требования к качеству электроэнергии.

Правовая основа взаимоотношений энергоснабжающей организации и потребителей. Гражданский кодекс Российской Федерации. Федеральный закон об электроэнергетике. ГОСТ 13109. Правила присоединения потребителя к сетям общего назначения по условиям качества электроэнергии. Методические указания по контролю и анализу качества электроэнергии в электрических сетях общего назначения. Правила учета электрической энергии. Порядок сертификации электроэнергии по ее качеству.


  1. Средства измерения показателей качества электроэнергии.

Типовая структура современных средств измерения (СИ). Основные технические требования к приборам. Требования к нормируемым метрологическим характеристикам. Требования к электропитанию. Требования к входным цепям. Требования электромагнитной совместимости. Исполнение приборов. Требования безопасности. Методы контроля метрологических характеристик. Испытания приборов. Сертификат на тип.


  1. Контроль и анализа качества электроэнергии.

Контроль в точках общего присоединения потребителя (ТОП). Эпизодический и постоянный контроль. Выбор типа средств измерения (СИ). Схемы присоединения СИ. Измерение напряжений, тока и мощности. Учет погрешности СИ и измерительных трансформаторов напряжения и тока.

Выбор интервала измерения и длительности измерения. Обработка результатов измерения. Оценка допустимости измеренных ПКЭ по относительному времени превышения нормальных и предельных значений ПКЭ.

Анализ результатов измерения. Определение фактического вклада потребителя. Определение допустимого расчетного вклада потребителя в ухудшение КЭ. Контроль выполнения требований ГОСТ 13109. Контроль выполнения условий договора на электроснабжение.

Определение виновника ухудшения КЭ в ТОП.

Оформление документации по результатам контроля и анализа КЭ.


  1. Способы и технические средства обеспечения качества электроэнергии.

Организационные и технические мероприятия. Анализ причин ухудшения КЭ. Измерения ПКЭ. Выбор мероприятий в условиях проектирования и эксплуатации. Технические условия на присоединение потребителя к ЭС общего назначения. Выбор средств обеспечения КЭ. Регулирование напряжения. Компенсация реактивной мощности. Фильтро-компенсирующие и симметрирующие установки. Схемные способы обеспечения КЭ.
^ 4.2.2. Практические занятия

2 семестр

Методы определения сокращения срока службы электроприемников при ухудшении качества электроприемников.

Оценка качества электроэнергии по результатам измерений.

Оценка допустимых границ установившегося отклонения напряжения в различных точках электрической сети.

Настройка устройств регулирования напряжения.

Определение параметров фильтро-компенчирующих и симметрирующих устройств.

Оценка размахов напряжений вызванных резкопеременной нагрузкой.
^ 4.3. Лабораторные работы:

Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены.
4.4. Расчетные задания:

Расчетные задания учебным планом не предусмотрены.
4.5. Курсовые проекты и курсовые работы:

Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен.
^ 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в форме лекций с использованием презентаций и видео роликов. Презентации лекций содержат большое количество фотоматериалов.

^ Практические занятия включают просмотр учебных фильмов по установки средств измерения в электрических сетях, с последующим обсуждением.

Самостоятельная работа включает подготовку к тестам и контрольным работам, подготовку к зачету.

^ 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются различные виды тестов, контрольные работы, устный опрос.

Аттестация по дисциплине – зачет.

Оценка за освоение дисциплины, определяется из условия: 0,5(среднеарифметическая оценка за контрольные и тесты) + 0,5оценка на зачете.

В приложение к диплому вносится оценка за 2 семестр.

^ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

Управление качеством электроэнергии/ И.И. Карташев, В.Н. Тульский, Р.Г. Шамонов и др.; под ред. Ю.В. Шарова. – М.: Издательский дом МЭИ, 2006. – 320 с.
б) дополнительная литература:

Железко Ю.С. Потери электроэнергии. Реактивная мощность. Качество электроэнергии: Руководство для практических расчетов. – М.: ЭНАС, 2009. - 456 с.
^ 7.2. Электронные образовательные ресурсы:

а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Power Quality Teaching Toy, http://www.fsk-ees.ru/, http://www.holding-mrsk.ru/ .

б) другие:

учебный фильм "Установка средств контроля качества электрической энергии в сетях различных классов напряжения".
^ 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и показа учебных фильмов.

На лекциях и практических занятиях используются наглядные пособия в виде средств измерения.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140400 – Электроэнергетика и электротехника.
ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

к.т.н., доцент Тульский В.Н.
"УТВЕРЖДАЮ":

Зав. кафедрой Электроэнергетических систем

к.т.н., доцент Шаров Ю.В.

Похожие:

Московский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)
...
Московский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)

Московский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)

Московский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)
Магистерская программа Энергоустановки на основе возобновляемых видов энергии
Московский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)
Магистерская программа Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
Московский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)
Целью дисциплины является формирование фундамента знаний, языка электротехники и методологии решения ее задач
Московский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)
...
Московский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)
...
Московский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)
...
Московский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница