Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Краевой политехнический колледж»
Методическая разработка урока-лекции по физике
«Газовые законы»
Разработана: Верёвкиной И.С.
Чернушка, 2014
Тема: «Газовые законы»
УД (МДК, ПМ): физика
Раздел: Молекулярная физика и термодинамика
Цель урока: Изучение газовых законов (история открытия, графики изопроцесса, математическая запись закона, объяснение с точки зрения МКТ);
^
обучающие: сформировать понятие «изопроцесс»; научить студентов решать аналитические и графические задачи, используя газовые законы.
развивающие: развивать умение учащихся работать в группах, способствовать развитию интеллектуальных умений: наблюдать, обобщать, анализировать и делать выводы; развивать качества личности: активность, самостоятельность, внимательность, критичность, желание рассуждать, объективность в оценках и самооценке;
воспитательные: воспитывать интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность, ответственность, умение слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.
^ урок формирования и совершенствования знаний
Вид урока: урок-лекция
Используемые технологии:
- ИКТ
- Технология развития критического мышления
Используемые методы обучения:
словесный: лекция с элементами беседы, публичное выступление студентов;
наглядный: показ презентации, видеофильмы «Изопроцессы»;
практический: заполнение таблицы, решение задач;
Приемы: «Сводная таблица», «синквейн»
Используемые формы организации познавательной деятельности студентов: Групповая и индивидуальная форма организации познавательной деятельности.
^
ОК 4 Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами, социальными партнерами
ОК 7 брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
^ имия, физика
Учебно-методическое обеспечение урока:
дидактические средства и методические средства: презентация лекции, методическая разработка лекционного занятия для преподавателя, таблица «Газовые законы»
технические средства: компьютер, видеопроектор, проекционный экран, интернет
^
Мякишев Г.Я. Физика: учеб.для 10 кл. общеобразоват.учреждений: / Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев,Н.Н. Сотский. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 366 с. Прогнозируемый результат:
Студент должен знать:
понятия изопроцесс, газовый закон;
Закономерности изотермического, изобарного, изохорного процессов
Студент должен уметь:
Решать задачи на применение газовых законов.
Список использованной литературы:
Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 10 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 400 с
ВикипедиЯ http://ru.wikipedia.org/wiki/Изопроцессы
Изобарный процесс http://www.youtube.com/watch?v=ic3pMbDgdNQ
Изотермический процесс http://www.youtube.com/watch?v=_XrePhFymtI
Изохорный процесс http://www.youtube.com/watch?v=0m37bjWYPZU
^
Этап урока
| Задачи этапа
| ^
| Формы организации учебной работы
Методы и приемы работы
| Средства обучения
| Организационный момент
| Подготовка студентов к работе на уроке: обеспечение положительной обстановки для работы на уроке
| Приветствие студентов, организация внимания.
Фиксирование присутствующих.
Проверка подготовленности к занятию.
Раздача карточек для деления студентов на три группы (на четное кол-во участников)
| Методы:
словесный (диалог, беседа); Формирование групп по случайному признаку
| Карточки для деления на группы
| Актуализация опорных знаний
| Повторение пройденного материала
| Разгадывание каждой группой кроссворда по теме «Основы МКТ» (приложение № 1)
| ^
словесный (описание, разъяснение, вопросы);
наглядный Формы:
индивидуальная и групповая работа;
Прием: кроссворд
| Презентация слайд № 1
| Самостоятельная работа в группах
| Сообщить тему, сформулировать цель и план занятия;
| Подведение к формулировке новой темы и постановка цели ее изучения. Формулирование вопросов, актуализирующих опорные знания:
Назовите макроскопические параметры характеризующие состояние идеального газа?
Какое уравнение связывает между собой эти параметры?
Учёных же давно интересовал вопрос, а существуют ли закономерности в поведении газа, если менять его состояние, как при неизменной массе, так и при неизменном каком-либо другом параметре (P,V,T). Как вы понимаете, эти задачи были успешно решены. Изменение состояния газа при неизменной массе и каком-либо другом параметре назвали изопроцессом. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с законами изопроцессов иначе газовыми законами.
Работа в группах (каждая группа изучает один газовый закон), заполняют часть таблицы (Приложение 2)
| Методы:
словесный (описание, разъяснение, вопросы);
наглядный.
практический (работа с текстовой информацией, заполнения таблицы).
Формы:
индивидуальная и групповая работа;
Прием «Инсерт»
| Презентация слайд №2,3,4, учебник, заполнение таблицы
Конспектирование
Чтение, выделение информации, структурирование
| Представление работы группой
| Обмен информацией.
Заполнение итоговой таблицы и составление конспекта
| Индивидуальные выступления студентов с презентациями об ученых открывших газовые законы
Выступление одного из представителей группы по своей теме («Изотермический процесс», «Изобарный процесс», «Изохорный процесс»). Остальные следят за ходом выступления, при необходимости исправляют, корректирует ответ.
Просмотр видеофрагментов с опытами «Изотермического процесса», «Изобарного процесса», «Изохорного процесса» Заполнение сводной таблицы в тетрадях (Приложение 3)
| Методы:
– словесный (умение с полнотой выражать свои мысли, разъяснение);
– наглядный (графические изображения). Прием «Сводная таблица»
| Презентации студентов
Презентация слайд №5
Активное слушание и восприятие
Конспекты в тетрадях
Видеофильмы «Изотермический процесс», «Изобарный процесс», «Изохорный процесс»
| Обобщение и систематизация изученного материала
| Обеспечение закрепления в памяти обучающихся знаний, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу; обеспечение в ходе закрепления повышения уровня осмысления и глубины понимания изученного.
| Закрепление полученных знаний:
решение качественных задач на применение газовых законов (Приложение 4)
Совместное решение расчетной и графической задачи у доски. (Приложение 5)
Самостоятельное решение задач в группах, обсуждение решения и сверка ответов
| Методы:
– практический (анализ, синтез);
– словесный (разъяснение, беседа, диалог).
наглядный (графические изображения).
Форма организации: работа в парах
| Презентация слайд №6,7
тетрадь
| Домашнее задание
| Мотивация студентов на самостоятельную работу (собственная деятельность)
| Инструктаж по выполнению домашней лабораторной работы «Проверка закона Гей – Люссака в домашних условиях».
Инструкцию по выполнению домашней лабораторной работы студенты получают по электронной почте. (Приложение 6)
| – словесный (разъяснение, беседа, диалог).
| Презентация слайд №8
| Заключение, рефлексия
| Инициировать рефлексию студентов по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с педагогом и одногруппниками.
| Преподаватель
Подведение итогов занятия. Оценивание работ обучающихся.
Написать синквейна по теме занятия «Газовые законы» (Приложение 7).
| Методы
– рефлексивный (написание синквейна, самооценка студента его состояния);
– словесный
| Тетрадь Презентация
|
Приложение 1.
Кроссворд
|
|
|
|
|
|
|
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8
|
|
|
|
|
| 9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |