Скачать 278.86 Kb.
|
Тема 3. Долгосрочное финансовое планирование 3.1. Долгосрочное планирование 3.2. Модели финансового планирования 3.2.1. Простая модель финансового плана 3.2.2. Процентная модель финансового плана 3.3. Внешнее финансирование и рост 3.4. Финансовая политика и рост 3.1. Долгосрочное планирование Долгосрочное финансовое планирование - это средство прогнозирования на будущее и предвидения предстоящих проблем с целью их избежания. Финансовое планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия. В целом, финансовый план представляет собой программу того, что должно быть сделано в будущем. ^ предприятия зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений, к которым относятся: максимизация продаж, максимизация прибыли, максимизация собственности владельцев компании. Главной целью является максимизация будущей выгоды владельцев компании. Финансовое планирование решает следующие задачи:
Выделяют четыре этапа процесса финансового планирования:
В практике финансового планирования применяются следующие методы: - экономического анализа; - коэффициентный; - нормативный; - балансовый; - дисконтированных денежных потоков; - многовариантности (сценариев); - экономико-математическое моделирование. Финансовые планы классифицируются по срокам действия:
Стратегическое планирование связано с принятием основополагающих финансовых решений, например, реорганизации бизнеса (приобретение еще одного предприятия, закрытие предприятия и т.д.) и инвестиционных решений. Степень детализации в таких планах довольно невысока. Количество, содержание этапов составления и форма стратегического плана могут существенно отличаться и зависят от многих факторов, например формы собственности, отраслевой принадлежности и размеров. Этапы долгосрочного (стратегического) финансового планирования:
В процессе перспективного финансового планирования установки, сделанные в стратегическом планировании, получают экономическое обоснование и уточнение. Перспективный финансовый план (составляется на три года и более) определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, он связан с постановкой целей и задач предприятия, а также с поддержанием взаимоотношений с внешним окружением. Перспективный финансовый план содержит прогнозную отчетность (проформы, Pro forma): - прогнозный баланс, - план прибылей и убытков, - план движения денежных средств. Прогнозная отчетность является удобным способом обобщения различных хозяйственных событий, возникновение которых ожидается в будущем. Она служит необходимым минимумом информации для принятия управленческих решений и базой для разработки более детализированных планов (бюджетов) предприятия. Бизнес-планирование объединяет в единую систему перспективное и текущее планирование. Бизнес-план – это документ, представляющий собой результат исследования основных сторон деятельности предприятия и позволяющий его руководству определить целесообразность дальнейшего развития бизнеса. Бизнес-план можно трактовать как:
Бизнес-план имеет четко очерченный горизонт планирования - временной интервал, в пределах которого должны быть решены определенные задачи бизнес-плана. Как правило, бизнес-план (как инструмент формирования концепции развития бизнеса) составляется на период от 3 до 5 лет, с детальной проработкой первого года и укрупненным прогнозом на последующие периоды. ^ осуществляется на основе показателей долгосрочного плана. В бюджетировании применяются более точные по сравнению с перспективным финансовым планированием методы расчетов. В бюджетах определяются конкретные цифровые показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, последовательности и сроки совершения операций на бюджетный период (как правило, год). Основными бюджетами являются: - прогноз баланса, - бюджет доходов и расходов, - бюджет движения денежных средств. ^ заключается:
^ Процесс прогнозирования включает в себя шесть основных этапов, показанных на рис. 3.1. Выбор горизонта прогнози-рования Постанов-ка целей Выбор метода прогнози-рования Сбор релеван-тных данных, осуществле-ние прогноза Определение необходимых допущений и их анализ Оценка результа-тов ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Рис. 3.1. Стадии прогнозирования К основным методам и моделям долгосрочного финансового планирования относятся:
Модели могут сильно отличаться по сложности, но почти все из них будут включать следующие элементы:
Наибольшее распространение получили аналитические методы планирования, основанные на процентных зависимостях. Сущность таких моделей заключается в анализе взаимосвязей между ожидаемым объемом продаж, а также активами и финансированием, необходимыми для его реализации. В результате такой модели разрабатывается прогнозный баланс, план прибылей и убытков и план движения денежных средств. Отправной фактор финансового планирования – будущий объем продаж компании. Планирование объемов продаж:
В результате устанавливается планируемый темп прироста объемов продаж – tQ. Важным моментом данного метода является использование компенсирующей переменной – «клапана» («пробки»). Под ней понимается определенный источник внешнего финансирования, к которому можно прибегнуть в случае недостатка финансовых ресурсов, либо направления использования средств в случае их избытка. Компенсатор - это сумма, которую нужно добавить или убрать в правой стороне баланса, чтобы уравнять ее с левой. В качестве компенсатора выступают решения о: А. В случае избытка финансовых ресурсов:
Б. В случае дефицита финансовых ресурсов:
Например, предприятие с большим количеством инвестиционных возможностей и ограниченными денежными потоками может попытаться получить дополнительный собственный или заемный капитал. Другие предприятия с небольшими возможностями роста и значительными притоками денежных средств могут получить излишек и, например, выплатить дополнительные дивиденды. В первом случае компенсирующей переменной является внешнее финансирование, а во втором - дивидендные выплаты. План должен учитывать состояние и прогноз внешней экономической среды для выбранного временного горизонта. К наиболее важным предположениям относятся прогнозы значений процентных и налоговых ставок, а также уровень инфляции. При прочих неизменных условиях, чем выше темпы роста продаж или активов, тем больше будет потребность во внешнем финансировании. В моделях может использоваться предположение, что активы являются фиксированным процентом продаж. Однако данное допущение является во многих случаях неподходящим. Если оборудование предприятия загружено на 100% мощности, тогда наращивание объемов реализации требует увеличения внеоборотных активов. Но на практике часто существует избыток производственных мощностей, и производство может быть увеличено, например, за счет дозагрузки имеющегося оборудования. ^ При использовании простой модели финансового плана все статьи прогнозных финансовых отчетов (отчета о прибылях и убытках и баланса) изменяются прямо пропорционально планируемым объемам продаж: Сi1=Сi0*(1+ tQ/100), (3.1) где Сi1- сумма i-ой статьи в планируемом периоде, руб.; Сi0 - сумма i-ой статьи в прошлом периоде, руб.; tQ – планируемый темп прироста объемов продаж, %. В результате возникает несогласованность между суммами нераспределенной прибыли, полученными по результатам планирования отчета о прибылях и убытках (нераспределенной прибыли текущего года) и изменения нераспределенной прибыли в пассиве баланса. Разница между этими двумя показателями является компенсатором. ^ При использовании процентной модели финансового плана показатели отчета о прибылях и баланса разделяют на три группы: ^ N1 = N0 * (1 + tQ / 100) (3.2) где N1 – прогнозируемая сумма статьи; N0 – отчетная сумма статьи; tQ – темп прироста объемов продаж, процентов. К таким статьям относятся, например: - Выручка; - Переменные затраты; - Запасы; - Дебиторская задолженность; - Денежные средства; - Кредиторская задолженность – спонтанное финансирование. ^ N1 = N0 (3.3) К таким статьям относятся, например: - Проценты к уплате; - Прочие доходы и расходы; - Нематериальные активы; - Незавершенное строительство; - Долгосрочные финансовые вложения; - Краткосрочные финансовые вложения; - Уставный капитал; - Добавочный капитал; - Резервный капитал; - Долгосрочные обязательства; - Краткосрочные кредиты и займы. ^ 3.1. Себестоимость: С1 = ПЕР1 + ПОСТ0 (3.4) где ПЕР1 – прогнозируемая сумма переменных затрат; ПОСТ0 – неизменяемая сумма постоянных затрат. 3.2. Прибыль от продаж: НРЭИ1 = В1 – С1 (3.5) где В1 – прогнозируемая сумма выручка. 3.3. Налогооблагаемая прибыль: НОП1 = НРЭИ1 – I0 + ПД0 – ПР0 (3.6) где I0, ПД0, ПР0 – неизменяемые суммы процентов к уплате, прочих доходов и прочих расходов, соответственно. 3.4. Налог на прибыль: Налог1 = НОП1 * i (3.7) где i – ставка налога на прибыль, доли единицы. 3.5. Чистая прибыль: ЧП1 = НОП1 – Налог1 (3.8) 3.6. Дивиденды - в зависимости от дивидендной политики предприятия: Д1 = ЧП1 * d (3.9) где d – коэффициент дивидендного выхода – доля чистой прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов. 3.7. Нераспределенная прибыль отчетного периода: НП1 = ЧП1 – Д1 (3.10) 3.8. Основные средства - в зависимости от уровня загруженности (использования) производственных мощностей: ![]() где Y – уровень загруженности (использования) имеющихся производственных мощностей, процентов. 3.9. Нераспределенная прибыль (в балансе): НП(Б)1 = НП(Б)0 + НП1 (3.12) Предположим ситуацию, представленную в табл. 3.1. Таблица 3.1 Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб.
Компания планирует увеличить продажи на 25% (см. табл. 3.2). Таблица 3.2 Предварительный отчет о прибылях и убытках, тыс. руб.
Как видно, коэффициент прибыльности (рентабельность продаж) не изменился: (132 / 1 000) = 13,2% и (165 / 1 250) = 13,2%. Теперь определим дивиденды. Удельный вес выплачиваемых дивидендов равен отношению выплачиваемых дивидендов к сумме чистой прибыли: d = (44/132) = 33,3% Сумма дивидендов при постоянном d составит: 165 0,333 = 55 тыс. руб. Коэффициент капитализации прибыли (доля нераспределенной прибыли в чистой прибыли) рассчитывается также: b = 1 – d = (88/132) = 66,7% Таким образом, сумма нераспределенной прибыли составит: 165 0,667 = 110 тыс. руб. То есть дивиденды составили 55 долл., а увеличение собственного капитала в балансе произошло на 110 тыс. руб. В сумме чистая прибыль - 165 тыс. руб. При составлении баланса необходимо определиться, какие показатели будут напрямую зависеть от объема продаж, а какие – нет (см. табл. 3.3). Таблица 3.3 Баланс, тыс. руб.
Статьи баланса, указанные в процентах от объемов продаж, изменяются прямо пропорционально объемов продаж, т.е. на 25% (см. табл. 3.4). Таблица 3.4 Предварительный баланс, тыс. руб.
Из предварительного баланса видно, что активы вырастут на 750 тыс. руб., тогда как пассивы без дополнительного финансирования только на 185 тыс. руб. Разница 750 - 185 = 565 тыс. руб. называется недостаток или дефицит финансирования, или необходимое внешнее финансирование (EFN). |
![]() | Учебно-методический комплекс по дисциплине "информационные технологии... Информационные технологии финансового анализа и планирования” – одна из важных экономических дисциплин в системе подготовки информатиков-экономистов,... | ![]() | Методика балльной оценки качества финансового менеджмента главных... Холмского муниципального района (далее – грбс), и определяет состав показателей, характеризующих качество финансового менеджмента... |
![]() | Выпускных квалификационных работ Анализ финансового состояния организации и разработка мероприятий по улучшению ее финансового состояния (на примере ) | ![]() | Вопросы Раскройте цель, задачи и функции финансового менеджмента... Раскройте основные направления финансового анализа деятельности кредитной организации |
![]() | Финансовый план как составная часть бизнес-плана 3 Методы финансового планирования 10 Эта система, по своему содержанию напоминающая "латание дыр", неэффективна. Однако именно она, к сожалению, является на наших предприятиях... | ![]() | Учебно-тематический план Цель: Формирование профессионально-методической компетентности у работников сферы финансового контроля на основе овладения системой... |
![]() | Состав рабочей комиссии по разработке проекта бюджета городского... Сергиев Посад на 2014 год и среднесрочного финансового плана городского поселения Сергиев Посад на период | ![]() | 15 16 октября | Ключевые моменты управления бизнесом. Взаимодействие финансовой службы с владельцами и топ-менеджментом компании. Виды финансового... |
![]() | Тематика курсовых работ на 2012-2013 уч год Регрессионные модели в задачах прогнозирования финансового состояния предприятия | ![]() | Конкурс проводится с Утверждение перечня приоритетных общегородских молодежных проектов, списка их исполнителей и финансового плана на 2013год |