Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 21 1 Методические рекомендации преподавателям. 21




Скачать 286.17 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины: 21 1 Методические рекомендации преподавателям. 21
страница1/3
Дата публикации19.04.2013
Размер286.17 Kb.
ТипМетодические рекомендации
shkolnie.ru > Финансы > Методические рекомендации
  1   2   3




министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

УТВЕРЖДЕНА
Ученым советом ИФМИП

председатель Е.Ю. Булыгина

_________________________

^ Протокол № 8 от « 01» июня 2011 г.
Обсуждена на заседании кафедры

«Экономики и управления»
Протокол № 8а от «23»мая 2011 г

_________________ Л.А. Журавлева

^ ПРОГРАММА дисциплины

ОПД.Ф.08 «Финансовый менеджмент»

(код по УП) (наименование дисциплины)

Трудоемкость 144 часов

Направление подготовки 080500.62 Менеджмент
Профиль: Менеджер

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения – очная (заочная)

Составитель: Конкина И.М.

ст. преподаватель каф. ЭиУ

Новосибирск 2011

Оглавление

Оглавление 3

^ РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ 4

1.1. Цель дисциплины 4

1.2. Задачи дисциплины. 4

1.3. Требования к уровню освоения содержания курса. 5

1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы, 4 семестр 5

^ РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6

2.1 Распределение часов курса по темам и видам работ. 6

2.2. Содержание дисциплины 6

2.3. Темы семинарских занятий. 9

Раздел 3. Формы текущего промежуточного и
итогвого контроля 10

3.1. Примерный перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы. 10

3.2 Пример контрольного тестирования 11

3.3 Примерный перечень вопросов к экзамену. 16

4. Учебно-методическое обеспечение курса. 19

4.1 Основная: 19

4.2 Дополнительная: 20

5. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 21

5.1 Методические рекомендации преподавателям. 21

5.2 Методические рекомендации студентам. 22


^ РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Цель дисциплины

В соответствии с учебным планом по специальности студенты изучают дисциплину «Финансовый менеджмент».

Изучение данной дисциплины в высших учебных заведениях студентами инновационных специальностей в настоящее время приобрело исключительно актуальное значение. Предметом курса «Финансовый менеджмент» является механизм управления денежными отношениями. Данная дисциплина направлена на формирование у студентов целостной системы знаний о финансовых отношениях в хозяйственном процессе, финансовом механизме, который должен способствовать достижению устойчивости получения фирмой дохода, в том числе и от реализации инновационных проектов. Экономический аспект изучения бизнес ориентированных инновационных проектов предполагает приобретение студентами навыков по формированию профессионального суждения и на этой основе постановки финансовых задач для выполнения управленческих функций на фирме (предприятии). Поэтому программа изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» предполагает обзор информационных технологий и систем, применяемым в практике финансового управления. Вместе с тем, основная цель изучения курса – это дать более глубокое представление о механизме финансового управления в современных условиях.

В соответствии с учебным студент, при изучении дисциплины «Финансовый менеджмент», должен выполнить контрольную работу. Контрольная работа выполняется не только на основании рекомендованной литературы, но и предполагает использование ранее полученных знаний по всем взаимосвязанным дисциплинам. Предусмотренная форма отчетности -экзамен.

1.2. Задачи дисциплины.

Изучение курса «Финансовый менеджмент» позволит студентам самостоятельно решать следующие основные задачи.

1.Определять потребности предприятия в финансовых ресурсах с целью реализации наиболее эффективных инвестиционных (в том числе и инновационных) проектов и оптимизации доходов фирмы;

2.Анализировать реальные альтернативные источники средств и формировать рациональную структуру оборотного и основного капитала фирмы;

3.Обеспечивать своевременное получение финансовых ресурсов из различных источников, необходимых фирме и их рациональное эффективное использование;

4.Осуществлять контроль за денежными потоками на основе методов финансового управления;

5.Корректировать финансовую политику предприятия;

6.Управлять движением основного и оборотного капитала с целью эффективного использования финансовых ресурсов;

7.Оценивать различные альтернативные варианты инновационных программ;

8.Грамотно осуществлять постановку экономических задач и руководить их решением.

1.3. Требования к уровню освоения содержания курса.

Студенты должны знать современные концепции управления финансами.

Студенты должны уметь принимать финансовые решения в процессе управления предприятием.

Студенты должны приобрести навыки работы с современными методами финансового анализа, планирования, прогнозирования и принятия решений, основанными на знании информационных технологий и систем, применяемых в финансовом менеджменте.

1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы, 4 семестр

Наименование темы

Количество часов

Всего

Общая трудоемкость дисциплины

144

Аудиторные занятия (лекции)

36

Семинары

36

Лабораторные и другие виды аудиторных занятий




Самостоятельная работа

72

Реферат




Контрольная работа

30

Расчетно-графические работы (контрольные)

20

Другие виды самостоятельной работы (доклады, коллоквиумы, индивидуальные консультации)

22

Вид итогового контроля

экзамен



^ РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Распределение часов курса по темам и видам работ.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 Зет единиц, 144 часов.

Дисциплина изучается в 4 семестре.

Изучение курса предполагает тесное взаимодействие трех форм обучения – лекций (36 часов), практических семинаров (36 часов) и самостоятельная работа студента (72 часов).




Разделы дисциплины и виды занятий

Количество часов




в том числе

Всего

Аудиторные

самостоятельные

лекции

Пр. занятия




1.

Сущность, цель и задачи финансового менеджмента. Субъекты финансовых отношений. Состав финансовой информации.

12

2

2

8

2.

Экономическая сущность и классификация активов

16

4

4

8

3.

Управление оборотным капиталом предприятия

18

4

6

8

4.

Управление дебиторской задолженностью; кредитная политика предприятия.

16

4

4

8

5.

Управление запасами предприятия.

16

4

4

8

6.

Управление внеоборотными активами предприятия.

18

6

4

8

7.

Управление капиталом предприятия

20

6

6

8

8.

Оценка экономической эффективности инвестиционных и инновационных проектов

16

2

6

8

9.

Общее представление о информационных технологиях и системах финансового менеджмента.

12

2

2

8




ИТОГО

144

36

36

72


2.2. Содержание дисциплины

Тема 1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента. Субъекты финансовых отношений. Состав финансовой информации. Определение сущности, цели и задач финансового менеджмента как особой области управления бизнес-процессами на предприятии. Непосредственные и опосредованные субъекты финансовых отношений, определение их финансовых интересов и задач финансового менеджера по разрешению конфликтов интересов. Состав финансовой информации и определение ее роли в приятии финансовых управленческих решений.

Тема 2 . Экономическая сущность и классификация активов. Активы - экономические ресурсы предприятия. Формы функционирования активов: материальные, нематериальные, финансовые. Характер участия активов в хозяйственном обороте и скорость их оборота: оборотные и внеоборотные активы. Активы обслуживающие отдельные виды деятельности: операционные, инвестиционные. Характер финансовых источников формирования активов: валовые и чистые активы. Активы по отношению к владельцу: собственные и арендуемые. Степень ликвидности активов предприятия.

Тема 3. Управление оборотным капталом предприятия. Оборотный капитал, его сущность и состав. Операционный цикл предприятия, его стадии. Продолжительность операционного цикла. Производственный цикл. Финансовый цикл. Стратегии управления оборотными активами предприятия. Консервативная стратегия. Умеренная стратегия. Агрессивная стратегия. Фактор неопределенности. Понятие страхового запаса. Выбор стратегии управления оборотными активами на различных стадиях жизненного цикла предприятия. Постоянная и переменная часть оборотных активов и источники их финансирования. Коммерческий кредит. Текущие финансовые потребности. Торговый кредит: бесплатный и платный компоненты. Классификация денежных средств. Политика управления денежными активами предприятия. Анализ состояния денежных активов. Оптимизация среднего остатка денежных активов. Выбор эффективных форм регулирования свободного остатка денежных активов предприятия. Система контроля за денежными активами.

Тема 4. Управление дебиторской задолженностью; кредитная политика предприятия. Содержание кредитной политики предприятия; сроки предоставления кредита; стандарта кредитоспособности; политика сбора платежей: применение льгот. Типы кредитной политики: консервативный (жесткий), умеренный, агрессивный (мягкий). Формы рефинансирования дебиторской задолженности. Система контроля за движением и инкассацией дебиторской задолженности.

Тема 5. Управление запасами предприятия. Политика управления запасами. Запасы текущие и сезонные. Оптимизация размеров основных групп текущих запасов. «Модель экономически обоснованного размера заказа». Определение момента размещения заказа, понятие страхового запаса. Анализ страхового запаса. Партионные скидки, Влияние инфляции на размер запаса. Сезонный спрос параметры запасов предприятия. Система контроля запасов. Международные стандарты оценки запасов товарно-материальных ценностей; метод индивидуальной оценки; метод FIFO; метод LIFO; метод средней себестоимости.

Тема 6. Управление внеоборотными активами предприятия. Сущность, состав и классификации внеоборотных активов. Политика управления внеоборотными активами. Показатели, используемые для анализа операционных внеоборотных активов предприятия. Управление обновление внеоборотных активов. Методы амортизации внеоборотных активов Управление финансированием внеоборотных активов. Методы оценки совокупной стоимости активов предприятия как целостного имущественного комплекса.

Тема 7. Управление капиталом предприятия. Стадии оборота капитала. Стоимостной цикл. Максимизация рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового риска. Финансовый леверидж. Механизм действия финансового рычага. Эффект финансового рычага: его количественные параметры. Рациональная структура источников средств предприятия. Операционный рычаг. Порог рентабельности. Запас финансовой прочности. Классификация затрат предприятия. Затраты переменные, постоянные, смешанные. Оптимизация затрат различными методами. Основные концепции финансового менеджмента. Соотношения риска и доходности; доходности и ликвидности.

Тема 8. Оценка экономической эффективности инвестиционных и инновационных проектов. Понятие инвестиционного проекта. Особенности инновационного инвестирования. Показатели и методы оценки эффективности прямых инвестиций. Инновационные риски и пути их хеджирования.

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 21 1 Методические рекомендации преподавателям. 21 iconМетодические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты
Методические рекомендации предназначены для того, чтобы оказать строительной организации помощь в составлении и оформлении технологических...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 21 1 Методические рекомендации преподавателям. 21 iconМетодические рекомендации по организации функционирования системы...
Методические рекомендации предназначены для того, чтобы обеспечить стабильное и эффективное функционирование смк в банке на протяжении...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 21 1 Методические рекомендации преподавателям. 21 iconМетодические рекомендации при организации выездной и праздничной торговли
Костромской области, связанных с 65-летием Великой Отечественной войны, доводит до Вашего сведения методические рекомендации по организации...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 21 1 Методические рекомендации преподавателям. 21 iconМетодические рекомендации для самостоятельного изучению дисциплины...
Методические рекомендации предназначены для слушателей заочной формы обучения по специальности «Пожарная безопасность»
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 21 1 Методические рекомендации преподавателям. 21 iconМетодические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности...
Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, работающих в детских объединениях Дома детского...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 21 1 Методические рекомендации преподавателям. 21 iconМетодические рекомендации по реализации дисциплины в учебно- воспитательном процессе 112
Рабочая программа дисциплины (модуля) согласована с руководителем программы экономика организации
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 21 1 Методические рекомендации преподавателям. 21 iconМетодические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов
В целях усиления идейно-воспитательной работы, формирования информационной культуры учащихся в учреждениях образования разработаны...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 21 1 Методические рекомендации преподавателям. 21 iconМетодические рекомендации по организации в 2008 году работ по оформлению,...
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 21 1 Методические рекомендации преподавателям. 21 iconМетодические рекомендации по заполнению справки о доходах, об имуществе...
Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 21 1 Методические рекомендации преподавателям. 21 iconМетодические рекомендации по разработке и внедрению учебно-мотивационных...
Методические рекомендации предназначены для помощи в организации и проведении учебно-мотивационных познавательных игр, направленных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница