Скачать 64.36 Kb.
|
Тема: Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» Цель: продолжить работу над формированием умений и навыков в написании слов; продолжить работу над выработкой лексических умений в нахождении изобразительных средств языка; способствовать развитию навыков восприятия текста; обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию умений высказывать свои мысли в соответствии с нормами орфоэпического режима; воспитывать патриотические чувства. Оборудование: учебники, компьютер, проектор, раздаточный материал Тип урока: ^ Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы… (А.И. Куприн)
- О теме сегодняшнего урока вы узнаете, прочитав эпиграф. - Прочитайте эпиграф. - Как вы понимаете слова Александра Куприна? - Действительно, тема нашего урока «С чего начинается Родина…». Мы попытаемся найти ответ на этот вопрос и узнаем, что об этом думают знаменитые люди. Откройте ваши тетради, запишите дату и тему урока.
- Давайте прослушаем текст и определим его главную мысль. - Прослушайте текст, следите за текстом на экране или в учебнике ст. 172 ^ «С чего начинается Родина?» - задумчиво спрашивает песня. «С картинке в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе. А может она начинается с весенней запевки скворца и с этой дороги просёлочной, которой не видно конца». С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Для каждого из нас – с чего-то своего, личного. Один, наверное, представит безмятежное небо юга, изящные кипарисы, благородные пальмы. Другой, вероятно, вспомнит бескрайнюю степь. Третий назовет Архангельский край, откуда пешком в столицу ушёл Михайло Ломоносов, чтобы прославить потом Россию… Для Тургенева родина начиналась с парка в Спасском-Лутовине. Для Льва Толстого – с Ясной Поляны, без которой он не мог представить себе Россию. На всегда, на всю жизнь нам дорого место, где мы провели детство, У истока детства рождается чувство родины. Любовь к родине можно привить, воспитать, а чувство родины передается с молоком матери. (^ )
- Определите главную мысль текста. - О чём идёт речь в песне, упомянутой в тексте? - По мнению автора текста, любовь к родине и чувство родины – это одно и тоже, или нет?
- Встречались ли в тексте слова, лексическое значение которых вам не известно? - А давайте вспомним, какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слов. - Где мы можем узнать лексическое значение слова? - Молодцы, ребята! На экране указано лексическое значение неизвестных вам слов. Прочитайте и запишите себе в тетради ^ – грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами. Скворцы – род певчих птиц. Кипарис - род вечнозелёных деревьев и кустарников с пирамидальной или раскидистой кроной.
- Имена каких известных людей встретились вам в тексте? - На сегодняшний урок некоторые ученики готовили небольшие презентации об этих людях. Эти презентации были заранее добавлены в презентацию нашего урока и вы сможете наблюдать их на экране. Давайте предоставим слово авторам презентаций. Презентации учеников
- Сейчас группа детей будет выполнять задание на карточке, а мы с остальными учениками продолжим работать с текстом. Группа детей работает с заданием: вставьте уместные по смыслу слова; определите общую морфему в подчёркнутых словах. Родник родит …, а река льётся-течёт через всю нашу матушку землю, через всю …, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, … . И все эти слова как бы родня между собой. Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка. Для справок: река, родина, народ. Вывод: слово «родина» походит от слова «родить», значит «родина» - то место, где мы родились.
Прочитайте вслед опорные слова и выражения (на экране), обращайте внимание на правильное произношение гласных, слов с непроизносимыми согласными, а также буквосочетаний тст, чт, тся. Место, где провели детство; что-то своё, личное; привить любовь к родине; воспитывать любовь к родине; передается чувство родины с молоком матеры; навсегда, на всю жизнь дорого место; у истока детства; рождается чувство родины.
- Давайте проверим, как наша группа справилась с заданием (задание на экране).
У нас есть еще одно задание для пары учеников. Оны приступают к его выполнению, а мы продолжим. Родная земля, родной край, любовь к родным местам, лес, роща, река, горы, город, село, родной двор, качели во дворе, родная природа, родные просторы, чувство родины, улицы, дом, деревня.
- Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорим? О родине. - Вам хорошо известно значение этого слова, с ним мы сейчас и поиграем. (Слово «родина» написано или прикреплено магнитами к доске) - Игра наша называется «Воздушные шарики» и вот они у нас есть. Яркие, разноцветные шарики прячут в себе разные слова. Эти слова являются либо синонимами, либо антонимами к слову «родина». - Вспомните, что называется синонимами? Что называется антонимами? (Слова «Антонимы» и «Синонимы» прикреплены по разные стороны от слова «Родина») - Ваша задача: выбрать шарик, лопнуть его, найти в нём слово, определить синоним или антоним к слову «родина» и соответственно прикрепить на доске при помощи магнита. СЛОВА: отечество, отчизна, родная сторона, родной край, чужбина, зарубежье, чужие края.
- К вашему вниманию предлагаю ознакомиться с ещё одним текстом, который дополнит тему нашего урока. Ребята, давайте прочитаем текст. Мама Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. Мама всегда была рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. С чего начинается родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: родина начинается с мамы. (По Ю.Яковлеву) - Как вы думаете, почему ведя разговор о Родине, мы говорим о маме? - Прочитайте текст еще раз про себя, обращая внимание на знаки препинания и орфограммы. - Запишите у себя в тетрадях слово «Диктант». И приготовились внимательно слушать и записывать предложения, не забывайте о знаках препинания и орфограммах.
- Какую тему мы сегодня обсуждали? - Имена, каких известных людей мы сегодня называли? - Какими новыми словами сегодня пополнился ваш словарный запас? - Как вы считаете, родина для всех начинается одинаково? -Так с чего начинается Родина для каждого из вас лично? Поделитесь с нами
Источник: Баландина Н.Ф., Дегтярёва К.В., Лебеденко С.А. Русский язык: 5 класс: Учебник для общеобразователных учебных заведений с укр. яз. обучения / Под редакцией Н.Ф.Баландиной. – К.: Мастер-класс, 2007. – 304 с. |
![]() | Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» Объявление темы. Мотивация учебной деятельности. Запись даты и темы урока в рабочие тетради | ![]() | Главная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи... Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием... |
![]() | «Обследование состояния связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Выявление состояния связной речи является важнейшей составной частью обследования речевой деятельности детей с общим недоразвитием... | ![]() | Урок развития речи. Русский язык 8-9 класс. Тема: Урок развития речи,... Цель: развитие устной и письменной речи учащихся, ассоциативно образного мышления |
![]() | Самоанализ нод по формированию лексико-грамматических средств языка... Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи по лексической теме «Лето. Цветы» | ![]() | Литература Сущность процессов формирования связной речи Возможности диалога в формировании связной речи |
![]() | У старших дошкольников с общим недоразвитием речи Теоретические основы развития связной речи детей с общим недоразвитием речи средствами театрализованной игры | ![]() | Развитие связной речи в процессе обучения дошкольников рассказыванию Разработку своего творческого плана по развитию связной речи я начала со средней группы |
![]() | Презентация к групповым родительским собраниям Воспитатели групп... Задача № Довести к концу 2012г у 20% детей развитие связной речи в соответствии с возрастными возможностями по высокому уровню | ![]() | Конспект лекций Раздел Культура речи: аспекты и критерии Тема 1 Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный... |