План конспект урока по учебнику «Русский язык: учеб для 9 кл общеобразоват учреждений», авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. 27 е изд. М.: Просвещение, 2005 г




Скачать 149.82 Kb.
НазваниеПлан конспект урока по учебнику «Русский язык: учеб для 9 кл общеобразоват учреждений», авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. 27 е изд. М.: Просвещение, 2005 г
Дата публикации28.01.2014
Размер149.82 Kb.
ТипКонспект
shkolnie.ru > Философия > Конспект
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

(составлена в соответствии с требованиями ФГОС)
План – конспект урока по учебнику «Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений»,

авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. – 27 – е изд. – М.: Просвещение, 2005 г.


Тема

«Тире в бессоюзном сложном предложении»



Цель темы


Создание условий для усвоения обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении, формирования умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения



Планируемый

результат



^ Предметные умения



УУД

Личностные




  • формирование умения расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;

  • развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи обучающихся, орфографической и пунктуационной зоркости через практическую деятельность;

  • воспитание уважения к предмету, воспитание любви к слову на примере материала урока







  • принятие социальной роли обучающегося;

  • внимание, уважение к окружающим;

  • понимание значения русского языка в процессе получения образования;

  • стремление к речевому самосовершенствованию.




Регулятивные




  • целеполагание;

  • планирование;

  • рефлексия;

  • саморегуляция.




Познавательные




  • поиск и выделение необходимой информации;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • смысловое чтение;

  • извлечение необходимой информации из текста;

  • преобразование текста с целью выявления общих законов;

  • анализ, умение доказывать.

Коммуникативные




  • планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

  • умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.






^ Основные понятия


Бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях, знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире; текст, тема текста, жанр, изобразительно – выразительные средства.


^ Организация пространства

Межпредметные связи

Форма работы

Ресурсы




  • литература (текст П. П. Бажова «Медной горы хозяйка»),

  • информатика и ИКТ.






  • лингвистическая разминка;

  • самостоятельная работа;

  • составление схемы «Фишбоун»;

  • работа с учебником;

  • взаимопроверка;

  • работа с текстом.




  • учебник «Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений», авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. – 27 – е изд. – М.: Просвещение, 2005 г.

  • раздаточный материал;

  • презентация, разработанная учителем по теме «Тире в бессоюзном сложном предложении»;

  • интернет – ресурсы (интернет – портал ЗАВУЧ. RU, Учительский портал, Издательский дом 1september.ru, сайт Про школу. ru).





^ Ход урока



Этапы урока


Формируемые УУД


^ Деятельность учителя


Деятельность обучающихся


1 – й этап

«Организация начала занятия»


Личностные: внимание, уважение к окружающим.
Регулятивные: саморегуляция.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.



Доброе утро, ребята! Доброе утро, уважаемые коллеги! (слайд № 1)
Сегодня нам предстоит серьезная работа, я желаю вам успехов!
Ребята, у вас на столах лежат рабочие листы, в которых вы будете работать в течение всего урока. Пишите аккуратно. В конце урока сдадите их на проверку. Подпишите фамилию и имя. (Приложение 1).



Приветствуют педагога, друг друга.

Подписывают рабочие листы


^ 2 – й этап «Организация деятельности по повторению и применению знаний»

Личностные: понимание значения русского языка в процессе получения образования
Регулятивные: рефлексия, саморегуляция.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, умение доказывать.



Урок мы начнем с лингвистической разминки, которую сегодня подготовила Кристина Андреева. За эту работу вы можете получить максимально 5 баллов. («Лингвистическая разминка» слады 2 - 7).



Записывают в рабочих листах ответы, сверяются. Выставляют баллы.


3 – й этап

«Мотивация к учебной деятельности»


Личностные: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.




Продолжим работу.

Прочитайте эпиграф к уроку – это слова известного лингвиста Александра Матвеевича Пешковского, который посвятил всю свою жизнь изучению русского языка (слайд 8):  «Бессоюзие… по всей вероятности, древнее и сочинения и подчинения. В древней народной и обиходной речи мы на каждом шагу находим бессоюзие предложений там, где современная чисто литературная речь повелительно требует союзов”.

- Какие предложения, по мнению А.М. Пешковского, гораздо чаще употребляются в народной речи?

- Почему?

- Чем же отличаются БСП от союзных предложений? 

- С постановкой каких знаков препинания в БСП мы познакомились на прошлых уроках?


Читают.

БСП.

Союзные предложения – признак литературного языка.
Cоюзы, интонация

, ; :


^ 4 – й этап «Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности»

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ, умение доказывать.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



Выполним задание № 2. За эту работу вы можете получить максимально 6 баллов. Прочитайте задание. (слайд 9)

Что нужно сделать?

  1. Бледные щеки впали, глаза сделались большие, губы горели (Л.).

  2. У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой (П.).

  3. Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря (П.).

  4. Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.

  5. Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда (Ч.).

  6. Настанет утро – двинемся в путь.

Давайте проверим. (слайд 10)

Если вы поставили запятую,

показываем

Если поставили точку с запятой -

Если поставили двоеточие -
На каком основании поставили :?

А вы уверенны, что здесь именно такое значение между частями?

А при временном значении возможна постановка :?

Как вы думаете, какой знак препинания здесь нужно поставить?

Комментируют задание.

Расставляют знаки препинания.

Проверяют.


По значению, смыслу.
Пробуют понять смысловые отношения.

Нет.
Тире


^ 5 – й этап «Выявление причин затруднения и постановка цели (целеполагание)»

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



Учитывая вышесказанное, вы можете сказать, о чем пойдет речь сегодня на у роке?
Сформулируйте тему. Запишите в рабочих листах. (слайд 12).
Исходя из темы, сформулируйте цели урока. (слайд 13):

Познакомимся…с тире в БСП

Узнаем…когда ставится тире в БСП

Научимся…правильно ставить тире в БСП
Как будем достигать поставленных целей?
Где будем искать информацию?
А где еще мы можем получить информацию?


Да

Тире в бессоюзном сложном предложении


Искать информацию
В учебнике
В интернете, в справочной литературе


6 – й этап

«Добывание знаний и творческое осмысление»


Личностные: внимание, уважение к окружающим, принятие социальной роли обучающегося, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов, анализ, умение доказывать.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.




Основным источником для получения информации сегодня на уроке является ваш учебник. Открываем учебник на стр. 102 § 17 (слайд 14).
В каких же случаях вы будете ставить тире?
Какие трудности могут возникнуть при постановке тире в БСП?
А тире можно перепутать с двоеточием?
Действительно, нам четко нужно видеть отличия постановки тире от двоеточия в БСП.
Воспользуемся приемом Фишбоун (слайд 15), с которым вы уже знакомы. Давайте вспомним, что это такое?

Перед вами лежат схемы, которые вам предстоит заполнить. Мне нужен помощник.
С чего начнем?

Голова – это проблема. Давайте ее сформулируем.
Что возьмем за основу?

В верхней части вы запишите значения, при которых ставится двоеточие, а в нижней – тире.
Какой вывод можно сделать, глядя на эту схему
Физминутка (слайд 16 - 19).


Читают материал учебника.

Пересказывают.
Можно перепутать с другими знаками препинания, например, с :
Скелет рыбы

Чертят схемы

Когда будем ставить тире, а когда – двоеточие?

Различие смысловых отношений при постановке знаков препинаний

Постановка знаков препинания зависит от смысловых отношений


7 – этап

«Организация деятельности по применению знаний и умений по образцу»


Личностные: внимание, уважение к окружающим, понимание значения русского языка в процессе получения образования.
Регулятивные: рефлексия, саморегуляция.
Познавательные: смысловое чтение, анализ, умение доказывать.



Закрепим полученные знания, выполнив задание 3, за которое вы можете получить максимально 8 баллов (слайд 20).

Вам необходимо внимательно прочитать предложения и распределить их в таблице, учитывая смысловые отношения.


  1. Игнат спустил курок – ружье дало осечку. – быстрая смена событий

  2. Смелые побеждают – трусливые погибают. - противопоставление

  3. Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце. – 1 ч. время (когда)

  4. Я был скромен – меня обвинили в лукавстве. – 2 ч. следствие (поэтому)

  5. Будет дождик - будут и грибки; будут грибки – будет и кузов. – 1 ч. условие (если)

  6. Ехал сюда – рожь начинала желтеть. - 1 ч. время (когда)

  7. До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу – нет зверя. - противопоставление

  8. Смерти бояться – на свете не жить. - 1 ч. условие (если)


Взаимопроверка.(слайд 21).

Обменяйтесь рабочими листами, проверьте правильность выполнения задания и поставьте соответствующее количество баллов. Кто сделал без ошибок?

Какие предложения вызвали затруднения

В чем ошиблись?

Легко ли было сделать это задание?

Почему?


Заполняют таблицу.

Проверяют работу у одноклассников


Указывают на ошибки

Легко

Знаки препинания расставлены, нужно определить только смысловые значения.


^ 8 – й этап «Организация деятельности по применению знаний и умений в измененной ситуации с целью их безошибочного применения»

Личностные: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные: планирование, саморегуляция.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов, анализ, умение доказывать.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


А если перед вами будут не предложения, а текст?

И знаки препинания не будут расставлены? Как вы думаете, с какими трудностями вы столкнётесь?

Выполним 4 задание. Перед вами текст. Прочитайте, выполните задание.(слайд 22). За это задание вы можете заработать 5 баллов.
Каменный цветок

Занялся Данилушка чашей. Работы с ней много – в один день не укладёшь. Глаз у Данилушки верный, рука смелая. Силы хватит – дело хорошо идет.

Говорят мастера Данилушке: «Так – то работать станешь – тяжело нам с тобой тянуться». Стебелёчек выточил. Боковые листики тонёхоньки – как только держатся!

(П. Бажов)

- Какова тема данного текста?

- Узнали ли вы произведение?

- Вспомните жанр этого произведения.
Особая сказовая манера письма создаётся разными художественными средствами. Какими?

-Расставьте знаки препинания и постройте линейные схемы БСП, указав в схемах смысловые отношения между частями.

По вариантам: 1 в. – БСП из 1 абзаца, 2 в. – из 2 абзаца



Можно спутать – и :


О мастерстве Данилы

«Медной горы хозяйка»

Сказ

Умен.-ласк. суффиксы, обороты речи, частицы и БСП
2 человека работают у доски



^ 9 – й этап «Подведение итогов»


Личностные: внимание, уважение к окружающим, стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные: рефлексия, саморегуляция.
Познавательные: анализ, умение доказывать.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



Какие знания помогли выполнить данное задание?
Достигли ли вы поставленных целей?
Посчитайте количество баллов, заработанных вами на уроке. Поставьте оценку.
Поднимите руки, кто получил «5», кто - «4», кто - «3». У кого не получилось набрать нужное количество баллов, необходимо еще раз обратиться к материалу учебника или подойти ко мне.(слайд 23).


Материал из учебника, схема «Фишбоун»
Достигли

Подсчитывают количество балов


10 – й этап

«Домашнее задание»



Личностные: принятие социальной роли обучающегося.
Регулятивные: саморегуляция.


Домашнее задание. Написать сочинение -рассуждение на лингвистическую тему «Как пунктуация влияет на смысл предложений с одинаковым лексическим повтором:

  1. Надо заканчивать работу: уже совсем поздно.

  2. Уже совсем поздно – надо заканчивать работу.


Те, кому сложно выполнить это задание, могут сделать упражнение 233.
Оценка за сочинение будет выставлена в журнал, а за упражнение – только в тетрадь.
Не забудьте выучить материал §17, опираясь на схему «Фишбоун», составленную в классе.



Дежурные раздают домашнее задание заранее распечатанное на листах


11 – й этап

«Рефлексия»


Личностные: принятие социальной роли обучающегося.
Регулятивные: рефлексия.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.



Какие слова наиболее точно характеризуют вашу работу и состояние на уроке?


  1. Жираф научной мысли не доходит до колодцев моего понимания.




  1. Самое важное не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам. (Харуки Мураками)




  1. Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет. (Б. Пастернак)




  1. Мы все учились понемногу

Чему – нибудь и как – нибудь.

(А. Пушкин)


  1. Я усталым таким еще не был.

(С. Есенин)
Обведите номер предложения.
Рабочие листы сдайте на проверку.
Спасибо за урок!



Учащиеся выбирают предложения и сдают рабочие листы.




Похожие:

План конспект урока по учебнику «Русский язык: учеб для 9 кл общеобразоват учреждений», авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. 27 е изд. М.: Просвещение, 2005 г iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку (авторы мт баранов, та ладыженская, нм шанский, М: «Просвещение», 2008г)....
План конспект урока по учебнику «Русский язык: учеб для 9 кл общеобразоват учреждений», авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. 27 е изд. М.: Просвещение, 2005 г iconРусский язык 8 класс, авторы С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л....
Русский язык 8 класс, авторы С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко, год издания 2009
План конспект урока по учебнику «Русский язык: учеб для 9 кл общеобразоват учреждений», авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. 27 е изд. М.: Просвещение, 2005 г iconУрок «Односоставные предложения»
Русский язык: Учебник для 8 класса образовательных учреждений. С. Г. Бархударов, С. Е, Крючков и др. М.; Просвещение, 2005 год. Авторами...
План конспект урока по учебнику «Русский язык: учеб для 9 кл общеобразоват учреждений», авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. 27 е изд. М.: Просвещение, 2005 г iconПлан-конспект урока одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
Русский язык: Учеб. Для 6 кл общеобразоват учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская
План конспект урока по учебнику «Русский язык: учеб для 9 кл общеобразоват учреждений», авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. 27 е изд. М.: Просвещение, 2005 г iconУрока: образовательные: обобщить и систематизировать имеющиеся у...
Учебник: Русский язык. 5 класс: учеб для общеобразоват учреждений/ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.)-38-е...
План конспект урока по учебнику «Русский язык: учеб для 9 кл общеобразоват учреждений», авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. 27 е изд. М.: Просвещение, 2005 г iconПояснительная записка. Статус документа
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. «Просвещение», 2006г.) и учебника «Русский язык. 9 класс» для общеобразовательных...
План конспект урока по учебнику «Русский язык: учеб для 9 кл общеобразоват учреждений», авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. 27 е изд. М.: Просвещение, 2005 г iconИ номер урока
Русский язык: учеб для 8 кл общеобразоват учреждений/ Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М./Научный...
План конспект урока по учебнику «Русский язык: учеб для 9 кл общеобразоват учреждений», авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. 27 е изд. М.: Просвещение, 2005 г iconТема урока: «Сложноподчиненные предложения. Понятие сложноподчиненного предложения»
Базовый учебник: Русский язык. 9 кл.: учеб для общеобразоват учреждений / М. М. Разумовская, си. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов;...
План конспект урока по учебнику «Русский язык: учеб для 9 кл общеобразоват учреждений», авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. 27 е изд. М.: Просвещение, 2005 г iconБочарова Ольга Алексеевна Место работы мбоу «Удомельская гимназия №3 им. О. Г. Макарова»
Русский язык: учеб для 5 кл общеобразоват учреждений/ [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение,...
План конспект урока по учебнику «Русский язык: учеб для 9 кл общеобразоват учреждений», авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. 27 е изд. М.: Просвещение, 2005 г iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. – 11-е изд., М.: Просвещение, 2010. – 46 с. Авторы: М. Т. Баранов,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница