Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы …




Скачать 90.92 Kb.
НазваниеАвтор ищет ответы на сложные жизненные вопросы …
Дата публикации15.12.2013
Размер90.92 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Философия > Документы
Тема 2. Формулируем позицию автора
Теория

Проблема – это вопрос, который волнует автора.

Авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

1) Перечитать текст

2) Найти ответ автора на сформулированный вопрос (проблему):

  • Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

  • Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

  • Какие слова, художественные приёмы передают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?

  ^ Средства выражения авторской позиции

Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)

Автор убедительно доказывает свою мысль…

…- Так определяет автор своё отношение к …

Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого)…

Автор образно представляет  суть проблемы, которая его волнует…

Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…

Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы …

Автор заставляет  читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор)…

Автор передаёт  глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий,  обобщений, размышлений и т.п.)…

Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений…;

Автор недвусмысленно   подчеркивает   свое   негативное  (положительное) отношение к ...

Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни…

Автор показывает негативную сторону нашей жизни…

Автор подчеркивает  остроту поставленной проблемы…

Автор убеждает  читателя в правоте своей позиции…

 

В словах автора звучит    мнение большинства людей…

Автор пытаться найти в читателе единомышленника…

Автор пытается понять, почему …

Автор усиливает  положительное (или отрицательное)  отношение читателя  к  чему-либо…

Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…

Авторская  позиция ясна: …

- Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально…

Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях…

Автор показывает  образец (антиобразец) поведения, отношения к  жизни…

Автор приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни…

Точка зрения автора на выдвинутую проблему обозначена прямо.

 


^ Дидактический материал

Задание 1. Продолжите рассуждения по тексту Н.Долининой, дополнив его определением авторской позиции.

 

Исходный текст №20 :

     (1)Все про это говорят, и никто не знает, что это значит. (2)Во всяком случае, я не знала. (3)Говорила, как все: у человека должен быть богатый внутренний мир. (4)И ещё: духовное богатство. (5)Но если бы меня спросили, как я понимаю эти привычные слова, не нашлась бы, что тут ответить. (6)Внутренний мир - это книги, музыка, интерес к театру, понимание природы, любовь к поэзии, вообще к искусству - так я думала.

     (7)И получалось: полный, интересный внутренний мир бывает только у образованных, даже высокообразованных людей. (8)Но жизненный опыт не подтверждал этого. (9)Полуграмотная деревенская старуха вдруг открыла мне такое понимание человеческой психологии, такую глубину терпимости и доброты, какие не часто найдёшь в самой образованной среде. (10)Городской мальчишка, приехавший на отдых в деревню, казалось, ничем, кроме футбола, не интересовался. (11)Но однажды вечером он, загадочно улыбаясь, повёл меня на берег реки. (12)Усевшись на поваленное дерево, мы молчали, и я недоумевала: зачем он меня сюда привёл? (13)Солнце торопливо катилось к закату, за рекой ложился туман - из тумана вдруг послышались звуки. (14)Я не сразу поняла: это был рожок. (15)Древний пастушеский рожок - почти забытое искусство. (16)Мы слушали молча, лицо мальчика выражало терпеливое ожидание. (17)И вот солнце коснулось складок тумана, было мгновение - всё вокруг озарилось фантастическим светом. (18)Глаза мальчика заблестели. (19)Он смотрел и смотрел и слушал - не знаю, что запомнилось мне острее: последние секунды дня, заходящее сквозь туман солнце и далёкие звуки рожка - или вдохновенное лицо мальчика.

     (20)Когда я читала в книгах о Левине, слышавшем, как растёт трава, или о Печорине, растворяющем свою мятежную душу в дикой кавказской природе, я думала: это люди особенные, необыкновенные. (21)С годами поняла: каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдёт в эту душу. (Н. Долинина)

       Фрагмент сочинения:

     От чего зависит богатство внутреннего мира человека? От возраста? От образования? От умения постичь человеческую психологию? Именно над вопросом об истинном содержании понятия духовного богатства размышляет известный литературовед, исследователь русской классики Н.Долинина.

      Эта нравственная проблема актуальна во все времена и будет оставаться такой, пока существует на земле жизнь. «Человек – целый мир», - сказал кто-то из великих. Чтобы постичь этот мир, не хватит и вечности.

       Звучание этой проблемы в тексте Н.Долининой удивляет нас свежестью и новизной. Автор отталкивается от традиционного представления о духовности как интеллигентности, воспитанности, образованности и выводит свою формулу понятия богатого внутреннего мира на основании личного жизненного опыта.

        ^ Таким образом, по мнению автора, …

 

Вариант выполнения задания:

       Таким образом, по мнению Н.Долининой, богатство души человека зависит не от степени его образованности, не от количества прочитанных книг, объёма знаний по  музыке и театральному искусству. Духовно богатым человеком, как считает автор, будет тот, кто исполнен доброты и терпимости, кто понимает и принимает душой красоту мира.

 

^ Задание 2. Определите авторскую позицию    по проблеме:  Может ли счастье человека, смысл его жизни  зависеть от того, кто его окружает, от того, в каком обществе он живёт?

^ Исходный текст №21:

        (1)На дворе метель бушевала, с ожесточением рвала ставни и разыгрывалась во всё степное раздолье. (2)Наступила глухая полночь. (3)Все заснули, кроме офицера, который шёпотом разговаривал со своей соседкой.

        - (4)Я виноват перед вами, - говорил офицер, - я сказал глупость. (5)Вы, кажется, на меня рассердились.

    - (6)Нет, я не рассердилась. (7)Только я женщина несветская, я не привыкла   к   подобным   любезностям.   (8)Я   знаю,   вы   смеётесь   над уездными дамами, и Пушкин над ними смеялся... (9)И подлинно, есть много в них смешного, но, может быть, в то же время много и грустного. (10)Подумайте, - продолжала она, как будто говоря сама с собой, - что такое судьба женщины молодой, знающей только по книгам, что есть хорошего в жизни? (11)Муж её в отъезжем поле. (12)Он, может быть, человек хороший... (13)Да всё не то: скучно в деревне... и не то что скучно, а досадно, обидно как-то. (14)Все жалеют об узнике в темнице; никто не пожалеет о женщине, с детства приговорённой к вечной ссылке, к вечному заточению. (15) А вам весело в Петербурге?

       - (16)Весело, - сказал, вздохнув, офицер, - да, мне там очень весело,   слишком   весело...   (17)Я   человек  светский.   (18)Только   что странно: я от излишества, вы от ... - мы оба дожили до одного, то есть до тяжкой скуки. (19)Вы жалуетесь, что в вашей одинокой ссылке вам негде развернуть души и сердца; мы же, вечно ищущие недосягаемого, мы чувствуем, что душа и сердце подавлены в нас. (20)Вы знаете холод одиночества, но вы, слава богу, не знаете еще холода общественной жизни. (21)Вы знаете, что любить надо, а мы знаем, что любить некого. (22)В вас кипят надежда и сила, нас давит бессилие и немощь.

       - (23)Вы были влюблены? - спросила она едва внятно...

      -(24)Ещё бы! (25)Да и как! (26)Да что в том толку... (27)В свете идти на любовь - значит идти на верный обман. (28)Любовь - душа вселенной; но этой душе куда как тесно в свете, и знаете ли почему? (29)Потому, что за ней выглядывает тщеславие. (30)Я тоже иногда думал, что меня любили, а вышло что же? (31)Любили не меня, а бального кавалера, светского франта, и я не знал, как совладать со своими соперниками.

      - (32)Неужели? - сказала она невольно. - (33)Да кто ж они могли быть?

      - (34)Да мало ли их... (35)Бальное платье, мелочная досада, глупая сплетня, завидное приглашение, маскарадный наряд и тьма подробностей, составляющих, так сказать, всю сущность светских женщин.

      - (36)Так вы не верите в любовь?

     - (37)Сохрани бог! (38)В любовь нельзя не верить; но я говорю только, что любить-то некого. (39)Для любви нужно столько условий, столько    счастливой    случайности,    столько    душевной    свежести    и неиспорченности.

       (40)Он замолчал. (По В.А.Соллогубу)

 

Вариант выполнения задания:

В.А.Соллогуб показывает   офицера и женщину. Герой -   светский человек, по   словам автора, «вечно ищущий недосягаемого», тот, кого мучит холод общественной жизни. Он разочарован во всём, даже не верит в любовь. Собеседница офицера, напротив, женщина несветская, но её терзает та же скука, то же разочарование в жизни, отсутствие простора для души и сердца. Это  противопоставление героев  обнажает и авторскую позицию. В.А.Соллогуб, безусловно, считает, что счастье человека, смысл и образ его жизни не зависят от того,  в каком обществе он живёт.(Шелепова Полина)

 

Задание для самостоятельной работы: написать фрагмент сочинения  по тексту  из  собранной коллекции (вступление, проблема, комментарий, авторская позиция)

 

  ^ Блок 6.  Выражаем своё отношение к проблеме и аргументируем .

 

Теория

Анализ критериев оценивания аргументации собственного мнения 

 

Цель этой части работы – убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его мнение.  Таким образом,  выражая собственное мнение о  выявленной  в тексте проблеме, читатель может согласиться  с точкой зрения автора или  опровергнуть её. 

 

^ Позиция согласия/несогласия

За

Против

Особенно близка мне мысль автора о… 

Мне близка позиция автора по отношению к … 

Я, безусловно,  согласен с автором в том, что… 

Я вполне согласен с мыслями автора о… 

Нельзя не согласиться с автором в том, что…

Автор прав, утверждая, что…

Осмелюсь не согласиться с автором в том, что… 

Мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора…  

Мысли автора о … близки мне, однако… 

Позволю себе не согласиться с автором в том, что… ;

на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ;

В отличие от автора, я считаю, что...

Однако не со всеми доводами  можно согласиться…

Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...

На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...

 Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным.

К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

 

Необходимо сформулировать тезис -  главную мысль автора текста, которую вы стараетесь доказать, обосновать или опровергнуть.

Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями),  собеседником.

Аргументировать –   приводить доказательства, аргументы.

Фоновый материал – материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события, цитаты, примеры из собственной жизни…).

Исходя из требований к  сочинению-рассуждению целесообразно использовать в своей работе разные типы аргументов:

 

Похожие:

Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы … iconАлександр Плазар Контакт с автором: Plazar @ rambler ru
Вся современная научно-техническая база нашей земной цивилизации своим появлением на свет обязана естественному природному свойству...
Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы … iconПедагогическое взаимодействие с семьей
И. Уткина я хочу подчеркнуть главный принцип, на котором строится моя работа с семьей. Мне кажется, что для педагога не любить детей...
Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы … iconИ. И. Гришина Гражданский процесс вопросы и ответы
Гражданский процесс: Вопросы и ответы / Под ред д ю н проф. М. К. Треушникова. – М.: Юриспруденция, 2000. – 224 с. (Серия «Подготовка...
Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы … iconЗемельное право вопросы и ответы Издание третье, переработанное и добавленное Москва
Земельное право: Вопросы и ответы. 3-е изд., перераб и доп. М.: Юриспруденция, 2001.— 128 с. (Серия «Подготовка к экзамену»)
Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы … iconВопросы к экзамену по модулям учебной дисциплины «Теория обучения и воспитания» (группа дпз-21)
Нужно подготовить ответы на вопросы, для дальнейшей подготовки к экзамену, ответы не должны быть объёмными, чтоб в дальнейшем можно...
Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы … iconНужно подготовить ответы на вопросы, ответы должны быть не объёмные,...

Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы … iconПодготовить ответы на вопросы. Ответы не должны быть объёмными, т...

Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы … iconВеденин Н. Н. Экологическое право: Вопросы и ответы
В26 Веденин Н. Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1998. — 112 с. (Серия «Подготовка к экзамену»)
Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы … iconВажно научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые (задает...
Технологию продуктивного чтения в этом году, работая в 1 классе, я применяла чаще всего на уроках окружающего мира, т к в «Букваре»...
Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы … iconВопросы: Расскажите об естественных системах защиты человека от опасностей среды обитания
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница