Урок-суд На тему: «Конфликт нигилиста, демократа Базарова и аристократа П. П. Кирсанова»




Скачать 108.65 Kb.
НазваниеУрок-суд На тему: «Конфликт нигилиста, демократа Базарова и аристократа П. П. Кирсанова»
Дата публикации30.09.2013
Размер108.65 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Философия > Урок
Министерство образования и науки Республики Тыва

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональное училище №1 г. Кызыла

Урок-суд

На тему: «Конфликт нигилиста, демократа Базарова

и аристократа П.П. Кирсанова »


Разработала: преподаватель

русского языка и литературы

Майгын-оол З.К.

Кызыл 2013 г.

План урока

Тема урока: Конфликт нигилиста, демократа Базарова и аристократа Кирсанова П.П.

Форма: Урок-суд (урок-обобщение).

Цель: Систематизировать знания и умения учащихся по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

^ К концу урока учащиеся должны знать: определение основных понятий: конфликт, нигилист, аристократ, демократ, мировоззрение, либерал, позиции каждого из героев.

^ Должны уметь: анализировать и сопоставлять мировоззрение, позиции героев, выражать собственное отношение к позиции героев; устанавливать и соотносить проблему прошлого с современными.

Задачи:

  1. воспитательные: вырабатывать у учащихся умение выражать свою точку зрения, проявляя при этом этические нормы;

  2. развивающие: развивать у учащихся логическое и аналитическое мышления.

^ Тип урока: расширение и обобщение знаний.

Методы ведения урока: словесные, практические.

Домашнее задание: сочинение на тему «Проблема «отцов» и «детей в романе «Отцы и дети»».

II

В процессе подготовки к уроку учащиеся делятся на малые группы:

1. Судья; обвинитель.

Присяжные заседатели.

Секретарь.

2. Истец – П.П. Кирсанов.

3. Ответчик – Е. Базаров.

4. Наблюдатели (в роли аналитиков)

5. Философ (никто из учащихся не знает о его роли)
Ход урока

«Мы рождены, чтобы жить совместно,

наше общество – свод из камней,

который обрушился,

если бы один

не поддерживал другого»

Сенека

Словарь: конфликт, аристократия, либерал

Демократ, нигилист, мировоззрение

^ I. Вступительное слово преподавателя.

Сегодня у нас нетрадиционный урок по теме «Конфликт нигилиста, демократа Базарова и аристократа Кирсанова».

Наша задача – попытаться ответить на вопрос: «Возможен шли диалог между Базаровым и П.П. Кирсановым?»

Урок будет проходить в форме суда

^ Секретарь суда:

- Прошу всех встать! Суд идет!

(Председатель суда представляет всех присутствующих)

Председатель суда:

- Сегодня мы собрались, чтобы разрешить конфликт между аристократом Кирсановым и демократом Базаровым.

В основе конфликта лежит столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезные разногласия.

Судья вызывает истца П.П. Кирсанова

^ Судья:

- Истец Кирсанов, суд желает знать, в чем причина Вашей ненависти к Евгению Базарову?

П.П. Кирсанов:

- Ваша честь, я ненавижу Базарова с первой нашей встречи. Он циник, плебей! Я – сын генерала! Принадлежу к высшему сословию – аристократии и горжусь тем, что имею многие привилегии, коих нет у этого лекаришки. Весь мой образ жизни, мои взгляды проистекают из самоуважения и чувства долга. Я веду жизнь благородную и поэтому достоин уважения со стороны окружающих. А вот господин Базаров перечеркнул всю мою жизнь и считает меня «архаическим явлением». Но я полон сил, считаю себя человеком либеральным и любящим прогресс. Да, таким, как Базаров, не нравится, что либералы, будучи сторонниками общественно-политического течения отстаивают взгляды буржуазии. Я – человек принципов, люблю искусство, природу. Я защищаю основы самодержавно-крепостнического строя, мне нравится в моем народе его глубокая религиозность и почитание нас, аристократов. Я совершенно не понимаю в Базарове его взгляды на дальнейшее развитие страны, оскорблен его либеральным обличительством и тем, что он замахнулся на «святую святых», что и подумать страшно!

Обвинитель:

- Вы закончили?

- Да!

- Ваша честь, разрешите задать вопрос истцу? Господин Кирсанов, скажите, на чем основывается Ваша неприязнь к Евгению Базарову? Факты.

^ П.П. Кирсанов:

- Мы, аристократы, считаем нужным соблюдение правил «хорошего тона», (соблюдение) столь существенные в дворянском быту. А ваш господин Базаров выражал свое презрение к этим правилам через свои манеры, привычки, если хотите, речь и, конечно же, через поступки. Все это можно рассматривать как презрение ко мне, аристократу (идет работа в малых группах).

Обсуждения выступления П.П. Кирсанова. Результаты заносятся в ведомость учета знаний. Судья предоставляет слово защитнику П.П. Кирсанова

Защитник:

- Ваша честь, господа присяжные заседатели! Перед вами прогрессивный человек своего времени. Он либерал, а это значит, что он за реформу, за преобразования общества, но мирным путем. Поэтому он все-таки достоин уважения. Ваша честь, разрешите вызвать свидетеля.

Судья:

- Вызывается свидетель Н.П. Кирсанов.

(Н.П. Кирсанов дает клятву говорить правду и только правду)

Господин Кирсанов, что вы можете добавить к причинам возникшего конфликта?

^ Н.П. Кирсанов:

- Я очень люблю и уважаю своего брата. Хотел бы отметить его благородное отношение ко мне, его постоянство в любви, честность. Павел Петрович помогает мне вести хозяйство, т.е. деньги дает. Я подтверждаю, что к моему большому сожалению, между моим братом и Базаровым существует конфликт. Их разногласия во взглядах касаются во многом нашей действительности. Мне очень жаль моего брата и хотелось бы защитить его от нападок господина Базарова. Но Евгений Васильевич был другом моего сына, которого я очень и очень люблю. Мне самому всегда хотелось быть ближе к Аркадию, быть не только его отцом, но и другом, единомышленником.

Евгений Васильевич – человек умный и я втайне гордился тем, что у моего сына такой друг, но и боялся за Аркадия, всегда чувствовал, что сын «поет с чужого голоса». Возможно, гражданин Базаров – передовой человек своего времени, «но отвергать поэзию»- этого я понять, как и мой брат, не в состоянии. (Идет работа в малых группах, обсуждается речь Н.П. Кирсанова по критериям оценок. Результаты заносятся в ведомости учета знаний.)

Судья:

- Вызывается ответчик Базаров (Базаров клянется говорить правду и только правду).

Гражданин Базаров, суд желает знать, в чем причина ваших разногласий с П.П. Кирсановым?

Базаров:

- Ваша честь, господа присяжные заседатели! Я не отвергаю, что между мною и Павлом Петровичем произошел конфликт. Павел Петрович обвиняет меня в ненависти к нему в том, что мое мировоззрение, моя система взглядов на окружающий мир не совпадает с его взглядами. Господа, совпадение невозможно! Как Павел Петрович гордится своим аристократическим происхождением, так и я горжусь тем, что «мой дед землю пахал». Я – демократ, т.е. выходец из народа и разве постыдно для меня придерживаться образа жизни, свойственного широкого слоя трудового народа. А Павел Петрович? Он презрительно относится к русскому народу. Посмотрите, как он одет? В нем ничего от русского человека нет. Он далек от народа. Павел Петрович ничего не делает для того, чтобы русский народ был просвещенным. Он негостеприимный, что не характерно для русского человека.

Я нигилист, что так страшно пугает Павла Петровича. Но, господа, каков смысл слова «нигилист»? Оно имеет сложную историю, на которой Я не хочу заострять ваше внимание. Скажу только, что мой нигилизм отрицает все авторитеты, ничего не берет на веру и связан с развитием науки, в первую очередь естествознания. Мое правило – все проверять жизнью. Я считаю, что к истинному прогрессу может привести лишь положительное значение. А искусство и другие проявления духовной жизни… это так… лишь тормозит движение вперед. Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицания – мы отрицаем все. И наша задача – разрушить основы данного строя.

(Малые группы приступают к обсуждению речи Базарова.)

^ Судья:

- Слово предоставляется защитнику Базарова.

Защитник:

- Ваша честь, господа присяжные заседатели!

Вы не могли заметить, Базаров – личность незаурядная. Он предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену «отцам», неспособным решить основные проблемы эпохи. Личность Базарова формировалась в условиях общественного подъема. Увлечение естественными науками – типичная черта культурной жизни России 60-х годов. Базаров – не только будущий ученый, но и будущий общественный деятель. Да, он - нигилист, а это значит, что он – революционер. Такие люди, как Базаров, решаются «ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины». Их конечная цель – преподнесение, возможно, большей пользы человечеству.

^ Ваша честь, разрешите вызвать свидетеля?

(А. Кирсанов дает клятву говорить правду и только правду)

Судья:

- Господин Кирсанов, можете ли вы что-либо сказать в защиту гражданина Базарова?

А. Кирсанов:

- Мы познакомились с Базаровым в медико-хирургической академии. Он мой друг. Я не могу выразить, до какой степени я дорожу его дружбой. Главный предмет его – естественные науки. Да, он все знает. Он нигилист, и поэтому ко всему относится с критической точки зрения и не склоняется ни перед какими принципами и авторитетами.

(Группа наблюдателей (аналитики) оценивают выступление)

^ Защитник Базарова:

- Ваша честь, со стороны защиты нет вопросов к ответчику. Господа присяжные заседатели, теперь в вашей власти вынести вердикт.

Секретарь:

- Прошу всех встать! Суд удаляется на совещание.

Секретарь:

- Прошу всех встать! Суд идет!

^ Судья зачитывает вердикт:

- Столкновение аристократа Кирсанова и демократа Базарова оказалось неизбежным. Их конфликт – это веяние времени.

(Суд окончен. Все встают и собираются уйти. Но вдруг встает философ и обращается к присутствующим):

- Господа, подождите!

А почему конфликт? Возможен ли диалог между Базаровым и П.П. Кирсановым?

(Начинается небольшой диспут по данному вопросу. Учащиеся высказывают свою точку зрения. Учитель корректирует действия учащихся.

HРК – Проблема «отцов и детей» актуальна и в наши дни. Несмотря на их идейные расхождения, все-таки младшее поколение должно уважать старшее. В частности, в жизни тувинского народа старшее поколение является путеводителем молодого, а молодые люди всегда спрашивают совета старших)

^ Заключительные слова философа:

- Не много ли в нашей жизни мы судим друг друга? Друзья мои, мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого.

^ Подведение итогов. (Выступление аналитика)

№ этапа

Этапы урока

Структурный элемент

t этапа мин.

Уровень усвоения учащихся



Методические особенности и краткие указания по проведению этапа урока

Примечание

1

2

3

4

5

6

1

Оргмомент

2

0







2

Сообщение темы и цели

3

1

Преподаватель сообщает тему и мотивирует учащихся на достижение конкретного результата.

Учащиеся

3

Вступительное слово учителя

6




Преподаватель формирует проблему «А возможен ли между Базаровым и П.П. Кирсановым диалог?»




4

Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Конфликт нигилиста, демократа Базарова и аристократа Кирсанова и развитие их общеинтеллектуальных умений»

3




На суде рассматривается конфликт между аристократом Кирсановым и демократом Базаровым. В основе конфликта лежит столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезные разногласия.

- гр. Кирсанова

- гр. Базарова

- гр. Обвинителей аналитический центр в каждый из которых распределены роли

5

Работа в малых группах













5.1

Группа Павла Петровича Кирсанова

15

1

Кирсанов, объясняя свою ненависть к Базарову, заявляет, что он «циник», «плебей», что он считает его архаическим явлением, что он отрицает его «принципы», Базаров имеет свою точку зрения на окружающий мир и пытается ее отстоять. Он – нигилист, отрицает все авторитеты, его правило все проверять жизнью.




5.2

Группа Базарова

15

2




5.3

Группа обвинителей

15

2

Обвинение выясняет, на чем основывается неприязнь Кирсанова к Базарову.




6

Обобщение урока













6.1

Размышление философа (диалог-диспут)

18

2

Философ ставит проблему : «А почему конфликт? Возможен ли диалог между Базаровым и Кирсановым?»




7

Рефлексивно-аналитический обзор деятельности малых групп на протяжении урока (работа в малых группах)

10

2

Аналитическая группа анализирует и обобщает деятельность всех малых групп по результатам урока.

Резерв времени 4 мин.

8

Подведение итогов

Домашнее задание-сочинение

3




Преподаватель подводит итоги урока, сообщает результаты




Похожие:

Урок-суд На тему: «Конфликт нигилиста, демократа Базарова и аристократа П. П. Кирсанова» iconУрок литературы в технологии «критического мышления»
«Идейные споры «отцов» и «детей» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Взаимоотношения Е. Базарова и П. П. Кирсанова»
Урок-суд На тему: «Конфликт нигилиста, демократа Базарова и аристократа П. П. Кирсанова» icon“Отцы и дети” И. С. Тургенева это произведение, отразившее все стороны...
Базарова можно сколь угодно осуждать, но нельзя не признать, что его мнение также имеет право на существование. Базаров признает...
Урок-суд На тему: «Конфликт нигилиста, демократа Базарова и аристократа П. П. Кирсанова» iconУрок-суд ролевая игра «Суд над полиэтиленовым пакетом»
Цель урока: ознакомить учащихся с экологическими проблемами, связанными с использованием и утилизацией полиэтилена на примере полиэтиленовых...
Урок-суд На тему: «Конфликт нигилиста, демократа Базарова и аристократа П. П. Кирсанова» iconЧто означает слово «конфликт»?
...
Урок-суд На тему: «Конфликт нигилиста, демократа Базарова и аристократа П. П. Кирсанова» iconИсследование конфликтов в отечественной психологии. Проблема конфликта...
Написание контрольной работы позволяет студенту познакомиться с одной из проблем курса «Конфликтология в социальной работе», приобщиться...
Урок-суд На тему: «Конфликт нигилиста, демократа Базарова и аристократа П. П. Кирсанова» iconДжон Диксон Карр Сжигающий суд Anita «Сжигающий суд»: Информдинамо;...
«Сжигающий суд» – мистический детектив с совершенно неожиданной развязкой, посвящен «неумирающим» – явлению, пока остающемуся в стороне...
Урок-суд На тему: «Конфликт нигилиста, демократа Базарова и аристократа П. П. Кирсанова» iconУрок истории и литературы в 11-м классе на тему: «Истоки и уроки...
Название работы: Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему
Урок-суд На тему: «Конфликт нигилиста, демократа Базарова и аристократа П. П. Кирсанова» iconКонфликт? Есть конфликт!
«человек изначальный» учился гасить конфликты в зародыше. Конечно, в позднем палеолите такого понятия, как «конфликтология» ещё не...
Урок-суд На тему: «Конфликт нигилиста, демократа Базарова и аристократа П. П. Кирсанова» iconУрок в 7 классе на тему «Категория состояния как часть речи»
Форма: Традиционный урок освоения новых знаний с элементами технологии речевого критического мышления. Первый урок по теме
Урок-суд На тему: «Конфликт нигилиста, демократа Базарова и аристократа П. П. Кирсанова» iconУрок сказка по математике в 6 классе на тему: «Длина окружности»
Слова учителя: Сегодня у нас, ребята, будет не простой урок. Я подготовила вам урок-сказку. А вот какую вы сейчас узнаете
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница