Вступление




Скачать 460.95 Kb.
НазваниеВступление
страница1/6
Дата публикации23.03.2013
Размер460.95 Kb.
ТипЛитература
shkolnie.ru > Философия > Литература
  1   2   3   4   5   6


bdn-steiner.ru

Г.П.Щедровицкий, С.И.Котельников

Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности


Вступление 1

Предыстория становления ОДИ 4

Ситуация становления ОДИ 9

Практика ОДИ 21

ОДИ как мыследеятельность 28

Заключение 43

Литература 44



Вступление


Середина XХ в. сделала отчетливыми многие изменения в условиях нашей жизни, в том числе кардинальные изменения в средствах, способах и формах организации нашего мышления и деятельности. Осознано, что инженерное мышление принципиально отличается от научно-исследовательского и нуждается для своего оформления в иных, нежели традиционные, логико-методологических схемах и правилах, способных соединять исследовательскую работу с конструктивной и проектировочной. Зафиксировано, что организационно-управленческая деятельность стала профессиональной, вошла в системы производственной работы и, следовательно, тоже нуждается в своей особой логике и методологии мышления. Планирование выделилось в особый тип мыследеятельности (т.е. мышления, включенного в контекст практической деятельности, далее всюду — МД) и сформировало вокруг себя особый пласт прожективного мышления (объединяющего прогнозирование, программирование, оргпроектирование и т.п.), которое точно так же нуждается в новых средствах, новой логике и новых формах организации. Теперь известно, что научное исследование, отчасти в процессе своего имманентного развития, отчасти под влиянием уже названных изменений в других сферах МД, распалось на массу изолированных друг от друга научных предметов, каждый из которых развивается практически независимо от других, и поэтому, чтобы достаточно эффективно решить какую-нибудь практическую задачу, приходится проделывать специальную работу по комплексированию этих научных предметов и еще дополнительно увязывать их с конструктивными и проектными разработками и все это вместе взятое вставлять в стандартные формы и модули соорганизации, руководства и управления МД, осуществляемой коллективами людей (ср. [Щедровицкий 1981 a; Мирский 1980; Разработка... 1975; Комплексный... 1979]).

Последний момент представляется нам имеющим самостоятельное значение, ибо он связывает изменения в структурах МД с условиями работы каждого отдельного человека. Сегодня в процессах эксплуатации созданных нами технических систем и в процессах непрерывно расширяющегося освоения мира мы постоянно сталкиваемся с такими задачами и заданиями, решение которых выше возможностей каждого отдельного человека и требует участия в работе большого коллектива, составленного из представителей разных профессий, разных научных дисциплин и предметов. Однако соорганизация их всех в одну работающую систему оказывается, как правило, невозможной: профессионально и предметно организованное мышление каждого ставит этому труднопреодолимые преграды, высокий профессионализм не столько обеспечивает совместную коллективную работу, сколько мешает ей; предметное мышление каждого, замкнутое на свою профессиональную работу, не стыкуется и не соорганизуется с предметным мышлением других, не входит в комплекс полипредметного и полипрофессионального мышления, которое здесь необходимо.

И эта ситуация — фиксируемая сейчас повсеместно, практически в каждой сфере и отрасли МД — порождает очень сложную культурно-историческую проблему, имеющую много разных аспектов. Решение ее связано с изменением многих общественных факторов — с подготовкой таких специалистов и профессионалов, которые могли бы решать сложнейшие народнохозяйственные задачи в условиях коллективной и комплексированной работы, с созданием более гибких и содержательных форм институциональной и административной организации коллективной деятельности, с изменением существующих форм образования и т.п., но самое главное и решающее, по нашему глубокому убеждению, заключено все же в разработке новых средств, методов и форм организации надпредметного и надпрофессионального мышления и МД, тех средств, методов и форм организации, которые в литературе последних лет получили название методологических.

У нас в стране осознанная и целенаправленная разработка этих средств, методов и форм организации мышления (далее — М) и МД началась на рубеже 40-х и 50-х годов и сейчас интенсивно продолжается по многим линиям. И именно в одной из этих линий как форма практической реализации системомыслительной (далее — СМ) и системомыследеятельностной (далее — СМД) методологии были задуманы и созданы два вида игр: в начале 60-х годов — интеллектуально-методологические игры (далее — ИМИ), а в 1979 г. — организационно-деятельностные игры (далее — ОДИ).

К настоящему времени ОДИ начинают получать распространение в качестве средства и метода решения сложных проблем, имеющих важное народнохозяйственное значение, и, более того, в качестве достаточно универсальной и эффективной формы организации, развития и исследования коллективной МД.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Вступление iconЗадача и видеофрагмент. Угол зрения. Школьная дорога. Статистические...
Вступление. Ребята! Тема нашего занятия «Путешествие в страну». Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? Это нужно знать...
Вступление icon1. Вступление. Новости

Вступление iconЗаявлений на вступление в Общественную организацию

Вступление iconAdsl широкий канал в будущее   Вступление

Вступление iconЭта странная шаровая молния
Кто ты, огненная гостья ! (Вступление)
Вступление iconВступление
Из книги Джона Дж. Мэрфи “Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика”
Вступление iconМестной администрации муниципального образования
По предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на вступление в брак лицам
Вступление iconЗа уроки воспитанья
Звучит мелодия песни «Маленькая страна» и дети выполняют торжественное вступление – композицию
Вступление iconЧто такое риск?
Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным
Вступление iconВступление новых членов
Третьего совещания директоров Сети Центров по аквакультурЕ в Центрально-Восточной Европе (nacee)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница