Урок русского языка в 7 классе по теме: «Самостоятельные и служебные части речи»




Скачать 52.06 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 7 классе по теме: «Самостоятельные и служебные части речи»
Дата публикации01.08.2013
Размер52.06 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Философия > Урок
Урок русского языка в 7 классе по теме:

«Самостоятельные и служебные части речи»
Цели:

  • углубить знания о самостоятельных и служебных частях речи;

  • формировать знания о служебных частях речи;

  • формировать умение опознавать, различать служебные части речи от самостоятельных частей речи;

  • развивать умение определять и использовать в письменной речи морфологические средства выразительности;

  • развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы;

  • воспитывать интерес к предмету, к слову.


^ Слово учителя:

Продолжаем изучение морфологии. Урок начнем с проверки домашнего задания: упр. №318 (3 часть). Вам надо было повторить изученное о частях речи, подумать в ходе работы о том, почему это нужно к сегодняшнему уроку.

Задание было групповое:

  • 1 группа: прочитать текст, озаглавить, определить тип речи (схему строения фрагмента).

  • 2 группа: определить части речи, произвести разбор по членам предложения.

- Какие части речи несут основную смысловую нагрузку? (Практический прием: исключить их из текста) Какие присутствуют при них?

(Есть простой способ проверки: изъять части речи)

- Как будет звучать тема нашего урока?

- Каковы будут цели?

Слайд:

Тема: Самостоятельные и служебные части речи.

Цели: углубить знания о самостоятельных и служебных частях речи;

  • формировать знания о служебных частях речи;

  • формировать умение опознавать, различать служебные части речи от самостоятельных частей речи;

  • развивать умение определять и использовать в письменной речи морфологические средства выразительности;

  • развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы;

  • воспитывать интерес к предмету, к слову.

- О роли, значимости и самостоятельных, и служебных частей речи мы узнаем при выполнении следующего задания.

Задание: распределить слова по частям речи из следующего высказывания и определить роль самостоятельных и служебных частей речи:

«Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь».

Л.Н.Толстой

/1 ребенок распределяет слова по колонкам на интерактивной доске/

- Мы уже говорили, что самостоятельные части речи несут основную смысловую нагрузку. При исключении их из предложения смысл теряется.

/ученик читает текст упр. №318 (3 часть) без самостоятельных частей речи/

«Варьке хочется спать. Глаза ее смыкаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка». (По А.П.Чехову)

- Но при исключении из предложения всех служебных частей речи смысл тоже потерялся. Значит, нужны не только самостоятельные, но и служебные части речи.

^ Слово учителя:

Самостоятельные части речи употребляются без служебных частей речи, служебные части речи не употребляются без самостоятельных частей речи, так как не имеют лексического значения.

А теперь самостоятельная работа: исходя из определения слова как части речи, составьте таблицу о самостоятельных и служебных частях речи.

/Составление таблицы/

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

1) имеют лексическое значение, отвечают на вопрос

1) не имеют лексического значения, нельзя задать вопрос

2) обладают морфологическими признаками

2) не изменяются

3) являются членами предложения

3) не являются членами предложения

4) имеют морфемный состав

4) не имеют морфемного состава

знаешь – глагол, действие, что делаешь?

I спр., перех., невозвр., наст.вр., изъяв.накл., 2 л., ед.ч.

Не – частица

1- отриц.знач.

2 – не изменяется

3 – не является членом предложения

4 – нет морфемного состава


- Для того чтобы убедиться в важной роли не только самостоятельных, но и служебных частей речи проведем небольшую исследовательскую работу.

/Исследовательская работа по группам/

Задание выведено на доску:

Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их; определить части речи, определить морфологические средства выразительности (метафора, олицетворение, антитеза), определить их синтаксическую нагрузку.

1 группа: Лишь у Васьки синим чертополохом цв..ла радость.

И ужас меткой гадюкой перев..вает горло.

2 группа: Улы..ка на устах, а на уме коварность.

И сер..це не уст..вало плакать от этих нест..рпимых мук.

^ Вывод учителя:

Роль самостоятельных частей речи огромна, их художественная изобразительность придает речи точность и меткость, особую выразительность.

Роль служебных частей речи в создании художественной образности также важна. Они усиливают смысловую нагрузку самостоятельных частей речи, определяют содержание текста.

- Послушайте текст:

Не ветра шумят холодные,

Не пески бегут зыбучие.-

Снова горе подымается,

Словно злая туча черная.

- Какая картина вам представилась? Благодаря чему?

^ Слово учителя:

Нередко служебные части речи становятся основанием для особых стилистических фигур, изобразительных приемов. Один из них известен под названием психологический параллелизм, или отрицательное сравнение.

Речь идет о такой разновидности сравнения, в котором явления не сопоставляются, а противопоставляются. Этот прием характерен для народной поэзии.

- Обратимся к другому примеру из «Элегии» (1830) А.С.Пушкина:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино, печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней <…>
Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…

- Что говорит пушкинское «но»?

/ответы учащихся/

Учитель обобщает:

- «Но» выражает пушкинское жизнеутверждающее начало, его оптимистическое мировоззрение.

- Какой вывод напрашивается из урока? Какова функция самостоятельных частей речи, служебных частей речи? В чем их различие? Есть ли сходство?

/ответы учащихся/

^ Вывод учителя:

Русский язык – удивительно богатый и красивый язык. Наши слова делятся на самостоятельные и служебные части речи. Самостоятельные, или знаменательные части речи обозначают предметы, признаки, действия, количество, указывают на предмет, не называя его; без них наша речь порой не имеет смысла, служебные части речи не употребляются без самостоятельных частей речи, без них ничего не значат, но, находясь рядом с самостоятельными частями речи, они определяют содержание высказывания, усиливают значение знаменательных частей речи. Их использование позволяет выразить себя в слове, позволяет овладеть несметными богатствами русского языка.

В заключении послушайте высказывание И.А.Гончарова: «…язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего человека: его ума, того, что называется сердцем, он выразитель воспитания, всех сил умственных и нравственных».

Домашнее задание:

Упр. №327

Дополнительно (по выбору): из творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова выписать примеры психологического параллелизма (1-2).

Похожие:

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» iconУрок русского языка в 7-ом классе Тема: Самостоятельные и служебные части речи. Предлог
Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение. Послушайте
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» iconРазработка урока русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи»
Оборудование : таблица «Служебные части речи», схемы предложений, карта страны «Части речи», учебник
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» iconУрок квн в 7 классе по теме «Служебные части речи»
Представление команд. Заранее класс делится на группы под следующими названиями: “Предлоги”, “Союзы”, “Частицы”. Каждая команда представляет...
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» iconУрок русского языка в «3 а» классе по теме: «Части речи. Имя существительное»
Оборудование: компьютер, презентация, презентация, карточки, изображение домика, лист самооценки
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» iconЧто изучает морфология?
Назовите самостоятельные (или знаменательные) и служебные части речи. Приведите примеры
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Богатство и разнообразие лексики русского языка»
Цель: обобщить и систематизировать зун обучающихся по теме «Лексика русского языка»
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» iconУрок русского языка в 6 классе Тема урока: «Имя прилагательное», повторительно-обобщающий урок
Изучение части речи «Имя прилагательное» начинается с начальной школы. В 6 классе происходит углубление представления о прилагательном....
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» iconСценарий медиаурока с компьютером Урок русского языка в 8 классе...
Урок предназначен для учителей русского языка 8-х классов. Урок проходит с использованием презентации. Материал урока может быть...
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» iconСамостоятельные и служебные части речи
Оборудование: мультимедийная установка, карточки для развития критического мышления, тестовые работы
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» iconУрок русского языка в 4 классе. Тема: Части речи
Обобщить и систематизировать знания учащихся о частях речи в рамках изученного материала, по самостоятельному применению знаний в...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница