«Голос сказки». Нравственные проблемы на уроке литературного чтения. А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители». 4 класс




Название«Голос сказки». Нравственные проблемы на уроке литературного чтения. А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители». 4 класс
Дата публикации29.06.2013
Размер82.6 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Философия > Урок

«Голос сказки». Нравственные проблемы на уроке литературного чтения. А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители». 4 класс.



«Высший суд – суд Совести»

Виктор Гюго

«Без совести в человеке нет ничего, что возвышало бы его над животными. Совесть – это то, что делает человека подобным Богу»

Руссо

Цели урока:

1. Знакомство с нравственным смыслом понятия «СОВЕСТЬ»

2. Формирование умения воспринимать, анализировать прочитанный текст, формирование навыков работы со словарями

3. Развитие умения прислушиваться к состоянию своей души, оценивать свои мысли и поступки

Оборудование: магнитофон, аудиозапись классической музыки и голоса Чернушки из сказки А. Погорельского « Черная курица», рисунки детей, словари Ожегова, Даля и фразеологический словарь.
^ Ход урока

Организационный момент

На фоне классической музыки ученик читает первый абзац сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
^ Сообщение темы и цели урока

Мы с вами прочитали мудрую сказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Чему научила нас эта сказка? У каждой сказки есть свой голос, сказка всегда говорит с людьми о чем-то важном, самом главном. И мы с вами сегодня попробуем услышать волшебный голос сказки Погорельского. Поэтому тема нашего урока так и будет звучать: «Голос сказки».
^ Работа по теме урока

Вспомните, когда вы читали сказку, чьи голоса вы слышали? («Черной курицы, Алеши, короля, учителя, ребят …»)

Послушайте фрагмент сказки. Постарайтесь узнать: голос какого сказочного героя звучит? («Голос Чернушки»)

Когда вы впервые услышали голос Чернушки? («Голос Чернушки впервые услышали мы вместе с Алешей в тот момент, когда кухарка поймала черную курицу. Мальчику послышалось, что Чернушка просит о помощи.»)

Черная курица не несла яиц, так какая же от нее польза? («Она добрая, полюбила Алешу – мальчику с ней хорошо. Алеша ее тоже любит.»)

Алеша спрашивает у Чернушки: «Объясни мне, любезная Чернушка, отчего ты, будучи министром, являешься в свет в виде курицы…»

В подземном царстве хорошо, зачем же она приходит? («Чернушка пришла помочь Леше, она видит насколько он одинок, как он грустит. Она пришла, чтобы стать единственным другом мальчику. Волшебные гномы могут видеть людское горе, приходят время от времени к людям, чтобы помочь им, поддержать»)

Какие мудрые советы дает Чернушка Алеше? (Зачитать из текста:

а) «Ты добрый ребенок, но притом ты ветренен и никогда не слушаешь с первого слова, а это нехорошо!..»

б) «Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над вами верх…»

в) «Твоя нескромность причиною, что я осужден…»

Посмотрите, сколько важных советов дает Чернушка Алеше. Как вы считаете, каким другом она была для мальчика? («Верным, мудрым, добрым, заботливым…»)

2. Послушайте еще один фрагмент сказки. Постарайтесь узнать голос героя. («Голос Алеши»)

Каким автор показывает Алешу вначале произведения? (работа с таблицей, составленной детьми)
^ До получения зернышка

добрый

милый

все его любили и уважали

прилежный в учебе

мечтатель

хорошо развито воображение

но грустный и одинокий
Подтвердите цитатами из текста.

3. Вспомните, Алеша часто слышал какой-то внутренний голос, но со временем постепенно перестал его слышать. Чей это был голос? («Голос совести»)

Как объясняет значение слова совесть Ожегов в толковом словаре? («Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом»)

А какое толкование дает этому слову Владимир Даль? («Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития».)

Оказывается, совесть – это внутреннее чувство, которое позволяет нам различать хорошее и плохое, это – неписанный закон души, помогающий человеку оценить свои мысли и поступки. Как вы думаете, где живет совесть?

Мудрец сказал: «Совесть – это голос Бога в Сердце человека». Давайте запишем это изречение в тетради и попробуем увидеть глубокий смысл слова СОВЕСТЬ.

Оно состоит из двух частей.

^ СО – особенная приставка, ее значение – соединять, объединять с чем-то или кем-то. Например:

сострадать – страдать, переживать с другим человеком;

сочувствие – разделять чувства другого человека;

сотрудники – люди, объединенные одним трудом.

Как вы понимаете слова: сорадоваться, содружество, созвездие?

ВЕСТЬ – старославянское слово, встречается в очень древних книгах, религиозных писаниях. Вспомните историю рождества Христова. Кто явился Марии и принес ей Благую Весть о рождении ею младенца? /Архангел Гавриил/.

Получается, что ВЕСТЬ – не просто сообщение, известие, а данное человеку свыше божественное послание.

Недаром в народе говорят: «Жить по Совести, значит, жить с Богом в Сердце»
Какие фразеологизмы со словом совесть вы выписали из словаря?

Прочитайте и попробуйте растолковать эти выражения.

По чистой совести

Совесть заговорила

Совесть проснулась

Совесть замучила

Крик совести

Муки совести

Угрызения совести

Со спокойной совестью

Для очистки совести

С чистой совестью

Поступить по совести

Следовать совести

Совесть остановила
Не случайно так много в народе таких фразеологизмов о совести, потому что

совесть – внутренний судья человека.

Что может случиться, если не слышать голоса совести? («Человек может совершить поступки, за которые будет стыдно, потеряет друзей, может стать безответственным, непослушным, дойти до предательства»)

Что говорила совесть Алеше? (дети наизусть рассказывают отрывок: «Из доброго, милого, скромного мальчика он сделался гордым и непослушным. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: «Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, тогда ты при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя.»)

Алеша не всегда прислушивался к голосу совести, несколько раз совершал легкомысленные поступки. Какой самый легкомысленный поступок он совершил? («Попросил, чтобы не учившись, знать урок свой»)

Без труда, без старания, после того, как получил семечко, как стал меняться Алеша? (работа с таблицей, составленной детьми)

имея семечко

ленивый («занимался шалостью и праздностью»)

безответственный

излишне самонадеянный

много стал о себе думать

важничал

сделался гордым и непослушным

ребята перестали его любить и уважать
Подтвердите словами из текста.

Голос совести звучал все тише. Вскоре Алеша перестал его слушать, стал важничать и постепенно дошел до предательства. Зачитайте этот фрагмент. («Алеша совершенно потерял голову…»)

Что же было в его растерзанном сердце? («Стыд и раскаяние наполняли его душу»)

Почему мальчик нарушил тайну? (Алеша в этот момент думал только о себе, он испугался наказания, совсем не думал о своем друге и подземных жителях.. Чтобы избежать наказания, не задумываясь, мальчик предал их. Кто живет без совести, не умеет сострадать другим.)

Что же ему нужно было пережить, чтобы совесть опять заговорила в сердце мальчика? (Мальчику пришлось пережить болезнь, муки предательства, потерю единственного друга.)

4. Когда мы читали сказку, мы сами разговаривали с героями, т.е. слышали свой голос – голос читателя. Мы переживали за Алешу, представляли себя на его месте.

Когда хотелось ему что-то подсказать, посоветовать? Что именно?

В какой момент хотелось пожалеть, успокоить?

О чем бы его предупредили?
^ Итог урока

Чему же эта сказка может научить человека?

(«Мне кажется, сказка может научить быть честным, всего добиваться своим трудом, не нарушать данного слова, быть ответственным за свои поступки»)

Какой голос у этой сказки?

(«Мудрый, добрый, немного грустный, заставляет задуматься над своими поступками…»)
^ Домашнее задание

Сказка заставляет заглянуть в свое собственное сердце, в свои мысли и подумать о самом себе, о том, какие мы, кто мы.

Ребята, представьте себя на месте Алеши. Мы столько пережили вместе с ним. Мальчик раскаялся, все понял. Когда настала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, Алеша сел писать маменьке письмо. Подумайте, что он напишет, о чем умолчит. Дома напишите это письмо Алеши.

^ Творческие работы учащихся

1. Письма детей после урока по теме: «Голос сказки».

Письмо маменьке.

Здравствуй, маменька!

Учусь я хорошо, но не своим трудом пятерки заработал. Я сделал очень большую ошибку и не знаю теперь, что мне сделать, чтобы меня простили. Я не могу сказать тебе, что случилось. Но могу сказать, что это очень, очень большая ошибка! Если бы я мог сделать так, чтобы этого не случилось! Я не послушал друга, и он пострадал. Я сделаю все возможное, чтобы он вернулся.

^ Миклина Юля
Письмо мамочке.

Здравствуй, дорогая, любимая мамочка, я тебя очень люблю. Я хочу, чтобы ты за мной приехала.

Со мной произошло вот что. Я познакомился с Черной курицей, и она повела меня к подземным жителям. Я прошел через старушек и рыцарей, а Чернушка оказалась министром. Там я познакомился с подземным королем. Я пожелал, чтобы, не учившись, всегда знать свой урок. Он исполнил свое обещание и подарил мне волшебное семечко. Учитель спрашивал у меня урок, а я отвечал за счет волшебного семечка. Потом я рассказал своему другу о подземных жителях и Черной курице, и она ко мне больше не приходила.

^ Я выдал тайну и мне потом было очень стыдно.

Поскорей приезжай за мной, мне очень плохо, я тебя очень люблю.

Захарова Маша
Письмо маменьке.

^ Здравствуй, дорогая маменька! Как у тебя здоровье, не болеешь ли ты?

У меня все хорошо, но я слишком много думал о себе, важничал перед другими мальчиками. Маменька, ты только не волнуйся, я исправился и стал намного добрей, изменился в лучшую сторону.

^ До свиданья, маменька, ты самая добрая и щедрая на всем белом свете. Я тебя люблю!

От сына Алеши.

Коптягина Таня
Литература к уроку:

Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: Пособие по воспитанию детей в семье и школе. – Мн.: ИООО «Соврем. слово», 2003. – 280с.

Шаров А.И. Волшебники приходят к людям: Книга о сказке и сказочниках / Предисл. Л. Разгона. – 3 изд. – М.: Дет. Лит., 1985. – 320с., ил.

Михайлова А. Духовное пространство авторской сказки: А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» // Я вхожу в мир искусств. – 2002. -№ 9. – С.140-146

Пузанова Н.А. Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в IV классе: Урок внеклассного чтения // Литература в школе. – 1989. - № 1. – С.71-76

Я в мире людей: Пособие для уч-ся: В 2-х ч. Ч.2. – 2 – изд. –М.: Междунар. Фонд Образования: Республика, 1997. – 207с., ил.

Похожие:

«Голос сказки». Нравственные проблемы на уроке литературного чтения. А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители». 4 класс iconРазработка урока по литературе с метапредметными связями Тема: Скромность...
Тема: Скромность (по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»)
«Голос сказки». Нравственные проблемы на уроке литературного чтения. А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители». 4 класс iconА. Погорельский. Рассказ о писателе. Тема детства в сказке «Чёрная курица…»
Тема: А. Погорельский. Рассказ о писателе. Тема детства в сказке «Чёрная курица…»
«Голос сказки». Нравственные проблемы на уроке литературного чтения. А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители». 4 класс iconУроке литературного чтения во 2 классе по теме: «Сказки Г. Х. Андерсена»
Автор: И. Н. Жуганина, учитель начальных классов гбоу сош №86 имени М. Е. Катукова
«Голос сказки». Нравственные проблемы на уроке литературного чтения. А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители». 4 класс iconУрок литературного чтения 2 класс ос «Школа 2100»
Хотите, узнать чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Ну тогда послушайте внимательно загадку и договорите словечко
«Голос сказки». Нравственные проблемы на уроке литературного чтения. А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители». 4 класс iconУчитель: околелова ольга ивановна категория
Адресация: уроки литературного чтения; интегрированные уроки литературного чтения и русского языка;уроки литературного чтения и изобразительного...
«Голос сказки». Нравственные проблемы на уроке литературного чтения. А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители». 4 класс iconУрок литературного чтения в 3 классе по теме: «Сказки народов мира. Бродячие сюжеты»
Актуализировать знания, полученные во 2 классе, и применить только что полученные знания на материале сравнительного анализа нескольких...
«Голос сказки». Нравственные проблемы на уроке литературного чтения. А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители». 4 класс iconУрок литературного чтения "Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша»" Цели урока
Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы отправимся в страну, надеюсь любимую вами, Литературию
«Голос сказки». Нравственные проблемы на уроке литературного чтения. А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители». 4 класс iconУрок литературного чтения во 2 классе по теме: «Сказки К. И. Чуковского»
Место выполнения работы: гбоу сош пос. Коммунарский Самарской области Красноярского района
«Голос сказки». Нравственные проблемы на уроке литературного чтения. А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители». 4 класс iconУрок литературного чтения. Умк «Перспектива» 2 класс Тема: «Джанни...
Джанни Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь», с автором этой сказки и другими произведениями
«Голос сказки». Нравственные проблемы на уроке литературного чтения. А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители». 4 класс iconУрок литературного чтения Тема: Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки
Развивать целостное восприятие художественных образов, созданных средствами разных видов искусства
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница