Р. Штайнер грех против святого духа




Скачать 185.1 Kb.
НазваниеР. Штайнер грех против святого духа
Дата публикации10.06.2013
Размер185.1 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Философия > Документы

Р. Штайнер

ГРЕХ ПРОТИВ СВЯТОГО ДУХА
В основу сегодняшнего нашего рассмотрения мы положим непонятное изречение (по крайней мере, для многих непонятное), изречение, которое можно понять только в том случае, если связать с ним глубочайший эзотерический смысл. Сегодня оно введет нас еще глубже в дух и смысл христианства. Это изречение гласит: «Все грехи отпустятся, кроме греха против Духа Святого».

В таких словах поистине содержатся смысл и миссия христианства, которые находят свое отражение в обосновании этого миросозерцания духовной наукой, она - подлинный инструмент для выявления глубокого смысла, таящегося в этих словах. Духовная наука не стремится к основоположению новой веры или учреждению новой секты: сейчас не то время, когда можно было бы основывать новые вероисповедания или особые религии, - задача будущего состоит в создании из современных существующих религий великой единой религии человечества. Духовная наука отнюдь не склонна проповедовать новую религию, она, скорее, является инструментом для понимания различных религиозных глубоких истин.

Современное поветрие направлено в сторону обновления религиозных истин. С этой точки зрения охотно выставляют Христа Иисуса скромным человеком из Назарета, охотно представляют его высшим идеалом человечества, вроде того, как тоже в виде идеала выставляют Сократа, Платона, Гете и других, - не хотят, чтобы Он слишком высоко поднимался над человечеством, не признают, что во Христе Иисусе из Назарета жило Нечто, высоко возвышающееся над человечеством.

Для хотя бы приблизительного обоснования истории Христа Иисуса мы должны затронуть глубокие гностические вопросы. Всю человеческую мудрость должны мы призвать, чтобы научиться пониманию того, что совершилось между первым и тридцать третьим годом нашего летоисчисления. Религиозные памятники существуют не для того, чтобы их сводить к тривиальностям: нет такой мудрости, которая была бы достаточно мудра, чтоб раскрыть глубокий смысл, содержащийся в этой мистерии. Само собой разумеется, что даже самую скромную душу следует приблизить к пониманию этой мистерии, однако нужно помнить, что никакой мудрости не достаточно для измерения скрытой в ней мудрости.

Исходя из этого, из этой точки зрения и из такого настроения, уясним себе сначала, что понимается в христианстве, в подлинном эзотерическом христианстве, под Святым Духом, Сыном и Отцом. Не будем с помощью философских спекуляций проникать в значение этих понятий и не будем вносить в них произвольный смысл. Ведь этот смысл был внесен посвященными, и нам следует держаться того, чему учат в школах христианских посвященных. От лукавого это, когда, изучая Библию, филосософствуют относительно того, что означает то или иное. Мы знаем, что существуют школы, в которых уже с древних времен учат о смысле, всегда об одном и том же смысле; никогда не было другого знания, никогда не было различных точек зрения.

Если мы будем придерживаться того, что больше всего проявилось на поверхности истории, мы найдем эзотерическую школу, существовавшую в Афинах у Павла, школу Дионисия. Правда, ученые привыкли говорить о псевдо-Дионисии, так как существование этой школы не доказано документально: лишь в VI веке нашей эры находится запись предания об этом. Нам следует, однако, уяснить себе, что обычаи записи существенно изменились. Если теперь у человека возникают умные мысли, он ждет-не дождется того, чтобы скорее облачить их в типографскую краску и дать им выпорхнуть в мир. Прежде было иначе. Глубочайшие мысли строго охранялись тогда от публичности; их не швыряли каждому в голову, их давали лишь тому, кого считали достойным принять их: лишь тот, у кого имелось понимание об истинности, лишь тот был вправе принять истину, тот, кто самоотреченно с подлинным чувством открывал для них свое сердце, - и тогда они в него втекали. Тишина, глубокое стремление, преданное настроение по отношению к высшим истинам было тем, что надлежало усвоить себе ученику. Это совсем другое воззрение, чем нынешнее, ибо теперь каждый может принять истину независимо от того настроения, в котором он находится. В те времена существовало воззрение, что нельзя равнодушно принимать истину, например, о звездном небе. Тогда понимали, что суть была в этом настроении, если на самом деле хотели дать истине воздействовать на себя, даже простой истине, например, математической. Эти истины принимали в возвышенном настроении. Ученика, прежде чем допустить до принятия истины, готовили так, чтобы выработать в нем подобное умонастроение.

Так же было и в школе Павла: учеников сокровенно готовили к принятию высших истин. И это подготовление, равно как и последующее обучение, происходило устно: в течение долгих периодов от учителя к ученику передавался живой дух. У носителей эзотерических истин, глубочайших посвященных, всегда сохранялось одно и то же имя, и в VI веке в Дионисиевой школе был посвященный, которого звали Дионисием. Об этом нужно знать, чтобы быть в состоянии судить о псевдо-Дионисии. Итак, сегодня исследуем мы в духе христианского эзотеризма смысл того, что называют Отцом, Сыном, Святым Духом.

Мы уже говорили об этом смысле в лекции «Отче наш». Мы узнали, как проявляется божественное в трех высших принципах человека: мы узнали, что за Отцом стоит Божественная Воля, за Царством – Слово, Логос, за Именем – Дух Святой. Рассмотрим сегодня эти понятия с иной точки зрения, рассмотрим их так, как учили о них в христианской эзотерической школе. Вкратце проведем перед душой соотношение высших и низших принципов человека. Мы всегда учили, что человек состоит из физического, эфирного, астрального тела, в последнем пребывает «Я», - это была так называемая святая четверица. Мы познакомились с тем, как в течении человеческого развития претворяются первые три тела. «Я» претворяет астральное тело, являющееся носителем страстей, влечений, вожделений, его можно назвать телом сознания. В эзотерическом христианстве тоже учат облагораживанию, очищению этого тела. И поскольку это совершалось в человеке, это называли работой Духа Cвятого. Можно было бы сказать: очищенную Самодухом, Манасом, часть астрального тела называют в христианстве «пронизанной Духом Святым».

Нам известно, что «Я» преобразует и эфирное тело, - это значительно труднее. На эфирное тело преобразующе, облагораживающе, действует лишь то, что принимается в себя человеком из искусства и религии. Искусство прозревает и ощущает вечное, вечное просвечивает через него, и импульсы искусства сильнее действуют в деле облагораживания человека, чем все законы нравственности. Наиболее же сильны религиозные импульсы. Кто в самоотверженном благоговении обращает свой взор к вечному, кто открывается перед ним и дает ему струиться в себя, тот вчленяется в Жизнедух, Будхи, в христианском смысле - в Логоса, в Христа. В эзотерическом христианстве это называют: принять в себя Христа.

Для уяснения третьего члена, Отца, вам придется разрешить мне небольшое отступление. И прошу Вас всегда иметь в виду, что духовная наука – отнюдь не расплывчатая наука, ибо в этом случае ей грозила бы опасность превратиться в секту. Нет, она стремится в духе облагораживания воздействовать на повседневную жизнь, она стремится пронизать и одухотворить ее. Она не склонна к сплетням и умничанью, а стремится, чтобы во всю нашу культуру проник дух, и потом обращает внимание на практическое. Если вы стоите среди жизни, если тысяча впечатлений влияет на вас, то переживаемое при этом вами составляет лишь часть всех ваших переживаний. Кто не считается с этим, не может понять тайны жизни.

Духовный исследователь смотрит глубже, он знает, что на эфирное тело разнообразно воздействуют повседневные переживания. То, что принимается ими сознательно, что привлекает их сознательное внимание, - например, на улице, которую они проходят, - находит свое выражение в волнениях и течениях астрального тела. Оккультист в состоянии проследить эти волнения и движения. Но существуют иные впечатления, обычно не возбуждающие полного внимания человека. Для пояснения того, что мной имеется в виду, приведу пример. Мы идем по улице и проходим мимо множества вещей, не привлекающих нашего особого внимания, мы знаем, что справа и слева были оконные витрины, справа и слева стояли фасады, что нам встречались люди и экипажи, - но наше внимание все же не было этим привлечено, и мы сознательно ничего отсюда не восприняли. Но все это не проходит для нас бесследно и оказывает на нас определенное воздействие. Когда мы рассматриваем плакат, перелистываем юмористический журнал, в нас остается не только то, на что мы обращаем сознательное внимание. Вещи, нами не осознанные, тоже оказывают на нас воздействие. Принято говорить, что эти впечатления остаются под порогом сознания, но на самом деле это не так. Столь много вещей действует на человека, минуя его сознание, и подчас это воздействие на него бывает глубоким и значительным. Во-первых, надо помнить, что эти впечатления действуют на его эфирное тело: тело это получает непрерывное впечатление. Становится ясным, какое бесконечное значение имеет для человеческого развития то обстоятельство, что человек не отдает себе отчета в этом воздействии. Все, что разыгрывается на поверхности культуры, действует на человека, все эти вещи вызывают в нас образы. Духовная наука указывает на подпочвенные течения нашей культуры; она вновь подчеркивает присутствие Духа, указывает на глубокую связь физического мира с духовным; она указывает на то, что за физическим постоянно стоит духовное.

Одна эпоха иначе мыслит, иначе настроена, чем другая; в одной эпохе духовное выше, в другой – ниже, более рассчитано на сенсацию. Для оккультного исследователя то, что запечатлевается в эфирном теле, отражается как тайные влияния, обращенные на людей. Если оккультным путем исследовать темперамент, склонности и настроения среднеевропейского мира XI или XII века, пришлось бы отнести результаты к архитектурному стилю, искусству, к культурным средствам тогдашнего окружения души. Идя по улице своего города, человек того времени мог быть настроен иначе, чем современный нам человек: другие вещи окружали его, и другие настроения наполняли его.

Не следует упускать из виду, что то, что лежит ниже сознания, подвергается глубокому влиянию таких импульсов, и поэтому не следует недооценивать серьезности выражения, когда я говорю, что именно теперь в подпочве нашей культуры лежат подлинные основы материалистического настроения. Не следует из-за этого без обиняков смотреть на человека, как на реакционера. Тот, чей способ рассмотрения базируется на духовных существах, знает, что глубокое и благородное, действующее вплоть до эфирного тела, дает также и созидающие его силы. И если распространит он этот способ созерцания еще и на то, что производится материалистическим умонастроением, то ему станет ясно, что ничего не достигается теорией и учениями, если они не спускаются вплоть до этого. Изменения к лучшему можно ожидать не раньше, чем когда духовные истины отобразятся в том, что окружает человека и действует на него, даже если его внимание не направлено постоянно на это.

С точки зрения этого отступления рассмотрим ту часть нашего человека, которая именуется «Атманом», Отцом. Мы знаем, что благодаря «Я» может быть построено физическое тело. Сознательно это построение делается тем же путем, которому учат при эзотерическом ученичестве. Все то, чему может научиться ученик рассудочно, что действует на астральное тело, является лишь подготовлением. Ученичество начинается там, где «Я» начинает работать над эфирным телом, где человек преодолевает свой темперамент, свои склонности, свои привычки, где он становится другим человеком. Благодаря этому достигает он прозрения в высшие миры. Все, что воздействует на эфирное тело, дает развитию человека движущую силу, так что в нем постепенно образуются духовные органы, и он начинает прозревать в высшие миры. Так мы видим, как претворяются астральное и эфирное тела; то, что претворяет физическое тело, коренится в дыхательном процессе. Им облагораживается и одухотворяется физическое тело. В христианской эзотерике это именуется «Отец» (Атман). Мы должны различать: насколько содержит человек в себе то, что облагораживает и претворяет астральное тело, настолько содержит он в себе Святого Духа; сколько содержится в человеке того, что облагораживает эфирное тело, столько содержится Сына, Логоса; Сколько содержится в человеке (это осознается только посвященными) того, что облагораживает физическое тело, столько содержится в нем Отца.

Чтобы различить грехи или хулу против Духа Святого, против Сына и против Отца, следует вспомнить о миссии христианства в понимании эзотерических учителей. Выражена она словами Христа Иисуса, когда Ему сказали, что Мать его и братья стоят вне дома: «Кто не оставит отца и мать, ... не имеет части во Мне» и «Кто любит отца и мать более, чем Меня, не достоин Меня» (Матф. 10, 37). Несколько иначе это сказано у Марка и Луки. Там говорит Он: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лука, 8, 21; Марк, 3, 33; Матф., 12, 46-50). Мы займемся этим подробнее, и это явится наилучшей подготовкой к пасхальному нашему празднеству - Мистерии Голгофы.

Если пойдем мы далеко назад по линии развития человечества, мы придем к Лемурийской эпохе. Нам известно, что древнюю Лемурию нужно искать на юг от современной Азии, там, где катит свои волны Индийский океан. Там, в ранней Лемурии, встречаем мы четырехчленного человека-полузверя, хотя и одаренного уже своей четырехчленностью: физическим телом, эфирным телом, астральным телом, зачатками «Я», - но не могущего еще хоть в минимальной мере работать над своими тремя низшими оболочками, ибо необходимые для работы над этими оболочками силы должны были еще войти в носителя этих оболочек. То, что является содержанием наших душ, тогда еще не было в человеке. «Я» являлось как бы полым местом для принятия этих сил, и это полое место сохранилось и поныне внутри человека. То, что человек теперь называет своим глубочайшим внутренним, находилось раньше вне человека, оно нисходило в это время в человека, в человеческую оболочку. До того времени составляло оно часть божественной природы. Вне покоилось в лоне Божества. Мы часто изображаем излияние этого божественного как бы в массу человеческих губок, из которых каждая в отдельности всосала в себя каплю этой божественной субстанции, которую мы представляем в виде воды. Так то, что пребывает в нас, что формирует нашу душу, и что прежде покоилось в божественном лоне, распределилось по отдельным человеческим телам, так что каждому досталось по капле этой божественной субстанции. Эта единая субстанция индивидуализировалась таким образом в божественные члены. Подобно тому, как каждый палец обладает собственной жизнью и, тем не менее, принадлежит к целостному человеческому организму, получая от него свою жизнь, так обретали и эти капли в каждом человеческом существе собственную свою жизнь, жили в подготовке к их принятию в человеческих телах и ожидали осуществления от божественного.

Те человеческие тела выглядели совсем иначе, чем современные. Вы очень удивились бы, если бы я вздумал описать вам эти гротескные оболочки, принимавшие души. Кто же действовал так, что эти гротескные оболочки развились в современные тела? Кто сделал это? Это – работа действующей во внутреннем само-душевности. Изнутри действует она, образуя и формируя человеческое тело.

Рассматривая у современного человека остатки этого самозиждительства души в теле, получаешь представление об этой работе душевных сил. Например, мы наблюдаем стыд: он вызывает краску на лице, - душевное, стыд, выявляется в румянце. Такие душевные переживания, как страх, боязнь, испуг, телесно выявляются в бледности. Всем нам понятно, что это связано с кровью: кровь есть выражение внутренне работающего существа.

Но это верно лишь по отношению к теплой крови. Как верно то, что ныне при ощущении стыда, страха, испуга «Я» действует на кровь и в очень значительной степени выявляется телесно, также верно и то, что раньше действие это было велико и мощно. Некогда, когда кровь сокровенно и точно выявляла внутреннюю силу, формировался и созидался образ человека посредством отдельных рас. Интимные переживания и чувства выкристаллизовывали тело человека, когда оно было еще мягким, и их работа, их зодчество совершалось окольным путем посредством крови. Зодчий, внутреннее существо, пластически образующая сила, в построении человеческого существа действовал из «Я» окольным путем через кровь. Так узнаем мы в крови носителя «Я».

В идущей этим путем мысли найдем мы объяснение библейского указания, что Адам жил сотни лет. Это обосновывается на родственных браках. В период возникновения каждого народа встречаем мы небольшие группы, связанные кровным родством, и браки заключались там исключительно между членами этих групп и племен. Нечто важное намечается в беседе Анценгрубера с Розеггером. Розеггер изображает своих крестьян чрезвычайно выпукло, в изображении же Анценгрубера они живее: его мужики правдивы, глубоко и правдиво стоят перед нами. Как-то оба писателя шли вместе, и Розеггер посоветовал Анценгруберу отправиться как-нибудь в деревню, пожить там среди крестьян и приглядеться к ним, чтобы изображать их живее. Но Анценгрубер возразил: «Этого я ни в коем случае не сделаю. Я утерял бы свое искусство. Никогда не видел я ни одного мужика, но понимание их у меня в крови, и для изображения их мне не нужно их видеть, ибо мужицкая кровь действует во мне через ряд поколений. Мужицкий дух живет, действует во мне: он идет ко мне через отца, деда и прадеда, ибо мои предки все были мужиками».

Так еще у Анценгрубера сохраняется до некоторой степени крестьянское сознание. В древние времена же это было намного сильнее. Тогда сын не только чувствовал, как чувствовал отец и дед, но в нем жила подлинная память о переживаниях предков. Было время, когда в памяти у человека хранилось не только пережитое им самим, но и проделанное его отцом и дедом. В этих строго охраняемых общинах о пережитом отцом и т.д. сын говорил так: я пережил это. Это было и в поколении Адама, так продолжалось его «Я» в течение девяти веков. «Я» шло через поколения, оно было единым, групповым «Я». Под Адамом понималось это идущее сквозь поколения «Я», и потому говорили о столь долгой жизни Адама. То же самое таится за библейским повествованиием о долгой жизни древне-библейских людей. Из этого видно, насколько правильно кровь, бывшую чем-то единым в пределах этих узко замкнутых групп, рассматривать как выражение внутренней творческой души человека, как, в известной мере, сливает она этих людей в единство.

Каким же путем это передается? Что ограничивает память человека пределами собственной его жизни? – Чужеродный брак. Благодаря ему ослабилась узкая ограниченность племени и расширилась до народа. Человек смог развиваться только после того, как была прервана эта узкая община. Память членов таких родственных по крови общин восходила вверх через поколения. Припомним теперь, что носителем памяти является эфирное тело, и тут у нас имеется интимная связь крови с эфирным телом: «Я» запечатлевается в эфирном теле, находит свое выражение в том, что устремляется через кровь. Вспомним, что надлежит проработать тому, кто должен стать посвященным, и постараемся сегодня познакомиться с тем, в какой связи это находится с кровью.

Мы знаем происхождение импульса этих школ посвященных: он восходит к древним туранским школам адептов Атлантиды. А теперь постараемся представить себе в душе, как происходили эти посвящения. Мы знаем, что достаточно подготовленный ученик погружался иерофантом в трехдневный сон, дававший возможность извлечения эфирного тела ученика из своего физического. Эфирное тело пребывало в высших мирах, и ученик сознательно переживал своим собственным опытом реальность этих миров. И эта возможность давалась ему только благодаря его подготовленности. Когда ученик снова возвращался в свое физическое тело, он свидетельствовал о реальности виденных им высших миров.

Как видно, в акте посвящения одно было существенно: человек должен был приглушить свое сознание, которое было намного ниже сознания посвященного. Иерофанты воздействовали через посвященного во вне, на жизнь; они находились до некоторой степени во главе социального здания, они стояли как социальная пирамида, в которую верил каждый, на которую каждый взирал. Благодаря их воздействию на импульсы посвященных все было под их авторитетом. И авторитет этот покоился на истине, на мудрости, ибо одни мудрые могли так использоватьсвой авторитет, чтобы он не вредил человечеству.

При посвящении речь идет о том, чтобы правильно вывести эфирное тело. Не у каждого человека мог это сделать иерофант. Для посвящения человека таким путем требовалась долгая и тщательная подготовка. Важно было, чтобы в крови посвящаемого содержался надлежащий состав. Отсюда эта высокая оценка жреческого рода, который не должен был смешиваться с другой кровью.

Подготовляли это веками, соединяли людей, специально подходящих для правильного состава крови, прежде чем кто-либо оказывался в состоянии сделаться посвященным. Это была обработка жизни в крупном масштабе. Веками подготовлялся состав крови великих посвященных. Таков был путь дохристианского посвящения. В ходе развития человечества его нельзя было сохранить. С чем же был он связан? – с малыми, соединенными узами крови, общинами. Чем дальше идем мы назад, тем больше встречаемся мы с разрывом, семья расширилась до рода, род до народа.

И вот надлежало возвестить, что все такие кровные связи нужно порвать. Ибо в чем же жил общинный принцип человека? – Он шел из его крови.

Когда в изначальные времена восходящему в своем развитии человеку с теплой кровью дана была возможность вчленения в него божественного, тогда это божественное действовало и струилось через кровь. Тот, кто сказал: «Я есмь сущий, бывший и будущий», - в чем действовал он наиболее мощно? – Через жилы текущей крови. Когда человека вели к высшему, к посвящению, его вели обрабатывать кровь.

Плохо понимает мистерию христианства тот, кто лишь внешне рассматривает ее. Само христианство – мистический факт. Мы понимаем его, лишь понимая мистерию крови.

С явлением Христа Иисуса в конфигурации нашей планеты произошло изменение. Если бы кто-нибудь был в состоянии с другой планеты смотреть на нашу, начиная за несколько веков от Рождества Христова, смотреть на нее через тысячелетия вплоть до отдаленного будущего, причем смотреть не физическими глазами, а другими, позволяющими наблюдать астральную и эфирную атмосферы нашей планеты, то он смог бы увидеть, начиная с 14-го века до Рождества Христова, что планета наша постепенно изменяется и затем делает внезапный скачок: тут претерпевает она новый толчок; нечто новое входит в духовную атмосферу Земли. Только тот, кто признает в окружении Земли существование чего-то духовного, только тот, кто усматривает в этом нечто реальное, подлинное, только тот в состоянии понять значение этого. Мы говорим: все то, что скрепляет человека в малых кровных общинах, постепенно исчезает. Наступает время, когда человек оставляет отца, мать и так далее; все подготовляемое кровью как род группового «Я» должно исчезнуть с Земли. Если она будет готова стать новой астральной планетой, то все это должно исчезнуть.

И на место исчезнувшего станет новое. Вселенский братский союз соединит тогда человечество, и импульс к этому братскому союзу представится Иисусом Христом. Он – духовное явление, осуществившее это превращение. Отсюда идеал, выраженный им словами: «Кто не оставит отца и мать, не может быть моим учеником». Отсюда указания: «Верующие в божественный Дух – вот Мои братья и Мои сестры». Отсюда и отказ от родственников, - ведь узы крови есть нечто преодоленное. С такой точки зрения следует рассматривать слова Христа. Не как символ, не как уподобление, а как реальность. Ибо они – реальность.

Подумайте о воздвигнутом кресте, крови, текущей из ран. Уясните себе мировое историческое значение этого. Почему течет кровь? Почему говорится об этой крови? Потому, что надлежит потерять ей свое значение, когда человечеству придется расшириться до всеобщего братского союза. Не должно больше зависеть от крови то, что пульсирует в «Я», то, что должно объединить все человечество.

Поэтому из ран Христовых течет лишняя кровь – «Я». Вся эгоистическая, вся себялюбивая кровь, связующая человека с матерью, отцом, братом и сестрой, все это должно истечь. Это реальный факт. С обилием крови, льющейся перед нами, утрачивается склонность к образованию узких общин, возникает тенденция к соединению человечества в одну единственную великую общину. Никто так близко не подошел к этому, как Рихард Вагнер в своем Парсифале. Ни один эзотерик не коснулся столь близко глубочайшей истины эзотерической тайны христианства.

Научившись такому пониманию этого, увидим мы глубочайший смысл христианства в растворении того, что привязывает к узким эгоистическим границам человека: оно стремится расчленить людей в индивидуальности, чувствующие себя одиночками, и соединяющиеся вновь свободной волей в любви. И индивидуальности их растут в той мере, в какой они чувствуют себя сочленами всего мира. Это видите вы в Мистерии Голгофы, в этом религиозном импульсе величайшего значения. Здесь подготовлено все то, чему надлежит совершиться. Начинает это действовать в праздник Пятидесятницы, когда изливается Дух Святой, то есть когда начинает пробуждаться понимание этого союза. Прекрасно символизируется это в повествовании, когда апостолы говорили всем народам на всех языках. Духом Святым подготовляется здесь то, что текло в крови Логоса.

Вернемся к древнему принципу посвящения. Тогда все взирало на посвященных. От них принимала все импульсы вся культура. И вот это прекратилось. Должно было произойти отщепление человека в индивидуальность, благодаря этому создается также импульс к братскому союзу. Древний посвятительный принцип истин и мудрости иерофантов недостаточен уже, так как человечеству надлежит созреть до этого братского союза. Тут каждый человек должен стать обладателем истин и мудрости. Распространение этой мудрости, взаимодействие ее с индивидуальностью видим мы в постепенном действии Духа Святого, в том, как действует Он в человечестве с этого момента. До тех пор, пока человек подчинялся авторитету, он мог спокойно жить в самом тесном круге, ибо именно авторитет заботился о целом; но теперь это прекращается, узкая община прервана, теперь каждый в отдельности сам должен заботиться, каждый должен вместить то, что имеет значение для каждого человека... Что же это такое?

Та мудрость, которая изливалась человечеством через посвященных, была единой, но, когда ее нужно было донести до каждого человека в отдельности, она специализировалась. Так возникли учения мудрости, принесенные людям Буддой, Заратустрой, Гермесом и др. Чем меньше были общины, тем более специализировались эти учения.

Когда в человечество будет изливаться то самое, о чем прежде заботились посвященные, (....???....- тут, очевидно, пропуск текста; выверить это место по оргигиналу) В этой мудрости имеется то, что соединяет человечество, оставившее отца и мать.

Однако люди еще столь далеки от этого единого братского союза; они высказывают свое собственное мнение, говоря: «Я нахожу то-то, я думаю то-то». Они перешли к эгоизму, они находятся в стадии раздробления, они не нашли еще связи с этой мудростью. Они предельно индивидуальны. Прежде всего они должны отучиться говорить (когда они говорят о познании мудрости): «это моя точка зрения». Это ребячество. Отнюдь не существует отдельной точки зрения по отношению к мудрости. Лишь тот постиг идею Духа Святого, кто понял, что мудрость и истина – одно. Идущий по этому пути знает, что нет различных точек зрения, знает, что он отдается изначально цельному. Он уже не нуждается в объединении на авторитете, ибо общий единый Дух мудрости и истины соединяет людей в великий братский союз. В этом состоит переживание праздника пятидесятницы, в котором апостолы говорят от сердец всех людей, говорят всем людям. Пятидесятница – это указание на то, что при создании высшего авторитета все мы соединяемся в Духе Истины. С этого времени будет жить и действовать объединяющая Мудрость, которая только тогда раскроется нам, когда мы захотим открыться ей и принять ее.

И кто грешит против этой формирующей человечество в братский союз Мудрости, тот грешит против этого единого Духа Истины и Мудрости, тот совершает великий грех против Духа Святого, который не может проститься ему: ибо грешит он против развития Земли, ибо проповедует он дух раздробления, а не созидающего Духа, который в грядущем создает братский союз. Кто учит нас этому связывающему в единство Духу? Истинное духопознание. Поэтому позитивное познание мира является также и позитивной истиной.

Это духопознание не стремится к проповеди общих моральных фраз, - ибо нет нужды человечеству проповедовать братский союз, - оно хочет дать человечеству мудрость, конкретную мудрость, мудрость, которая должна привести к братскому союзу. Оно дает мудрость, научая людей познанию их собственной сущности, отвечая человеку на глубокие вопросы бытия, уча о развитии мира. Кто продвигается таким образом в знании, кто таким образом познает мир, тот подготавливается позитивными учениями подлинной Антропософии, тот совершенно самостоятельно придет к соединению с человечеством; ибо соединены будут люди в братский союз. Они будут объединены в единый братский союз, так как солнце истины соединяет их в духовном, облагораживает их, полностью просветляет, полностью соединяет.

В этом и состоит миссия христианства: она стремится к выявлению связи между все более становящимся свободным человеком и соединением в полной свободе, в свете всесоединяющей истины в братский союз. Он создается вполне сам собой, если принять во внимание величайшее христианское изречение: «Вы познаете истину через истину, и она сделает вас свободными».

Не будет двух мыслей об одной и той же вещи, когда человечество в духовности поднимется к этому братскому союзу, - вот в чем глубокий смысл этого изречения.

Когда человечество познает глубокую истину, когда истина будет им пережита, тогда обретет оно истину через нее самое, тогда воистину сделается оно свободным, тогда постигнет оно глубину слов: «Вы познаете истину через истину, и она сделает вас свободными».





ГРЕХ ПРОТИВ СВЯТОГО ДУХА bdn-steiner.ru

Похожие:

Р. Штайнер грех против святого духа iconЧто такое грех?
Еврейское слово, переводимое словом «грех», – chatta'ah или chatta'th (khat-tawth); от chata (khaw-taw); означает: «промахнуться»,...
Р. Штайнер грех против святого духа iconВо имя Отца и Сына и Святого Духа
Господь возводит нас к святости. Апостол Павел обращал свои слова к коринфянам, но Божьей милостью, они обращены теперь и ко всем...
Р. Штайнер грех против святого духа iconПресвятой Богородице «Отчаявшихся Единая Надежда»
Искусителем навеваемыми, изнемогающие, а от того, в отчаяние и уныние пришедшие, и плоды Благодати Святого Духа чрезмерными печалями...
Р. Штайнер грех против святого духа iconЧто нам делать с грехами?
Этот вопрос содержится и в речи апостола Петра в день Пятидесятницы: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа...
Р. Штайнер грех против святого духа iconО. Н. Редина Ветхозаветные истоки мотива «преступления и наказания»...
Ветхозаветные истоки мотива «преступления и наказания» (первородный грех, братоубийство Каина). Ветхозаветные заповеди, прижизненное...
Р. Штайнер грех против святого духа iconБалтийский люкс ! ! !
Домской церкви, узнаете историю церкви Святого Духа и Нигулисте, увидите одну из старейших Ратуш Европы, пройдетесь по улицам Длинная...
Р. Штайнер грех против святого духа iconЗавещание Александра Вассала
Святого Духа, Аминь. Я, нижеподписавшийся, отставной прапорщик Александр Романович Вассал, находясь в здравом уме и твердой памяти,...
Р. Штайнер грех против святого духа iconВнеклассное мероприятие по дисциплине основы электротехники слабое звено
...
Р. Штайнер грех против святого духа iconКонспект факультативного занятия по «Основам православной культуры»
Познакомить детей с основными событиями жизни святого Иоанна Кронштадтского, с личностью святого
Р. Штайнер грех против святого духа icon1. Закон соизмеримости или закон Гармонии
«Школа Святого Духа». У тебя сохраняется Абсо­лютно Свободная Воля учиться или не учиться в этой школе. Учи­телями у тебя будут Все...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница