Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования




Скачать 196.21 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Дата публикации20.05.2013
Размер196.21 Kb.
ТипРабочая программа
shkolnie.ru > Философия > Рабочая программа


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра философии, культурологии и социально-гуманитарных наук



УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом АГПА

протокол № ___ от «___» _______20__ года





РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании кафедры философии, культурологии и социально-гуманитарных наук

« » ___________ 20___ _года

(протокол № ____)

Зав.кафедрой д.филос.наук проф.

_____________В.И.Гамов




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема социальной толерантности
по научной специальности 09.00.11 – социальная философия
^ Форма обучения очная/заочная
Составитель:

д.филос.н. проф. Гамов В. И.

к. филос. н., доц. Исмаилов Н.О.

Армавир

2012 г.
АННОТАЦИЯ

рабочей программы учебной дисциплины

Цель и задачи учебной дисциплины – формирование у аспирантов знаний о социальной толерантности, общественном согласии и солидарности; укрепление толерантной среды и формирование личности, готовой к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Задачи учебной дисциплины:

- выявить сущность и содержание проблемы социальной толерантности;

- раскрыть взаимосвязь социальной толерантности, общественного согласия, солидарности и социальной справедливости;

- обосновать роль социальной толерантности, общественного согласия и солидарности в качестве необходимых условий общественного прогресса;

- формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

- развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

- формирование умения определять границы толерантности.
Место учебной дисциплины в структуре ООП: дисциплина относится к дисциплинам по выбору образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.

Дисциплина «Проблема социальной толерантности» основана на знаниях, полученных ранее по курсу «Философия» и «Социальная философия», по другим дисциплинам социально-гуманитарному блоку дисциплин высшего профессионального образования.

Дисциплина «Проблема социальной толерантности» является методологическим и мировоззренческим инструментом для решения важнейших проблем социально-философского исследования.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения содержания дисциплины «Проблема социальной толерантности» аспирант должен:
Знать:

Сущность и содержание проблемы социальной толерантности, исторический контекст формирования данной проблемы в философии, разбираться в основных принципах и положениях проблемы социальной толерантности.

Уметь:

- Использовать содержание курса для исследовательского поля своей диссертационной работы;

- использовать основные принципы и положения проблемы социальной толерантности в социально-философских исследованиях;

- использовать основные принципы и положения проблемы социальной толерантности в качестве мировоззренческой и методологической основы в собственных научных исследованиях;

- связывать основные принципы и положения проблемы социальной толерантности с иными проблемами социальной философии, с экономическими и политическими отношениями, с перспективами развития российского общества.

Владеть:

- необходимыми знаниями проблемы социальной толерантности;

- способностью оценивать методологические системы проблемы социальной толерантности;

- навыками использования понятийного аппарата проблемы социальной толерантности в собственных научных исследованиях;

- аргументацией и логическим выстраиванием диссертационного текста, культурой диалога в области социально-гуманитарного знания;

- культурой общения, способностью к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию.
Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет ^ 3 зачётных единицы (108 часов).
Основные разделы учебной дисциплины:

Раздел 1. Теоретико-методологическая основа исследования социальной толерантности.

Раздел 2. Проблема реализации принципов социальной толерантности.
Авторы РПУД: Гамов В.И. доктор философских наук, профессор

Исмаилов Н.О. кандидат философских наук, доцент
СТРУКТУРА

рабочей программы учебной дисциплины

      1. Цель и задачи учебной дисциплины – формирование у аспирантов знаний о социальной толерантности, общественном согласии и солидарности; укрепление толерантной среды и формирование личности, готовой к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Задачи учебной дисциплины:

- выявить сущность и содержание проблемы социальной толерантности;

- раскрыть взаимосвязь социальной толерантности, общественного согласия, солидарности и социальной справедливости;

- обосновать роль социальной толерантности, общественного согласия и солидарности в качестве необходимых условий общественного прогресса;

- формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

- развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

- формирование умения определять границы толерантности.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП: дисциплина относится к дисциплинам по выбору образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.

Дисциплина «Проблема социальной толерантности» основана на знаниях, полученных ранее по курсу «Философия» и «Социальная философия», по другим дисциплинам социально-гуманитарному блоку дисциплин высшего профессионального образования.

Дисциплина «Проблема социальной толерантности» является методологическим и мировоззренческим инструментом для решения важнейших проблем социально-философского исследования.
3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения содержания дисциплины «Проблема социальной толерантности» аспирант должен:
Знать:

Сущность и содержание проблемы социальной толерантности, исторический контекст формирования данной проблемы в философии, разбираться в основных принципах и положениях проблемы социальной толерантности.

Уметь:

- Использовать содержание курса для исследовательского поля своей диссертационной работы;

- использовать основные принципы и положения проблемы социальной толерантности в социально-философских исследованиях;

- использовать основные принципы и положения проблемы социальной толерантности в качестве мировоззренческой и методологической основы в собственных научных исследованиях;

- связывать основные принципы и положения проблемы социальной толерантности с иными проблемами социальной философии, с экономическими и политическими отношениями, с перспективами развития российского общества.

Владеть:

- необходимыми знаниями проблемы социальной толерантности;

- способностью оценивать методологические системы проблемы социальной толерантности;

- навыками использования понятийного аппарата проблемы социальной толерантности в собственных научных исследованиях;

- аргументацией и логическим выстраиванием диссертационного текста, культурой диалога в области социально-гуманитарного знания;

- культурой общения, способностью к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию.
4.Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет ^ 3 зачётных единицы (108 часов).


часов).

^ Форма обучения

Курс

Семестр

Трудоёмкость дисциплины в часах

Форма итогового контроля

всего часов

ауд.

часов

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

самост. работа

Очная

1




108

18

18







90

зачет

Заочная

2




108

4

10







90

зачет


^ 5.Структура и содержание учебной дисциплины:
очно

п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

^ Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Раздел I.Теоретико-методологическая основа исследования социальной толерантности.

48

8







40

Контрольная работа

2.

Раздел II. Проблема реализации принципов социальной толерантности.

60

10







50

Контрольная работа







108

18







90





заочно

п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

^ Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Раздел I.Теоретико-методологическая основа исследования социальной толерантности.

54

2







52

Контрольная работа

2.

Раздел II. Проблема реализации принципов социальной толерантности.

54

2







52

Контрольная работа







108

4







104





^ Содержание учебной дисциплины:

(Тематическое планирование)


п/п

Тема

Виды учебной работы

Форма текущего контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

Самост. работа




^ РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ.

8/2







40/52

Контрольная работа

1.

Тема 1. Понятие и сущность социальной толерантности.

2/







10/15







Сущность и история появления толерантности. Понятие толерантности согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО. Дифференцированное понимание феномена толерантности. Свойства толерантного и интолерантного человека. Толерантность как форма активного взаимодействия с миром, выражающаяся в терпимом отношении к чужим мнениям.













Опорный конспект.

2.

Тема 2. Социальная толерантность как ценность

2/1







10/15







Понятие и сущность ценности. Взаимосвязь потребностей, интересов и ценностей. Материальные и духовные ценности. Политические, религиозные, эстетические и научные ценности. Ценность социальной толерантности. Социальная толерантность как выражение потребностей и интересов социальных групп.













Опорный конспект. Индивидуальное собеседование.

3.

Тема 3. Социальная толерантность и общественный прогресс

2/







10/10







Понятие общественного прогресса. Критерии прогресса в различных сферах общественной жизни и главный критерий общественного прогресса. Социальная сфера общественной жизни. Социальная толерантность как фактор развития общества. Социальная толерантность как составляющая общественного прогресса.













Опорный конспект. Индивидуальное собеседование.

4.

Тема 4. Взаимосвязь социальной толерантности, общественного согласия, солидарности и социальной справедливости

2/1







10/12







Социальная толерантность и общественное согласие. Понятие солидарности. Принцип социальной справедливости. Социальная толерантность, общественное согласие и солидарность как составляющие и условия реализации принципа социальной справедливости. Взаимосвязь социальной справедливости и общественного прогресса.













Опорный конспект. Индивидуальное собеседование




^ РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ.

10/2







50/52

Контрольная работа

5.

Тема 5. Формирование культуры толерантности через систему образования

2/1







10/10







Основы формирования толерантного сознания как задача системы непрерывного образования: определение цели и задач. Особенности формирования толерантного сознания у школьников и студентов. Различные аспекты формирования толерантности как фактор предупреждения конфликтов. Индивидуально-психологические характеристики, лежащие в основе формирования педагогической толерантности. Влияние коммуникативно-педагогической толерантности на эффективность обучающей и воспитательной деятельности учителя.













Опорный конспект. Индивидуальное собеседование

6.

Тема 6. Формирование социальных ценностей, направленных на уважение многообразия культур

2/







10/10







Социальные ценности и понятие культуры. Культура социальных групп и движений. Интересы социальных групп. Ценности социальных групп. Личные, групповые и общественные интересы и ценности. Формирование уважения к справедливым интересам иных социальных групп как условие общественного согласия и солидарности.













Опорный конспект. Индивидуальное собеседование

7.

Тема 7. Формирование межэтнической, межрасовой и межкультурной толерантности в современном поликультурном обществе

2/







10/12







Понятие поликультурного общества. Межэтническое и межрасовое общение как объект социально-философских исследований. Актуальность изучения этно-национальных установок в современном обществе. Государственная национальная политика как важнейший инструмент регулирования межэтнического и межрасового общения. Задачи системы непрерывного образования в поликультурном обществе в свете проблемы социальной толерантности.













Опорный конспект. Индивидуальное собеседование

8.

Тема 8. Свобода совести и религиозная толерантность

2/1







10/10







Специфика религиозного сознания и социальные функции религии. Воспитательная, регулирующая, аксиологическая и интегрирующая функции религии в современном обществе. Социальная справедливость, веротерпимость и социальная толерантность: взаимосвязь и взаимообусловленность. Межконфессиональная толерантность как фактор устойчивого развития общества.













Опорный конспект. Индивидуальное собеседование

9.

Тема 8. Социальная толерантность и гражданственность в гражданском обществе

2/







10/10







Гражданское общество и государство. Гражданское общество и гражданственность. Социальная философия как источник познания гражданственности. Социальная толерантность как составляющая и как ценность гражданского общества. Социальная толерантность в свете проблемы свободы и ответственности.













Опорный конспект. Индивидуальное собеседование


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бардиер Г. Социальная психология толерантности. – СПб.: Издательство СПбУ, 2005, 120с.

  2. Гречко П.К. Различия. От терпимости к культуре толерантности. – М.: Издательство РУДН, 2006, 416с.

  3. Ильинская С.Г. Толерантность. - М.: Праксис, 2007, - 288с.

  4. Исмаилов Н.О. Теория справедливости: Монография. Научное издание. – Армавир: РИЦ АГПУ, 2007. – 116 с.

  5. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. – М.: Академический проект, 2004, 176с.

  6. Ковалёв А.М. Справедливое общество – утопия или возможность. М., Современные тетради, 2005. – 698 с.

  7. Полухин О.Н. Идея, опыт и идеал гражданственности: философский проект. – М.: Муниципальный мир, 2003. – 364 с.

  8. Психодиагностика толерантности личности: антология. – М.: Смысл, 2008, - 176с.

  9. Психосемантический анализ этнических стереотипов: Лики толентности и нетерпимости / В.Ф. Петренко, О.В. Митина, К.В. Бердников и др. - М.: Смысл, 2000. - 73 с.: ил. - (Б-ка психологии и педагогики толерантности)

  10. Ратцингер Йозеф (Бенедикт XVI). Вера. Истина. Толерантность. Христианство и мировые религии. – М.: ББИ, 2007, 400с. – (Диалог).


^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Берне Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание. М., Прогресс, 1986

  2. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность: Введение в проблему: учебно-методическое пособие. – М.: МПСИ, 2003, 240с.

  3. Верховский А. Свобода выражения и религиозная толерантность: Противоречия в принципиальных основаниях и правоприменении // Свободная мысль.-2009.-N4.-С.69-80.

  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

  5. Исмаилов Н. Воспитание толерантности // Специалист, 2008. № 2. С. 30 – 31.

  6. Мелихов А. Коммуналка культуры: [Истоки национальной нетерпимости и средства ее преодоления] // Нева.-2008.-N6.-С.187-199.

  7. На пути к толерантному сознанию. – М.: Смысл, 2000, 256с.

  8. Рубан Л.С. Дилемма XXI века: Толерантность и конфликт. – М.: Academia, 2006, 240с.

  9. Соколова Е.Е. Нетерпимость толерантных: (ещё раз о монизме, плюрализме и дискуссиях о методологических ориентациях психологии) // Вопросы психологии.-2008.-N3 (май-июнь). - С. 138-146.

  10. Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 7 - 25. С. 8.

  11. Якубов Э. Толерантность общими усилиями: Сотрудничество библиотек и региональных структур гражданского общества // Вестник библиотек Москвы. - 2008. – N 1.-С.21-25.



Интернет ресурсов.

http://lib.lunn.ru - сайт библиотеки НГЛУ

http://elibrary.ru - научная электронная библиотека

http://www.lib.msu.su - Каталог Научной библиотеки МГУ

hup:/www.rsl.ru - Каталог Российской государственной библиотеки

http://www.inion.ru - ИНИОН – комплекс библиографических баз данных но гуманитарной тематике. Базы данных ИНИОН

http://philosophy.allru.net/pervo.html - Основная философская литература заложена на сайте «Золотая философия»

http://www-.gumer.inrobogoslov_Buks.Philosindex_philos.php - Интернет-каталог философских ресурсов

http://www.velikanov.ru/philosophy/default.asp - История философии. Энциклопедия

http://www.phl.freecopy.ru/search.php - Философский словарь

http://filosofia.ru - электронная библиотека философии и религии

http://filosof.historic.ru- электронная библиотека но философии

http://www.philosoff.ru - Философская наука - библиотека трудов, книг, статей и лекций по философии

http://www.humanities.edu.rU/db/sect/5 - Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование», раздел «Философия»
Сайты журналов

«Вопросы философии» http://logic.ru/ru/node/275

«Философские науки» http://www.academvrh.info

Самохвалова В. И. О содержании понятия «толерантность» в современном культурном контексте http://www.intelros.ru/readroom/fg/fg_1/5392-o-soderzhanii-ponyatiya-tolerantnost-v-sovremennom-kulturnom-kontekste.html

http://nodifference.ucoz.ru/publ/1-1-0-2

http://www.pravo.ru/news/view/14081/

http://www.molgvardia.ru/nextday/2010/01/25/13479
^ 7. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

Для обеспечения данной дисциплины необходимо:

1. Оборудованные аудитории;

2. Различные технические средства обучения;

3. Учебные и учебно-методические пособия (учебники, программы, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы).

Вопросы к зачету

  1. Сущность и история появления толерантности.

  2. Понятие толерантности Свойства толерантного и интолерантного человека.

  3. Социальная толерантность как выражение потребностей и интересов социальных групп

  4. Взаимосвязь потребностей, интересов и ценностей. Социальная толерантность как фактор развития общества.

  5. Социальная толерантность как составляющая общественного прогресса. Социальная толерантность и общественное согласие.

  6. Взаимосвязь социальной справедливости и общественного прогресса.

  7. Основы формирования толерантного сознания как задача системы непрерывного образования: определение цели и задач.

  8. Индивидуально-психологические характеристики, лежащие в основе формирования педагогической толерантности

  9. Культура социальных групп и движений. Интересы социальных групп.

  10. Формирование уважения к справедливым интересам иных социальных групп как условие общественного согласия и солидарности.

  11. Межэтническое и межрасовое общение как объект социально-философских исследований

  12. Задачи системы непрерывного образования в поликультурном обществе в свете проблемы социальной толерантности.

  13. Социальная справедливость, веротерпимость и социальная толерантность: взаимосвязь и взаимообусловленность

  14. Межконфессиональная толерантность как фактор устойчивого развития общества

  15. Гражданское общество и государство. Гражданское общество и гражданственность

  16. Социальная толерантность в свете проблемы свободы и ответственности.


Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Целью учебной дисциплины является овладение студентами способами эффективного управления собой, формирование мотивации личного и...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины Этническая толерантность и историческое партнерство
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Целью учебной дисциплины является знакомство аспирантов с современными системами образования за рубежом
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Цель учебной дисциплины: подготовка аспирантов к самостоятельному исследованию актуальных проблем теории и теории методике обучения...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Цель учебной дисциплины – содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного и правильно мыслящего исследователя...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Цель учебной дисциплины: содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного и гуманистически ориентированного...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Цель учебной дисциплины: подготовка аспирантов к реализации методологических требований к организации и проведению исследований по...
Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница