Концепция управления цзэн гофаня




Скачать 92.63 Kb.
НазваниеКонцепция управления цзэн гофаня
Дата публикации27.02.2013
Размер92.63 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Философия > Документы
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЦЗЭН ГОФАНЯ
Л. Б. Бакирбаева
Вторая половина XIX в. была сложным периодом для Китая. «Опиумная война» закончилась поражением и подписанием позорного Нанкинского договора, который фактически лишил страну суверенитета. Именно это положило начало этапу развития поисков новых идей и идеологических программ и путей выхода из сложившейся ситуации кризиса и тотального упадка. На данном этапе старый порядок, идеология и философские школы теряют свои позиции, а Ханьское и Сунское конфуцианство активно критикуются за их отрешенность от реальной жизни, абстрактность идей и невозможность применения их на практике.

Новой философии Китая XIX в. присущи следующие черты:

1) происходит ожесточенная внутренняя борьба между старой и новой философией. После снятия запрета на морское проникновение в Китай началось постепенное проникновение технических новшеств, прогрессивных политических воззрений Запада, европейских открытий и идей;

2) для китайской философии нового времени свойственно стремление подробного изучения и заимствования западных знаний и идей. Этот процесс затрагивает как научную, так и идеологическую сферу. В это время в Китае изучают и переводят труды западных ученных (Ньютона, Дарвина, Коперника и др.). Стоит отметить, что эволюционное учение Дарвина оказало огромное влияние на философию Китая (например, его теория поступательного развития от высшего к низшему), кроме того, были заимствованы многие термины европейского естествознания, такие как частица, атом, молекула;

3) нестабильность в государстве вынуждает мыслителей и ученых искать новые основы правильного управления государством, вновь становится особо актуальным вопрос о соотношении знания и действия;

4) акцент смещается в сторону осознания важности реформирования. Если раньше китайские философы видели важность государственного спокойствия путем «неделания», то теперь есть необходимость принятия мер, влекущих за собой позитивные перемены.

Отмеченные тенденции в той или иной степени нашли отражение в творчестве практически всех философов Китая того времени.

Гун Цзэчжэнь, известный как Сэжэнь, Гунцзо или Динъань, являлся представителем чанчжоусского направления «школы новых текстов». Он стремился соединить традиционную науку, в которой господствует философия, филология и история, с общей теорией государственного управления. Считал, что социально-экономическая и научно-техническая модернизация просто жизненно необходима для Китая XIX в. Именно он выдвигает идею идеального «пинь цзюнь», согласно которой все в мире должно быть сбалансировано и гармонично. Одним из ключевых понятий его философской системы является термин синь – человеческое сердце как корень мирских нравов, которые, в свою очередь, являются основой государственной службы. Гун Цзэчжэнь активно исследует государственную экономику для поиска причин столь глубокого и всестороннего кризиса. Он считал, что общество развивается постоянно и непрерывно. Все изменения он делил на три этапа: 1) мир и порядок; 2) смута; 3)  разложение и гибель.

По его мнению, во главе всех изменений стоит «внутреннее Я». Именно это утверждение и давало многим критикам видеть идеалистические моменты в его учении.

Вэй Юань, по прозвищу Юэньда и псевдониму Мошэнь, являлся представителем «школы новых текстов» (цзинь сюэ). Он выступал против идеалистических принципов, оторванных от реальности. С его точки зрения, обращение к прошлому опыту истории Китая неправильно; нужно искать новые пути развития (эволюционистская идея поступательного развития общества). Именно Вэй Юань выдвинул теорию модернизации страны после поражения Китая в «опиумной войне». Источником изменений он видел универсальную двойственность всех вещей в мире: все членится на пары противоположностей, в которых один элемент главенствующий, а другой – содействующий. Также он говорил о важности получения образования и нахождения только образованных людей на государственной службе.

В воззрениях Хун Сюцуаня (лидер тайпинского восстания) основные черты новой китайской философии выражены в ином соотношении. На его философские взгляды огромный отпечаток наложило христианство: именно из данной религии он заимствовал идею единства Бога. Он также был сторонником перемен. По его мнению, все в мире меняется, вплоть до того что небесные законы подвергаются изменениям. Кроме того, он придерживался идей эволюционизма, т. е. поступательности развития общества.

Философские взгляды Кан Ювэя также сформировались под влиянием эпохи кризиса и упадка. Он подал ряд программ по изменению сложившейся ситуации, ратуя за конституционно-монархический строй, коренные изменения в экономике, культуре и образовании, технике и науке. Кан Ювэй видел необходимость заимствовать новшества и активно внедрять западные технологии в отрасли китайской промышленности, а также считал, что все изменения постоянны и всеобщи, естественны и необратимы.

Сунь Ятсен, как и его предшественники, уделял огромное значение идеям эволюционизма, считая, что эволюция есть путь природы с естественным отбором и борьбой за выживание. Кроме того, огромное внимание он уделял вопросу развития науки, представляя ее в динамике. Именно Сунь Ятсен сумел в своих трудах гармонично соотнести категории «знание» и «действие».

Цзэн Гофань в своем творчестве продолжает развивать положения традиционной китайской философии. Он является видным представителем Тунчэнской школы, которая утверждала утилитарно-дидактические цели литературы («помощь государю в управлении народом»), строгое следование стилевым принципам тех или иных жанров, уделяла особое внимание проблемам классификации последних. «Тунчэнцы» подчеркивали нормативный статус «письменности / культуры» (изящной словесности, вэнь), высшим выражением которой полагали конфуцианскую каноническую литературу (начиная с III в. термин вэнь мог толковаться узко, вплоть до сведения его к обозначению рифмованного текста). В сферу литературной классики представители этой школы включали конфуцианские канонические книги, сочинения древних историков. Тунчэнская школа противостояла Чанчжоуской (Чанчжоу пай) – каноноведческо-литературной группировке, стоявшей на позициях «школы текстов новых письмен». Тунчэнская школа расходилась также со «школой сунской поэзии» (Хэ Шаоцзы), в области литературной теории ориентировавшейся на неоконфуцианскую проблематику [1, 2].

Фигура Цзэн Гофаня занимает особое место в философии Китая. В результате многолетних интеллектуальных поисков он приходит к выводу, что для решения актуальных задач выведения страны из кризиса неоконфуцианство не дает адекватного теоретического и идейного инструментария. Именно поэтому он разрабатывает концепцию, сочетающую в себе как философско-теоретические конструкции, так и практические рекомендации. Он подробно анализирует противоречия Ханьского и Сунского цзинь сюэ, которые шли более 200 лет, в итоге снимая их раз и навсегда [3] привнесением в свою философскую систему элементов цзин цзи сюэ [4].

Цзэн Гофань придавал огромное значение формированию основ нравственных, личных и моральных принципов. Именно он первым поддержал идею о том, что каждому члену семьи нужно сознательно соблюдать семейные нормы, а не слепо следовать диктату авторитета. Он просил каждого члена семьи научиться трудолюбию, бережливости в целях справедливости, вежливости и почтительности

Современники прозвали Цзэн Гофаня «генералом конфуцианства», так как именно он подавил тайпинское восстание; организовывал местные войска, а позже основал хунаньскую армию, боеспособность которой неофициально сравнивали с силой государственной армии. Современный военный деятель Цзян Фанчэн, горестно размышляя, сказал: «Хунаньская армия – чудо в истории». Можно выделить следующие особенности метода управления армией, разработанного Цзэн Гофанем.

1. Идея обучения армии. Цзэн Гофань выступал за регулярное обучение войск. Его воспитание строилось по принципу «Сань ган у чан». Девиз его армии звучал как «Правила поведения приводят жизнь в полный покой и порядок: есть ритуал, есть закон, есть приказ». Это зафиксировано в уставе хунаньской армии. Предводитель хунаньской армии Ху Линь публично дал согласие на применение конфуцианских норм в воспитании военных. Он сказал: «Военные дела вполне знакомы конфуцианству и достаточно подробно там описываются», добавив, что «нужно чтить победу и не бояться поражения, а также уважать конфуцианскую мораль». Также он конкретизирует конфуцианскую идею о том, что уровень образования солдата должен включать любовь к народу, поддержку и его защиту. Он говорит, что «почтенный воин не должен быть ленивым; всякому входящему в дом должен открывать двери, уметь собирать и разбирать дом по кирпичам, не топтать рассаду ногами на полях, давать в долг котел и чашку, приехав в город, овладеть торговой лавкой, а потом вернуться в свой родной уезд».

2. Цзэн Гофань обращается к конфуцианскому термину человеколюбия (жэнь). Он полагает, что чиновники и военные должны быть смелыми и справедливыми, напоминать родителей младшему поколению военных, выступать в качестве примера для подражания. Здесь мы видим принципиально новую идею, ведь Цзэн Гофань считает, что солдат нужно любить как своих детей, это прямо противоречит традиционным нормам конфуцианства, поскольку общество того времени было классовым и смешение личного и официального не допускалось. Однако, касательно претворения в жизнь принципов человеколюбия, он не отрицает и одновременного применения жесткой силы. Он говорит, что «все добрые солдаты день за днем находятся во власти предводителя, который их обучает, а его долг предостерегать солдат от неудач и потерь». Таким образом, Цзэн Гофань формулирует единые принципы для семейной и государственной сфер человеческой жизни.

3. Говорится о необходимости отбирать только самых лучших солдат. Касательно способа принятия на службу лишь талантливых людей он выдвигает достаточно оригинальную концепцию. В многочисленных трудах подробно излагается и систематически описывается широко используемый и применяемый на практике «путь разыскивания талантов». Он считает, что таланты могут следовать изменениям духа времени, а ключ к решению проблемы поиска талантливых людей – в их грамотном использовании.

Особое внимание в воспитании личного состава армии Цзэн Гофань уделяет дисциплине, считая, что без особых мер, направленных на ее поддержание, испортить дисциплину легко. Вне зависимости от того, есть война или ее нет, армию нужно содержать и поддерживать. Важной является не только материальная сторона обеспечения армии, но и духовная, касающаяся воспитания солдат. Так, Цзэн Гофань считает, что моральное состояние войск очень важно для боеспособности армии. Когда у солдат становится все больше денег, слава окружает со всех сторон, то длительный успех постепенно ведет к расшатыванию моральных норм, в человеке проявляются низменные устремления. Именно поэтому Цзэн Гофань говорит о важности отбора только самых лучших людей. Он считает, что военный должен обладать храбростью и умом, выдержкой и присутствием духа, а также способностями к военной и гражданской деятельности.

Необходимо отметить, что в теоретических построениях Цзэн Гофаня прослеживаются идеи эволюционизма и преемственности. В одном из своих писем он пишет: «То, что сделано, должно быть справедливо сохранено преемниками, а то, что не было достигнуто, будет сделано следующими поколениями».

Таким образом, Цзэн Гофань затрагивает основные сферы устройства социального мира, представляя его как иерархичную систему: семья, армия и государство. Эти три сферы устроены по одним и тем же законам и принципам, а отличаются они по свом функциями и масштабам. Именно поэтому он и рассматривает сходные черты этих трех сфер так подробно. Ключевыми моментами его системы взглядов являются следующие: преемственность, уникальность, послушание, человеколюбие, уважение традиций, самосовершенствование, воспитание и образованность.

При сочетании всех этих принципов в мире наступит порядок. По мнению Цзэн Гофаня, если семья и армия живут по нормам и законам, то и в государстве наступит мир и порядок, снимутся все противоречия и беспорядки.

Самым важным нововведением Цзэн Гофаня можно считать идею о рациональном использовании человеческого фактора (современный аналог работы с персоналом): человеческая сила рассматривается не абстрактно и только как средство выполнения каких-либо работ и действий, внимание акцентируется на том, что более эффективные результаты дает воспитание и убеждение, а не принуждение. Цзэн Гофань считает, что необходимо использовать весь комплекс сил, умений, талантов и способностей человека. Для того чтобы человек был полезен государству, он должен быть обучен и воспитан в соответствующей традиции, также человек должен подчиниться определенным законам (здесь его идея перекликается со школой легистов). Именно поэтому он разрабатывает семейные, военные уставы и план государственного управления.

Говоря об управлении государством, Цзэн Гофань обращается к термину ли. С его точки зрения, управление государством должно осуществляться с помощью ритуала, именно поэтому так подробно рассматривается древний конфуцианский термин ли. Важное место в системе взглядов Цзэн Гофаня на управление занимают два основополагающих понятия в китайской философии и политике – гун и сы, что означает общественное и частное.

В концепции управления государством Цзэн Гофаня важно отметить ряд особенностей:

1) в Китае наблюдается тесная связь политики и философии. Именно в этом состоит коренное отличие Китая от европейских держав, где достаточно проблематично выявить настолько тесную связь;

2) в концепции управления Цзэн Гофаня сочетаются традиционные идеи конфуцианской морали и новаторские идеи философии XIX в.;

3) в практической деятельности для Цзэн Гофаня важно сбалансированное соотношение военной и моральной власти.

Таким образом, мы рассмотрели особенности философских воззрений Цзэн Гофаня как нетипичного представителя философии Китая XIX в., сумевшего на базе традиционного конфуцианства создать новое учение, которое он применил на практике. Философию Цзэн Гофаня можно представить в виде пирамиды, основными тесно взаимосвязанными и подчиненными одним законам элементами которой являются семейная, военная и государственная сферы.i


  1. iГолыгина К. И. Теория изящной словесности в Китае. М., 1971.

  2. Голыгина К. И. Эстетика стран Востока. Гл. 1. Китай // История эстетической мысли. М., 1987. Т. 4.

  3. Чжунго жусюэ ши. Цзинь дай цзюань / История конфуцианства: В 8 т. Гуанчжоу, 1998. Т. 8. Современность.

  4. Лапина З. Г. Учение об управление государством в средневековом Китае. М., 1985.


Научный руководитель – ст. преп. Т. Г. Завьялова.





Похожие:

Концепция управления цзэн гофаня iconСинь в системе философских взглядов цзэн гофаня
«опиумными войнами», крестьянскими восстаниями, крупнейшим из которых было тайпинское (1850–1864 гг.). Осознавая необходимость перемен...
Концепция управления цзэн гофаня iconПрограмма изучения дисциплины «Управления персоналом» Тема 1
Управление персоналом в системе современного менеджмента. Концепция управления персоналом предприятия. Стратегии управления персоналом...
Концепция управления цзэн гофаня iconВ. В. Титов концепция построения согласованной системы показателей внутрифирменного управления
Построение многоуровневой системы управления предприятием невозможно без согласования показателей, используемых на различных уровнях...
Концепция управления цзэн гофаня iconКонцепция
Концепция призвана установить теоретические основы государственно-общественного управления образованием на территории Самарской области,...
Концепция управления цзэн гофаня iconКонцепция профильного обучения 5 Концепция модернизации российского образования до 2010 г. 19
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 20010 годы: Распоряжение Правительства РФ от 03 сентября 2005...
Концепция управления цзэн гофаня iconКонцепция развития системы образования в Пензенской области «Пензенская школа»
Настоящий документ озаглавлен словом «Концепция». По латыни conceptio – это понимание, система. «Концепция» – это определённый способ...
Концепция управления цзэн гофаня iconОб утверждении концепции системы управления рисками в таможенных...
Утвердить Концепцию системы управления рисками в таможенных органах пмр (далее Концепция), согласно Приложению к настоящему
Концепция управления цзэн гофаня iconГ. П. Щедровицкий Концепция программирования Текст «Концепция программирования»
Текст «Концепция программирования» представляет собою главу из работы Г. П. Щедровицкого «Типология ситуаций проведения изысканий»....
Концепция управления цзэн гофаня iconКонцепция 12-летнего образования Концепция 12-летнего среднего общего...
Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан (далее Концепция) является основным докумен­том, отражающим...
Концепция управления цзэн гофаня iconКонцепция патриотического воспитания (одобрена на заседании оргкомитета...
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее именуется Концепция) документ, отражающий совокупность официально...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница