Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии науки для аспирантов и соискателей Ухтинского государственного университета




Скачать 42.85 Kb.
НазваниеЭкзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии науки для аспирантов и соискателей Ухтинского государственного университета
Дата публикации27.02.2013
Размер42.85 Kb.
ТипЭкзаменационные вопросы
shkolnie.ru > Философия > Экзаменационные вопросы
Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии науки для аспирантов и соискателей Ухтинского государственного университета
Утверждены на заседании кафедры философии, социологии и политологии от 04.04.2012

Протокол № 7.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
1. Онтологические проблемы философии науки. Объект науки, субъект науки, особенности научных объект-субъектных отношений.

2. Наука как одна из форм освоения действительности. Основные формы бытия науки – наука как познавательная деятельность, как феномен культуры, как социальный институт.

3. Теоретико-познавательные и логико-методологические проблемы научного знания.

4. Социально-философские проблемы научного знания. Наука как социокультурный феномен.

5. Возникновение и основные исторические этапы развития науки. Общая характеристика.

6. Античный рационализм: путь от мифа к логосу. Умопостигаемое в науке и философии.

7. Натурфилософские обобщения и теоретизации. Принцип причинности и поиск первоначала.

8. Амбивалентность средневековой мысли: схоластические теоретизации и прогресс практических исследований. «Scientia», мистика и магия в их соотношении.

9. Наука в эпоху Нового времени. Формирование методов опытного и теоретического знания.

10. Классическая рациональность как соответствие логическим нормам и целям познания.

11. Синтез экспериментальной и математической методологии в классической науке.

12. Теоретическое и эмпирическое в неклассической науке. Проблема теоретической избыточности.

13. Эволюционизм как парадигмальная идея постнеклассической науки. Эволюционная эпистемология и перспективы её развития.

14. Теоретическое и эмпирическое в постнеклассической науке. Компьютеризация и информатизация науки. Методологический плюрализм и усиление внерациональной компоненты знания.

15. Концепция «case studies» (ситуационных исследований) как неклассическая модель развития науки. Модельная теория: отражение развития науки моделями, построенными на разном уровне абстракций и идеализаций. Теория концептуальных систем.

16. Вульгаризация науки, её методологические и социокультурные предпосылки. Проблема квазинаучной деятельности. Псевдонаучное знание и проблема массового человека.

17. Теория как форма организации научного знания, её основные функции: интерпретационная, описательная, обобщающая, объяснительная, эвристическая. Теория в её соотношении с проблемой, гипотезой и законом.

18. Структура научной теории. Проблема теоретического единства научных дисциплин. Процедуры обоснования научной теории.

19. Научная картина мира как систематизация знаний и научно-исследовательская программа.

20. Структура эмпирического знания: наблюдение, эксперимент, моделирование – их границы и возможности.

21. Научное открытие: философско-методологические аспекты. Проблема научной новизны. Инновации в контексте современной науки. Линейная и системная модели научного поиска.

22. Познавательный и мотивационный аспекты научного творчества. Проблема возрастной детерминации в науке.

23. Интуитивное и логическое в научной деятельности. Интуиция и априорное знание: философско-методологический аспект.

24. Эвристический потенциал научного и обыденного: сравнительный анализ. Абсолютизация научного и ненаучного знания.

25. Сциентизм и антисциентизм как проблема нравственного выбора.

26. Этическое обоснование научных открытий. Проблема нравственной ответственности в научной деятельности.

29. Наука как социальный институт, её нормативные аспекты, структура и организационно-управленческие ресурсы.

30. Наука как «рационализация общественной жизни». Исторические типы научных сообществ. Научные школы и институты: история и современность.

31. Социокультурные функции науки. Наука как мировоззрение, производительная и социальная сила. Роль науки в образовании и формировании личности.

32. Интерпретация научных данных как социальная проблема. Проблема социальной адаптации научной истины.
^ РАЗДЕЛ II. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЛАСТЕЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

  1. Зарождение науки «Безопасность жизнедеятельности» в трудах древних философов.

  2. Предпосылки разработки средств и методов защиты от опасностей.

  3. Точность в современном научном познании.

  4. Галактоцентрическая парадигма и её роль при разработке теории нефти и газа.

  5. Экологические основы хозяйственной деятельности.

  6. Философские проблемы методологии педагогики.

  7. Искусственный интеллект и инженерия знаний.

  8. Роль современных технологий в развитии компьютерной индустрии.

  9. Интернет и социальные сети в жизни современного человека.

  10. Научно-технический прогресс и безопасность труда.

  11. Геохимическое учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

  12. Философия организации предприятия.

  13. Методологическая проблема распределения материальных благ в обществе.

  14. Системный анализ, управление и обработка информации.

  15. Философский смысл основных понятий кибернетики.

  16. Философские проблемы взаимосвязи химии и физики.

  17. Проблема самоорганизации материальных систем.

  18. Проблема истинности и доказательности в социальных науках.

  19. Значение информационных технологий для современного общества.

  20. Философия техники и методология технических наук.

  21. Философские проблемы нефти и газа.

  22. Философский смысл современных способов решения энергетической проблемы.

  23. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

  24. Философские проблемы экономической жизни общества.

  25. Финансовый кризис: философская рефлексия.

  26. Сущность и основные качества «экономического человека».

  27. Роль математического моделирования пластовых систем для изучения теории фильтрации.

  28. Проблема методологической разработки понятия «собственность».

  29. Технические проблемы и их роль в развитии технологии бурения скважин.

  30. Наука и образовательный процесс. «Парадигма знания» современного образования.

  31. Эволюция ноосферы.

  32. Эргономика как один из этапов развития инженерной деятельности.




Похожие:

Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии науки для аспирантов и соискателей Ухтинского государственного университета iconЭкзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии науки...
Утверждены на заседании кафедры философии, социологии и политологии от 10. 02. 2011
Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии науки для аспирантов и соискателей Ухтинского государственного университета iconЭкзаменационные вопросы кандидатского минимума по истории и философии...
Утверждены на заседании кафедры философии, социологии и политологии от 18. 04. 2013 (протокол №06)
Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии науки для аспирантов и соискателей Ухтинского государственного университета iconРасписание занятий по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума...
«Специальность» для аспирантов-очников (1и 2 года обучения), аспирантов-заочников (2 года обучения), соискателей ученой степени,...
Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии науки для аспирантов и соискателей Ухтинского государственного университета iconРасписание занятий по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума...
Расписание занятий по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по дисциплине "История и философия науки" (по специальностям)...
Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии науки для аспирантов и соискателей Ухтинского государственного университета iconРасписание занятий по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума...
Соискателей ученой степени, прикрепленных к соответствующим кафедрам, на 2013/14 уч год
Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии науки для аспирантов и соискателей Ухтинского государственного университета iconРефераты к экзамену кандидатского минимума по философии для аспирантов...
Рефераты к экзамену кандидатского минимума по философии для аспирантов мехмата мгу — унц оияи (2002/2003 гг.)
Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии науки для аспирантов и соискателей Ухтинского государственного университета iconРасписание занятий по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума...
Соискателей ученой степени, прикрепленных к соответствующим кафедрам на 2013/14 уч год
Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии науки для аспирантов и соискателей Ухтинского государственного университета iconРефераты к экзамену кандидатского минимума по философии для аспирантов...
Возможны три организационных варианта реферата (+ возможны их различные комбинации)
Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии науки для аспирантов и соискателей Ухтинского государственного университета iconУважаемые коллеги!
Кафедра философии и теории культуры Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова приглашает преподавателей, научных...
Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии науки для аспирантов и соискателей Ухтинского государственного университета iconПоложение о совете молодых ученых ухтинского государственного технического университета
Настоящее положение определяет статус Совета молодых ученых Ухтинского государственного технического университета (далее по тексту...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница