Фридрих Ницше По ту сторону добра и зла «По ту сторону добра и зла»: Азбука классика; Санкт Петербург; 2006




НазваниеФридрих Ницше По ту сторону добра и зла «По ту сторону добра и зла»: Азбука классика; Санкт Петербург; 2006
страница1/19
Дата публикации25.02.2013
Размер2.29 Mb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Фридрих Ницше

По ту сторону добра и зла




«По ту сторону добра и зла»: Азбука классика; Санкт Петербург; 2006

ISBN 5 91181 042 5

Аннотация



«По ту сторону добра и зла» (1886) – этапная работа Фридриха Ницше, которая предваряет заключительный, наиболее интенсивный период его творчества, отмеченный подведением философских итогов предшествующей человеческой истории и предвидением важнейших социальных и духовных коллизий ХХ века. Идея сверхчеловека, сформулированная в книге «Так говорил Заратустра», развивается в новом сочинении Ницше в форме отточенных аналитических афоризмов, в которых сконцентрирована острая авторская критика современности – ее философии, науки, искусства, политики и, главное, морали. На страницах этой пророческой работы, не случайно имеющей подзаголовок «Прелюдия к философии будущего», немецкий мыслитель предсказал и грядущий распад европейской духовности, и «восстание масс» с последующим воцарением «грядущего хама», и нивелирование личности под флагом всеобщего равенства людей, и грандиозную борьбу за мировое господство, и тоталитаризм как следствие демократизации Европы. Неизбежность этих событий и явлений продиктована, по мысли Ницше, чреватой тиранией «моралью рабов», которой отравлено его время и над которой он призывает возвыситься философов будущего, способных, как ему представляется, стать по ту сторону добра и зла.

^

Фридрих Ницше

По ту сторону добра и зла.

Прелюдия к философии будущего.




ПРЕДИСЛОВИЕ



Предположив, что истина есть женщина, – как? разве мы не вправе подозревать, что все философы, поскольку они были догматиками, плохо понимали женщин? что ужасающая серьезность, неуклюжая назойливость, с которой они до сих пор относились к истине, были непригодным и непристойным средством для того, чтобы расположить к себе именно женщину. Да она и не поддалась соблазну – и всякого рода догматика стоит нынче с унылым и печальным видом. Если только она вообще еще стоит! Ибо есть насмешники, утверждающие, что она пала, что вся догматика повержена, даже более того, – что она находится при последнем издыхании. Говоря серьезно, есть довольно прочные основания для надежды, что всякое догматизирование в философии, какой бы торжественный вид оно ни принимало, как бы ни старалось казаться последним словом, было только благородным ребячеством и начинанием; и быть может, недалеко то время, когда снова поймут, чего, собственно, было уже достаточно для того, чтобы служить краеугольным камнем таких величественных и безусловных философских построек, какие возводились до сих пор догматиками, – какое нибудь народное суеверие из незапамятных времен (как, например, суеверие души, еще и доныне не переставшее бесчинствовать под видом суеверных понятий «субъект» и Я), быть может, какая нибудь игра слов, какой нибудь грамматический соблазн или смелое обобщение очень узких, очень личных, человеческих, слишком человеческих фактов. Будем надеяться, что философия догматиков была только обетованием на тысячелетия вперед, подобно тому как еще ранее того астрология, на которую было затрачено, быть может, больше труда, денег, остроумия, терпения, чем на какую нибудь действительную науку, – ей и ее «сверхземным» притязаниям обязаны Азия и Египет высоким стилем в архитектуре. Кажется, что все великое в мире должно появляться сначала в форме чудовищной, ужасающей карикатуры, чтобы навеки запечатлеться в сердце человеческом: такой карикатурой была догматическая философия, например учение Веданты в Азии и платонизм в Европе. Не будем же неблагодарны по отношению к ней, хотя мы и должны вместе с тем признать, что самым худшим, самым томительным и самым опасным из всех заблуждений было до сих пор заблуждение догматиков, именно, выдумка Платона о чистом духе и о добре самом по себе. Но теперь, когда оно побеждено, когда Европа освободилась от этого кошмара и по крайней мере может наслаждаться более здоровым… сном, мы, чью задачу составляет само бдение, являемся наследниками всей той силы, которую взрастила борьба с этим заблуждением. Говорить так о духе и добре, как говорил Платон, – это значит, без сомнения, ставить истину вверх ногами и отрицать саму перспективность, т. е. основное условие всяческой жизни; можно даже спросить, подобно врачу: «откуда такая болезнь у этого прекраснейшего отпрыска древности, у Платона? уж не испортил ли его злой Сократ? уж не был ли Сократ губителем юношества? и не заслужил ли он своей цикуты?» – Но борьба с Платоном, или, говоря понятнее и для «народа», борьба с христианско церковным гнетом тысячелетий – ибо христианство есть платонизм для «народа», – породила в Европе роскошное напряжение духа, какого еще не было на земле: из такого туго натянутого лука можно стрелять теперь по самым далеким целям. Конечно, европеец ощущает это напряжение как состояние тягостное; и уже дважды делались великие попытки ослабить тетиву, раз посредством иезуитизма, другой посредством демократического просвещения – последнее при помощи свободы прессы и чтения газет в самом деле может достигнуть того, что дух перестанет быть «в тягость» самому себе! (Немцы изобрели порох – с чем их поздравляю! но они снова расквитались за это – они изобрели прессу.) Мы же, не будучи ни иезуитами, ни демократами, ни даже в достаточной степени немцами, мы, добрые европейцы и свободные, очень свободные умы, – мы ощущаем еще и всю тягость духа и все напряжение его лука! а может быть, и стрелу, задачу, кто знает? цель…
Сильс Мария, Верхний Энгадин, июнь 1885

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Фридрих Ницше По ту сторону добра и зла «По ту сторону добра и зла»: Азбука классика; Санкт Петербург; 2006 iconНицше фридрих
По ту сторону добра и зла", "Генеалогия морали", "Антихристианин". На этом этапе философская концепция Ницше приобретает относительно...
Фридрих Ницше По ту сторону добра и зла «По ту сторону добра и зла»: Азбука классика; Санкт Петербург; 2006 iconКнига Зоар говорит не о борьбе добра и зла, но об их единстве. Без...
Начинается там, где радость черпают из превосходства над другими. Иметь больше, чем другой, гордиться перед ним, повелевать, пренебрегать...
Фридрих Ницше По ту сторону добра и зла «По ту сторону добра и зла»: Азбука классика; Санкт Петербург; 2006 iconУрок по теме «Добро и зло»
Цель. Формирование нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности
Фридрих Ницше По ту сторону добра и зла «По ту сторону добра и зла»: Азбука классика; Санкт Петербург; 2006 iconКлассный час Тема :«Делать добро спешите»
Совместно с преподавателем литературы предложить учащимся написать сочинение на тему добра и зла
Фридрих Ницше По ту сторону добра и зла «По ту сторону добра и зла»: Азбука классика; Санкт Петербург; 2006 iconДобра и зла по сказке Андерсена «Снежная королева»
Цель: показать, что сила искренних чувств, умение любить, дружить, самоотверженность и вера поможет людям уменьшить зло на земле
Фридрих Ницше По ту сторону добра и зла «По ту сторону добра и зла»: Азбука классика; Санкт Петербург; 2006 iconЛ. В. Стрельцова ~~~~~~~~~~~~~~~
Армагеддон последняя битва Сил Света с тьмой. Победа Сил Света в Тонком Мире Понятия добра и зла, хаоса и порядка
Фридрих Ницше По ту сторону добра и зла «По ту сторону добра и зла»: Азбука классика; Санкт Петербург; 2006 iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Нравственное развитие одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка. Оно включает в себя воспитание...
Фридрих Ницше По ту сторону добра и зла «По ту сторону добра и зла»: Азбука классика; Санкт Петербург; 2006 iconПророки и цари
Предлагаемая книга вторая из серии «Конфликт веков» — описывает борьбу добра и зла на протяжении Ветхозаветной истории Израиля от...
Фридрих Ницше По ту сторону добра и зла «По ту сторону добра и зла»: Азбука классика; Санкт Петербург; 2006 iconБатаев Владимир Петрович За гранью добра и зла
Впрочем, меня, разумеется, никогда не выворачивало наизнанку в буквальном смысле, поэтому судить об идентичности ощущений с полной...
Фридрих Ницше По ту сторону добра и зла «По ту сторону добра и зла»: Азбука классика; Санкт Петербург; 2006 iconРоман Куликов, Ежи Тумановский
Его врагами или соратниками Зона умеет менять полюсы добра и зла становятся люди, у каждого из которых есть своя цель в этом опасном...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница