Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы: Тебе нравится в школе?




Скачать 410.9 Kb.
НазваниеОписание оценивания: ученик должен ответить на вопросы: Тебе нравится в школе?
страница1/5
Дата публикации03.04.2013
Размер410.9 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5
Типовые диагностические задачи
Самоопределение и смыслообразование

Для облегчения ориентации в использовании диагностических задач в таблице 1 даны критерии оценивания личност­ных универсальных действий.

Методика «Беседа о школе»

(модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)

Цель выявления сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступле­нию в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

^ Возраст: 6,5 – 8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы:

  1. Тебе нравится в школе?

  1. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3. Предстань, что ты встретил малыша из детского сада. который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой - хороший ученик?» Что ты ему ответишь?

4. Представь, что тебе предложили не каждый день учить­ся в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить и школу.Ты согласишься?

5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день. физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение. математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: Подумай. о чем он тебя может спросить.

7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятёрку в журнал».

^ Критерии оценивания:

  1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учепия, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически

школьного содержания.

  1. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.

  2. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальные занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).

^ Уровни оценивания:

0 - Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.

1 - Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

2 - Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.

3 - Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.


^ Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»

Цель - выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслобразования, устанавливающее значимость познавательно деятельности для ребенка; коммуникативное действие — умение задавать вопрос.
Возраст: 6.5—8 лет.

Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в ин­дивидуальном обследовании.

^ Описание задания: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог, выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ему вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»

^ Критерии оценивания:

  1. Интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки.

  2. Адекватность высказывания, направленного на то. что­бы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: ребенок не проявляет интереса к чте­нию сказки, не задает вопросов.

  2. Средний уровень: ребенок проявляет интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после до­полнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончи­лась сказка; с интересом выслушивает развязку.

  3. Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам залает вопросы, настаивает на том. что-1 бы взрослый дочитал сказку до конца.

^ Методика «Кто Я?»

(модификация методики М. Куна)

Цель: выявление сформированности Я-концегшии и само­отношения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 9—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

^ Описание задания: каждому учащемуся предлагается на­писать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».

Критерии оценивания:

1. Дифференцированность — количество категорий (соци­альные роли, умения, знания, навыки: интересы, предпочте­ния: личностью свойства, оценочные суждения).

  1. Обобщенность — степень обобщенности суждений-характеристик «Я».

Самоотношение — соотношение положительных и от­рицательных оценочных суждений
Уровни оценивания:

• Дифференцированность

  1. 1—2 определения, относящиеся к 1-й. 2-й категориям.

  2. 3—5 определений, преимущественно относящихся ко 2-й 3 – й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).

  3. От 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.

• Обобщенность

1. Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.

2. Совмещение категорий 1-й и 3-й.

3. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик). и обобщенные личностные качества (сильный, смелый).

• Самоотношение

  1. Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение).

  2. Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).

  3. Преобладание положительных суждений (положитель­ное самопринятие).

^ Рефлексивная самооценка учебной деятельности

Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников и учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Возраст: 10.5—11 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы:

  1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.

  2. Можно ли тебя назвать хорошим учеником?

  3. Чем ты отличаешься от хорошего ученика?

  4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя «Я — хороший ученик»?

Критерии оценивания:

адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)

Уровни рефлексивной самооценки школьника:

  1. Называет только одну сферу школьной жизни.

  2. Называет две сферы школьной жизни.

  3. Называет более двух сфер школьной жизни; дает адек­ватное определение отличий «Я» от «хорошего ученика».

Уровни оценивания:

  1. Называет только успеваемость.

  2. Называет успеваемость и поведение.

  3. Дает характеристику по нескольким сферам; дает адек­ватное определение задач саморазвития, решение которых не­обходимо для реализации требований роли «хороший ученик»

1 — нет ответа. 2 — называет достижения. 3 — указывает на необходимость самоизменения и саморазвития.

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксвнзовой)

Цель: определение уровня сформированности учебно-по­знавательного интереса школьника.

^ Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслоооразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.

Возраст: 7—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальный опрос учителя.

^ Описание задания: методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отно­шение школьника к учебным задачам и выраженность его1 учебно-познавательного интереса. Учителю необходимо отме­тить наиболее характерные особенности поведения каждого) ученика при решении учебных задач (см. табл.2).
Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 — как низкий познавательный интерес; уровень 4 — удовлетворитель­ный; уровень 5 — высокий; уровень 6 — очень высокий.

^ Опросник мотивации

Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие; смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника.

Возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

^ Описание задания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал: 1 — отметка; 2 — социальная мотивация одобрения — требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания); 3 — познавательная мотивация; 4 — учебная мотивация; 5 — социальная мотивация — широкие социальные мотивы; б -] мотивация самоопределения в социальном аспекте; 7 — прагматическая внешняя утилитарная мотивация; 8 — социальная мотивация — позиционный мотив; 9 — отрицательное отно­шение к учению и школе.

Ниже приведены высказывания учащихся, соответствую­щие каждой из перечисленных шкал.

1. Отметка:

  • чтобы быть отличником,

  • чтобы хорошо закончить школу,

  • чтобы получать хорошие отметки.

2. Социальная мотивация одобрения — требования авторитетных лиц:

  • чтобы родители не ругали,

  • потому что этого требуют учителя,

  • чтобы сделать родителям приятное.

3. Познавательная мотивация:

  • потому что учиться интересно,

  • потому что на уроках я узнаю много нового,

  • потому что в школе я получаю ответы на интересу­ющие меня вопросы.

4. Учебная мотивация:

  • чтобы получить знания,

  • чтобы развивать ум и способности.

  • чтобы стать образованным человеком.

5. Социальная мотивация — широкие социальные мотивы:

— чтобы в будущем приносить людям пользу.

  • потому что хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом.

  • потому что учение — самое важное и нужное дело в моей жизни.

6. Мотивация самоопределения в социальном аспекте:

  • чтобы продолжить образование,

  • чтобы получить интересную профессию,

  • чтобы в будущем найти хорошую работу.

7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация:

  • чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать,

  • чтобы получить подарок за хорошую учебу,

  • чтобы меня хвалили.

8. Социальная мотивация — позиционный мотив:

  • чтобы одноклассники уважали,

  • потому что у нас в школе хорошие учителя и я хо­чу, чтобы меня уважали,




  • потому что не хочу быть в классе последним.

9. Негативное отношение к учению и школе:

  • мне не хочется учиться,

  • я не люблю учиться,

  • мне не нравится учиться.

Ученик должен внимательно прочитать приведенные ниже высказывания своих сверстников о том, зачем и для чего они учатся. Затем ответить, что он может сказать о себе, о своем отношении к учебе. С некоторыми из этих утверждений он может согласиться, с некоторыми нет. Учащийся должен оценить степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале:

4 балла — совершенно согласен; 3 — скорее согласен; 2 - скорее не согласен, чем согласен; 1 — не согласен.

  1. Я учусь, чтобы быть отличником.

  2. Я учусь, чтобы родители не ругали.

  3. Я учусь, потому что учиться интересно.

  4. Я учусь, чтобы получить знания.

  5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу.

  6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование.

  7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать.

  8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали.

  9. Я не хочу учиться.

  10. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу.

  11. Я учусь, потому что этого требуют учителя.

  12. Я учусь. потому что на уроках я узнаю много нового.

  13. Я учусь, чтобы развивать ум и способности.

  14. Я учусь, потому что хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом.

  15. Я учусь, чтобы получить интересную профессию.

  16. Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу.

  17. Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу чтобы меня уважали.

18. Я не люблю учиться.

19. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки.

20. Я учусь чтобы сделать родителям приятное.

21. Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.

  1. Я учусь, чтобы стать образованным человеком.

  1. Я учусь, потому что учение — самое важное и нужное дело в моей жизни.

  1. Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу.

  2. Я учусь, чтобы меня хвалили.

  3. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним.

  4. Мне не нравится учиться.

Обработка результатов: подсчитывается количество бал лов, набранных по каждой шкале. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

^ Критерии оценивания: Интегративные шкалы:

  • учебно-познавательная — суммируются баллы по шкалам (3 — познавательная + 4 — учебная);

  • социальная — суммируются баллы по шкалам (5 — широкие социальные мотивы + 6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте);

  • внешняя мотивация — суммируются баллы по шкалам: (1 — отметка + 7 — прагматическая);

  • социальная — стремление к одобрению — суммируются баллы по шкалам (2 — требования авторитетных лиц + 8 -социальная мотивация — позиционный мотив);

  • негативное отношение к школе — 9.

Уровни оценивания:

  1. Пик на шкале «негативное отношение к школе».

  2. Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная одобрение).

  3. Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.

  4. Пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы: Тебе нравится в школе? iconТест по теме «секретарское дело» Преподаватель
Тебе предлагается ответить на вопросы теста по теме «Секретарское дело». Внимательно прочитай предлагаемые тебе вопросы и варианты...
Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы: Тебе нравится в школе? iconУрок-семинар «Наречие»
Вопросы к семинару даются за 7-10 дней до его проведения. Каждый ученик должен принять участие в подготовке теоретического и практического...
Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы: Тебе нравится в школе? iconРабочая учебная программа по дисциплине «теплотехника» для студентов 3 курса
При их выполнении студент должен сначала письменно ответить на контрольные вопросы, а затем решить соответствующие задачи (контрольные...
Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы: Тебе нравится в школе? iconЕсли ты затрудняешься ответить на вопросы, начни собирать книги о...
Цель: Актуализировать знания по теме проекта. Развивать умение наблюдать за природным объектом. Вовлечь в исследование
Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы: Тебе нравится в школе? iconИтоги I четверти 2010-2011 учебного года Движение учащихся в I четверти
На начало года в школе было 200 учащихся. В течение I четверти выбыло 2 ученика: ученик 11 класса Зубов Никита и Ермолаев Н. ученик...
Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы: Тебе нравится в школе? iconОбучение грамматической стороне речи
«Ученик должен не только общаться, но и активно действовать с грамматическим материалом, «овеществленном» в предметном мире, знания...
Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы: Тебе нравится в школе? iconОтветить на вопросы: Что такое биосфера?
Ответить на вопросы: Что такое биосфера? Как она возникла и развивалась? Границы биосферы Охарактеризуйте плотность жизни в биосфере....
Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы: Тебе нравится в школе? iconStephen Fry "The stars' tennis balls"
Хиллари, Пит и Хиллари. Тебе не нравится, когда я их так называю, ведь правда? Я
Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы: Тебе нравится в школе? iconВопросы: Расскажите об естественных системах защиты человека от опасностей среды обитания
...
Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы: Тебе нравится в школе? iconНа момент поступления в школу ребёнок должен иметь определённый запас...
Хорошо, если у него есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений, знания в области географии...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница