Мбоу «Федоровская сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов»




Скачать 77.08 Kb.
НазваниеМбоу «Федоровская сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Дата публикации12.10.2014
Размер77.08 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Философия > Документы



МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов»

Метапредметное содержание учебного предмета


КашаповаТансылуРамиловна,

учитель русского языка и литературы
Цель работы в рамках заданной темы «Метапредметное содержание учебного предмета» - попытаться понять, что такое метапредметное содержание урока.

При этом необходимо разобраться с определением метапредметное содержание. Это определение представлено несколькими школами:

По Ю.В. Громыко «Метапредметное содержание образования - деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета. В качестве главных особенностей метапредметов выделяет четыре:

Первая особенность - Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. Было обнаружено: в качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть рассмотрены знание, знак, проблема, задача, смысл, ситуация, категория и т.д. Все они имеют деятельностный, и потому универсальный – метапредметный – характер. Вокруг них могут быть выстроены учебные предметы нового типа – метапредметы.

Вторая особенность – это очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов. Собственно это и позволяет грамотно пересобирать, переорганизовывать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания.

Третья особенность – это ориентация на развитие у школьников базовых способностей.

Четвертая особенность – это многообразие методических форм и приемов, позволяющих в разы интенсифицировать работу на уроке.»

По А.В.Хутарскому «Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления». «Наличие фундаментального образовательного объекта».Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».

ФГОС «Метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов»

Что же такое метапредметное содержание образования?

Метапредметность, которая присутствует в стандартах в качестве универсального способа деятельности, пока не представлена в качестве фундаментального ядра содержания образования. Между тем, результаты исследований свидетельствуют о необходимости отражения метапредметности не только в деятельностной форме, но и в содержании отдельных учебных метапредметов и метапредметных тем.

Выясняется, что многообразие явлений познаваемого мира рано или поздно приводит познающего человека к выводу о существовании единых основ – первосмыслов, «стягивающих» все происходящее к общим основаниям.

Например, обнаруживается единство музыкальных и астрономических явлений, магическое число «семь» символизирует ноты, цвета, дни недели, события из сказок, чудеса света. Мир насыщен смысловыми символами, через которые человек познаёт мир.

Если держать в поле зрения одновременно несколько сходящихся к одним и тем же первосмыслам линий, то можно получить достаточно полную и связанную картину познаваемого. Образование человека тогда будет связано с познанием первосмыслов - узловых понятий, проблем, символов.

Первосмыслы служат источниками образования человека на протяжении всей его жизни. Их невозможно пройти, изучить в каком-либо предмете или классе. Познающий и образовывающийся человек всегда будет возвращаться к главным понятиям, к проблемам, называемым вечными.

Первосмыслы – это узловые точки метапредметного содержания образования, его структурная основа. В сферу разворачивания каждой узловой точки может входить разный объем познавательных вопросов и проблем. В процессе обучения объем этих сфер у ученика непрерывно увеличивается, растет количество осознаваемых им знаний, его личного опыта и компетентностей.

Содержание метапредмета качественно отличается от содержания обычного учебного курса тем, что смысловое поле объектов познания в нём выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается как бы на метауровне. Результат познания этих объектов не сообщается ученику в качестве готового материала для усвоения, а добывается каждым учащимся по-своему в ходе организованной эвристической деятельности.

Каким должно быть метапредметное содержание образовательных стандартов?

Каковы основные элементы метапредметного содержания образовательных стандартов с позиций человекосообразного обучения? Результаты проведённых исследований свидетельствуют о том, что метапредметное содержание образовательных стандартов должно включать в себя:

1) реальные объекты изучаемой действительности, в том числе фундаментальные образовательные объекты;

2) общекультурные знания об изучаемой действительности, в том числе фундаментальные проблемы;

3) общеучебные (метапредметные) умения, навыки, обобщённые способы деятельности;

4) ключевые (метапредметные) образовательные компетенции.

Каждый из указанных элементов метапредметного содержания будет иметь в образовательных стандартах двойное присутствие: во-первых, отдельное концентрированное выражение для каждой возрастной ступени в форме, соответствующей метапредметному содержанию стандартов; во-вторых, конкретное воплощение в каждом учебном предмете (образовательной области) в форме, тождественной его целям и содержанию.

Таким образом, выделенное явно метапредметное содержание будет проходить сквозной линией через все учебные предметы и образовательные области, получая всякий раз конкретное преломление, и объединять их в единое, целостное содержание.

Элементы метапредметного содержания призваны определять системообразующую основу общего образования, как по вертикали отдельных ступеней обучения, так и на уровне горизонтальных межпредметных связей, поэтому метапредметное содержание образования должно стать обязательным компонентом образовательного стандарта.

^ Изучив данный материал, иду на урок и помню, что я должна определить:

- на какой?

Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного.

Итак, я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать?

В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:

что я делаю? (предмет деятельности);

для чего я это делаю? (какова цель);

как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);

какой это дает результат?

за счет чего этот результат достигнут?

Конечно, прежде всего я работаю на результат

^ Помню об особенностях метапредметного занятия.

Особенности метапредметного занятия:

Это интегрированное занятие.

Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.

Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.

Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

Примеры метапредметных категорий:

^ Определение и понятие.Рисунок и схема.Знание и информация.Цель и задача.Роль и позиция.Модель и способ.Содержание и форма.Знание и незнание.Порядок и хаос.

Изменение и развитие.Простое и сложное.

^ Структурные элементы урока.

Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений.

Коммуникация.

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

^ Требования к заданиям на уроке

Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.

Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

^ Требование к учителю

Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!

Добиваться от учеников аргументированных ответов.

Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.

Чётко и точно формулировать задание.

Способность к импровизации.

Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.

Учитель не актёр, а режиссёр!

Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому важно обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться.

По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Литература:
Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это?//Учительская газета 2011. № 9 [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64
Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000
Никитина Н. Б. Метапредметный подход в модели развивающего обучения. Новые технологии в начальной школе [Электронныцресур].-Режим доступа: http://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/forum/metapredmetnyi-podkhod-v-modeli-razvivayushchego-obucheni
Озеркова И.А. Метапредметный подход: способы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
Прокопенко М.Л. Метапредметное содержание обучения в начальной школе. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского; подред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
Сафонова О.Ю. Возможности реализации метапредметного подхода на уроках информатики. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ;подред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
Скрипкина Ю.В. Метапреметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010]. URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.

Похожие:

Мбоу «Федоровская сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
«Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов»
Мбоу «Федоровская сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов» iconС углубленным изучением отдельных предметов
Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино...
Мбоу «Федоровская сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов» iconС углубленным изучением отдельных предметов
Моу сош №5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино Московской области определяет миссию, цели и задачи образовательной...
Мбоу «Федоровская сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов» iconДоклад о состоянии и результатах развития Муниципального общеобразовательного...
Реализация основных направлений работы моу сош №25 с углубленным изучением отдельных предметов в 2008-2009 учебном году
Мбоу «Федоровская сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Данный документ разработан педагогическим коллективом (Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тучковская средняя...
Мбоу «Федоровская сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов» iconПаспорт программы информатизации моу сош №1 с углубленным изучением...
Заместитель директора моу сош №1 с углубленным изучением отдельных предметов «Полифорум»
Мбоу «Федоровская сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов» iconПрограмма развития Муниципального бюджетного общеобразовательного...
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» с углубленным изучением отдельных предметов
Мбоу «Федоровская сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов» iconДню Матери «Мать, как и Родина одна»
Филиал мбоу сош с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны в с. Урицкое
Мбоу «Федоровская сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов» iconПроекта
Автор: учащиеся 7в класса мбоу сош №3 с углубленным изучением отдельных предметов Бугульминского муниципального района Республики...
Мбоу «Федоровская сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов» iconПоле бородинской славы
Мбоу сош «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3», учитель русского языка и литературы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница