Урок русского языка в 9 классе. Тема: Основные виды




Скачать 71.77 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 9 классе. Тема: Основные виды
Дата публикации02.10.2014
Размер71.77 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Философия > Урок
Открытый урок русского языка в 9 классе.

Тема: Основные виды тропов, их использование мастерами

художественного слова.

Цели:

- систематизировать сведения об основных видах тропов и их использовании в художественных текстах.

- закрепить навык лингвистического анализа художественного прозаического текста.

- повторить сведения о сложных предложениях и знаках препинания в них.

Ход урока


  1. Проверка домашнего задания


- Повторим СПП с придаточными частями.

- Какие придаточные части СПП мы знаем?

- Выпишите в таблицу, номера предложений с придаточными частями в таком порядке: 1) определительная, 2) изъяснительная, 3) образа действия ( меры и степени), 4) времени, 5) места, 6) причины, 7) цели, 8) условия.
1) Мы подъехали к крепости, куда входила наша артиллерия… (П). 2) Так в жизни никогда не глядели глаза, как они глядят у тебя (Г.). 3) Коли я хочу подстрелить волка в лесу – я должен знать все его лазы…(Т.). 4) …Только что вы ушли, она вдруг искренне стала раскаиваться…(Дост.). 5) Я глядела на его глаза, на его движущиеся губы и ничего не понимала, только радовалась, что вижу его и слышу его голос (Л.Т.).

6) Оттого нам невесело и смотрим мы на жизнь так мрачно, что не знаем труда (Ч.).

7) И чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь (Ч.). 8) Только на востоке, там, откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце , еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки ( Купр.). 9) …Существовало решение, что на заведующих отделами Совета мобилизация не распространяется (Фед.). 10) У него ничего не клеилось, что бы он не предпринимал (Фед.). 11) Каждое утро, когда их выносили из душного барака, к Мечику подходил светлобородый и тихий старичок Пика. (Фад.) 12) Есть на свете люди, которым хочется помочь. (Павл.) 13) Тротуары…были так скользки, что редкие прохожие осторожно пробирались серединой улицы. (Павл.) 14) Все, что полагалосьвдорогу, было собрано и сложено в чемодан (Баб.). 15) Хорошо, если бы дождь не прекращался до утра (Мальц.). 16) Вдохновение как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок (Пауст.). 17) Так многие из нас не понимают, какое великое богатство – словарь и грамматика (Марш.). 18) Стрелок не беспокоил его до утра, потому что на противоположном диване сидели красноармейцы (Мак.). 19) Мальчик почувствовал, что тяжелая ладонь старика вздрагивает (Гайд.). 20) Собакипритихли, оттого что никто посторонний не тревожил их покоя (Фад.). 21) Едва солнце вышло из-за горы, волнистые облака тумана рассеялись (Л. Т.). 22) Благодаря тому что лето было очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево (Ч.). 23) Как только он открыл ставни, лунный свет ворвался в комнату(Л.Н.). 24) Лягу спать и шепчу стихи, пока не засну (М. Г.). 25) Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным ( П.). 26) Я пришел, чтобы дать вам свободу.

1.Определительные

1, 9, 12, 14, 16

2.Изъяснительные

5, 10, 17,19

3.Образа действия

2, 7, 13, 25

4.Времени

4, 11, 21, 23, 24

5.Места

8

6.Причины

6, 18, 20, 22

7.Цели

26

8.Условия

3, 15


  1. Анализ текста. Схема анализа художественного текста ( Слово учителя)

  1. Выразительно прочитайте текст.

  2. Определите тему (т.е. то, о чем говорится в тексте). Отметьте языковые средства, позволяющие это сделать ( начало текста, ключевые слова).

  3. Определите тип текста ( повествование, описание, рассуждение) и его жанровую принадлежность.

  4. Укажите синтаксические особенности текста:

  • Количество предложений и преобладающие типы;

  • Способ связи предложений в тексте ( цепная связь, параллельная, смешанная);

  • Средства связи частей текста, способствующие созданию его смысловой и грамматической цельности.


^ Комментарий учителя.

Неумение найти средства связи предложений в прочитанном тексте приводит к неспособности строить собственное высказывание на заданную тему.

Вспомним, что основное свойство текста – это неразрывное единство формы и содержания. Нарушение формы, т.е. отсутствие связности предложений в нем, может привести к обессмысливанию текста.

Связь предложений в тексте осуществляют следующие средства:

  • слова-заместители – местоимения ( девушка – она), наречия ( в лесу – там), синонимы ( быстро, стремительно), метафоры, различные оценочные обозначения ( храбрец – богатырь), родовидовые слова ( деревья – березы), имя собственное – имя нарицательное (Соболевский – офицер);

  • отношения и связи, существующие между словами и зафиксированные словарями и грамматиками (здания – окна, перекрытия, двери, квартиры);

  • лексические повторы;

  • соответствие видовременных глагольных форм;

  • предлоги;

  • анафора ( единоначатие) и эпифора: вдали слышался страшный шум; вдали грохотали пушки; вдали медленно двигали армейские колонны;

  • параллелизм:… Что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь… чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева);

  • противопоставление;

  • вопросительные предложения ( Да разве найдутся на свете такие силы?);

  • союзы;

  • порядок слов в предложениях ( прямой, обратный);

  • последовательность в изложении мыслей ( встал, умылся, позавтракал);

  • слова – организаторы логических связей: вот почему, из этого следует;

  • вводные слова, организующие порядок высказывания: итак, наконец, в заключение разговора;

Напомню, что предложение в тексте может быть связано не только с предшествующим предложением или последующим, а и с несколькими, стоящими в некотором отдалении.

  • Порядок слов в предложении ( чередование данного и нового).

  1. Определите стиль текста, охарактеризуйте влияние на него речевой ситуации

( где? с кем?).

  1. Назовите языковые средства, с помощью которых автор рисует изменения, произошедшие с природой после первого ночного заморозка.


^ Комментарий учителя

Мы уже говорили ранее об эпитетах, метафорах, олицетворениях и сравнениях, сегодня вспомним другие языковые средства, часто использующиеся художниками слова.

ГИПЕРБОЛА – это художественное преувеличение.

Для оживления речи и придания ей эмоциональности, образности употребляются и стилистические фигуры (т.е. приемы стилистического синтаксиса). Это антитеза, инверсия, риторический вопрос и др.)

АНТИТЕЗОЙ называется прием, основанный на сопоставлении противоположных признаков или явлений (наглость – честь). Использование антитезы в тексте с особой силой действует на воображение читателя / слушателя, позволяет автору более ярко, эмоционально и точно высказать свое отношение к описанному явлению.

ИНВЕРСИЯ – это изменение обычного порядка слов (определение – подлежащее – сказуемое – дополнение – обстоятельство) в предложении со смысловой и стилистической целью. Прилагательное, стоящее после существительного, к которому оно относится, усиливает значение определения, т.е. характеристики предмета. Чтобы привлечь внимание читателя/ слушателя к какому – либо члену предложения, используются самые распространенные перестановки. например, сказуемое выносится в самое начало предложения, а подлежащее – в конец: гремят раскаты молодые; и было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – это предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. Риторический вопрос используется в речи для усиления ее выразительности и эмоционального воздействия на читателя/слушателя.

БЕССОЮЗИЕ (намеренный пропуск соединительных союзов)

МНОГОСОЮЗИЕ (намеренное использование повторяющихся союзов) – это конструкции широко используются в художественном тексте. Первое придает впечатление стремительности, быстрой смены картин, второе – замедляет движение, подчеркивает смысл соединяемых союзами однородных членов предложения. Использование этих двух стилистических фигур в одном тексте создает особый эффект.


  1. Дайте орфографический и пунктуационный комментарий.


Текст для анализа
Как-то ночью пришел заморозок. Он надышал на стекла в доме, и они запотели посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды обрадовались первому морозу и ярко засверкали. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука пастушьего рожка, а за окнами едва заметно голубела заря.

Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой, и сон сразу прошел. Разгорелся рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, которая светлела, делалась все прозрачнее, и сквозь нее уже были видны далекие и нежные страны золотых и розовых облаков. Ветра не было, но в саду все падали и падали листья. Березы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья сыпались с них частым и печальным дождем.

Я вернулся в комнаты, в них было тепло и сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и почти вся она в эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев лежало на полу.

Комнатная теплота не спасла березу. Через день она облетела вся.

(К. Паустовский)
Укажите сложноподчиненное предложение.
^ Комментарий учителя.

Следует прежде всего проанализировать структуру предложения, найти грамматические основы, союз или союзное слово (основное средство связи придаточного предложения с главным) и определить место придаточного по отношению к главному предложению.

Еще одним важным моментом является установление границы между главным и придаточным предложением. Особое внимание требуется к сложноподчиненным предложениям с придаточным определительным, присоединяемым к главному предложению союзным словом который. Особенностью таких предложений является то, что слово который не имеет чаще всего фиксированного положения и оказывается не на первом месте в придаточном предложении ( в отличие от других союзов):… о людях, знакомство с которыми


  1. Сделать письменный анализ текста.

  2. Д/З повторить п.

Похожие:

Урок русского языка в 9 классе. Тема: Основные виды iconСценарий медиаурока с компьютером Урок русского языка в 8 классе...
Урок предназначен для учителей русского языка 8-х классов. Урок проходит с использованием презентации. Материал урока может быть...
Урок русского языка в 9 классе. Тема: Основные виды iconУрок наглядной геометрии и русского языка в 5 классе Тема «Симметрия»
Представленный урок включён в программу пропедевтического курса «Наглядная геометрия» при изучении симметрии, а также в систему обобщения...
Урок русского языка в 9 классе. Тема: Основные виды iconУрок русского языка в 3 классе тема урока «Способы образования имён существительных»
Конспект урока русского языка в 3 классе. Умк «Начальная школа XXI века». Автор разработки: Беджаше Майя Нуриевна, учитель высшей...
Урок русского языка в 9 классе. Тема: Основные виды iconУрок русского языка в 10 классе Тема. Периоды в истории развития...
Расширить знания учащихся о трёх периодах развития языка, уметь соотносить понятия «период» и «возникновение языка», отработать орфографические...
Урок русского языка в 9 классе. Тема: Основные виды iconУрок русского языка в 8 классе Тема урока: Неполные предложения
Мотивирование учебной деятельности: слово о богатстве русского языка, в том числе о разнообразии синтаксических конструкций
Урок русского языка в 9 классе. Тема: Основные виды iconУрок русского языка в 10 классе Тема: Фразеологизмы как изобразительно-выразительное...
Урок-практикум. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях
Урок русского языка в 9 классе. Тема: Основные виды iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Богатство и разнообразие лексики русского языка»
Цель: обобщить и систематизировать зун обучающихся по теме «Лексика русского языка»
Урок русского языка в 9 классе. Тема: Основные виды iconУрок русского языка в 6 классе. Тема: Местоимение Тема урока
Цель: организация деятельности учащихся по распознаванию приставок не- и ни в отрицательных местоимениях
Урок русского языка в 9 классе. Тема: Основные виды iconУрок русского языка в 6 классе. Учитель: Синицына Т. И. Тема: Переходные и непереходные глаголы
Пройдут годы, но память о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне будет жить в веках
Урок русского языка в 9 классе. Тема: Основные виды iconТема: «Имя существительное»
Урок русского языка в 3-м классе с использованием здоровьесберегающих технологий
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница