Тема: Типы речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение. Цели




Скачать 46.02 Kb.
НазваниеТема: Типы речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение. Цели
Дата публикации22.02.2014
Размер46.02 Kb.
ТипСочинение
shkolnie.ru > Философия > Сочинение
Тема: Типы речевого высказывания: повествование, описание,

рассуждение.

Цели:

  • образовательная: ознакомить учащихся с типами речи, со структурой текста-описания, повествования, рассуждения;

  • развивающая: совершенствовать умения и навыки грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; формировать языковую компетентность;

  • воспитательная: воспитывать интерес к языку, способствовать воспитанию самостоятельной личности.

Оборудование: учебник, учебные тексты, раздаточный материал, мультимедийная презентация

^ Тип урока: урок применения знаний и формирования умений, урок коллективно-группового обучения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают типы речи и умеют различать тексты данных типов, определяют структурные особенности текстов различных типов речи; умеют определять ведущий тип речи в тексте, находить в повествовательном тексте элементы описания, составлять план текста, пересказывать текст; создавать собственные высказывания данных типов.

^ ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос

  • Что такое речь? (средство общения)

  • Какая бывает речь? (устная и письменная)

  • Как речь помогает человеку? (помогает обмениваться информацией, знаниями)

  • Что получается в результате устной и письменной речи? (текст)

  • Что мы называем текстом?(несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически)

  • Каковы основные особенности любого текста? (тема, основная мысль, логическая завершенность, последовательность, связность)



  1. Мотивация учебной деятельности

Слайд 1.

Речь в нашей жизни, как мы уже с вами не раз убеждались, играет большую роль. С помощью речи мы выражаем свои мысли. Наша речь отражает окружающую действительность. Воспринимая её, мы говорим о возникших у нас мыслях и чувствах, оцениваем происходящее (Каково оно?), объясняем его (Почему предметы такие? Почему так произошло?). В различных ситуациях мы говорим по-разному, поэтому чтобы правильно говорить и правильно писать, необходимо знать, как правильно построить высказывание, иными словами, что такое типы речи. Именно это и станет главным предметом нашего сегодняшнего урока.

(формулировка темы урока учителем, запись её в тетрадь учащимися)

Слайд 2

  1. Работа над темой урока.

  1. Опережающее задание. Сочинение на одну из тем: «Листопад», «Приход осени», «Нравится ли мне осень»

Некоторые учащиеся к сегодняшнему уроку получили творческое домашнее задание – написать небольшое сочинение, причём было несколько тем, на выбор. Давайте послушаем, что у них получилось.

Слайды 3-5

  • Слушание нескольких творческих работ (выборочно)

  • Самооценка и взаимооценка выполненного задания.

  • Комментарии учителя.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


  1. Слово учителя. Постановка проблемного вопроса

Вы наверняка заметили, что в своих сочинениях кому-то пришлось описывать как выглядит листопад; кому-то рассказать, как менялась природа с приходом осени, а кому-то высказать своё отношение к этому времени года, аргументировав, пояснив его.

  • Как вы думаете, почему практически об одном и том же вы рассказывали по-разному? От чего это зависело?


Действительно, в зависимости от цели, основной мысли текста, мы использовали с вами тот или иной тип речи. Что же это такое, тип речи?

Типом речи называют способ изложения автором своих мыслей. Зависит этот способ от содержания текста, характера информации, которую автор хочет донести до читателя или слушателя.

Основными типами речи являются описание, повествование, рассуждение.

^ Слайд 6


  1. Интерактивное упражнение. Работа в группах

Вам предстоит сейчас, разделившись на группы и распределив в них роли, изучить самостоятельно и с помощью небольших подсказок материал о каждом типе речи и объяснить его потом классу. Поможет вам в этом:

- статья учебника (с.153)

- динамичная таблица, которая находится на доске

- тексты, которые есть у вас на столах и в учебнике (с.153-154)
Задание.

- Внимательно прочтите статью учебника на с. 153.

- Найдите среди данных в учебнике текстов тот, который соответствует вашему типу речи.

- Сформулируйте чёткие ответы на вопросы:

  • Какова цель автора в данном тексте?

  • Какова основная мысль данного текста?

  • На какой вопрос отвечает текст данного типа речи?

  • Слова какой части речи помогают раскрыть основную мысль данного текста?

  • Как построен текст? Из скольких частей он состоит?


- Ответы занесите в табличку, которая есть у вас на столе.
Презентация работы. Слайды 7-15
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


  1. Домашнее задание

  • Выучить теорию с. 153.

  • Написать сочинение, используя «Словарик из корзинки» по одному из продолжений (на выбор)




  1. Закрепление изученного материала.

Интерактивное упражнение

  1. ^ Работа в группах. «Словарик в корзинке»

Послушайте внимательно задание / на доске записывается первая фраза / слайд 16

«Вчера мы с мамой ходили в магазин игрушек и купили там собачку»

Именно так будет начинаться наше «классное» сочинение, но у каждой группы оно должно получиться своё, потому что следующей будет фраза

    • Была она вот какая…

    • Было это так…

    • Почему именно собачку?

Соберите в корзинку слова для своего сочинения

  1. Презентация полученных результатов (комментируя свой словарик учащиеся вывешивают корзинки на доске).

  2. Оценивание работы групп.




  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

«Гонка за лидером»

  • С какой целью мы выполняли это упражнение «Словарик в корзинке»?

  • С каким понятием мы познакомились сегодня на уроке?

  • Сколько типов речи существует?

  • Какова цель описания?

  • На какой вопрос отвечает описание?

  • Какова цель повествования?

  • На какой вопрос даёт ответ рассуждение?

  • Какова цель рассуждения?

  • На какой вопрос даётся ответ в повествовании?

  • Чему мы учились?

  • Что мы умеем?


Оценивание работы учащихся на уроке.



Похожие:

Тема: Типы речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение. Цели iconУрока: Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение
Педагогические задачи: углубить общее понятие о типах речи, обучить приёмам разграничения описания, рассуждения и повествования;...
Тема: Типы речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение. Цели iconПланируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной...
Использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях...
Тема: Типы речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение. Цели iconУрока: Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение»
Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение»; формирование навыков культуры речи
Тема: Типы речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение. Цели icon"рафт"       " Весь мир театр. В нем женщины, мужчины все актеры."    В. Шекспир
В. Шекспира. Основной задачей для выполняющих это социо-игровое задание будет являться описание, повествование или рассуждение от...
Тема: Типы речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение. Цели iconТипы.(КодТипа, Категория, Описание, Изображение), Товары.(
Борей.(Поставщики, Типы, Товары, Заказано, Сотрудники, Заказы, Клиенты, Доставка)
Тема: Типы речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение. Цели iconСлушайте внимательно, чтобы могли потом ответить на вопросы
Тема. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Выразительное чтение по ролям
Тема: Типы речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение. Цели iconУрок русского языка по теме Состав слова. Повторения
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Тема: Типы речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение. Цели iconТема урока : Защита природы Тип урока
Повышение культуры речевого общения в процессе овладения принятыми правилами речевого этикета
Тема: Типы речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение. Цели iconТема: Лебедки
Описание: Назначение и типы лебедок как составных частей металлоконструкции башенного крана, использование которого необходимо при...
Тема: Типы речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение. Цели iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по английскому языку
Коммуникативная задача полностью выполнена с учетом цели высказывания и адресата. Тема раскрыта полностью. Участник демонстрирует...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница