Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса




НазваниеВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса
страница1/5
Дата публикации23.12.2013
Размер0.66 Mb.
ТипКонкурс
shkolnie.ru > Экономика > Конкурс
  1   2   3   4   5




Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013/14 учебный год)

Номинация конкурса: — Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование



Название работы: Методика проведения занятия по дисциплине «Экономика организации» в форме «Деловая игра»
Автор: Кошкина Наталья Александровна

Место выполнения работы: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Сальский индустриальный техникум» (ГБОУ СПО РО «СИТ»)

^ МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

^ «САЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Методика проведения занятия

по дисциплине «Экономика организации»

в форме «Деловая игра»

Автор: Кошкина Н.А.,

преподаватель ГБОУ СПО РО «СИТ»

г. Сальск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Раздел 1 Деловая игра как метод активного обучения

1.1 Игра- явление и понятие 6

1.2Разработка целей и этапов деловой игры 11

1.3Классификация деловых игр 16

1.4Роли в деловых играх 18

1.5Система оценивания деловой игры 23

1.6 Разработка сценария деловой игры 25

1.7Психолого-педагогические аспекты деловой игры 27

Раздел 2 Применение деловой игры по дисциплине «Экономика организации»

2.1 Описание бизнеса 29

2.2План по маркетингу и реализации товаров 30

2.3План инноваций 32

2.4Производство продукции 37

2.5 Управление 41

2.6 Персонал 42

2.7 Оценка риска и страхование 45

2.8 Юридический план 46

2.9 Издержки предприятия. 46

2. 10. Финансовый план 52

2.11Резюме 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

^ СПИСОК ЛИТЕРЕТУРЫ 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Структура бизнес –плана 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Схема ценообразования 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Движение основных производственных фондов «Молоко»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Организационная структура ЗАО «Молоко» 64

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Образование прибыли за 2012 год на ЗАО «Молоко»66

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Баланс предприятия 67

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе главная задача профессионального учебного уч­реждения - в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить студента такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и прино­сить ему максимальную пользу. Одним из путей решения этой проблемы яв­ляется интенсификация учебного процесса, т. е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и такого учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие у студентов мыслительных способностей, интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. Именно активные формы и методы обучения способствуют формированию у студентов информационной базы, способностей к творчеству, практических навыков.

На своих занятиях я использую одну из активных форм –деловую игру. Классики русской педагогики (К. Д. Ушинский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко и др.) в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности. 1

Современная педагогическая наука предлагает нам большое многообразие технологий и методов регулирования учебного процесса. Наша задача – выбрать из этого широкого потока то, что окажется наиболее приемлемым для работы преподавателя. Каждый современный педагог должен уметь вовремя перестроить процесс обучения, постоянно повышать свой методический уровень. Чтобы быть мастером своего дела необходимо овладевать новыми методами, шагать в ногу со временем, используя лучшее из того, что есть. Именно поэтому последнее время всё чаще на уроках используют активные методы обучения – это способы усиления учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к интенсивной деятельности в процессе совпадения учебным материалом, когда активен не только преподаватель но и студент.

Развитие творческих способностей студентов является одной из основных задач, решаемых в процессе обучения в среднем профессиональном заведении. В целях активизации мыслительной деятельности, кроме семинаров, конференций, написания докладов, контрольных проверочных работ, обсуждения проблемного материала, целесообразно организовывать проведение различных деловых игр.

Такая форма обучения позволяет вызывать у студентов устойчивый интерес к дисциплине, которая является для них сложной. Хочется отметить, что интерес, возникающий в процессе игры - это интерес не только к игре, а к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность, заин­тересованность внешней стороной явлений, которая перерастает в интерес к их внут­ренней сути.

«Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педаго­гом игра в плане оценки творческих задатков студентов, их находчивости, изобрета­тельности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в мето­дическом плане, урок», - утверждает В. Ф. Шатилов.2

При организации игры я исходила из следующих требований:

Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности студентов. Проведению игры предшествует подготовительный этап: под­готовка вопросов, необходимое оформление и т. п.

Игра должна быть доступной. Цели игры - достижимыми, а оформление красочным, разнообразным. Обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это приводит к повышению самоконтроля, к четкому соблюдению основных правил, а главное - к активизации студентов.

Традиционные технологии обучения характеризуются экстенсивным накоп­лением знаний, продвижением от незнания к знанию. Они позволяют готовить для определенной профессиональной среды специалиста, способного работать в конкретных условиях. Такой специалист вооружен набором всевозможных конкретных знаний и алгоритмами действий, которые ему могут понадобиться в профессиональной деятельности, а могут быть, и не востребованы в связи с пе­реходом на другие промышленные технологии.

Нетрадиционный подход к системе обучения характеризуется особой струк­туризацией элементов знаний. Используемые при этом стратегии предполагают наличие у обучаемых первоначально накопленных знаний, и их активное взаи­модействие с технологической средой для получения дополнительной информа­ции об этой среде.

Реализация такой стратегии позволяет готовить специалиста, способного базовые области знаний редуцировать в решении частных задач определенной профессиональной отрасли. Такой специалист может самостоятельно создавать алгоритм профессиональной деятельности с учетом конкретной производствен­ной среды или изменений в ней.

^ Раздел 1 Деловая игра как метод активного обучения

1.1 Игра – явление и понятие

Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Различные исследователи и мыслители нагромождают одну теорию игры на другую — К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд и другие. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного, переливчатого явления игры, и ни одна, по-видимому, не охватывает подлинной ее сущности.

Распространенное представление о том, что игра является лишь функционированием, порождается тем самим, по себе бесспорным фактом, что игровое действие совершается не ради практического эффекта. Все же человеческая игра это никак не просто функционирование созревших в организме систем и не движение, которое совершается только потому, что внутри организма накопился излишек нерастраченной энергии. Игра это деятельность, это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

Игра индивида всегда теснейшим образом связана с той деятельностью, на которой основывается существование данного вида. У животных она связана с основными формами инстинктивной жизнедеятельности, посредством которых поддерживается их существование; у человека "игра - дитя труда ".3

Эта связь игры с трудом ярко запечатлена в содержании игр: все они обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности.

Связанная с трудом игра, однако, никак не ограничена производственно- техническим содержанием трудовой деятельности и не сводима к подражанию производственно-техническим операциям. Игра связана с практикой, с воздействием на мир. Игра человека -порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры в способности, отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется.

Методы активного обучения отличаются нетрадиционной технологией учеб­ного процесса:

  • активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;

  • развивают партнерские отношения;

  • повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;

  • обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях студентов.

К активным методам обучения относятся следующие: деловая игра, круглый стол, разыгрывание ролей, «Мозговая атака», пресс- конференция, интервью, и другие (Таблица 1).


Таблица 1

Классификация методов активного обучения

Не имитационные методы

Имитационные методы




Игровые методы

Неигровые методы


1. Активные (проблемные) лекции

1. Игровое проектирование

1. Анализ конкретных ситуаций

2. Дискуссия:

-круглый стол

-пресс

-конференция

-конференция

2. Стажировка с

выполнением

должностной роли


2. Разбор корреспонденции


3. Мозговая атака


3. Разыгрывание ролей


3. Действие по инструкции(алгоритму)

4. Выездные занятия с дискуссией

4. Паратеатр


4. Решение ситуативных и производственных задач

5. Программированное обучение

5. Психодрама




6. Выпускная (дипломная)работа с защитой

6.Деловая игра




7. Стажировка без выполнения должностной роли







Проведя исследование были выявлены клю­чевые слова, которые употребляют специалисты - игротехники при трактовке такого понятия, как деловая игра (реконструирование, воссоздание, отображение, имитация, воображение, правила, модель, критерии оценки, последовательность, роли, взаимодействие игроков, общение специалистов, анализ и решение конкретных ситуаций, конфликт, соревнование, развитие профессиональных знаний.). Возможно, перед нами предстанут обязательные параметры или элемен­ты деловой игры , и таким образом начнет прояс­няться, в чем же заключается ее феномен. Можно попытаться, благодаря выявленным парамет­рам, дать трактовку понятия — «деловая игра».4

Деловая игра (Business game) — имитационное модели­рование профессиональной деятельности и роле­вое взаимодействие по игровым правилам участву­ющих в ней специалистов, в определенном услов­ном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оцениванием.

Часто пересекаются реальность и условность с помощью та­ких понятий, как модель, имитация и игра. Расшифруем эти понятия в нижеследующей таблице (Таблица 2)

Таблица 2

Трактовка понятий




Понятие

Трактовка

1

Игра

Условная деятельность по правилам при разыгрывании ролей, в которой есть победители и побежденные.

2

Имитация

(imitatio - латынь - подражание, подделка) - воссоздание реального явления, п

процесса, объекта, ситуации, деятельности .

3

Модель

(modele - франц. - образец, макет, модель, эталон) - условно созданный, воспроизводимый образен, эталон, предмет, явление.

На этих пересечениях и оказалась «деловая игра», в которой феноменально сочетаются реальность и ирре­альность, игра и дело или дело в игре, поэтому и назва­ли это явление - деловой игрой.

Для того чтобы получилась именно деловая игра, а не другой метод активного обучения, необходимо выделить объект деятельности, ка­кое-либо явление или процесс, в конце концов это мо­жет быть профессиональная ситуация, из которой необ­ходимо создать искусственную модель, образец или эталон, описав словами, насытить это игровыми элемен­тами (правила, роли, последовательность этапов игры, критерии оценивания, конфликты, те­атрализация и другие) и заняться непосредственно ими­тацией во время реального занятия.

^ 1.2 Разработка целей и этапов деловой игры

Для того чтобы сконструировать деловую игру необходимо: раз­работать цели, имея в виду, что в деловой игре мы раз­виваем, в основном, профессиональные умения. В связи с этим обычно предлагаются педагогические, дидакти­ческие, воспитательные и игровые цели. Но некоторые игротехники создают цели, например, для ведущих игру и для игроков. Иногда к этим целям добавляются еще и психологические.

Обычно при подготовке дидактических целей упот­ребляются примерно такие слова:

  1. закрепление теоретического материала;

  2. умение оценивать;

  3. развитие умений;

  4. совершенствование навыков;

  5. выработка умений;

  6. активизация навыков по генерированию идей;

  7. умение анализировать, дискуссировать, выступать... и многое дру­гое.

При постановке игровых целей употребляются при­мерно такие слова:

  1. разыграть роли;

  2. использовать приемы театрализации, вводить конфликты;

  3. провоцировать ситуации;

  4. демонстрировать умения по решению нестандарт­ных ситуаций и многое другое

Дидактические:

- обобщить, расширить, углубить знания по дисциплине;

- вызвать интерес к самообучению;

- продолжить формирование навыков, умений студентов работать самосто­ятельно с литературой по дисциплине, правильно и кратко излагать мысли;

- обозначить межпредметные связи.

Развивающие:

- способствовать развитию творческого воображения, нестандартного

мышления студента;

- способствовать развитию студента как будущего специалиста, способно­го применять свои знания во внеурочной ситуации.

Воспитательные:

- воспитание культуры общения, поведения;

- воспитание эстетичности, аккуратности;

- воспитание терпеливости, сдержанности.

Этапы игры:

1. Организационный момент

2. Проведение игры

3. Подведение итогов. Награждение победителей

4. Заключительный этап. Анализ мероприятия

Таблица 3

Ход игры



Название этапа

Содержание этапа

Мини-цели на каждом этапе



1.Организацион­ный момент



- Ведущий приветствует аудиторию, сообщает цели, задачи, представляет ассистентов.

- Проверяет готовность, настрой, аудитории.

- Отмечает значение данного мероприятия в дальнейшей учебной деятельности студентов





- Организовать аудиторию, где все студенты - потенциальные участники игры.

- Создать отличающуюся от урочной атмосферу.

- Активизировать внимание аудитории, настроить студентов на целенаправленную деятельность



2. Игра



Ведущий ведет игру, импровизирует, выдерживает заданный темп и тон игры (от него требуется виртуозное владение ответами на предлагаемые вопросы). Аудитория активно участвует в игре. Ассистенты наблюдают, выдерживают нормы поведения, ведут протокол игры, заполняют табло, помогают в проведении отборочного тура




- Моделирование внеурочной атмосферы. Определение уровня усвоения учебного материала

-Учет индивидуальных особенностей.

-Выявление умения быстро ориентироваться в предлагаемых вопросах.

-Развитие внимания, наблюдательности, слухового восприятия информации, умения формулировать мысли



3. Подведение итогов




Ассистенты подсчитывают жетоны. Ведущий объявляет победителей игры, победителей по отдельным номинациям: «За самый сложный вопрос», «Самый активный студент» и т. п. Имена победителей вписываются в поздравительную газету. Победители награждаются




Создание атмосферы

законченности, обсуждение

результативности мероприятия



4. Заключительный этап



Преподаватель:

- говорит об общем впечатлении;

- благодарит студентов за ее подготовку и проведение;

- подчеркивает положительное, обращает внимание на отрицательные стороны;

- выявляет, что было интересным для студентов, а что нужно и возможно изменить;

- отмечает лучшие вопросы, ответы участников игры;

- предлагает ребятам проанализировать работу друг друга и т. п.

Студенты участвуют в анализе, вносят предложения, вместе с преподавателем намечают пути устранения отрицательных моментов, допущенных ошибок и т. п


- Стимулирование интереса к таким мероприятиям.

- Оказание помощи в осмыслении своих действий.

- Развитие умения анализировать свои ошибки.

- Воспитание самокритичности, справедливости.

- Воспитание умения выслушивать критику.

- Воспитание саморезультативности.

- Создание ситуации успеха



Можно предложить еще два варианта разработки целей.

Естественно, каждый игротехник свободен в выборе целей для конкретной игры, но необходимо помнить, что в конце игры необходимо выявить, насколько по­ставленные цели были достигнуты.

Целей в каждой деловой игре гораздо больше поставленных, так как в процессе игро­вого действия возможно формирование личностных уме­ний и качеств игроков, которые не зафиксированы в формальных целях. Например, умения и качества: срав­нивать, анализировать, выявлять, рисковать, аргументировано критиковать, задавать вопросы, интерпрети­ровать, преобразовывать, объективно проводить само­оценку и многое другое.

^ 1.3 Классификация деловых игр

Приступая к конструированию деловой игры, мы все­гда помним о 7 признаках классификации

  1. По динамике моделируемых процессов (детермированная, не детермированная, игра-тренажёр, с ограниченным числом ходов)

  2. По игровому времени ( условная, ускоренная, блиц- игра)

  3. По способу применения (учебная, производственная, исследовательская, организационно - деятельностная, универсальная)

  4. По способу взаимодействия (с взаимодействием с малыми группами, индивидуальные)

  5. По типу коммуникации (письменная, устная, межличностная, формальная, неформальная)

  6. По способу обработки информации (с применением ЭВМ, ручная обработка)

  7. По конечному результату (с материализованным результатом и без него)

Так, деловая игра -«конференция» определена следующим образом: учебная, имитационная, игра-тренажер, с взаимодей­ствием и контактами между игровыми группами, без применения ЭВМ, но с использованием ТСО ( видео камера, видео проектор, магнитофон ), с ограниченным числом ходов, детермированная универсальная (для решения реальных производственных и исследовательских задач).5

Можно разработать правила, которые приучают иг­роков визуализировать информацию и пользоваться тех­ническими средствами. Можно, предположим, с помо­щью правил провоцировать дискуссию и поощрять каж­дый вопрос и ответ соответствующими баллами.

Возможно, создать банк информации и стимулировать правилами умение ими пользоваться и поощрить определенным количеством баллов каждую ссылку на перво­источник. Самые главные правила должны быть связа­ны с выработкой умений и навыков имитируемой про­фессии.

Итак, можно сделать вывод, что игровые правила необходимы, но суть в том, чтобы суметь их сформули­ровать, придав этому методу активного обучения — де­ловой игре — ракурс, который помог бы сблизить про­фессиональную реальность с игровой условностью.

Правила при их разработке должны быть напрямую связаны с приоритетными целями, которые преподаватели деловой игры ставят перед игроками.

^ 1.4 Роли в деловых играх

Роли зависят от содержания игры. Предполагаются роли, которые проходят через весь сюжет игры. Есть игры, на каждом этапе которых происходит смена ро­лей. В блиц-играх, предлагается минимальный набор ролей. Кроме того, иногда предла­гаемые роли не осуществляются. Это может говорить о том, что они надуманы, или вообще не нужны, и их необходимо изменить. Поэтому в процессе первых 2-3 экспериментальных деловых игр очень важно внимательно наблюдать и анализировать все параметры игры, в том числе разыгрывание комплекта ролей, и в дальнейшем что-то менять и корректировать.

Для того чтобы деловая игра прошла результативно, имити­ровала бы профессиональную ситуацию и занятых в ней людей, необходимо создать комплекс соответствующих ролей. Количество ролей должно примерно соотносить­ся с числом игроков в малой группе (7—10 игроков — 7— 10 разных ролей). В каждой игровой группе должны быть так называемые управленцы: лидер, менеджер, или менеджер по персоналу, и т.п., т.е. игроки, которые занимаются управлен­ческими функциями, коммуникацией между игроками, распределением ролей, регламентом.

Возможно, что у «лидера» группы должен быть по­мощник или заместитель, которому он передает часть своих функций. Название этой роли игротехник форму­лирует сам.

Должна быть роль консультанта — посредника, кото­рый берет на себя взаимодействие с игротехниками по тем вопросам, которые могут возникнуть у игроков группы.

Кроме того, неплохо разыграть такую роль, как визуализатор, оформитель, художник, или ди­зайнер. Данный игрок должен выбрать из реквизита какой-либо символ, который помог бы воспринимать и запоминать содержательную информацию. Кроме того, он должен сконструировать лейблы с обозначением ро­лей для игроков и передать каждому для ношения в процессе игры. Но основная задача визуализатора — это конструирование визуальной информации для сопровождения выступления докладчика (новатора, или дру­гого члена группы, который представляет устную ин­формацию от группы).

Из­вестно, что есть деловые игры, в которых оценивается буквально каждый шаг, каждая мелочь. Но на подобную экспертную процедуру затрачивается очень много времени:

  1. каждый аналитик подводит собственные итоги;

  2. все члены экспертной группы объединяются для тщательной аналитической деятельности, для под­ведения полученных результатов и выявления «по­бедителей» игры;

  3. готовят аргументированные выступления;

  4. выбирают главного эксперта, который публично выступает и доказывает во время возможной дис­куссии с игроками правоту экспертизы.

В связи с тем, что подобная работа проводится в са­мом конце игры, когда все игроки достаточно возбуж­дены и несколько устали. Она очень часто бывает вы­полнена «на скорую руку» и не соответствует уровню объективности.

В это время остальные участники игры проводят дискуссию между игровыми груп­пами, при этом некоторым игрокам приходиться перевоплотиться в оппонентов.

Большое внимание уделяется введению в деловую игру «отрицательных» персонажей.

Равномерное спокойное, тихое течение игры чаще вызывает равнодушие, в то время как единобор­ство, спор, противоречие, конфликт будоражит всю нашу сущность и заставляет активно мыслить, творить и дей­ствовать.

«Отрицательных героев» мы можем не любить, но они часто нам интересны, колоритны и занятны. Они бывают, циничны и жес­токи. Они сами открыто демонстрируют это, достаточно парадоксальны, но в их поведении нет фальши: они честны и естествен­ны в своем негативе.

Любой участник игры гораздо чаще старается проде­монстрировать свои положительные качества, играть роли приятных, разумных, с хорошими манерами лю­дей, чтобы не показать себя с плохой стороны.

Можно сделать вывод, что «отрицательные роли» удаются иг­рокам лучше и запоминаются они на дольше. Потому что, исполнители этих ролей частично идентифициру­ют себя с ними, вытесняя из своего подсознания соб­ственный негатив. Таким образом, избавляясь от внутренних конфликтов, они начинают разбираться в причине и сути внешних конфликтов.

Открытые высказывания «отрицательных героев» пробуждают у «положительных» скрытые силы — резер­вы, мысли, живые эмоции, нестандартные решения. Внимание игроков бывает пристальнее к словам и дей­ствиям «отрицательных героев», чем «положительных», потому что они ярче и притягательнее. Но в то же время это заставляет «положительных» игроков «соревновать­ся» с ними, находя особые способы проявить свою поло­жительную суть. Этот конфликт негатива и позитива становится стимулом достижения успеха. Разозлившись на себя и на критическую ситуацию, они сумеют реали­зовать весь запас жизненного и творческого потенциала.

Таким образом, вырабатывается умение держать пси­хологический удар от оппонентов и прививать психоло­гический иммунитет к игровым и профессиональным ударам судьбы.

В связи с этим необходимо продумать комплект так называемых отрицательных персонажей, которые искус­ственно создают в процессе игровой деятельности неко­торое психологическое давление заставляет противоположную сторону более активно защищать свои позиции, вынуждают рисковать. Именно они способствуют двуплановости игры и ее театрализа­ции, так как «накал страстей» обычно приходится на сере­дину деловой игры, то есть на момент кульминации. На этом эмоциональном фоне происходит сближение с реальной профессиональной действительностью, и вырабатываются определенные умения, например, искать и находить выходы из подобно­го столкновения интересов, мнений и поведения.

Если "положительные персонажи" имитируют дея­тельность реальной профессии: директор, главный инженер, экономист, бухгалтер и т.п. то «отрицательные персонажи» яв­ляются собирательным «образом», в которых превали­руют неприятные человеческие качества и черты. Если ввести в роль «провокатора», «кон­серватора», «черного оппонента», «критика», или «конформиста», то они должны играть без полутонов. Они будут дерзкими, бескомпромиссными, конфликтными, недипломатичными, не соблюдающи­ми никаких норм поведения. Преподаватель дол­жен быть готов к подобному явлению.

Важным является не только создание комп­лекта ролей, но и написание четких инструкций или портретов к ним. Желательно выявить очередность вы­ступлений, их права и обязанности.

Консерватор — это антипод новатора. Игрок, испол­няющий данную роль, ратует за старые методы работы, доказывая их эффективность. Этим он ставит под со­мнение само новшество и необходимость его внедрения. Консерватор демонстрирует такие качества, как ос­торожность, приверженность к старому и нетерпимость к новому.

Необходимо отметить, что консерватор обладает час­тично такими качествами, как и новатор: уверенность, стойкость и терпение. Сложность состоит в том, что при некоторых одинаковых свойствах характера они отста­ивают диаметрально противоположную точку зрения. Столкновение интересов новатора и консерватора при­водит к созданию конфликтной ситуации.

Несмотря на все отрицательные характеристики, кон­серватор выполняет и положительную роль: его замеча­ния, аргументы и высказывания заставляют новатора четче отстаивать свои позиции, искать контраргумен­ты, повышая доказательность своего выступления.

Обязанности консерватора:

- подвергать все сомнению;

- отстаивать свою точку зрения;

- вступать в конфликт с новатором.


^ 1.5 Система оценивания деловой игры

Критерии оценивания непосредственно связаны со всеми основными параметрами деловой игры.

Напомним 8 обязательных параметров, которые ле­жат в основе конструирования игры:

  1. Модель - моделирование;

  2. Имитация;

  3. Двуплановость;

  4. Наличие: целей, ролей, правил, сценария, крите­риев оценивания;

  5. Игровые взаимодействия игроков;

  6. Анализ и решение конкретных ситуаций (конф­ликтов);

  7. Атмосфера неопределенности и неполной инфор­мации.

Модель — моделирование. Выбирается критерий- умение выступать или дискутировать, и в зависимости от его приоритетности присваиваете ему определенные баллы, предположим, от 1 до 10 баллов.

Имитация - данный параметр связан с некоторы­ми другими: решение конкретных ситуаций, взаимо­действие игроков, достижение целей, соблюдение рег­ламента, исполнение ролей, правил, сценария, поиск путей выхода из ситуации неопределенности и непол­ной информации. Из этих параметров можно выявить несколько критериев оценивания. Например:

  1. Качество разыгрывания ролей в соответствии с инструкцией: от 1 до 5 баллов.

  2. Реализация целей деловой игры: от 1 до 10 баллов.

  3. Соблюдение регламента игры: от 1 до 6 баллов.

  4. Несоблюдение регламента игры: - 3 балла (за каж­дое нарушение).

  5. Использование «Банка информации» для выявле­ния новой информации: 4 балла (за каждую ссыл­ку на первоисточник).

  6. Соблюдение правил игры: от 1 до 8 баллов.

  7. Несоблюдение правил игры: - 4 балла (за каждое
    нарушение).

Таким образом, постепенно разрабатываются крите­рии оценки. Естественно, если в деловой игре присутствует важ­ный имитируемый элемент, то ему присваивается наи­высший балл.

В конце игры эксперты проводят подсчеты результатов игры по кри­териям вручную (с помощью калькуляторов).

Бывают деловые игры сложные, технической направленности, поэтому игротехники вынуждены использовать метод математической обработки экспертных оценок, основываясь на ранговой корреля­ции, экономической теории полезности и построения функций предпочтений и других методах.

Эксперты, обычно, получив предварительную консультацию у игротехников, анализируют деятель­ность противоположных групп. Затем все эксперты объе­диняются и согласовывают полученные результаты, пе­реводят полученные подсчеты в баллы. Выбранный главный эксперт доклады­вает и разъясняет полученный итоговый результат и оглашает группу-победительницу и лучшего игрока.

Только после этой процедуры игротехники проводят блиц-интервью с игроками на основании экспертных оце­нок, а затем — «разбор игры», постепенно возвращая иг­роков в реальные условия, помня при этом, что резко прекратить игру нельзя.

^ 1.6 Разработка сценария деловой игры

Прежде чем приступить к подготовке пошаговой или поэтапной последовательности игры, желательно иметь ясность в некоторых конкретных параметрах, а именно:

  1. Продолжительность игры;

  2. В чем заключается суть игры;

  3. Сколько будет игроков;

  4. Предположительные роли, которые будут разыг­рываться (как положительные персонажи, так и отрицательные);

  5. Будут ли развиваться конфликтные ситуации естественным образом или необходимо создавать и вводить искусственные конфликты;

  6. Какова форма игры, ее графическая модель, кото­рая поможет легко представить конструируемую игру с определенным количеством игровых групп и со всеми взаимосвязями;

  7. Каким образом будут реализовываться поставленные цели;

  8. Кто будет осуществлять экспертизу игры и по каким критериям;

  9. Насколько тщательно будет проводиться разбор игры игротехниками.

Когда подобные проблемы в основном решены, мож­но приступать к разработке сценария, который состоит из некоторых обязательных этапов:

Введение в игру. В этот этап входит объяснение технологии игры: цели, последовательность, правила, роли, критерии оценивания, регламент.

Далее в зависимости от формы и содержания игры определяется количество игровых групп. На данном организационном этапе происходит распределение иг­роков по группам и раздача необходимых методиче­ских материалов, средств визуализации, правил, инст­рукций для исполнения ролей и другое. Следующий этап определяется как индивидуаль­ная или коллективная работа. Происходит распреде­ление ролей в группе, и игроки приступают к игре. Хо­рошо заранее определить результат этого этапа.

Обязательным этапом игры является последний: разбор игры. Данный этап полностью реализуют преподаватели, подробно анализируя как полученный мате­риализованный результат от игры, так и деятельность игроков, используя в своем анализе данные экспертной группы и проведенного блиц-интервью.

Деловая игра состоит из 4-х этапов:

  1. Введение в игру: объяснение технологии проведе­ния, правил, условий, целей, ролей и критериев оценивания;

  2. Разработка новых идей и предложений, их обсуж­дение в группе, подготовка условной экспозиции для вернисажа, выступления стендистов;

  3. Ролевое взаимодействие стендиста и посетителей выступления 3-х стендистов с пояснением экспо­зиции, ответы на вопросы посетителей;

4.Разбор игры экспертами и ведущими;6


^ 1.7 Психолого-педагогические аспекты деловой игры

При испол­нении ролей: игроки исполняют свои роли в соответствии с разработанными инструкциями, в которых регламентированы их права и обязанности. При исполнении роли игрок проявляет свою инициативу, творческую активность, эмоциональные личностные возможности для достижения своей цели.

Деловая игра способствует формированию не только творческих черт характера, но помогает со­зданию творческого типа личности. Игра по праву претендует на удовлетворение потреб­ности в самореализации. В процессе игровой деятель­ности можно часто наблюдать выявление неожиданных личностных характеристик, о которых сам человек и не подозревал. Это, возможно, происходит в игре при столкновении с «черными» оппонентами. Срабатывает психологический механизм престижности и самозащиты. Кроме того, происходит снятие психологических зажимов, скованности, нерешительности, и возникает интерес к игровой деятельности, возникают положитель­ные эмоции, а это в свою очередь ускоряет процесс по­знавательной деятельности. Интерес в деловой игре является определяющим.

Деловая игра развивает логическую культуру, ясность мысли, последовательности рассуждений и доказательств.

Она развивает не только профессиональные навыки, и личностные способности игрока.

Участие в деловой игре заставляет игроков с опережением ви­деть не только развитие ситуации, но и ее возможные результаты и последствия.

В деловой игре реализуются несколько психолого-педагогических принципов:

  1. имитация профессиональной деятельности и ее содержание;

  2. коллективный принцип совместной деятельности;

  3. диалогического и дискуссионного общения участников игры;

  4. проблемность обучения (вычленение нерешенных проблем и поиск путей их решения).

Именно так развивается активность, творчество, инициативность, лидерство, умение менять роли и мно­гое другое.

Поэтому многие преподаватели, чтобы научиться профессионализму и чтобы заня­тия не были скучными и неинтересными, вспомнили свое прошлое и, как часто говорят наши оппоненты, «не до­играв», вернулись к игре, назвав ее деловой.

Именно сейчас, когда мы в каждой деловой игре формируем творческое мышление и активность личности, создается своеобразный «клад», из которого в дальнейшем, в реальной и профессиональной жизни, по мере необходимости, можем черпать такие сокровища, как:

  1. инновационность;

  2. нетрадиционность;

  3. альтернативность;

  4. неординарность и многое другое.



  1   2   3   4   5

Похожие:

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/14...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/14...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013 2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013 – 2014 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: — Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: Организация учебного процесса и управление учебным заведением
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация Конкурса: Организация праздников и мероприятий в дошкольных учебных заведениях
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: Организация учебного процесса и управление учебным заведением
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: Организация праздников и мероприятий в дошкольных учебных заведениях
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: — Организация учебного процесса и управление учебным заведением
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница