Конспект урока по истории России 11 класс Тема: «Новая экономическая политика»




Скачать 99.11 Kb.
НазваниеКонспект урока по истории России 11 класс Тема: «Новая экономическая политика»
Дата публикации21.12.2013
Размер99.11 Kb.
ТипКонспект
shkolnie.ru > Экономика > Конспект
Департамент образования города Москвы

Зеленоградское окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1150

имени Героя Советского Союза К. К. Рокоссовского
Конспект урока по истории России

11 класс

Тема: «Новая экономическая политика»

Учитель истории и обществознания

Сергеева Ольга Степановна

Москва, Зеленоград 2013 г.

Цели и задачи урока:

Образовательная цель:

  • Познакомиться с Новой экономической политики, ее причинами, сущностью и результатами.

  • Показать проявления кризиса политики военного коммунизма;

  • Раскрыть причины перехода к Новой экономической политике;

  • Рассмотреть основные события Кронштадтского восстания и решения Х съезда партии;

  • Познакомить учащихся с основными мероприятиями НЭП, определить значение НЭП для дальнейшего развития страны;

  • Установить причины свертывания НЭП.

Развивающая цель:

  • развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.

  • развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;

  • развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране после гражданской войны;

  • сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и нэпа;

  • формулировать выводы по итогам нэпа;

  • формирование навыков работы с текстом у, документами;

  • развитие навыков грамотной устной речи;

  • развивать навыки групповой работы.

Воспитательная цель:

  • воспитывать интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека.

  • воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.

^ Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами и документами).

^ Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, групповая работа по решению познавательных заданий, работа с текстами документов и материалов, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение опорного конспекта, общее обсуждение проблемных заданий,

Средства обучения: карточки-задания с познавательными материалами и заданиями, раздаточный материал, портрет В.И. Ленина.

^ ПЛАН УРОКА

  1. Причины и необходимость перехода к НЭП.

  2. Кронштадтское восстание, его значение и итоги.

  3. Х съезд партии, его решения.

  4. Основные мероприятия НЭП.

  5. Итоги НЭП.

  6. Проблемы НЭП, причины свертывания НЭП.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний:

  1. Когда и чем закончилась гражданская война?

  2. Почему в гражданской войне победу одержали большевики??

  3. Какую политику проводили большевики в годы гражданской войны, в чем ее смысл? Была ли она оправдана условиями войны?

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Итоги Гражданской войны

  • население сократилось на 11 млн. человек

  • сократились посевные площади

  • понизились урожаи

  • нарушены связи между городом и деревней

  • объем промышленного производства – 12% от довоенного уровня

  • производительность труда упала на 80 %

  • топливный и энергетический кризис

  • 80% поступлений в казну шло за счет продразверстки, план которой выполнять было все сложнее.

Недовольство населения экономической политикой большевиков породило крестьянские волнения, малую гражданскую войну и восстание в Кронштадте, все это вынудило большевиков отказаться от политики военного коммунизма.

Изучение нового материала происходит в форме групповой работы. Класс разбивается на 8 групп, каждая получает карточку-задание. Задание каждой группе: выполнив задания, указанные в карточке, рассказать о своих выводах классу. Время на работу с карточкой – 10-12 минут. Затем выступления представителей групп. (Материалы карточек-заданий см. в Приложении 1).
Во время выступления представителей групп остальные ребята делают пометки, записывают основные моменты в опорный конспект.

^ Вариант заполнения опорного конспекта:

Запись после выступления 1 и 2 группы:

В начале 20х гг. – в России был очевиден экономический и политический кризис.

Причины перехода к НЭП.

  1. Последствия Гражданской войны.

  2. Выпуск бумажных денег и расстройство финансов.

  3. Необходимость восстановления разрушенного.

  4. Массовые восстания крестьян, рабочих и армии.

  5. Крушение экономической системы военного коммунизма.

  6. Спад революционного движения на Западе.

ВЫСТУПЛЕНИЯ против политики большевиков:

  • Крестьяне: отряды Антонова, Махно – “Малая Гражданская война”. Лозунги – “Долой продразверстку”Ю “Даешь свободу торговли”, “Советы без коммунистов”. “Крестьянская контрреволюция” - опаснее чем Деникин и Колчак вместе взятые”. В. И. Ленин.

  • Рабочие: 1920 – 1921 г – массовые выступления, митинги и забастовки рабочих в Москве и Петербурге. Требовали отмены спецпайков, выступали против политики большевиков.

  • Кронштадтское выступление матросов - последняя капля в недовольстве большевиками.

^ Запись после выступления 3 и 4 группы:

Февраль – март 1921 г. – Кронштадтское восстание.

Требования восставших:

  • Политические – предоставить свободу слова, печати, объединений для всех левых политических партий и объединений, освободить всех советских политических заключенных в связи с рабочими и крестьянскими выступлениями, провести перевыборы в Советы на основе многопартийности. “Советы без коммунистов”.

  • Экономические: уравнение пайков для населения, предоставить право крестьянами распоряжаться своей землей и результатами своего труда.

Восставших пытались уговорить прекратить выступление лидеры большевиков (Калинин), но не добились результата.

В ночь с 17 на 18 марта – штурм крепости. Много погибших.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Часть восставших моряков ушла в Финляндию.

  • Более 2100 человек было расстреляно.

  • 6500 человек отправлено в лагеря.

  • Все они реабилитированы в 1994 г.

  • Восстание показало необходимость перемен в политике и экономике.

Запись после выступления 5 группы:

8-16 марта 1921 г. – Х съезд ВКП (б).

Вопросы:

1) о профсоюзах.

Спор между “рабочей оппозицией” (Шляпников, Коллонтай), которые считали, что вся власть в экономике должна принадлежать профсоюзам и “платформой десяти” (Ленин, Троцкий, Зиновьев, Каменев и др.), гл идея – народным хозяйством может управлять только партия.

2) о единстве партии.

“Резолюция о единстве партии” - запрет создания фракций внутри ВКП (б). Все фракции, платформы и группы внутри партии должны были быть распущены. Нарушение этих требований влекло исключение из партии. Запрет инакомыслия и свободы мнений внутри партии.

3) о замене продразверстки продналогом.

После долгих споров продразверстка была заменена продналогом, который был почти в два раза меньше.

На Х съезде был провозглашен курс на переход от политики военного коммунизма к Новой Экономической политике.

^ Запись после выступления 6 группы:

Точки зрения на НЭП:

  1. Ленин – сначала видел в НЭПе временную меру, но затем заявил, что НЭП – это всерьез и надолго, а коммунисты должны научиться торговать. После его смерти усилились противники НЭПа.

  2. Часть рабочих и коммунистов воспринимала НЭП как отступление от завоеваний революции и стремилась к его уничтожению.

  3. После смерти Ленина большинство членов партии выступало против НЭП.

Запись после выступления 7 группы:

Мероприятия НЭП:

  • замена продразверстки продналогом. Объявлялся весной и не мог быть увеличен;

  • излишки крестьяне могли продавать на рынке;

  • разрешалась посредническая торговля;

  • мелкие и средние предприятия возвращались прежним владельцам;

  • увеличена зарплата рабочим;

  • 1922 г. – денежная реформа. Вводится золотой червонец = 60 тыс. старых рублей. Червонец = 5 долларам 15 центам США и был выше английского фунта-стерлинга;

  • отмену трудовой повинности, устройство на работу через биржу труда;

  • прекращение бесплатных услуг населению;

  • перевод государственных предприятий на хозрасчет;

  • возможность аренды предприятий, помещений, земли, техники кооперативами, частными лицами;

  • возможность открыть одному владельцу кустарное или промышленное производство (до 20 наемных рабочих);

  • развитие кооперации (сельскохозяйственной, кредитной, потребительской);

  • заключение договоров с зарубежными предпринимателями и создание совместных предприятий; привлечение иностранного капитала в экономику;

  • налаживание экономического сотрудничества с капиталистическими странами.

Запись после выступления 8 группы:

^ ДОСТИЖЕНИЯ НЭП

  • во-первых, посевная площадь достигла довоенного уровня, в 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой сборе 1909—1913 гг., через год на уровень тех лет вышло животноводство;

  • во-вторых, к 1925 г. удалось достичь 75% выпуска продукции тяжелой промышленности; в 1,5 раза выросла производительность труда; начался выпуск новой техники; было построено 200 электростанций; резко поднялась мелкая и кустарная промышленность;

  • в-третьих, конвертируемый рубль получил международное признание;

  • в-четвертых, плодотворно развивалась культура.

^ ПРОБЛЕМЫ НЭП

  • разные темпы развития промышленности и сельского хозяйства породили “ножницы цен” между городом и деревней 3 к 1. Сложился кризис перепроизводства сельскохозяйственных товаров в условиях дефицита товаров промышленности. В результата – Кризисы НЭПа (записать схему.)

Годы

Причины кризисов

Сущность

Последствия

1923

Политика большевиков, отдававших приоритет развитию промышленности. Неспособность промышленности обеспечить на достаточно качественном уровне потребности сельского хозяйства.

“Кризис сбыта”. Появление в народном хозяйстве т.н. “ножниц цен” - высоких цен на промышленные товары и низких на сельскохозяйственные продукты. Это затрудняло товарооборот между городом и деревней.

Товарный голод на промышленные изделия в деревне. Ликвидация кризиса путем сближения ценовых параметров.

1925

Отсутствие продуманной экономической политики развития НЭП.

Кризис хлебозаготовок.

Сохранение государственных заготовок хлеба и уменьшение его экспорта.

1927 - 1928

Противоречия между рыночными и административно-социалистическими началами в экономике.

Кризис хлебозаготовок.

Ликвидация кризиса при помощи административно-правовых мер. Свертывание НЭПа.

^ Завершающее слово учителя

Точки зрения на проблемы выхода из кризиса:

  1. Троцкий – давление на крестьянство, увеличить налоги на частников.

  2. Бухарин – за развитие НЭП. Предоставить льготы крестьянам, скупать у них продукции по более высоким ценам.

  3. Сталин – предлагал совместить обе точки зрения.

В апреле 1925 г. Был взят курс на развитие НЭП – “Новый курс в НЭП”. Предполагалось развитие товарности, строительство социализма в рамках НЭПа. Но фактически новый курс был сорван после принятия на XIV съезде в 1925 г. курса на индустриализацию. 1926 г. – фактическое завершение НЭП.

^ Причины свертывания НЭП

  • Недовольство крестьянской бедноты и рабочих, которые, имея небольшую зарплату, выступали за твердые цены.

  • Принятие программы строительства 300 новых предприятий потребовало перекачки средств их сельского хозяйства в промышленности, что привело к давлению на крестьянство.

  • Партийное руководство и члены партии боялись угрозы реставрации капитализма.

  • Поводом для полного отказа от НЭП стал кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 гг.

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Параграф 17. (О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Понамарев. Россия и мир. ХХ в.).

Читать дополнительный материал.

Составить сравнительную таблицу

Мероприятия военного коммунизма

Мероприятия НЭПа

 

 

Литература:

  1. Долуцкий И.И. отечественная история, ХХ век: Учебное пособие для 10 кл. Общеобразовательных учреждений. – М., 2009.

  2. Кириллов В.В., Чернова М.Н, История России 1800 – 2000 гг.: Поурочные методические разработки и сценарии уроков. – М., 2011.

  3. Яковер Л. Б. Пособие по истории Отечества. – М., 2001.

  4. Орлов А. С. История России в схемах. – М., 2011.

Похожие:

Конспект урока по истории России 11 класс Тема: «Новая экономическая политика» iconКонспект урока История России. 7 класс 27. 04 2005 Тема урока : Внутренняя...
Цель урока: Дать представление учащимся о характере внутренней политики XVIII в
Конспект урока по истории России 11 класс Тема: «Новая экономическая политика» iconКонспект урока по истории России в 7 классе по теме: «Внутренняя...
Цели:- познакомить учащихся с внешней политикой России в эпоху дворцовых переворотов
Конспект урока по истории России 11 класс Тема: «Новая экономическая политика» iconКонспект урока по истории России 9 класс. Тема: «Аграрная реформа П. А. Столыпина»
Осуществление реформы в реальности и основные итоги претворения в жизнь аграрного законодательства
Конспект урока по истории России 11 класс Тема: «Новая экономическая политика» iconКонспект урока музыки 2 класс. Тема «о россии петь что стремиться в храм»
Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа
Конспект урока по истории России 11 класс Тема: «Новая экономическая политика» iconКонспект урока истории (11 класс) Тема: Культура и власть. Апогей сталинизма. Цель урока
Повторить основные признаки тоталитарного государства в условиях послевоенной исторической обстановки
Конспект урока по истории России 11 класс Тема: «Новая экономическая политика» iconКонспект урока по теме: «Почвенные ресурсы России. Охрана почв России.»
Оборудование: учебник по географии И. И. Баринова «География. Природа России. 8 класс», физическая карта России, атласы 8 класс,...
Конспект урока по истории России 11 класс Тема: «Новая экономическая политика» iconТема урока: Рождение новой европейской науки
Конспект урока истории в 7 классе учителя истории мкоу лысовской сош ляковой Л. Н
Конспект урока по истории России 11 класс Тема: «Новая экономическая политика» iconПлан-конспект урока тема урока «Москва – центр борьбы с ордынским игом»
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России. С древнейших времен до конца XVI в. 6 класс. Москва, «Просвещение», 2011
Конспект урока по истории России 11 класс Тема: «Новая экономическая политика» iconКонспект урока математики (8 класс) Тема «Действительные числа»
Повышение интереса учащихся к непреходящим ценностям России – символам российской государственности – гербу, флагу, гимну
Конспект урока по истории России 11 класс Тема: «Новая экономическая политика» iconГ. Нижнего Новгорода Конспект урока по истории: «Преобразования Петра...
Цель: изучение петровских преобразований в хозяйственной и государственной жизни России, которые привели к созданию новой формы правления...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница