Учебное пособие научит менеджеров применять методы научной организации труда и организационного проектирования, владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния




НазваниеУчебное пособие научит менеджеров применять методы научной организации труда и организационного проектирования, владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния
страница1/37
Дата публикации21.02.2013
Размер4.29 Mb.
ТипУчебное пособие
shkolnie.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
Э.А. Смирнов

 

ОСНОВЫ

ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Рекомендовано Министерством общего и

профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Менеджмент "



Москва

"Аудит"

Издательское объединение "ЮНИТИ"

1998



Рецензенты:

д-р экон. наук проф. В.А. Швандар

и д-р. социол. наук проф. В.Л. Доблаев

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Смирнов Э.А.

С50 Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. —

М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. - 375 с.



Освещены теоретические и практические аспекты организации как процесса и как явления. Подробно рассмотрены организационные системы, законы и принципы организации. Приведен большой графический и текстовый иллюстративный материал к ключевым положениям курса. Материал отражает современный подход к изучению теории организации.

Учебное пособие научит менеджеров применять методы научной организации труда и организационного проектирования, владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния.

^ Для студентов, изучающих курс "Теория организации", аспирантов и специалистов, занимающихся проблемами совершенствования деятельности компаний.

Предисловие

Настоящее учебное пособие составлено на базе материалов многолетней преподавательской работы в Государственном университете управления и обширных данных, полученных автором в практической деятельности в качестве консультанта по управлению в фирме “ПРОФИ”. В основе архитектуры предлагаемого пособия лежит система построения учебного пособия нового поколения Короткова Э.М. Концепция менеджмента (М.: Инжиринго-Консалтинговая Компания "ДеКА",1996. — 304с.)

В России весьма интенсивно создаются и ликвидируются организации различных правовых форм и организационных структур. Значительная часть людей уже попробовала себя в роли собственников или руководителей малых и средних компаний. Другая часть думает о том, стоит ли создавать собственное дело или следует идти в наем менеджером, продавцом и т.д. Умение профессионально руководить организацией или даже просто чувствовать себя в ней комфортно требует определенного набора знаний. Каждая организация в чем-то индивидуальна, она имеет адрес, национальность, права и ответственность, биографию, менталитет и т.д. Однако есть и много общего в мире организаций. Мы попытается разобраться в организации как процессе и явлении с теоретической и практической точек зрения.

В данном пособии большое внимание уделено взаимодействию человека и организации, именно взаимодействию, так как иногда организация противодействует усилиям человека, сводя на нет затрачиваемые ресурсы как самого человека, так и в конечном счете всей организации. Каждый конкретный человек — это часть организации, проводящий в ней значительное время. Поэтому он должен знать основные законы и принципы функционирования организаций, уметь использовать их в практической деятельности, чтобы достичь гармонии отношений.

В книге сделана попытка представить современный материал по форме и содержанию отражающим научный подход и конструктивный опыт руководителей организаций. Вам, уважаемый читатель, судить о том, удалось ли это нам.

Изложенный материал отражает системный подход к изучению теории организации с включением вопросов, утвержденных в образовательном стандарте по дисциплине “Теория организации” для специальности 061100 “Менеджмент”.

Читатель получит из учебного пособия сведения, достаточные для выполнения требований стандарта к данной специальности. По этому стандарту применительно к дисциплине “Теория организации” менеджер должен отвечать следующим требованиям:

• применять методы научной организации труда и организационного проектирования, практически использовать навыки рационализации управленческого труда;

• владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния по потенциальным возможностям экономического, социального и организационного развития.

Логическая схема курса по дисциплине “Теория организации” приведена на рис. 1.



Рис.1 Логическая схема изучения теории организации

В общей канве изучения теории организации мы будем рассматривать организацию как процесс и как явление. В этой связи теория организации имеет два основных направления: теория организации — процесс и теории организаций — явление (рис. 2).



Рис. 2. Структура изучаемых вопросов в теории организации

В различных публикациях, на собраниях и в обычной беседе мы часто слышим о предприятиях, выпускающих какую-либо продукцию (например, автомобильный завод); организациях, занимающихся информационной, учебной или обслуживающей деятельностью (например, МГУ). Однако с точки зрения современного законодательного права среди хозяйствующих объектов выделяют три основные группы: предприятия, организации и бизнес (рис.3).



^ Рис. 3. Типология основных объектов управления

Таким образом, юридическое лицо, имеющее большое количество поставщиков, потребителей, внешние связи и т.д., представляет бизнес. А мелкие мастерские, малые и средние учебные заведения относятся к организациям.

Методические рекомендации

1. Читатель, который хочет получить самое общее представление об организации как процессе и явлении, может изучить семь тем: 1.1; 1.2; 1.3; 2.1; 2.2; 2.3 и 3.1. Это ключевые темы учебника, лежащие в основе концепции курса.

2. Специалисту, желающему совершенствовать свои знания и выбрать интересующий его материал для дальнейшей проработки, целесообразно просмотреть резюме в конце каждого параграфа. В резюме даются основные сведения о рассматриваемом материале темы. Таким образом, специалист имеет возможность сам формировать для себя необходимый набор тем для изучения.

3. Полный курс теории организации по образовательному стандарту изложен в гл. 1—7. Усвоению материала способствуют использование текстовой и графической информации книги, а также проведение самотестирования и самоконтроля по изученным темам курса.

4. Читателю, желающему лучше разобраться в теории организации и освоить новое направление в повышении эффективности деятельности организации, рекомендуется проработать гл. 7, посвященную организационному аудиту (ОА). ОА основан на стандартах и системе учета ключевых элементов организации как процесса и явления. С помощью ОА добиваются увеличения соотношения объективного-субъективного в сторону объективного. При этом достигается большая однозначность в понимании процессов, происходящих в организации.

5. Данное учебное пособие можно использовать одновременно с другими учебниками по теории организации, организационному поведению, теории управления, менеджменту и разработке управленческих решений.

1.1. Организация как система

Основные определения

Организационные отношения

Общие понятия систем. Классификация

 

^ Основные определения

Организация это одно из самых древних общественных образований на Земле. Так, по сведениям археологов, при раскопках древнего Шумера (существовавшего ок. 3 тыс. лет до н.э.) были найдены глиняные таблички, на которых записаны сведения о коммерческой деятельности организованных групп людей.

Развитие организаций шло медленно, постепенно накапливался опыт их создания, появлялись известные в мире заводы, фабрики; талантливые руководители, фабриканты, заводчики и т.д. Постепенно расширялся состав общественных организаций. Первый научный подход к анализу организаций и процессу управления ими приписывают Фредерику Тейлору (США), который в 1911 г. опубликовал книгу “Принципы научного управления”. С этого времени устойчивый общественный интерес к управлению социальными системами способствовал развитию всех направлений научных исследований в данной сфере, в том числе и организаций. Постепенно в наборе управленческих наук формируется новое научное направление — теория организации (рис. 1.1).



Рис. 1.1 Место курса “Теория организации” в системе науки управления

Теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации.

^ Теория организации — это научная организация организаций.

Цели курса:

1. Изучение принципов построения организации как системы.

2. Изучение и практическое применение принципов, законов и закономерностей организации.

3. Изучение методов построения и развития организации.

4. Получение сведений об организационном аудите.

5. Получение практических навыков по оргпроектированию, формированию организационных процессов и оценке их состояния.

Организацию можно рассматривать как процесс и как явление. Термин “организация” происходит от лат. organize — сообща, стройный вид, устраиваю. Как процесс организация — это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация — это объединение элементов для реализации программы или цели, действующей на основании определенных правил и процедур.



Рис. 1.2 Типология организаций

Новый Гражданский кодекс РФ (далее ГК) внес существенные изменения в перечень форм построения юридических лиц и в условия их функционирования. В табл. 1.1 приведены названия вновь введенных и постепенно упраздняемых форм построения организаций. В современном виде типология организаций может быть представлена схемой рис. 1.2.

Таблица 11 Введенные и упраздняемые формы организаций

^ Введенные формы

Упраздняемые формы

Полное товарищество как юридическое лицо

Полное товарищество как неюридическое лицо

Товарищество на вере

Смешанное товарищество

Дочерние и зависимые общества

 

Общество с ограниченной ответственностью

Товарищество с ограниченной ответственностью

Общество с дополнительной ответственностью

Индивидуальное (семейное) частное предприятие

Производственные кооперативы

 

 

 

 

^ Организационные отношения

 

Термин “организация” имеет множество производных, например, организация производства, организованный человек, организатор, профсоюзная организация, дезорганизация и др.

^ Организация производства — это форма, порядок соединения труда с вещественными элементами производства в целях обеспечения выпуска высококачественной продукции, достижения высокой производительности труда на основе лучшего использования производственных фондов и трудовых ресурсов.

^ Организационные отношения — это взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне нее (рис. 1.3) при создании, функционировании, реорганизации и разрушении организации.

Организационные отношения могут быть трех уровней:

• здравого смысла;

• взаимного уничтожения;

• заранее спроектированного взаимодействия.

Внешняя среда включает условия и организации, в том числе политические, экономические и экологические условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д. Так, для учебного института внешней средой будет город, где он расположен, отношение общества к образованию и др. Внешние организационные отношения возникают с чиновниками различных муниципальных и федеральных служб, спонсорами, поставщиками и потребителями и т. д. Внутренней средой для учебного института являются все его подразделения, в том числе кафедры, деканаты, хозяйственные службы, персонал, студенты.



^ Рис.1.3. Среда организационных отношений

(В - взаимодействие, П - противодействие)

Создание благоприятной атмосферы взаимодействия организации с внешней средой и во внутренней среде — это задача профессионального управления.

Город со множеством организаций также имеет внешнюю и внутреннюю среду. Методология деятельности специалиста по организации не зависит от интеграции (сложности) организации.

В организации может быть вертикальное (по уровням управления) и горизонтальное (по выполняемым функциям) разделение труда.

^ Организации составляют основу мира менеджеров.

Обычно рассматриваются четыре формы организации:

• юридическое лицо (зарегистрировано в государственном органе, имеет печать и расчетный счет в банке), например,ООО,АО;

• неюридическое лицо, не зарегистрированное в государственном органе (подразделения юридического лица, простое товарищество, ряд объединений организаций);

• неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном органе (предприниматель без образования юридического лица);

• неформальная организация граждан.

Общие черты для всех форм организации:

• наличие по крайней мере одного человека;

• наличие хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей или интересов человека или общества;

• получение прибавочного продукта в различных формах

(материальной, духовной, информационной).

Деятельность всякой организации включает преобразование ресурсов, основные из которых:

• потенциал работников, финансы,

• здания и оборудование,

• технология, материалы и информация.

 

^ Общие понятия систем. Классификация

Основой теории организации является теория систем.

Система это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности.

Признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление.

Система может быть большой и ее целесообразно разделить на ряд подсистем. Подсистема — это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (например, экономическая, организационная, техническая подсистема).

Свойства систем:

• система стремится сохранить свою структуру (это свойство основано на объективном законе организации — законе самосохранения (см. гл. 3);

• система имеет потребность в управлении (существует набор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума);

• в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов). Например, при коллективной работе у людей может возникнуть идея, которая бы не пришла в голову при индивидуальной работе; коллектив, созданный педагогом Макаренко из беспризорных детей, не воспринял воровства, матерщины, беспорядка, свойственных почти всем его членам. Каждая система имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь (рис. 1.4.).


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Похожие:

Учебное пособие научит менеджеров применять методы научной организации труда и организационного проектирования, владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния iconТеория экономических информационных систем (эис) изучает единицы...
Специалист должен владеть основными положениями теории и правильно их применять как непосредственно в работе (на стадиях технического...
Учебное пособие научит менеджеров применять методы научной организации труда и организационного проектирования, владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния iconУчебное пособие Кемерово 2004 Введение
Учебное пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения технологических и экономических специальностей (3511,...
Учебное пособие научит менеджеров применять методы научной организации труда и организационного проектирования, владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния iconЛ. В. Новинская
Рассмотрены вопросы организационного проектирования как направления, преду­сматривающего создание оптимальной систе­мы управления...
Учебное пособие научит менеджеров применять методы научной организации труда и организационного проектирования, владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния iconУчебное пособие
...
Учебное пособие научит менеджеров применять методы научной организации труда и организационного проектирования, владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния iconУчебное пособие Рекомендовано Главным управлением развития общего...
К78 Введение в социологию: Учебное пособие. М.: Новая школа, 1995. 144 с. Isbn 5-7301-0101-5
Учебное пособие научит менеджеров применять методы научной организации труда и организационного проектирования, владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния iconУчебное пособие Рекомендовано экспертным советом ниро к использованию...
Учебное пособие, третье переработанное и дополненное издание, построено на принципах системного анализа, позволяющих легко понять...
Учебное пособие научит менеджеров применять методы научной организации труда и организационного проектирования, владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 Экономика...
Охватывает методологические, методические и прикладные вопросы формирования экономических систем, управления ими и прогнозирования...
Учебное пособие научит менеджеров применять методы научной организации труда и организационного проектирования, владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния iconУчебное пособие Кировград С. Е. Артёмова учебное пособие для учащихся старших классов
Учебное пособие предназначено для уроков по деловому письму в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы. Пособие является дополнительным...
Учебное пособие научит менеджеров применять методы научной организации труда и организационного проектирования, владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния iconВ. И. Аннушкин риторика и стилистика часть II. Практикум Учебное пособие для студентов
П. Практикум: Учебное пособие для студентов социально-экономического и юридического факультетов. М.: АтиСО. 2006. 159 с
Учебное пособие научит менеджеров применять методы научной организации труда и организационного проектирования, владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния iconЭкзаменационные вопросы к дисциплине «Нестандартные средства измерений»
Накопленный практический опыт работы проектирования в одной области техники позволил при изменении экономической и политической ситуации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница