Методические рекомендации по выполнению практических работ в творческих группах с использованием метода кейсов Для студентов учреждений среднего профессионального образования,




Скачать 136.8 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по выполнению практических работ в творческих группах с использованием метода кейсов Для студентов учреждений среднего профессионального образования,
Дата публикации02.11.2013
Размер136.8 Kb.
ТипМетодические рекомендации
shkolnie.ru > Экономика > Методические рекомендации


Министерство науки и образования Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Тольяттинский социально-экономический колледж

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По выполнению практических работ в творческих группах

с использованием метода кейсов
Для студентов учреждений среднего профессионального образования, изучающих учебные дисциплины «Менеджмент», «Управление персоналом», «Управление качеством»


Тольятти

2012 год


УТВЕРЖДЕНО

научно-методическим

советом ТСЭК

29.11.2012


Составитель:

Преподаватель

экономических дисциплин О.С.Еремина

Содержание

Введение 4


  1. Общее описание метода кейсов (case-study). 4

  2. Условия, оборудование, требования к выполнению кейсов 5

  3. Последовательность подготовки и представления работ 6

  4. Требования к оформлению результатов работы 9

  5. Критерии системы оценки работ 9

  6. Рекомендации по взаимодействию с преподавателем 10

  7. Литература 11


Введение

Данные методические рекомендации по выполнению практических работ в творческих группах с использованием метода кейсов предназначены для студентов, изучающих учебные дисциплины «Менеджмент» и «Управление персоналом», различных специальностей, призваны помочь студентам в практической работе на занятиях в случае решения проблемно-ситуационных задач

Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам. Сегодня метод case-study завоевал ведущие позиции в обучении, активно используется и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем.

Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) — метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы.

Необходимость создания рекомендаций была вызвана дефицитом структурированного и систематизированного учебно-методического материала для студентов учреждений СПО по данной теме.

Цель рекомендаций - оказать практическую помощь студентам всех специальностей, в рамках которых изучаются управленческие дисциплины, на занятиях по решению ситуационных задач, а также в самостоятельной работе при подготовке к ним.

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с общими требованиями по составлению учебно-методических комплексов Министерства образования и науки в рамках указаний по подготовке к различным видам практических работ.

Рекомендации состоят из необходимых разделов, в которых описаны условия, оборудование, требования к выполнению работ, оформлению результатов, технология подготовки и проведения работы, критерии и система оценки; даны рекомендации по взаимодействию с преподавателем в ходе деятельности, а также по использованию соответствующей литературы.

При использовании данных рекомендаций студенты не только научатся решать проблемно-ситуационные задачи в области управления, но и сформируют систему ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок.
^ 1.Общее описание метода кейсов (case-study).
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

^ Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – кейс (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать друг с другом. К таким дисциплинам относятся: «Менеджмент», «Управление персоналом».

2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности в области управления.

4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

5. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок.

6. В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

Метод case-study относят к одному из «продвинутых» активных методов обучения бизнес-наукам. К преимуществам метода case-study можно отнести:

- получение навыков работы в команде;

- выработка навыков простейших обобщений;

- получение навыков презентации;

- получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

Вышеперечисленные преимущества необходимы для реализации управленческой деятельности.


  1. Условия, оборудование, требования к выполнению кейсов.




    1. Условия

  1. В освоении программ «Менеджмент», «Управление персоналом» на практических занятиях используются практические кейсы:

- отражающие реальные жизненные ситуации;

- отражающие идеи из публицистической литературы и СМИ,

- использующие статистические материалы, сведения о состоянии рынка, социально-экономические характеристики предприятия, на которых студенты проходят практику

  1. Содержание кейса, представленного в виде устного описания, аудио или видеоролика, электронной презентации, формирует преподаватель.

  2. Часть теоретического курса, на которой базируется кейс должна быть прочитана и проработана студентами заранее.

  3. При выполнении кейсов учебная группа должна быть разделена на творческие подгруппы не более 9-12 человек.

  4. Аудитория для работы должна быть светлой, просторной, оснащенной соответствующим оборудованием.


2.2.Оборудование и материалы

При реализации практических занятий с использованием метода кейсов может применяться следующее оборудование и материалы:

- аудиосредства;

-видеосредства;

- интерактивная доска;

- электронные презентации;

-средства презентации (бумага формата А1, магниты, маркеры и т.д.)


    1. Требования к выполнению работ

Работа над кейсом должна осуществляться в творческой группе в соответствии с последовательностью ее подготовки и проведения (см. раздел 1.3.).

Результаты работы должны быть оформлены в виде электронных презентаций или на бумаге формата А-1.


  1. Последовательность подготовки и представления работ.


После того, как преподаватель представил кейсовую ситуацию,студенты переходят к решению кейсов, которое рекомендуется проводить в 5 этапов:

^ Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями, текстом кейса.

Второй этап – анализ кейса, выделение основной проблемы.

Ознакомление студентов с текстом кейса и последующий анализ кейса чаще всего осуществляются за несколько дней до его обсуждения и реализуются как самостоятельная работа студентов; при этом время, отводимое на подготовку, определяется видом кейса, его объемом и сложностью.

Общая схема работы с кейсом на данных этапах может быть представлена следующим образом:

1.следует выявить ключевые проблемы кейса и понять, какие именно из представленных данных важны для решения;

2. необходимо войти в ситуационный контекст кейса, определить, кто его главные действующие лица, отобрать факты и понятия, необходимые для анализа, понять, какие трудности могут возникнуть при решении задачи;

3. следует выбрать метод исследования.

Максимальная польза из работы над кейсами будет извлечена в том случае, если студенты при предварительном знакомстве с ними будут придерживаться систематического подхода к их анализу, основные шаги которого представлены ниже:

а. Выпишите из соответствующих разделов учебной дисциплины ключевые идеи, для того, чтобы освежить в памяти теоретические концепции и подходы, которые Вам предстоит использовать при анализе кейса.

б. Бегло прочтите кейс, чтобы составить о нем общее представление.

в. Внимательно прочтите вопросы к кейсу и убедитесь в том, что Вы хорошо поняли, что Вас просят сделать.

г. Вновь прочтите текст кейса, внимательно фиксируя все факторы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам.

д. Прикиньте, какие идеи и концепции соотносятся с проблемами, которые Вам предлагается рассмотреть при работе с кейсом.
^ Третий этап – предложение тем для «мозгового штурма», организация обсуждения кейса.
Организация обсуждения кейса предполагает формулирование перед студентами вопросов, включение их в дискуссию. Вопросы обычно подготавливает преподаватель заранее и предлагает их студентам вместе с текстом кейса.

Организация обсуждения основывается на методе открытой дискуссии. Дискуссия занимает центральное место в методе сase-study.

Каждый студент должен участвовать в дискуссии, предлагать аргументы за и против и объяснять свою позицию. Дискуссией руководит преподаватель.

Особое место в организации дискуссии при обсуждении и анализе кейса принадлежит использованию метода генерации идей, получившего название «мозговой атаки» или «мозгового штурма».

«Мозговая атака» включает в себя три фазы:

^ Первая фаза представляет собой вхождение в психологическую раскованность, отказ от стереотипности, страха показаться смешным и неудачником; достигается созданием благоприятной психологической обстановки и взаимного доверия. Основная задача этой фазы – успокоиться и стать раскованным.

^ Вторая фаза – это собственно атака; задача этой фазы – породить поток, лавину идей; «мозговая атака» в этой фазе осуществляется по следующим принципам:

- есть идея, – говорю, нет идеи, – не молчу;

- поощряется самое необузданное ассоциирование, чем более дикой покажется идея, тем лучше;

- количество предложенных идей должно быть как можно большим;

- высказанные идеи разрешается заимствовать и как угодно комбинировать, а также видоизменять и улучшать;

- исключается критика, можно высказывать любые мысли без боязни, что их признают плохими, критикующих лишают слова;

- не имеют никакого значения социальные статусы участников; это абсолютная демократия и одновременно авторитаризм сумасшедшей идеи;

- все идеи записываются в протокольный список идей;

- время высказываний – не более 1-2 минут.

^ Третья фаза представляет собой творческий анализ идей с целью поиска конструктивного решения проблемы по следующим правилам:

- анализировать все идеи без дискриминации какой-либо из них;

- найти место идее в системе и найти систему под идею;

- не умножать сущностей без надобности;

- не должна нарушаться красота и изящество полученного результата;

- должно быть принципиально новое видение.

^ Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения, дискуссии.

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий). Презентация, представление результатов решения кейса перед аудиторией.

^ Презентация, или представление результатов анализа кейса, выступает очень важным аспектом метода сase-study. Умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его рекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики, является очень ценным интегральным качеством современного специалиста. Презентация оттачивает многие глубинные качества личности: волю, убежденность, целенаправленность, достоинство и т.п.; она вырабатывает навыки публичного общения, формирования своего собственного имиджа.

Публичная презентация предполагает представление решений кейса группе. Она выступает в виде подготовки отчета по выполнению задания с учетом заявленных критериев, описанных в разделе 1.4.

. Отчет может быть индивидуальным или групповым в зависимости от сложности и объема задания. Индивидуальная презентация формирует ответственность, собранность, волю; групповая – аналитические способности, умение обобщать материал, системно видеть проект.

^ Шестой этап- оценивание участников творческих групп.

Оценивание участников работы над кейсами производится как преподавателем, так и самими студентами с учетом заявленных критериев, описанных в разделе 1.5. Оценивание участников дискуссии является важнейшим этапом в данном процессе.

При оценивании студентами работ друг друга необходимо соблюдать следующие требования:

    1. объективность;

    2. обоснованность оценок – их аргументация;

    3. всесторонность;

Седьмой этап- подведение итогов дискуссии.


  1. Требования к оформлению результатов работы.


Требования к выполненным работам устанавливаются преподавателем.

Отчет по решению кейсов в творческой группе должен включать в себя:

  1. Задание, описание кейса.

  2. Информационные схемы или таблицы, сопровождающие ответ, оформленные на формате А-1 или в виде электронной презентации.

  3. Необходимую организационно-распорядительную документацию.

  4. Краткий текст выступления.


^ 5.Критерии и система оценки работ.

Итоговая оценка формируется с учетом:

  • Участия в дискуссии и презентации, измеренного уровнем активности студента;

  • Подготовленности выполненных работ.


Основные критерии оценки

  1. Выступление (правильность предложений, подготовленность, аргументированность и т.д.).

  2. Обращение внимания на определенный круг вопросов, которые требуют углубленного обсуждения.

  3. Владение понятийным аппаратом, стремление давать определения, выявлять содержание понятий.

  4. Демонстрация умения логически мыслить, если точки зрения, высказанные раньше, подытоживаются и приводят к логическим выводам.

  5. Предложение альтернатив, которые раньше оставались без внимания.

  6. Предложение определенного плана действий или плана воплощения решения.

  7. Определение существенных элементов, которые должны учитываться при анализе кейса.

  8. Заметное участие в работе.

  9. Участие в подведении итогов обсуждения.

  10. Презентабельность, эстетичность проекта.

  11. Наличие схем и(или) или таблиц, оформленных на формате А-4 или в виде электронной презентации.

  12. Наличие необходимой организационно-распорядительной документации, правильность ее оформления.

  13. Соблюдение регламента работы.


При оценке работы групп (подгрупп) в открытой дискуссии используется публичное оперативное оценивание текущей работы группы (подгруппы), которое стимулирует соревновательность. Используется балльная система оценок.

Оценка по каждому из критериев проводится по 10 бальной шкале каждым из участников работы над кейсом и преподавателем. Затем количество баллов ссумируется по подгруппам, подсчитывается средняя оценка.

Студенты, набравшие 9-10 баллов, получают оценку «отлично»;

Студенты, набравшие 7-8 баллов, получают оценку «хорошо»;

Студенты, набравшие 6-7 баллов, получают оценку «удовлетворительно»;

Студенты, набравшие менее 6 баллов, получают оценку «неудовлетворительно».
^ 6. Рекомендации по взаимодействию с преподавателем.
Во время подготовки и решения кейсов студентам необходимо консультироваться у преподавателя по основным вопросам, так как данный вид работы является новым.

Преподаватель играет роли эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире научной информации.
Основными принципами взаимодействия преподавателя и студентов являются:

  • принцип партнерства и сотрудничества, базирующийся на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций.

  • принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт - метод case-study значительно расширяет пространство творчества, охватывающего деятельность по созданию кейса как уникального интеллектуального продукта, проектирование процесса обучения, совершенствование технологии его преподавания, вовлечение в творчество студентов, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения.

Преподаватель и студенты должны быть достаточно эмоциональными в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, обеспечивать соблюдение личностных прав студента. Преподаватель поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации, структурирует, регламентирует во времени, координирует работу участников творческих групп.

Преподаватель выступает со вступительным и заключительным словом, организует дискуссию или презентацию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.


7. Литература.
7.1.Рекомендуемая литература.

  1. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. М.: 2009.

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс». М., 2009.

  3. Герчикова И.Н. Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, 2010.

  4. Кавирченко Л.К. Управление общением – М.: ИНФРА-М, 2009.


^ 7.2. Используемая литература.


  1. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. М.: 2009.

  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Изд-во «Питер», 2011.

  3. Кравченко А.И. Управление в социальных системах – М.: «Академический проект», ЛОГОС, 2008.

  4. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Е.И.Комарова и А.И.Войтеко.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

  5. Попкова Е.В., Бауман М.Л. Методические рекомендации по составлению учебно-методических комплексов. – Новосибирск: НГПУ : 2010


Похожие:

Методические рекомендации по выполнению практических работ в творческих группах с использованием метода кейсов Для студентов учреждений среднего профессионального образования, iconМетодические указания по выполнению индивидуального задания для практических...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методические рекомендации по выполнению практических работ в творческих группах с использованием метода кейсов Для студентов учреждений среднего профессионального образования, iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных (практических) работ дисциплины
Решение оптимизационных задач с использованием математического пакета MathCad и эп excel
Методические рекомендации по выполнению практических работ в творческих группах с использованием метода кейсов Для студентов учреждений среднего профессионального образования, iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных (практических) работ дисциплины
Научиться форматировать текст с помощью списков и верстать страницы с использованием газетных колонок
Методические рекомендации по выполнению практических работ в творческих группах с использованием метода кейсов Для студентов учреждений среднего профессионального образования, iconМетодические указания по выполнению дипломных проектов (работ) для...
Методические указания предназначены для студентов высшего профессионального образования очной и заочной формы обучения спец. Товароведение...
Методические рекомендации по выполнению практических работ в творческих группах с использованием метода кейсов Для студентов учреждений среднего профессионального образования, iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов-заочников...
Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских зданий /базовый уровень
Методические рекомендации по выполнению практических работ в творческих группах с использованием метода кейсов Для студентов учреждений среднего профессионального образования, iconМетодические рекомендации и тематика контрольных работ
Приведены методические рекомендации по оформлению и выполнению работы, темы и планы контрольных работ по дисциплине «Культурология»,...
Методические рекомендации по выполнению практических работ в творческих группах с использованием метода кейсов Для студентов учреждений среднего профессионального образования, iconМетодические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных...
Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ составлены на основании требованиями государственного образовательного...
Методические рекомендации по выполнению практических работ в творческих группах с использованием метода кейсов Для студентов учреждений среднего профессионального образования, iconМетодические указания к выполнению практических работ по основам...
Методические указания предназначены для студентов обучающихся по профессиям
Методические рекомендации по выполнению практических работ в творческих группах с использованием метода кейсов Для студентов учреждений среднего профессионального образования, iconМетодические указания к выполнению практических работ по дисциплине: «Техническая механика»
Методические указания предназначены для студентов очной формы специальностей
Методические рекомендации по выполнению практических работ в творческих группах с использованием метода кейсов Для студентов учреждений среднего профессионального образования, iconЛитература 68 я7  б 40  Безопасность жизнедеятельности : Учеб для...
Безопасность жизнедеятельности : Учеб для студентов учреждений среднего профессионального образования / С. В. Белов [и др.]; Под...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница